Сущность понятие и виды общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 00:04, контрольная работа

Краткое описание

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.[5]

Вложенные файлы: 1 файл

Пси.docx

— 30.15 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Нет ничего проще, а вместе с тем и сложнее, чем человеческое общение. В нем – источник  радостей и огорчений, надежд и успехов. Человек никогда не бывает один. Даже общение с машиной, по сути дела - опосредованное общение с ее создателями. Нет профессии, которая не требовала  бы общения.

 

Общение – сложный процесс  взаимодействия между людьми, заключающийся  в обмене информации, а также в  восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых  живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными  актами. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован  в качестве коммуникативной стороны  общения.  Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен  в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.[5]

 

Именно в процессе общения  усваивается опыт, накапливаются  знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды  и убеждения. Только в процессе общения  формируются духовные потребности, морально – политические и эстетические чувства, складывается характер. Общение  порождается социальными, общественными  и другими потребностями человека, проявляющимися в стремлении выполнять  совместную деятельность. Общение также  порождено мотивами, образующимися  в ходе осуществления процесса совместной деятельности.

 

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются  как личные, так и общественные отношения.[6]

 

Целью данной работы является изучение понятия общения, его функции  и видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения  стало одним из ведущих направлений  исследований в психологической  науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр  психологических исследований объясняется  изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

 

Главной задачей контрольной  работы является определить категорию  общения в психологической науке, определение его функций и  видов.

Глава 1.Понятие общения

 

Общение – сложный процесс  взаимодействия между людьми, заключающийся  в обмене информацией, а также  в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых  живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться  осознанным, связанным  вербальными  и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. В общении  можно выделить ряд аспектов[1]: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

 

Содержание общения –  информация, которая в межиндивидуальных  контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном  и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

 

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».  Здесь имеет  место тот же принцип, что уже  упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения  не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я  являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

 

Средства общения –  способы кодирования, передачи, переработки  и расшифровки информации, которая  передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование  информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и  хранения информации.

 

Общение – сложный многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого  человека.

 

Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в  том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения  друг с другом, взаимодействовали  между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию  друг друга. Поэтому психологи условно  выделяют в общении три стороны: коммуникативную, интерактивную и  персептивную.

 

Коммуникация – процесс  обмена информации. В процессе обмена информации важно, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал  свою роль. Другими словами, коммуникатор должен четко излагать необходимую  для передачи информацию, а реципиент  должен внимательно слушать, воспринимая  все сказанное партнером по общению, и только после усвоения всего  материала, он может не согласиться  с услышанным, сопоставить со своей  точкой зрения и т.д.

 

К свойствам личности, необходимым  в процессе общения, можно отнести  способность слушать, внушать, уважать  партнера по общению (ведь человека, которого уважаешь всегда выслушиваешь с большей  внимательностью, чем того, кто не заслуживает внимания), опытность, образованность и др.

 

К качествам личности, которые  напротив создают помехи коммуникации, относятся вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая самоуверенность  и высокомерие по отношению к  собеседнику (поскольку у человека с такими качествами уже изначально «притуплено» внимание к партнеру по общению, а значит и к получаемой от него информации) и др.

 

Персептивная сторона  общения включает в себя процесс  восприятия и понимания другого  человека, формирования его образа. Впечатление, которое возникает  при восприятии человека, играет важную роль в общении. На основе восприятия человека человеком формируется  представление не только о внешнем  облике, но также о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению. Интерактивная сторона  общения представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Действие является одним из главных  компонентов общения.

 

Интерактивная сторона общения  проявляется не только через обмен  информацией, но и через усилия людей  по организации совместных действий, позволяющих партнерам организовывать какую-либо совместную деятельность. К  качествам личности создающим помехи для интерактивного общения можно  отнести свойства противоположные  перечисленным, а так же замкнутость, безынициативность, безответственность, неопытность в конкретной области  и др. [1]

Глава 2.Основные функции

 

Под словом функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, понимают внешнее проявление свойств  общения, те роли и задачи, которые  оно выполняет в процессе жизнедеятельности  индивида в социуме.[5]

 

Известны различные подходы  к классификации функций общения. Одни исследователи, рассматривая общение  в контексте его органического  единства с жизнью общества в целом  и с непосредственными контактами людей и внутренней духовной жизнью человека.[3]

 

Выделяют следующие функции:

общение является формой существования  и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;

представляет собой важнейшую  жизненную потребность человека, условие его благополучного существования , обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением (подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любого возраста.

 

Перечисленные функции, учитывая их интегральный характер, являются теми факторами, которые показывают существенно  весомее роль общения для человека, чем просто передача информации. И  знание этих интегральных функций, которые  выполняет общение в процессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить причины  отклонений, нарушений процесса взаимодействия, неполноценной структуры и формы  общения, в которые была вовлечен человек на протяжении всей жизни. Неадекватность форм общения человека в прошлом  существенно влияет на его личностное развитие, определяет проблемы, которые  встают перед ним сегодня.

 

Значительная часть исследователей выделяет функции общения, связанные  с обменом информацией, взаимодействием  и восприятием людьми друг друга.

 

Так, Б.Ломов выделяет в  общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция  поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция  эмоциональной сферы человека.

 

Информационно-коммуникативная  функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический  контакт; второй уровень предусматривает  передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых  результатов).

 

Вторая функция - регуляционно-коммуникативная - заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.

 

При таких условиях проявляются  феномены, свойственные совместной деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие  феномены, как имитация, внушение и  др.

 

Третья функция - аффективно-коммуникативная - характеризует эмоциональную сферу  человека, в которой выявляется отношение  индивида к окружающей среде, в том  числе и социальное.

 

Можно привести другую, немного  подобную предыдущей, классификацию  – четырех элементную модель (А. Реан), в которой общение образует : когнитивно-информационный (прием  и передача информации), регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции  их действий), аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс  обмена и регуляции на эмоциональном  уровне) и социально-перцептивний компоненты (процесс взаимного восприятия, понимания  и познания субъектов).

 

Ряд исследователей пытается расширить количество функций общения  за счет их уточнения. В частности  А. Брудный отличает инструментальную функцию, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместной работы; синдикативную  которая находит свое отражение  в сплочения малых и больших  групп; трансляционную, необходимую  для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, сориентированную на поиск и достижение взаимного  понимания.

 

Л. Карпенко по критерию «цель  общения» выделяет еще восемь функций, которые реализуются в любом  процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:

контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения  и поддержания связи во время  взаимодействия в форме постоянной взаимо ориентированности;

информационную - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких  данных в ответ на полученный от партнера запрос;

побудительную - стимулирование активности партнера по общению, что  направляет его на выполнение тех  или иных действий;

координационную - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;

понимание - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;

амотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных  переживаний и состояний, изменение  с его помощью собственных  переживаний и состояний;

установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать  индивиду;

осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения  и т.п.).

 

Среди функций общения  ученые выделяют также социальные. Основная из них связана с управлением  общественно-трудовыми процессами, другая - с установлением человеческих отношений.

 

В образовании сообщества заключается еще одна функция  общения, которая направлена на поддержку  социально-психологического единства в группах и связана с коммуникативной  деятельностью (сущность деятельности в создании и поддержке конкретной взаимосвязи людей в группах) она допускает информационный обмен  знаниями, отношениями и чувствами  между людьми, т.е. имеет целью  передачу-восприятие индивидом общественного  опыта. Среди социальных функций  общения важны функции подражания опыта и изменения личности (последняя  осуществляется на основе механизмов восприятия, подражание, убеждение, заражение).

 

Изучение специфики общественно-политической деятельности позволяет выделить следующие  основные функции общения в этой области знания (А. Деркач, Н. Кузьмина):

 

Социально-психологического отражения. Общение возникает как  результат и как форма сознательного  отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия. Социально-психологический  характер этого отражения проявляется  в том, что прежде всего через  языковую и другие формы сигнализации, элементы ситуации взаимодействия, восприняты и переработаны отдельным человеком, становятся реально действительными  для его партнеров. Общение становится не столько обменом информацией, сколько процессом совместного  взаимодействия и влияния. В зависимости  от характера этиго взаимовлияния  происходит согласование, уточнение, взаимное дополнение содержательного и количественного  аспектов «индивидуального» отображения  с образованием групповой мысли, как формы коллективного мышления людей или, наоборот, столкновение мнений, их нейтрализация, сдерживание, как  это бывает в межличностных конфликтах и неадекватных взаимовлияниях (прекращении  общения);

Информация о работе Сущность понятие и виды общения