Темперамент в профессиональной деятельности и управленческом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение роли темперамента в профессиональной деятельности и управленческом общении. Цель работы будет достигаться путем решения следующих задач:
1) Определение понятия темперамент и его свойств,
2) Рассмотрение основных теорий темперамента
3) Описание основных типов темперамента

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1 Общая характеристика темперамента................................................................5
1.1Темперамент: понятие, теории, свойства, значение в жизнедеятельности человека....................................................................................................................5
1.2 Характеристика типов темперамента............................................................13
2 Темперамент: управленческий аспект..............................................................22
2.1 Руководитель как носитель темперамента: особенности проявления каждого типа..........................................................................................................22
2.2 Взаимодействие руководителя с подчиненными разных типов темперамента.........................................................................................................30
Заключение.............................................................................................................43
Список используемой литературы.......................................................................44

Вложенные файлы: 1 файл

SiPU_kursovaya.docx

— 94.27 Кб (Скачать файл)

Руководителю – холерику нравится, когда его сотрудники похожи на него. Если он сам проводит собеседование с кандидатами, то принимает на работу преимущественно холериков.

К примеру, чтобы произвести впечатление на руководителя – холерика необходимо говорить быстро, уверено, так как медлительность его раздражает. На такого руководителя произведет впечатление  ваше упорство, полная отдача работе, поскольку  почти все холерики – трудоголики.

Пример, иллюстрирующий неэффективное взаимодействие с руководителем – холериком: «Собеседование, руководитель с ярко выраженным холерическим типом темперамента (громкий голос, ему сложно усидеть на одном месте, он часто меняют  позы, можно заметить неровность в настроении, импульсивен и вспыльчив) выбирает себе заместителя. В кабинет заходит потенциальный сотрудник Иван Иванович, поздоровавшись, заметно нервничая, он не глядя на работодателя садится на предложенное место. Руководитель задает вопрос: «Что Вы могли бы предложить, для того чтобы повысить конкурентоспособность нашей кампании?» Иван Иванович, неготовый к такому вопросу растерялся: «Пожалуйста, повторите вопрос еще раз». Руководитель: «Что Вы могли бы предложить, для того чтобы  повысить конкурентоспособность нашей кампании?» Иван Иванович: «Я...эээ...на прошлом рабочем месте разрабатывал кое-какие программы...поэтому у меня есть опыт работы...ммм...правда сейчас, сходу, я  не могу ничего предложить...». Ошибка Ивана Ивановича в том, что при  общении с руководителем-холериком нужно быть уверенным в себе, быстро, громко, четко и недвусмысленно отвечать на вопросы. Руководители-холерики не переносят когда их не слушают и по нескольку раз переспрашивают.   Руководители с холерическим темпераментом, как и все холерики любят инновации, поэтому, чтобы произвести хорошее впечатление, необходимо высказывать свои идеи, так Вы зарекомендуете себя как  инициативного и хорошего специалиста.

Руководитель – флегматик: сильные стороны руководителя-флегматика: усидчивость, выдержка, умение долго сохранять значительное напряжение. Готовится к работе обстоятельно и тщательно, врабатывается сравнительно долго. Наиболее успешно справляется с монотонной, однообразной работой. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Как правило, доводит начатое дело до конца. Высоко продуктивен в деятельности, которая требует методичности, точности, пунктуальности. Такие руководители не подходят для организаций, где необходимо быстро приспосабливаться к изменениям, при перемене условий труд таких менеджеров или руководителей продуктивен только в том случае, если новые методы и способы деятельности основаны на хорошо проверенных, знакомых, испытанных ими решениях. Инновации применимы только тогда, когда они методично, детально, последовательно расписаны. Минус руководителя-флегматика в том, что он консервативен и не любит инновации и вносить какие-либо изменения в свою работу. Он долго усваивает новую информацию, долго думает, когда принимает решение, тщательно анализируя все «за» и «против».

Менеджеру с флегматическим темпераментом свойственны надежность в службе и работе, уверенность  и самообладание, упорство и настойчивость, умение терпеть и безропотно переносить тяготы и лишения, авторитетность среди  подчиненных, желание оказать им любую помощь, постоянство в дружбе с одним или двумя коллегами, в сложных условиях действует бесстрашно, не страшится эмоциональных перегрузок, в конфликты не вступает, стремится до конца выполнить намеченное. [8, 129]

Как правило, руководителя с  флегматичным темпераментом можно  определить по  мягким  и неторопливые движения, негромкому голосу. Он никогда  не перебивает собеседника, умеет внимательно  выслушать и кивает в знак согласия. Неконфликтный, старается избегать столкновений с коллегами. Малообщительный, молчаливый, немногословный. Закрытый, без особого интереса к неформальным отношениям в компании. Гуманный, внимательный к подчиненным. Стремится реализовать принцип справедливости.

На совещании, если руководитель-флегматик  выступает с докладом или речью, говорит медленно, часто неэмоционально, с паузами. Когда выступают подчиненные, спокойно сидит и слушает, может  прикрыть глаза и как бы задремать, но неожиданно резко задает важные вопросы по недостаткам. Не любит  поспешности и неряшливости в  работе подчиненных. Отчеты просматривает  от первой до последней страницы. Может  проявить раздражение за плохое оформление документов, требуют аккуратности и  от подчиненных.

К примеру, чтобы произвести впечатление на руководителя-флегматика, не следует суетиться, засыпать его  информацией, много шутить. Лучше  всего спокойно, как можно короче, логичнее и систематизирование излагать свои мысли. Такого руководителя не стоит  беспокоить по незначительным вопросам, поскольку отвлекаясь, ему потом  сложно возвращаться к  работе.

Пример, иллюстрирующий неправильное взаимодействие с руководителем-флегматиком Анатолием Анатолиевичем. «Инициативный менеджер по персоналу Марина Сергеевна разработала новую мотивационную программу, и  поспешила познакомить руководителя-флегматика со свой разработкой. «Здравствуйте, Анатолий Анатолиевич! Знаете, наша программа уже давно устарела и не  мотивирую сотрудников на повышения эффективности работы... я разработала новую, посмотрите пожалуйста». Ошибкой в данной ситуации является то, что менеджер по персоналу, не учла того, что ее непосредственный руководитель флегматик и не любит без основательных изменений и нововведений. Для того, чтобы программа была принята Анатолием Анатолиевичем, Марине Сергеевне необходимо было опросить сотрудников о старой программе мотивации, спросить о пожеланиях, и вместе с программой в наглядной форме продемонстрировать результаты опроса и подробно рассказать о достоинствах свой программы, о том каковы будут затраты на ее внедрение и через какое время она себя оправдает.

Руководитель-сангвиник: этого руководителя отличает громкая, быстрая, отчетливая речь с живой мимикой,  бодрость, жизнерадостность и оптимистичность. Он любит общаться с коллективом, но может быть и  «толстокожим»: любит подшучивать над коллегами, не задумываясь, приятно им это или нет. Высокая общительность способствует получению самой обширной и разнообразной информации в группе, что дает возможность широкого влияния на поведение подчиненных. Быстро устанавливает социальный контакт, без затруднений находит точки соприкосновения с новыми людьми для общения; и поэтому у него широкий круг знакомств; не чувствует скованности в новой обстановке, она его только  бодрит.

Руководитель-сангвиник  имеет дружеские отношения на работе, но всегда помнит о рабочих  целях.  Такой руководитель справедлив, профессионален, умеет руководить. Сангвиник не придерживается какого-то определенного стиля управления. Он решает по ситуации,  к какому стилю прибегнуть и может быть как авторитарным, так и дипломатичным руководителем. 

Такой руководитель надежен  в любой работе, кроме монотонной, однообразной и медлительной. Ему  по душе живая, подвижная работа, требующая смекалки и находчивости. Настойчиво и терпеливо добивается своей цели. Неудачи и ошибки его не расстраивают. Предпочитает самостоятельность и свободу действий. [8,161]

Поведение и деятельность менеджеров и руководителей данного  типа темперамента обычно хорошо организована и продумана, характеризуется четкостью  в постановке задач, систематичностью. Их способность действовать целенаправленно, подчинять работе всего себя, не ставить работу в зависимость  от своего настроения создают необходимые  предпосылки для выполнения организаторской  деятельности.

Руководители-сангвиники обычно обладают значительными творческими  возможностями и большой работоспособностью. Они легко усваивают нормы  и стандарты поведения, принятые в данной социальной группе, включаются в групповую деятельность. Для  них также характерны быстрое  переключение с одного вида работы на другой, освоение и перестройка  навыков.

Менеджеру с сангвиническим темпераментом так же присущи  такие положительные качества, как  целеустремленность и настойчивость, большая подвижность и легкая приспособляемость к новой обстановке, умение четко и уверенно действовать  в сложных условиях, сосредоточенность  внимания, высокая продуктивность при  динамической работе, склонность к  юмору, общительность и коллективизм, умение быстро найти контакт с  подчиненными и завоевать авторитет. [8,161]

Такие руководители хорошо и технично делегирует задачи подчиненным, всегда сохраняя свою управленческую позицию. Он вообще интересуется технологиями. Сангвиник - руководитель любит учиться, но не отвлеченным предметам, а практическим, близким к его работе. Ему нравится развивать конкретные навыки и сразу же применять их в работе. У менеджера-сангвиника могут проявиться такие отрицательные качества, как формальное отношение к своим обязанностям при потере интереса к службе, упрямство и раздражительность в ответ на критику, ненадежность в дружбе, неосмотрительность и беспечность в опасных условиях.

Руководитель-меланхолик. В  отличие от трех предыдущих типов  руководители с таким темпераментом  встречаются довольно редко. Такие  руководители работают успешно только в спокойной и безопасной обстановке, поэтому в компаниях, где предполагается высокая активность, напряженность  и умение быстро принимать решения  в соответствии с изменениями  внешней среды, не подходят, как и  руководители флегматики. Они  долго  переживают ошибки и неудачи, проявляют  повышенную обидчивость, склонны во всем винить себя. Кроме того, в кризисных  и стрессовых ситуациях у них  проявляется высокая тревожность. Рисковать они не любят. И все же, руководители-меланхолики встречаются в отделах, требующих высокой креативности в работе, например, там, где работают дизайнеры, маркетологи, рекламщики, сотрудники по связям с общественностью. Дело в том, что нередко они обладают творческими способностями и интуицией, поэтому их лидерство в таких отделах бывает очень эффективным. Кроме этого, руководители-меланхолики ценят позитивную атмосферу на работе, поэтому много усилий они предпринимают по формированию в компании или подразделении эффективной корпоративной культуры. Руководителям – меланхоликам, как и всем представителям данного темперамента, очень сложно дается смена обстановки, необходимость знакомства с новыми людьми, смена коллектива может стать для них настоящим испытанием. Врабатывается относительно медленно, ритм работы сохраняет недолго, с «затуханиями». Руководитель-меланхолик   старается погружаться в начатое дело с головой, уходя в себя. Может отвлекаться в мыслях или на незначительные внешние раздражители, допуская ошибки. Успешно работает в одиночку, без частых контактов. Большое значение имеет для него настроение. Их труд наиболее продуктивен там, где нужны высокая чувствительность, вдумчивость, осторожность. Самооценка меланхолика, как правило, заниженная, что не дает им возможности достаточно полно раскрыть имеющиеся возможности, умения, навыки, способности.  Среди подчиненных часто авторитетом не пользуется. Редко спорит, в конфликтах участия не принимает.

Если же человек с меланхоличным  темпераментом работает начальником, обычно он бережно относится к  своим подчиненным: не кричит на них, не унижает и не оскорбляет.

Менеджер со слабым меланхолическим  темпераментом отличают добросовестность, усердие, старание. Ему свойственны  исполнительность, повышенное чувство  ответственности, принципиальность, справедливость, отзывчивость. Среди типичных недостатков  в деятельности и общении такого руководителя можно наблюдать быструю  утомляемость, нерешительность и  осторожность, замкнутость и необщительность, малую инициативность и подверженность чужому влиянию, пессимизм. [8,124]

 

 

2.2 Взаимодействие руководителя  с подчиненными разных типов  темперамента

Подчиненный холерик. Для  непосредственного начальника подчиненный  с таким темпераментом – удача, с одной стороны, и испытание  на прочность –   с другой. Сотрудник-холерик  – активный, инициативный и энергичный. Его не нужно подгонять, проверять  и специально мотивировать на работу: он самомотивирован на успех и  достижения. Это амбициозный специалист. Его ведущая потребность –  в новой информации и новом  опыте. Любит учиться и всегда стремится к повышению компетентности. Однако для руководителя такой сотрудник  со временем становится серьезным конкурентом.

Для наибольшей эффективности  работы подчиненному с таким типом  темперамента следует:

- давать поручения, связанные с ответственностью и самостоятельностью, применять умеренный контроль;

- поручать задачи, требующие высокой творческой активности и креативности, если подчиненный-холерик является профессионалом в определенной области;

- учитывая тот факт, что подчиненный стремится сделать карьеру и чувствовать себя значимым, создавать перспективу повышения; использовать в инновационных проектах;

- посылать в нужные командировки по завязыванию связей и контактов с клиентами и партнерами;

- организовывать общение в нейтрально-партнерском стиле, поскольку подчиненный-холерик плохо переносит власть и давление;

- холерик психологически совместим с сангвиником и флегматиком. Хотя и не рекомендуется ставит холерика с флегматиком и холерика с меланхоликом. В первом случае холерик будет раздражаться на медлительного флегматика, а флегматик – испытывать неуверенность в себе. Во втором – меланхолик будет переживать и обижаться на вспыльчивость холерика;

- учитывать, что холерик восстанавливается и отдыхает в туристических поездках и общении с большим количеством различных людей. [11, 104]

Информация о работе Темперамент в профессиональной деятельности и управленческом общении