Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение роли темперамента в профессиональной деятельности и управленческом общении. Цель работы будет достигаться путем решения следующих задач:
1) Определение понятия темперамент и его свойств,
2) Рассмотрение основных теорий темперамента
3) Описание основных типов темперамента
Введение...................................................................................................................3
1 Общая характеристика темперамента................................................................5
1.1Темперамент: понятие, теории, свойства, значение в жизнедеятельности человека....................................................................................................................5
1.2 Характеристика типов темперамента............................................................13
2 Темперамент: управленческий аспект..............................................................22
2.1 Руководитель как носитель темперамента: особенности проявления каждого типа..........................................................................................................22
2.2 Взаимодействие руководителя с подчиненными разных типов темперамента.........................................................................................................30
Заключение.............................................................................................................43
Список используемой литературы.......................................................................44
Можно найти конструктивное применение интуиции подчиненного-меланхолика, если приглашать его на переговоры в качестве наблюдателя, с тем чтобы потом получить от него точную психологическую характеристику оппонентов.
Мотиваторы для подчиненного-
1) Если непосредственный
начальник ценит и уважает
своего подчиненного-
2) Позитивная атмосфера
в компании и подразделении
– тоже важные мотиваторы для
меланхолика. Хорошие, добрые
отношения с коллегами–
Например, если в компании работает сотрудник с таким типом темперамента, и руководителю необходимо уведомить его о том, что он недовольны результатами его работы, то меланхолика стоит пригласить к себе в кабинет, создать дружескую атмосферу. Никогда нельзя кричать на меланхолика, как и на холерического сотрудника, с порога, если в первом случае, есть риск спровоцировать холерика на конфликт, то во втором можно серьезно расстроить и демотивировать меланхолика, он может впасть в уныние, что не самым благоприятным способом отразится на его успешности в работе. Таким образом, руководитель не только испортит отношения с сотрудником, но и не добьется желаемого результата. В такой ситуации следует поинтересоваться, не беспокоит ли Вашего сотрудника какие-либо проблемы, если они имеются, то дружески поддержать и только потом мягко, деликатно объяснить, что работнику необходимо подкорректировать в своей деятельности.
Пример, демонстрирующий неверное взаимодействие руководителя с подчиненным-меланхоликом: «Дарья Ивановна работает бухгалтером, по типу темперамента меланхолик. При начислении заработной платы сотрудникам, она допустила ошибку. При проверке ее непосредственный руководитель обнаружил ошибку и пришел в отдел сообщить о ней: «Кто в Вашем отделе так и не научился начислять заработную плату! Опять Вы, Дарья Ивановна! Нежели трудно проверить правильность начислений, прежде, чем переводить деньги сотрудникам! Нельзя же быть настолько безответственной! Немедленно все исправьте, и если, такое еще раз повториться мне придется принять серьезные меры относительно Вас!». Ошибкой руководителя в этой ситуации является то, что он зная, что Дарья Ивановна легко ранимый человек высказывал свое недовольство на повышенных тонах, иронично и в грубой форме в присутствии коллег. Он не только расстроил Дарью Ивановну, но испортил отношение с ней, так как люди с меланхолическим темпераментом тяжело переносят обиды и подолгу переживают. В данной ситуации руководителю следовала пригласить сотрудницу к себе в кабинет и сказать: «Дарья Ивановна, у Вас все в порядке? Я понимаю сейчас конец месяца и у Вас очень большая нагрузка, тем не менее, Вы всегда во время все делаете, но проверяя последние сведенья, я обнаружил, что Вами была допущена ошибка, поэтому прошу Вас исправить ее, ведь от этого зависит, как скоро наши сотрудники получат заработную плату полностью».
Пример, демонстрирующий неверное отношение к подчиненному-меланхолику: «Александр Викторович работает художником в издательстве и по темпераменту является меланхоликом, его напарник заболел. Издательство получает большое количество заказов, и руководитель всю работу поручил выполнить Александру Викторовичу до конца недели. Каждый день художник получал все новые и новые заказы. Руководитель каждый день вызывал его в свой кабинет и делал выговор, за то что работа исполняется слишком медленно. Через некоторое время он уволился». Пример показывает то, что меланхолику нельзя давать большие нагрузки. Чтобы такой сотрудник работал с максимальной эффективностью его не стоит перегружать работой и следует хвалить за достижения.
Таким образом, хорошему руководителю необходимо знать и учитывать особенности темперамента своих подчиненных. Благодаря этим знаниям организация будет рациональнее использовать потенциалы своих сотрудников и избегать межличностных конфликтов, что, в конечном счете, благоприятно отразится на конечных целях деятельности компании в целом. Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Темперамент не определяет уровень общих или специальных (профессиональных) способностей. Люди одного и того же типа темперамента могут быть высоко и малоспособны, а люди различного темперамента могут успешно работать в одной области. Но те или иные свойства темперамента в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха, в других при той же деятельности мешать ему, потребуют больших усилий человека для ее выполнения.
Есть профессии, предъявляющие
к определенным свойствам темперамента
очень высокие требования, например,
к выдержке, к самообладанию или
быстроте реакции. Тогда необходимым
условием успеха становится отбор людей
с тем типом темперамента, который
пригоден для данной профессии. Психологи
проанализировали, как типы темперамента
проявляются в поведении людей,
в отношении к трудовой деятельности,
к другим людям и к самому себе.
Заключение
Таким образом, темперамент – это врожденные динамические свойства психики, которые зависят от типа нервной системы.
В жизни человека темперамент влияет на активность, эмоциональность, скорость реакции, в профессиональной деятельности – на успешность в той или иной деятельности, совместимость людей в работе, в управленческой на эффективность тех или иных способов воздействия руководителя на подчиненных и выстраивания отношений между ними.
Знать особенности темперамента необходимо специалиста разных профессией, например, психологам, педагогам, но наибольшую роль эти знания играют в работе руководителей, поскольку последним процессе работы приходится взаимодействовать и управлять разными людьми, координировать и контролировать их деятельность.
Несмотря на то, что люди с разными темпераментами существенно отличаются друг от друга, руководитель должен уметь определять темпераменты своих коллег и подчиненных, в первую очередь, для того чтобы знать кому какие задания лучше поручить и на какие сроки, избегать конфликтов, создавать благоприятные условия для работы. Руководителю также следует помнить, что темперамент – это устойчивое свойство человека и его не надо пытаться изменить, необходимо подбирать подходящую для темперамента работу, формируя коллектив так, чтобы большинство сотрудников подходило для данного вида деятельности.
Список используемой литературы
Информация о работе Темперамент в профессиональной деятельности и управленческом общении