Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение роли темперамента в профессиональной деятельности и управленческом общении. Цель работы будет достигаться путем решения следующих задач:
1) Определение понятия темперамент и его свойств,
2) Рассмотрение основных теорий темперамента
3) Описание основных типов темперамента
Введение...................................................................................................................3
1 Общая характеристика темперамента................................................................5
1.1Темперамент: понятие, теории, свойства, значение в жизнедеятельности человека....................................................................................................................5
1.2 Характеристика типов темперамента............................................................13
2 Темперамент: управленческий аспект..............................................................22
2.1 Руководитель как носитель темперамента: особенности проявления каждого типа..........................................................................................................22
2.2 Взаимодействие руководителя с подчиненными разных типов темперамента.........................................................................................................30
Заключение.............................................................................................................43
Список используемой литературы.......................................................................44
Руководителю – холерику нравится, когда его сотрудники похожи на него. Если он сам проводит собеседование с кандидатами, то принимает на работу преимущественно холериков.
К примеру, чтобы произвести впечатление на руководителя – холерика необходимо говорить быстро, уверено, так как медлительность его раздражает. На такого руководителя произведет впечатление ваше упорство, полная отдача работе, поскольку почти все холерики – трудоголики.
Пример, иллюстрирующий неэффективное взаимодействие с руководителем – холериком: «Собеседование, руководитель с ярко выраженным холерическим типом темперамента (громкий голос, ему сложно усидеть на одном месте, он часто меняют позы, можно заметить неровность в настроении, импульсивен и вспыльчив) выбирает себе заместителя. В кабинет заходит потенциальный сотрудник Иван Иванович, поздоровавшись, заметно нервничая, он не глядя на работодателя садится на предложенное место. Руководитель задает вопрос: «Что Вы могли бы предложить, для того чтобы повысить конкурентоспособность нашей кампании?» Иван Иванович, неготовый к такому вопросу растерялся: «Пожалуйста, повторите вопрос еще раз». Руководитель: «Что Вы могли бы предложить, для того чтобы повысить конкурентоспособность нашей кампании?» Иван Иванович: «Я...эээ...на прошлом рабочем месте разрабатывал кое-какие программы...поэтому у меня есть опыт работы...ммм...правда сейчас, сходу, я не могу ничего предложить...». Ошибка Ивана Ивановича в том, что при общении с руководителем-холериком нужно быть уверенным в себе, быстро, громко, четко и недвусмысленно отвечать на вопросы. Руководители-холерики не переносят когда их не слушают и по нескольку раз переспрашивают. Руководители с холерическим темпераментом, как и все холерики любят инновации, поэтому, чтобы произвести хорошее впечатление, необходимо высказывать свои идеи, так Вы зарекомендуете себя как инициативного и хорошего специалиста.
Руководитель – флегматик: сильные стороны руководителя-флегматика: усидчивость, выдержка, умение долго сохранять значительное напряжение. Готовится к работе обстоятельно и тщательно, врабатывается сравнительно долго. Наиболее успешно справляется с монотонной, однообразной работой. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Как правило, доводит начатое дело до конца. Высоко продуктивен в деятельности, которая требует методичности, точности, пунктуальности. Такие руководители не подходят для организаций, где необходимо быстро приспосабливаться к изменениям, при перемене условий труд таких менеджеров или руководителей продуктивен только в том случае, если новые методы и способы деятельности основаны на хорошо проверенных, знакомых, испытанных ими решениях. Инновации применимы только тогда, когда они методично, детально, последовательно расписаны. Минус руководителя-флегматика в том, что он консервативен и не любит инновации и вносить какие-либо изменения в свою работу. Он долго усваивает новую информацию, долго думает, когда принимает решение, тщательно анализируя все «за» и «против».
Менеджеру с флегматическим
темпераментом свойственны
Как правило, руководителя с флегматичным темпераментом можно определить по мягким и неторопливые движения, негромкому голосу. Он никогда не перебивает собеседника, умеет внимательно выслушать и кивает в знак согласия. Неконфликтный, старается избегать столкновений с коллегами. Малообщительный, молчаливый, немногословный. Закрытый, без особого интереса к неформальным отношениям в компании. Гуманный, внимательный к подчиненным. Стремится реализовать принцип справедливости.
На совещании, если руководитель-флегматик выступает с докладом или речью, говорит медленно, часто неэмоционально, с паузами. Когда выступают подчиненные, спокойно сидит и слушает, может прикрыть глаза и как бы задремать, но неожиданно резко задает важные вопросы по недостаткам. Не любит поспешности и неряшливости в работе подчиненных. Отчеты просматривает от первой до последней страницы. Может проявить раздражение за плохое оформление документов, требуют аккуратности и от подчиненных.
К примеру, чтобы произвести впечатление на руководителя-флегматика, не следует суетиться, засыпать его информацией, много шутить. Лучше всего спокойно, как можно короче, логичнее и систематизирование излагать свои мысли. Такого руководителя не стоит беспокоить по незначительным вопросам, поскольку отвлекаясь, ему потом сложно возвращаться к работе.
Пример, иллюстрирующий неправильное взаимодействие с руководителем-флегматиком Анатолием Анатолиевичем. «Инициативный менеджер по персоналу Марина Сергеевна разработала новую мотивационную программу, и поспешила познакомить руководителя-флегматика со свой разработкой. «Здравствуйте, Анатолий Анатолиевич! Знаете, наша программа уже давно устарела и не мотивирую сотрудников на повышения эффективности работы... я разработала новую, посмотрите пожалуйста». Ошибкой в данной ситуации является то, что менеджер по персоналу, не учла того, что ее непосредственный руководитель флегматик и не любит без основательных изменений и нововведений. Для того, чтобы программа была принята Анатолием Анатолиевичем, Марине Сергеевне необходимо было опросить сотрудников о старой программе мотивации, спросить о пожеланиях, и вместе с программой в наглядной форме продемонстрировать результаты опроса и подробно рассказать о достоинствах свой программы, о том каковы будут затраты на ее внедрение и через какое время она себя оправдает.
Руководитель-сангвиник: этого руководителя отличает громкая, быстрая, отчетливая речь с живой мимикой, бодрость, жизнерадостность и оптимистичность. Он любит общаться с коллективом, но может быть и «толстокожим»: любит подшучивать над коллегами, не задумываясь, приятно им это или нет. Высокая общительность способствует получению самой обширной и разнообразной информации в группе, что дает возможность широкого влияния на поведение подчиненных. Быстро устанавливает социальный контакт, без затруднений находит точки соприкосновения с новыми людьми для общения; и поэтому у него широкий круг знакомств; не чувствует скованности в новой обстановке, она его только бодрит.
Руководитель-сангвиник
имеет дружеские отношения на
работе, но всегда помнит о рабочих
целях. Такой руководитель справедлив,
профессионален, умеет руководить.
Сангвиник не придерживается какого-то
определенного стиля
Такой руководитель надежен в любой работе, кроме монотонной, однообразной и медлительной. Ему по душе живая, подвижная работа, требующая смекалки и находчивости. Настойчиво и терпеливо добивается своей цели. Неудачи и ошибки его не расстраивают. Предпочитает самостоятельность и свободу действий. [8,161]
Поведение и деятельность
менеджеров и руководителей данного
типа темперамента обычно хорошо организована
и продумана, характеризуется четкостью
в постановке задач, систематичностью.
Их способность действовать
Руководители-сангвиники обычно
обладают значительными творческими
возможностями и большой
Менеджеру с сангвиническим
темпераментом так же присущи
такие положительные качества, как
целеустремленность и настойчивость,
большая подвижность и легкая
приспособляемость к новой
Такие руководители хорошо и технично делегирует задачи подчиненным, всегда сохраняя свою управленческую позицию. Он вообще интересуется технологиями. Сангвиник - руководитель любит учиться, но не отвлеченным предметам, а практическим, близким к его работе. Ему нравится развивать конкретные навыки и сразу же применять их в работе. У менеджера-сангвиника могут проявиться такие отрицательные качества, как формальное отношение к своим обязанностям при потере интереса к службе, упрямство и раздражительность в ответ на критику, ненадежность в дружбе, неосмотрительность и беспечность в опасных условиях.
Руководитель-меланхолик. В
отличие от трех предыдущих типов
руководители с таким темпераментом
встречаются довольно редко. Такие
руководители работают успешно только
в спокойной и безопасной обстановке,
поэтому в компаниях, где предполагается
высокая активность, напряженность
и умение быстро принимать решения
в соответствии с изменениями
внешней среды, не подходят, как и
руководители флегматики. Они долго
переживают ошибки и неудачи, проявляют
повышенную обидчивость, склонны во
всем винить себя. Кроме того, в кризисных
и стрессовых ситуациях у них
проявляется высокая
Если же человек с меланхоличным темпераментом работает начальником, обычно он бережно относится к своим подчиненным: не кричит на них, не унижает и не оскорбляет.
Менеджер со слабым меланхолическим темпераментом отличают добросовестность, усердие, старание. Ему свойственны исполнительность, повышенное чувство ответственности, принципиальность, справедливость, отзывчивость. Среди типичных недостатков в деятельности и общении такого руководителя можно наблюдать быструю утомляемость, нерешительность и осторожность, замкнутость и необщительность, малую инициативность и подверженность чужому влиянию, пессимизм. [8,124]
2.2 Взаимодействие руководителя с подчиненными разных типов темперамента
Подчиненный холерик. Для
непосредственного начальника подчиненный
с таким темпераментом – удача,
с одной стороны, и испытание
на прочность – с другой. Сотрудник-холерик
– активный, инициативный и энергичный.
Его не нужно подгонять, проверять
и специально мотивировать на работу:
он самомотивирован на успех и
достижения. Это амбициозный специалист.
Его ведущая потребность –
в новой информации и новом
опыте. Любит учиться и всегда
стремится к повышению
Для наибольшей эффективности работы подчиненному с таким типом темперамента следует:
- давать поручения, связанные с ответственностью и самостоятельностью, применять умеренный контроль;
- поручать задачи, требующие высокой творческой активности и креативности, если подчиненный-холерик является профессионалом в определенной области;
- учитывая тот факт, что подчиненный стремится сделать карьеру и чувствовать себя значимым, создавать перспективу повышения; использовать в инновационных проектах;
- посылать в нужные командировки по завязыванию связей и контактов с клиентами и партнерами;
- организовывать общение в нейтрально-партнерском стиле, поскольку подчиненный-холерик плохо переносит власть и давление;
- холерик психологически совместим с сангвиником и флегматиком. Хотя и не рекомендуется ставит холерика с флегматиком и холерика с меланхоликом. В первом случае холерик будет раздражаться на медлительного флегматика, а флегматик – испытывать неуверенность в себе. Во втором – меланхолик будет переживать и обижаться на вспыльчивость холерика;
- учитывать, что холерик восстанавливается и отдыхает в туристических поездках и общении с большим количеством различных людей. [11, 104]
Информация о работе Темперамент в профессиональной деятельности и управленческом общении