Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление возможностей сюжетно-ролевой игры в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать основные подходы к проблеме речевого развития в психолого-педагогической литературе.
Выделить основные этапы и показатели речевого развития детей среднего дошкольника.
Рассмотреть сюжетно-ролевую игру как средство речевого развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

Глава I. Психолого-педагогические основы речевого развития детей дошкольного возраста
1.1. Основные подходы к проблеме речевого развития в психолого-педагогической литературе……………………………..
1.2. Динамика речевого развития в дошкольном возрасте…………..
1.3. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………

Глава II. Сюжетно-ролевая игра дошкольника как средство речевого развития
Понятие и содержание сюжетно-ролевой игры………………….
Особенности развития сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте…………………………………………………..

Глава III. Исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей среднего дошкольного возраста
3.1. Исследование состояния речи детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………
3.2. Развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

syuzhetnorolevaya_igra_kak_sredstvo_rechevogo_razvitiya_dete.docx

— 173.09 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….

 

Глава I. Психолого-педагогические основы речевого развития детей дошкольного возраста

1.1. Основные подходы к проблеме речевого развития в психолого-педагогической литературе……………………………..

1.2. Динамика речевого развития в дошкольном возрасте…………..

1.3. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………

 

Глава II. Сюжетно-ролевая игра дошкольника как средство речевого развития

  1. Понятие и содержание сюжетно-ролевой игры………………….
  2. Особенности развития сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте…………………………………………………..

 

Глава   III.   Исследование   возможностей   сюжетно-ролевой   игры   в развитии речи детей среднего дошкольного возраста

3.1. Исследование состояния речи детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………

3.2. Развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………..

 

Заключение……………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………

Приложение…………………………………………………………………..

3

 

 

 

 

5

10

 

20

 

 

 

26

 

32

 

 

 

 

34

 

39

 

44

46

50


 

 

 

Введение

 

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно, кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых [20].

Она помогает малышу проникнуть в суть доступных ему явлений, удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Постоянно, находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. И одним из средств формирования речи у детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. В ней раскрываются творческие способности личности, развивается мышление ребенка, что способствует активному формированию речи детей.

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности, общения. Изменение содержания и формы детских высказываний зависит от изменения формы общения. Переход от ситуативно-деловой формы, характерной для преддошкольника, к внеситуативно-познавательной, а затем к внеситуативно-личностной предъявляет определенные требования к речи детей и стимулирует их к овладению такими ее сторонами, которые необходимы и достаточны для решения стоящих перед ребенком коммуникативных задач. Речь дошкольника приобретает функции установления социальных контактов и планирования, реализация которых обеспечивается монологической контекстной речью и формой внутренней речи. Важным направлением развития речи дошкольников является превращение ее в орудие мышления [29]. Поэтому проблема речевого развития детей является актуальной.

Объектом исследования является процесс речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

Предметом изучения выступает сюжетно-ролевая игра дошкольника как средство речевого развития.

Целью исследования является выявление возможностей сюжетно-ролевой игры в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать основные подходы к проблеме речевого развития в психолого-педагогической литературе.
  2. Выделить основные этапы и показатели речевого развития детей среднего дошкольника.
  3. Рассмотреть сюжетно-ролевую игру как средство речевого развития.
  4. Выявить возможность сюжетно-ролевой игры в становлении и совершенствовании речи среднего дошкольника.

Гипотеза: Исходя из понимания того, что сюжетно-ролевая игра является основным видом деятельности дошкольника, мы предположили, что при планомерном, целенаправленном, систематическом использовании она будет выступать эффективным средством речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и научной методической литературы по проблеме исследования; целенаправленные наблюдения; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

 

Глава I. Психолого-педагогические основы речевого развития детей дошкольного возраста

 

 

    1. Основные подходы к проблеме речевого развития в психолого-педагогической литературе

 

Внимание к вопросам развития речи в своих трудах обращали еще древнегреческие философы – Платон, Аристотель, Сократ [16].

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский (1592-1672). Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию - «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», в котором раскрыл задачи, содержание и методику воспитания детей. Развитию речи в ней посвящается целая глава.

 Коменский писал, что «человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать». До трех лет главное внимание Я.А.Коменский уделяет правильному произношению, на четвертом, пятом и шестом годах - на основе восприятия вещей - обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит.

В качестве средства развития речи Коменский предлагает использовать ритмические прибаутки, стихи, обращать внимание детей на различия между простой речью и поэзией, рекомендует учить понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных. Дает круг предметов, с которыми следует знакомить детей в соответствии с их возрастом. Коменский уделяет большое внимание наглядности, последовательности и постепенности усложнения материала [15].

Речевое развитие, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим. И.Г. Песталоцци (1746-1827) раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. Язык является необъятным искусством, которым овладел человеческий род [8].

В обучении языку он выдвинул три основные задачи:

    • обучение звуку, или средству развития органов речи;
    • обучение слову, или средств) ознакомления с отдельными 
      предметами;
    • обучение речи, или средству научиться ясно, выражаться о предметах.

Ф. Фребель (1782-1852) считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутреннего мира малыша. Задачу воспитателя Фребель видел в обогащении содержания жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок всё хорошо рассматривал, а педагог давал ему необходимый словарь. Следует обозначать словарем не только сами предметы, но и их свойства, качества, отношения предметов друг к другу. Развитие речи Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой [16].

Особая роль в создании системы первоначального обучения отечественному языку принадлежит К.Д. Ушинскому (1824-1870). В системе Ушинского можно выделить целый ряд вопросов, характеризующих её именно как систему в современном понимании: роль родного языка в жизни общества, в развитии и воспитании личности; его место в обучении; цели преподавания; дидактические принципы; средства, методы и приемы обучения родному языку и развития речи.

Свои взгляды на обучение родному языку Ушинский реализовал в учебных книгах - «Родное слово» и Детский мир». И хотя основные труды адресованы начальной школе, методические идеи, выдвинутые и обоснованные им, имеют большое значение для развития дошкольной педагогики.

В основу своей системы К.Д. Ушинский положил принцип народности. являющийся ключом к пониманию его взглядов. Учение о родном языке занимает в ней центральное место [16].

Также Ушинский доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развития речи на основе развития знаний и мышления. Он обратил внимание на психологические особенности детей дошкольного возраста, указав на образную природу детского мышления, на необходимость наглядности в работе с ними.

А.С. Симонович (1840-1933) составила словарь детской речи, написала работу «О детском языке». Особенности речи детей учитывались ею в организации работы с детьми. С младшими детьми практиковались рассматривание и рассказывание по картинкам, со старшими - чтение рассказов, статеек, сопровождавшееся беседами [1].

Е.А. Аркин подчеркивал, что «культура речи, являясь одной из основных проблем воспитания в ранние годы, представляет собой сложнейшую задачу, требующую от педагога для своего правильного разрешения большого искусства и опыта» [20]. Он приходит к выводу о необходимости руководства развитием ребенка, определения его задач.

Одним из основных средств речевого развития, наряду с наблюдением окружающей жизни, была признана художественная литература.

Е.И. Тихеева активно участвовала в разработке теории и практики на основе творческого использования классического педагогического наследия, изучения опыта детских садов в России и за рубежом, собственного педагогического опыта [35]. Основное место в ее педагогической деятельности заняли вопросы речевого развития детей. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания.

Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляю  следующие положения:

  • развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием.
  • речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками.

Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей;

  • речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самостоятельной деятельности в области языка;
  • руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни;
  • обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников;
  • развитие речи связано со всеми педагогическим процессом детского сада.

Е.И.Тихеева [31] определила основные задачи работы по развитию речи детей в детском саду:

    1. развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха;
    2. накопление содержания речи:
    3. работа над формой речи, её структурой.

Наиболее полно ею разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинкам, из опыта и др.

Е.А. Флериной [34] принадлежит заслуга разработки общих основ эстетического воспитания дошкольников. Она обращает внимание на «правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи», «чистое произношение», на использование художественной литературы как метода речевого развития. Основными видами речевой работы с детьми признаются разговор, беседа, рассказывание и художественное чтение. В более поздних трудах говорится об игре и других средствах развития речи.

В «Руководстве для воспитателя детского сада» [16] развитие речи детей впервые выделяется в самостоятельный раздел. Главное внимание в Руководстве уделялось культуре речевого общения, выразительности детской речи. В качестве основного средства решения задач выдвигалось чтение и рассказывание детям.

В обобщении опыта работы воспитателей по родному языку заметную роль сыграла О.И. Соловьева. На основе обобщения опыта и собственных исследований она опубликовала методическое пособие «Родной язык в детском саду», в котором охватываются разные стороны речевого развития, раскрывается методика развития речи в возрастных группах [1].

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития