Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 08:30, дипломная работа
На сегодняшний день в психологии в сфере эмоций начинаются глобальные исследования, так как это задатки чувств. И речь идёт о том, как человек эмоционально реагирует на предложенные жизнью обстоятельства. Мы привыкли говорить о том, что мы радуемся, боимся, сердимся - все эти действия выражают состояние нашей души. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но как говорят последние исследования в этой теме - эмоции это предшествующее состояние. В начале мы эмоционально реагируем, а потом у нас возникает какое - то чувство. Поэтому мне и захотелось заняться этой проблемой, и каким - то образом объяснить состояние человеческих эмоций.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Псехолого-педагогические основы эмоционального развития младших школьников……………………………………...6
1.1 Представления детей об эмоциях в онтогенезе………………6
1.2 Эмоции: понятие, виды……………………………………….11
1.3 Психология эмоций: новый подход………………………….19
1.4 Эмоциональная устойчивость, пути ее повышения………...24
1.5 Функции эмоций………………………………………………31
1.6 Игра: понятие………………………………………………….37
Выводы по главе 1……………………………………………………..42
Глава 2 Экспериментальная работа по эмоциональному развитию младших школьников через сюжетно-ролевую игру..43
2.1 Диагностика эмоций младших школьников………………...43
2.2 Методика развития эмоций личности через сюжетно-ролевую игру………………………………………………………51
2.3 Стабильность проявления эмоций личности………………..54
Выводы по главе 2……………………………………………………..60
Заключение……………………………………………………………..61
Список литературы……………………………………………………63
Приложения…………………………………………………………….65
Смущение ограничивает любознательность и препятствует исследовательскому поведению. Если положительные компоненты смущения могут исполнять адаптивные функции, то отрицательные компоненты обнаруживают тесную связь с тревогой и депрессией.
9.Эмоция стыда.
Переживая стыд, человек опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза и заливается стыдливым румянцем. Стыдливый румянец зачастую обостряет переживание стыда, поскольку привлекает к лицу внимание как самого человека, так и окружающих его людей. Манифестация стыда происходит тогда, когда человек находится в окружении других людей. Причём присутствие людей обычно и провоцирует переживание стыда, однако возможны ситуации, когда человек переживает стыд в полном уединении. Беспокойство пристыженного человека о том, какое впечатление он произведёт на окружающих, его озабоченность социальной оценкой почти всегда сопровождают переживание стыда. Стыд заставляет человека почувствовать себя ничтожным, беспомощным и несостоятельным, проигравшим неудачником. Иногда парадоксальным образом даже искренняя похвала может вызвать у человека стыд. Способность к стыду означает, что индивид склонен учитывать мнения и чувства, окружающих его людей, таким образом, стыд способствует большому взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми. Для противостояния стыду люди используют защитные механизмы отрицания, подавления и самоутверждения. Человек, не способный противостоять переживанию стыда, почти обречён на печаль и даже на депрессию. Стыд вызывает обострённое внимание индивида к самому себе, а значит, последующее осмысление ситуации вызывавшей стыд.
10.Эмоция вины.
Вина, в соответствии с теорией дифференциальных эмоций, играет ключевую роль в процессе становления совести.
Стыд и вина часто идут рука об руку. Стыд предполагает возможность реального или воображаемого наказания. Исходящего от окружающих людей, в то время как переживание вины - результат самонаказания, что, однако, не исключает участия внешних воздействий. Человек испытывает вину вследствие нарушения этических, моральных и религиозных стандартов. Испытывая вину, человек низко склоняет голову или прячет глаза. Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку или к самому себе. В эмоциональном профиле для ситуаций вины обнаруживаются относительно высокие показатели эмоций печали и страха. Эмоция страха очень часто переживается одновременно с эмоцией вины. Для переживания вины характерны высокая степень напряжения, умеренная импульсивность и снижение уверенности в себе. Прямой дорогой к желаемому результату - к становлению зрелой совести и формированию адекватных порогов переживания вины -может стать разумное сочетание разнообразных воспитательных воздействий, в числе которых необходимо отметить угрозу лишения одобрения и любви, пробуждения и сочувствия, научение осознанию собственной роли в огорчении другого человека [11].
1.3 Психология эмоций: новый подход
Несмотря на важность эмоциональной сферы для личности, исследований в этой области сравнительно немного. Со времён В. Джемса в психологии, особенно зарубежной, предложено немало теорий, призванных объяснить природу эмоций и их происхождение. В каждой из них есть рациональное звено.
Попытка К. Изард разработать в рамках «Теории дифференциальных эмоций» Новый, более широкий подход к проблеме не дала значительных результатов: выделение десяти фундаментальных эмоций и трёх их относительно автономных детерминант (нейронной активности мозга и соматической нервной системы; деятельность мускулатуры, мимики, пантомимики; субъектного переживания) не обеспечило исследователю возможности получить теоретический ключ к анализу специфики психологических механизмов взаимодействия человека с окружающим миром, обусловливающих возникновение эмоций.
В нашей стране определённый вклад в разработку теорий эмоций внёс П.В Симонов [30]. Его информационная парадигма близка к когнитивистским подходам, зародившимся в шестидесятые годы в США (И.В. Арнолд, С. Шехтер, С. Вейленс, Р. Лазарус и др.). Но такие подходы не получили достаточно широкого признания ни у нас, ни на Западе. В последнее время эмоции становятся всё чаще предметом специальных исследований и обсуждения их в контексте с другими проблемами. Мы подробно рассмотрим здесь механизмы психогенеза трёх групп эмоций, в которых находят отражения основные положения этой концепции, а именно радости, интерес и страдания.
Радости и интерес.
Едва ли надо говорить о
том, какое огромное значение для
человека имеют радости, украшающие
его жизнь. Радость-главное
Радость является сложным
чувством. Механизмы психогенеза
радости надо чётко отличать
от механизмов её проявлений.
В раскрытии этих механизмов
существенную роль могут
Эмоции уходят генетическими
корнями в процесс
Потребности, имеющие форму устремлений, обладают определённой структурой. В ней выделяются влечения, желания, стремления, страсти, обладающие разной силой. Есть слабенькие влечения и желания, есть очень сильные, проявляющиеся как радующие неукратимые стремления и страсти. Радующий потенциал устремлений зависит от их силы, которая, в свою очередь, определяется рядом факторов. Важный фактор - субъективная ценность предмета устремлений. Ценность может быть высокой и низкой. Это зависит от количественно-качественных характеристик ценности, от формы её психической репрезентации.
Сила переживаемой радости во многом определяется и характером динамики ценностных барьеров. По этому признаку можно выделить восходящую и нисходящую, пологую и крутую динамику. Радости тем больше, чем круче восходящая динамика. Пологая динамика воодушевляет мало или не замечается вовсе. Но особенно важна маятниковая динамика. Крутая контрастная динамика обостряет и драматизирует переживания до предела - сильная радость сменяется сильными огорчениями. Повторные переживания не ослабляют, а накаляют эмоции.
Время от времени создание ситуации крутых контрастных барьеров выступает как один из методов эмоциональной встряски апатичной, скучающей личности. Существенное преимущество маятниковой динамики барьеров: они помогают удерживать радость «на плаву» в течение длительного времени, а при оптимальной частоте колебания - чуть ли не навсегда.
Маятниковые барьеры - важные
факторы поддержания бодрости, а
в мягких вариантах - радостного настроения.
Если взять содержательную сторону
источников радостей, то здесь безусловными
лидерами являются человеческие отношения
и деятельность [26]. Устойчивый интерес
проявляется в страстной
В ожиданиях есть две стороны - ценностная и познавательная. Первая, ориентирована на свойство объекта удовлетворить какую - то потребность, вторая - на его сигнальные опознавательные признаки (форму, цвет, величину и т.д.). Ожидание - это прогностическое, вероятностное отношение к миру, к различным объектам, к их динамике. Ни одно устремление не функционирует в отрыве от ожиданий. Ожидания бывают бодрые и тревожные. В первом случае ожидается положительно-эмоциональный, желаемый результат, в последнем - нежеланный.
Интерес генетически связан с бинарной структурой устремлений. Часто он возникает в ситуации позитивной неопределённости. Человек ждёт привлекательной ценности, но ещё не уверен в успехе, не знает её значимых параметров. Если нет никакой надежды на удачу, интерес пропадает. Кроме интереса в ценностной интриге есть момент сильного напряжения. Отдели от устремления его спутников - позитивное ожидание и неопределённость и от интереса ничего не останется. Назовём этот вид интереса ценностно - познавательным .
Познавательный интерес
- разновидность интриги, проявляющейся
в любопытстве и удивлении, вызванной
неопределённостью информации, её противоречивостью.
Сквозной характеристикой интереса
является высокий уровень его
эмоционально-энергетического
Третий вид интереса - интерес-радость. Мы можем точно знать, какая ценность нас ожидает, но радоваться её приближению. Так, мы с радостным волнением ожидаем встречи с любимым человеком. Здесь есть лишь ценностный барьер, но нет интриги.
Есть ещё интерес-удовольствие.
Мы с удовольствием слушаем
Интерес наслаждения - интерес-радость
и интерес-удовольствие. Ценностная
и информационная интрига - это интерес
в узком значении, более привычном.
Назовём его интересом-
Среди всех видов интереса наиболее распространён ценностно- познавательный, который встречается почти во всех сферах деятельности. Ценностно-информационных барьеров особенно много в творческой деятельности, когда результатом является новый продукт или новый, более рациональный способ деятельности.
Ценностно-познавательный интерес возникает повсюду. Даже такая прозаическая ценность, как зарплата, может заинтересовать работника, если он верит: коль потрудиться хорошо, то и заплатят хорошо. Познавательный интерес силён в творчестве, особенно в науке, а также у детей младшего возраста, в частности - у малышей - «почемучек», часто сталкивающихся с познавательными барьерами.
Два главных вида интереса
- интерес-интрига и интерес-
Т.О. психогенез радости тесно связан с преодолением барьеров. Можно утверждать, что к этому механизму причастны и биологические барьеры. Устранение боли, голода, холода, жажды, усталости и других физических страданий тоже сопровождается радостью. Как известно, в здоровом теле - здоровый дух. Доставляют радость и эстетические и другие духовные ценности.
Механизмы радости разнообразны. Их более полное раскрытие - дело дальнейших исследований.
1.4. Эмоциональная устойчивость, пути её повышения.
Теоретический анализ проблемы эмоциональной устойчивости обнаружил следующую тенденцию в методологии её изучения. Хотя многими исследователями признаётся решающее значение для ЭУ таких параметров, как интенсивность и знак переживаний, эмоциональная реактивность, в работах последних лет [25] ЭУ описывается как наименее эмоциональное, наименее формируемое и развиваемое качество личности. При рассмотрении вопроса о её развитии преувеличивается роль биологических факторов. Поэтому становление ЭУ идёт стихийно, не выступая в практике предметом целенаправленной систематической работы психологов и педагогов. Такое положение обусловлено следующими причинами :1)широко распространённы суждением о дезорганизующем влиянии эмоций, якобы не способных регулировать напряжённую деятельность, 2) существующим множеством разнообразных определений понятия ЭУ, разноуровневых факторов и критериев,3) отсутствием чёткого методологического подхода к описанию ЭУ как целостного процесса эмоциональной саморегуляции человеком напряжённой деятельности.
Определяют ли эмоциональные
механизмы напряжённой
Значение адекватного
ответа на поставленный вопрос обусловливается
множеством причин. Среди них: высокий
динамизм развития производственной жизни
нашей страны, непрерывное повышение
напряжённости процесса реализации
человеком учебной, трудовой, спортивной
и других видов деятельности, ломка
устоявшихся стереотипов
Основной методологический принцип нашего исследования состоял в изучении не как частного и второстепенного фактора продуктивности напряжённой деятельности, который «действует» наряду с другими, а как результата функционирования целостной системы саморегуляции, интегрально характеризующей особенности отражения в результаты этого отражения в деятельности [17,6, 13]отсюда необходимость выявления принципов, закономерностей механизмов, путей развития сложной системы эмоциональной саморегуляции напряжённой деятельности, благодаря которой сохраняется высокий уровень ЭУ. Поставлена цель - рассмотреть саморегуляцию напряжённой деятельности как целостную систему, установить связь уровня эмоциональной саморегуляции с прдуктивностью напряжённой деятельности, выявить зависимость ЭУ от особенностей эмоциональной саморегуляции.
Информация о работе Сюжетно - ролевая игра как средство эмоционального развития младших школьников