Структура нравственных качеств личности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 14:04, реферат

Краткое описание

В структуре нравственных качеств личности младшего школьника В.Т. Чепиков выделил следующие компоненты: а) потребностно-мотивационный компонент, представляющий со¬бой систему доминирующих нравственных потребностей и мотивов деятельности и поведения личности младшего школьника; б) интеллектуально-чувственный компонент, определяющий уровень развития нравственного сознания младших школьников (нравственные представления, понятия, взгляды, эмоции и чувства); в) поведенческо-волевой компонент, выражающий степень сформированности и устойчивости нравственных умений, навыков и привычек, а также волевых свойств личности младшего школьника.

Вложенные файлы: 1 файл

критерии качеств2.docx

— 215.73 Кб (Скачать файл)

Нельзя допускать, чтобы  этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или  подсказанных взрослыми ответов. Нужно  детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и  аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные  мнения и сомнения позволяют воспитателю  направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию  сущности обсуждаемого вопроса. Успех  зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу.

Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут  быть успешными.

В ходе беседы важно выявить  и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

Правильное руководство  этической беседой заключается  в том, чтобы помочь воспитанникам  самостоятельно прийти к правильному  выводу. Для этого воспитателю  нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

В начальной школе этическая  беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный  путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.

Фрагмент урока  русского языка в 4 классе по теме «Склонение имён существительных»:

Работа с текстом

-Предлагаю  вашему вниманию замечательный  рассказ о Родине К.Д.Ушинского.

«Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в  ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней  говорят родным нам языком и всё  в ней для нас родное; а матерью  – потому, что она вскормила  нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как  мать защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина».

-Какими  словами  называет автор нашу страну?

-Какие строки  вы читаете с гордостью?

- Какие чувства  испытывает автор рассказа?

- Какой основной  смысл?

-Какие человеческие  качества воспитывает в нас  автор?

-Чему учит  нас Ушинский?

- Придумайте  задание по этому стихотворению,  которое относилось бы к нашей  теме урока.

(Выписать сущ. и определить  их склонение и падеж)

Пример - воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей - родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.

Психологической основой  примера служит подражательность. Благодаря  ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет  непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме - это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта  определенной личности, не простое  повторение и отражение. Подражательность - деятельность индивида. Иногда очень  трудно определить черту, где заканчивается  подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.

Младшие школьники подражают  тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших  школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой  общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. При отсутствии такого соответствия нужны специальные меры по их обеспечению. Высоконравственный, но малосимпатичный  персонаж уместно при случае наделить характеристиками и оценками, ослабляющими вызываемое им чувство неприязни, а  порочного, но полюбившегося детям  «героя» суметь доходчиво и доказательно развенчать. Столь же важно предупреждать  возможные случаи появления пассивно-созерцательных идеалов. Они служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной мечтательности.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в  жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Естественно, что воспитание зависит и от личного примера классного руководителя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.

 Методика №2: Диагностика этики  поведения

Инструкция:

Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных  предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений  не надо".

Текст:

  1. Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я…
  2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
  4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
  5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный  результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии

Третий вопрос: Отрицательный  результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и  грубости

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный  результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

 

Методика  №3: Диагностика отношения к жизненным  ценностям

Инструкция:

"Представьте,  что у вас есть волшебная  палочка и список 10-ти желаний,  выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее  выписывает на доске. 

Список желаний:

  1. Быть человеком, которого любят
  2. Иметь много денег
  3. Иметь самый современный компьютер
  4. Иметь верного друга
  5. Мне важно здоровье родителей
  6. Иметь возможность многими командовать
  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться
  8. Иметь доброе сердце
  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям
  10. Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация:

  • Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
  • Пять положительных ответов - высокий уровень.
  • 4-е, 3-и - средний уровень.
  • 2-а - ниже среднего уровня.
  • 0-1 - низкий уровень.

Методика  №4: Диагностика нравственной мотивации

Инструкция:

"Я прочитаю  вам 4-е вопроса. Вам нужно  выбрать из четырех данных  на них ответов один"

Вопросы:

  1. Если кто-то плачет, то я.
    • Пытаюсь ему помочь.
    • Думаю о том, что могло произойти.
    • Не обращаю внимания.
  1. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
    • Я скажу ему, чтобы он не приставал.
    • Отвечу, что не могу ему помочь.
    • Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
    • Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
  1. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
    • Я не обращу внимания.
    • Скажу, что он размазня.
    • Объясню, что нет ничего страшного.
    • Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
  1. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
    • Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
    • Обижусь в ответ.
    • Докажу ему, что он не прав.

 

 

Обработка результатов:

Ключ положительных  ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель  подсчитывает сумму положительных  ответов, данных учеником.

  • 4 бала - высокий уровень
  • 2, 3 бала - средний уровень
  • 0, 1 бал - низкий уровень

 

 

Диагностика этики поведения была проведена в конце 4 класса, т.к. рекомендуется специалистами для детей возраста 10-11 лет. Результаты оказались положительные:

помощь и сочувствие в  первом вопросе; отсутствие агрессии злости во втором вопросе; поведение, построенное  на равноправных отношениях, открытая позиция в третьем вопросе; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии в четвёртом вопросе; тактичное и мягкое высказывание своего пожелания.

Результаты диагностики нравственной мотивации, отношения к жизненным ценностям, нравственной самооценки представлены в виде диаграммы, в которой на оси значений взяты единицы от 0 до 100, а на оси категорий – классы от 1 до 4.

 

 

 

 

Итоги проведённой диагностики:

На диаграмме можно  видеть, что общий уровень нравственной воспитанности с каждым годом  повышался.

 

Нравственная мотивация, выделенная серым цветом, достигла самого высокого уровня – 100%. Хотелось бы отметить, что во втором классе желание  быть добрыми, чуткими, воспитанными людьми значительно усилилось (это видно  на диаграмме).

 

Уровень отношения к жизненным  ценностям   рос постепенно и  достиг 65%, что соответствует уровню выше среднего. Всё-таки материальные ценности для детей очень важны (например, компьютер или деньги).

 

85% – выше среднего уровня  – это результат развития нравственной  самооценки.

 

 

 

 

Выводы о результатах проведённой  работы.

 

       Проблему  формирования духовно-нравственной  личности учёные изучают уже  очень давно. За это время  уже сформировалось понятие о  морали и моральном поведении  человека. Вопрос оставался в  том, как сформировать нравственное  поведение человека.

Смысл моей работы по становлению  духовно-нравственной личности состоит  в том, чтобы помочь ребёнку продвинуться от элементарных навыков поведения  к более высокому уровню, где требуется  самостоятельность принятия решения, выбор моральных принципов, убеждений  и поступков по отношению к  близким и незнакомым людям.

       Я считаю, что работа проведена большая  и сложная. На протяжении 4 лет   мои ученики упорно шли к  достижению поставленной цели  – стать духовно-нравственными  людьми.

       Результаты  диагностических методик показал,  что у ребят сформировалась  устойчивая нравственная мотивация,  из чего можно сделать вывод,  что в дальнейшем они будут  самосовершенствоваться в данном  направлении. Дети научились анализировать,  объективно оценивать своё поведение  и поведение других людей (диагностика  нравственной самооценки). Наблюдения  мои и других взрослых, а также  анализ поступков показали, что  у учащихся сформировались такие  качества, как доброта, отзывчивость, искренность; дети научились тонко  чувствовать других людей, умеют  сопереживать и охотно приходят  друг другу на помощь.  

       В работе  не было всё гладко. Встречались  трудности. Самое большое противоречие  возникло в вопросе об отношении  к жизненным ценностям. Наряду  с духовными ценностями большое  место в представлениях многих  ребят имеют материальные ценности (желание иметь самый дорогой  мобильный телефон, приобрести  современный компьютер, получить  на день рождения деньги и  т.д.) Я думаю, здесь играет немалую  роль социальная обстановка в  нашей стране, антидуховная пропаганда средств массовой информации и, всё таки, не всегда нравственная социальная среда, в которой пребывает ребёнок. К сожалению, не все родители сами обладают качествами духовно-нравственной личности, или не осознают важность развития этих свойств личности у собственных детей, или очень заняты добыванием материальных благ, не замечая свою духовную бедность.

Информация о работе Структура нравственных качеств личности младшего школьника