Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 14:04, реферат
В структуре нравственных качеств личности младшего школьника В.Т. Чепиков выделил следующие компоненты: а) потребностно-мотивационный компонент, представляющий со¬бой систему доминирующих нравственных потребностей и мотивов деятельности и поведения личности младшего школьника; б) интеллектуально-чувственный компонент, определяющий уровень развития нравственного сознания младших школьников (нравственные представления, понятия, взгляды, эмоции и чувства); в) поведенческо-волевой компонент, выражающий степень сформированности и устойчивости нравственных умений, навыков и привычек, а также волевых свойств личности младшего школьника.
Условие овладения младшими школьниками системой знаний, умений и навыков обеспечивали через организацию в школе различных по содержанию видов трудовой деятельности с учётом индивидуальных интересов младших школьников; использование специальных форм, методов, средств, стимулирующих ценностно-ориентированную трудовую деятельность младших школьников. Условие мотивационно ценностной ориентации младших школьников на труд обеспечивали через демонстрацию ученикам значимости и ценности различных видов деятельности (умственной, физической, творческой и др.); насыщение пространства школы информацией об организуемой полезной трудовой деятельности. Условие взаимодействия школы, семьи и социальной среды обеспечивали через повседневное взаимодействие в трудовой деятельности всех участников (учеников, педагогов, родителей) образовательного процесса; демонстрацию учащимся ценности труда разных слоёв населения. Условие обеспечения преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой предполагало сотрудничество воспитателей и учителей начальных классов. Анализ программного содержания, целенаправленные наблюдения за деятельностью старших дошкольников и младших школьников, лекторий, проведение круглых столов, семинаров, консультаций позволили скоординировать усилия педагогов. Изучение и учёт достигнутого уровня трудолюбия младшими школьниками обеспечивали через информирование всех участников образовательного процесса о результатах осуществляемой учениками трудовой деятельности; выявление уровня сформированности трудолюбия младших школьников (в конце каждого учебного года).
При выборе
форм и методов организации
Обобщение
результатов опытно-
Таким образом, практическая значимость исследования подтверждается увеличением числа учащихся экспериментальных классов на достаточном (высоком) и нормативном (среднем) уровнях сформированности трудолюбия.
На диаграмме 1 представлены сравнительные результаты констатирующего (1 кл.) и контрольного (3 кл.) этапов экспериментов.
Диаграмма 1
Сравнительные результаты
уровня сформированности трудолюбия у младших школьников
Анализ
результатов опытно-
В заключении делаются выводы по проведённому исследованию:
- установлено, что трудолюбие – это качество личности, которое проявляется у детей в младшем школьном возрасте в ценностном отношении к труду и характеризуется осознанием личной и общественной значимости трудовой деятельности, достаточной осведомлённостью о разных видах труда и осмысленностью собственных действий;
- выявлены особенности формирования трудолюбия у младших школьников, которые предполагают осознание учениками нравственной пользы труда и освоения позиции субъекта трудовой деятельности;
- определены критерии сформированности трудолюбия у младших школьников: знания о труде, отношение к труду как к ценности, эмоционально положительное отношение к различным видам труда, трудовые умения и навыки, опыт нравственного поведения в труде, умение осуществлять самоконтроль и самооценку труда; определены уровни сформированности трудолюбия у младших школьников: исходный (низкий), нормативный (средний), достаточный (высокий);
- построена
модель процесса формирования
трудолюбия у младших
- обоснованы
педагогические условия,
В приложениях представлены исследовательский инструментарий, методические разработки.
Перспективу исследования проблемы формирования трудолюбия мы видим в выявлении эффективных способов формирования «умственного» трудолюбия младших школьников; в определении преемственности в формировании ценностных основ трудолюбия у школьников средних и старших классов в системе непрерывного образования; в подготовке будущих учителей начальных классов к решению вопроса формирования трудолюбия у младших школьников.
Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях автора.
В периодических изданиях, рекомендуемых ВАК:
В других изданиях:
2. Питенко
С. В. Сущность и особенности воспитания
трудолюбия как нравственного качества
личности / А. А. Огородников, С. В. Питенко
// Вестник Пермского государственного
педагогического университета. – 2006. –
№ 10. – С. 8 – 14.
3. Питенко
С.В. Воспитание трудолюбия у детей дошкольного
и младшего школьного возраста / С. В. Питенко
// Учёные записки: материалы IX-X научно-практической
конференции преподавателей-предметников,
студентов СГПИ и школьников. Ч. 1. Педагогика,
частные методики. – Соликамск:
Изд-во СГПИ, 2004. – С. 112 – 117.
4. Питенко
С.В. Воспитание трудолюбия у младших школьников
/
С.В. Питенко // Социально-педагогическая
и психологическая поддержка развивающейся
личности в системе непрерывного образования:
материалы межрегиональной научно-практической
конференции. – Соликамск: Изд-во СГПИ,
2004. – С. 157 – 159.
5. Питенко С. В. Воспитание трудолюбия у младших школьников: метод. пособие / С. В. Питенко. – Соликамск: Изд-во СГПИ, 2007. – 95 с.
6. Питенко С. В. Выявление уровня сформированности трудолюбия у первоклассников / С. В. Питенко // Учёные записки. Проблемы и перспективы историко-культурного развития г. Соликамска: материалы XI городской научно-практической конференции преподавателей, студентов и школьников, посвящённой 575-летию г. Соликамска. Ч. 4. Педагогика, образование. – Соликамск: Изд-во СГПИ, 2005. – С. 83 – 90.
7. Питенко С. В. Использование в нравственном воспитании детей устного народного творчества в области труда / С. В. Питенко // Этнодидактика народов России: преемственность, традиции, инновации: материалы III всероссийской научно-практической конференции. – Нижнекамск: Изд-во НМИ «Чишмэ», 2005. – С. 133 – 136.
8. Питенко С. В. Роль игры в воспитании трудолюбия у детей / С.В. Питенко // Materials of final international scientifically-practical conference «The Science: theory and practice. Vol 16. Economic sciences. – Praha: Publishing House «Education and Science» s.r.o.; Prague, Czechia – Dnepropetrovsk, Ukraine – Belgorod, Russian, 2005. – P. 69 – 72.
9. Питенко С.В. Совершенствование работы по воспитанию трудолюбия у младших школьников в условиях общеобразовательной школы / С.В. Питенко // Учёные записки. Проблемы регионального образования от ДОУ до вуза в условиях Верхнекамья: материалы всероссийской научно-практической конференции преподавателей, учителей, студентов. Ч. 1. – Соликамск: Изд-во СГПИ, 2007. – С. 145 – 154.
10. Питенко
С. В. Формирование трудолюбия у младших
школьников в процессе работы над проектом
на уроках технологии / С. В. Питенко // Учёные
записки. Современное образование в Верхнекамье:
от школы до вуза: материалы юбилейной
городской научно-практической конференции
преподавателей, учителей, студентов и
школьников, посвящённой 15-летию СГПИ.
Ч. 1. Педагогика, физическое воспитание.
– Соликамск: Изд-во СГПИ, 2006. – С. 143 –
158.
11. Питенко С.В. Трудолюбие как ценностный идеал и ориентир жизнедеятельности младших школьников в группе продлённого дня / С.В. Питенко // Школьный продлённый день в третьем тысячелетии: сб. материалов краевой научной конференции. – Пермь: ПКИПКРО, 2007. – С. 19 – 20.
12. Питенко С.В. Решение проблемы воспитания трудолюбия у младших школьников в условиях группы продлённого дня / С.В. Питенко // Учёные записки Соликамского пединститута. Проблемы регионального образования в условиях Верхнекамья: материалы XIV научно-практической конференции преподавателей, учителей, студентов и школьников. В 4 ч. Ч. 1. – Соликамск: Изд-во СГПИ, 2008. – С. 249 – 253.
1.2 Методы и методики изучения ответственности.
Для изучения ответственности младшего школьника можно использовать различные методы и методики.
Изучение представлений об ответственности.
Чтобы выявить, как младшие школьники
осознают понятие "ответственность",
какого ученика они считают
Как ты понимаешь, что такое ответственность?
Какого ученика ты бы назвал ответственным?
Назови самых ответственных ребят в классе. Почему?
Назови самых безответственных ребят в классе. Почему?
Учитель фиксирует ответы и делает вывод, насколько правильно ученик понимает значение этого слова, умеет ли он оценить проявление ответственности у своих сверстников. Наши исследования показали, что младший школьник недостаточно осознает, что такое ответственность, ответственный человек. Для многих учащихся начальных классов слово "ответственность" выступает синонимом для других качеств личности (хороший, умный).
Изучение самооценки ответственности. Методика, разработанная М.В.Матюхиной, С.Г.Яриковой [ 41] , позволяет определить, как ученик оценивает свою личную ответственность. Предлагается инструкция: "Внимательно прочитай утверждения и подчеркни то, которое описывает тебя".
Я очень ответственный ученик.
Я ответственный, но не всегда.
Я не очень ответственный.
Я безответственный.
Далее учитель просит ребенка объяснить, почему он выбрал то или иное утверждение. Было выявлено, что младшему школьнику достаточно сложно отделить свой конкретный поступок от образа себя в целом: "Я хорошо решил задачу, поэтому я ответственный", "Вчера я сделал уборку в своей комнате, и меня похвалила мама", "Я безответственный, потому что потерял тетрадь по математике". Очень редко встречались ответы типа: "Я не всегда ответственный, потому что одни дела я делаю так, как нужно, другие не всегда хорошо".
Для того чтобы рассмотреть, как учащиеся начальных классов оценивают свой уровень сформированности ответственности, также можно использовать методику "Самооценка волевых качеств" М.В.Матюхиной, С.Г.Яриковой [ 41] . Методика представляет собой модифицированный вариант шкалы оценки личностных качеств Дембо-Рубинштейна. Учащимся предлагаются бланки, на которых изображена 5-ступенчатая лесенка (рис. 1). Дается инструкция: "Представь себе, что знакомые тебе сказочные персонажи расположились на 5 ступеньках лестницы так, что самые ответственные из них находятся на верхней (пятой ступеньке), а самые безответственные - на нижней (первой ступеньке)". Оговаривается, что такое "ответственность", каких людей (сказочных персонажей) можно назвать ответственными. Экспериментатор записывает или зарисовывает ответы детей, распределяя сказочных героев на пяти ступеньках. Затем предлагается задание: "А теперь обозначь "крестиком", на какой ступеньке, рядом с каким персонажем стоишь ты". Количество набранных баллов приравнивается выбранному номеру ступеньки.
Информация о работе Структура нравственных качеств личности младшего школьника