Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 00:47, дипломная работа
Цель: выявление взаимосвязи между особенностями социально – психологического типа личности и психологической готовностью к браку
Гипотеза: Если психологическая готовность к браку в молодежной среде представляет собой систему установок на брак, а психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение, понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях, стремление к сотрудничеству и повседневному общению, умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний, мотивация на брак и отношение к требованиям и обязанностям в семейной жизни, то существуют различия в психологической готовности к браку в молодежной среде в зависимости от особенностей социально – психологического типа личности.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования психологической готовности молодежи к браку………………………………………..7
Понятие психологической готовности к брачным отношениям…………7
Студенческий возраст как сензитивный период вступления в брак……17
Особенности социально – психологического типа личности как фактор психологической готовности к браку…………………………………………………..24
Выводы по первой главе………………………………………………………….27
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи особенностей социально – психологического типа личности и психологической готовности к браку………………………………………………………………………………………29
2.1. Характеристика выборки и методов исследования………………………...29
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………..…31
Выводы по второй главе………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………………...44
Список использованной литературы………………………………………
Аксиологический подход к обществу можно считать человеком с позиции собственной значимости для общества, то есть, определяет социальную направленность или, точнее, ориентацию личности к социальным ценностям. Это промежуточный компонент в структуре личности Н. Д. Левитов и А. Г. Ковалев определили как составной и ведущий компонент характера личности.
Следовательно, есть основания рассмотреть вопрос о том, каким же образом, при каких условиях и обстоятельствах, происходит формирование определенного типа личности. Анализируя условия формирования типов личности, можно выделить основные формы взаимоотношений родителей с ребенком и окружающим миром, которые в последующем нами были положены в основу классификации стилей семейного воспитания.
Такими основными формами отношений к ребенку и окружающим являются:
На основе существующих форм отношения к ребенку со стороны родителей выявлены следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий.
Таким образом, результатом воспитательных стилей можно считать образующийся социально-психологический тип личности, стили семейного воспитания, в свою очередь, находятся под влиянием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор родителями стиля семейного воспитания оказывают влияние, прежде всего, темперамент, традиции, в которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которая имеет как положительное, так и отрицательное значение, так как каждый родитель обращает внимание, прежде всего на то, что оправдывает его отношения с ребенок.
Выводы по первой главе
В процессе изучения отечественной и зарубежной научной литературы на основе исследований было установлено, что позиции исследователей отражают три основных идеи:
психологической готовности личности к семейной жизни - является интегративное образование, которое включает в себя множество компонентов;
психологическая готовность имеет решающее значение для успеха в решении проблем, возникающих в процессе семейной жизни как деятельности.
Теоретический анализ литературы по психологической готовности к браку как целостное интегративное психологическое образование, обеспечивающее личности успешное вхождение в семейную жизнь и осуществление семейной жизни (в его основе лежит определенный уровень зрелости личности), имеющее собственную структуру с функциональными связями между компонентами. Психологическая готовность студентов к браку рассматривается нами как система установок людей вступающих в брак, психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение.
Понимание права и преимущества других членов семьи как ячейки общества, признание принципов равенства в человеческих отношениях, готовность к сотрудничеству и повседневное общение, способность адаптироваться к привычкам и чертам характера другого человека и понимания психических состояний, мотивации для вступления в брак и отношения к требованиям и обязанностей в семейной жизни.
Изменение процесса выбора супруга и отношение к браку в целом, так как увеличились ожидания и требования, которые предъявляются к молодым людям и к семейной жизни. Выбор в основном базируется на основе личных качеств, а не социальных характеристик. На основе изучения литературы, можно сделать вывод, что представители мужского и женского пола по-разному оценивают готовность к браку, но есть и различия в представлении будущего мужа и жены. В нашей работе мы предполагаем, что в зависимости от гендерных особенностей существуют различия в психологической готовности к браку в молодежной среде.
Студенчество по своей численности является одной из самых значительных групп молодежи, от развития, которого зависит будущее общества и станы в целом. Поэтому изучение молодых семей студентов и наиболее благоприятного времени для их создания очень важно, потому что молодость, в частности студенческий возрастной период с позиций физиологической и психологической готовности считается наиболее благоприятным для создания семьи и рождения первенцев. Браки в студенческие годы, в большинстве случаев проявляют высокую степень сплоченности, на основе общих интересов, групповой идентичности, определенной субкультуры и образа жизни. Но в то же время, слабая социальная готовность молодых людей к семейной жизни, психологической перегрузки и повышению спроса на партнера часто приводит к конфликтам, которые разрушают устои семьи. Для того чтобы молодежь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности общения, межличностных отношений в современной семье. Открытость семьи, ее обращение к прошлому и будущему создает реальную основу для перехода к новому обществу, которое нуждается в прочном семейном механизме.
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи особенностей социально – психологического типа личности и психологической готовности к браку
2.1. Характеристика выборки и методов исследования
Количество выборки, 50 человек: 25 юношей и 25 девушки в возрасте от 20 до 23 лет.
Исследование проводилось в несколько этапов. На подготовительном этапе, мы провели обзор литературы, исследований, тематически близких к нашему исследованию, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать свою гипотезу и задачи, подобрали методы исследования. На основном этапе во время экспериментальной работы, в сочетании с анализом научных положений о особенностях психологической готовности к браку среди молодежи, проверялась и уточнялась гипотеза исследования. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе эмпирических данных, полученных из сравнительного анализа экспериментальных данных, они были подвергнуты математическому и статистическому анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
Для того чтобы диагностировать различия у юношей и девушек в психологической готовности к браку, компонентами которого являются эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты, мы подобрали соответствующие методики.
Для изучения эмоциональной составляющей психологической готовности к браку среди молодежи использовал технику "Шкала любви и симпатии" (автор Рубин 3., методика адаптирована Гозманом Л.Я. и Алешиной Ю.Е.), цель которой - выяснить, что преобладает во взаимоотношениях – симпатия или любовь. Методика состоит из 14 пунктов, 7 из которых включены в шкалу любви, а 7 других - в шкалу симпатии. Испытуемым необходимо подобрать к каждому утверждению тот вариант ответа, который является наиболее предпочтительным. Варианты ответа следующие: «да - это так», который оценивается в 4 балла, «вероятно, это так» - оценивается в 3 балла, «вряд ли это так» - оценивается в 2 балла, «это совсем не так» - оценивается в 1 балл.
Мотивация для диагностики брака среди девочек и мальчиков использовали технику "Мотивы вступления в брак" (автор С. И. Голод), которая представлена списком из 9 мотивов. Каждый испытуемый из списка мотивов должен выбрать не более трех мотивов, которые он считает наиболее предпочтительным для вступления в брак.
Для диагностики отношения к требованиям и обязанностям в семейной жизни использовалась методика «Незаконченные предложения» (авторский вариант Saks-Sidney в модификации Заеко Т.А.), которая является проективной. В его основе лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, испытуемый дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Таким образом, метод позволяет обнаруживать как сознательные и бессознательные установки человека. Испытуемым предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для каждого из них. Методика состоит из 64 незавершенных предложений. Они разделяются на 16 групп по 4 предложения; каждая из этих групп соответствует определенной сфере.
Методология предлагает следующие группы:
2.2 Анализ результатов исследования
Первым методом исследования в данной работе был использован библиографический метод, необходимый для осуществления теоретического анализа имеющихся в литературных источниках, данных по интересующей нас проблеме. Результатом использования теоретического метода явилось написание теоретической главы данного исследования, а также построение гипотез, на которых был основан эксперимент. В рамках данного исследования библиографический метод использовался для определения психологического содержания феномена психологической готовности к браку.
В нашей работе использовались следующие методы и методики:
Методика «Мотивы вступления в брак» (Голод С.И.) (см. Приложение 1)
На первом этапе работы мы обработали анкеты наших испытуемых, где просили указать их, мотивы вступления в брак.
Из нашей анкеты следует, что 17% основным мотивом вступления в брак назвали «Любовь», 15% опрошенных – «Материальное обеспечение будущего супруга/супруги». «Другое» – указали также 17%.
Опросник «Шкала любви и симпатии» (З.Рубин, Модификация Л.Я. Гозман, Ю.Е.Алешина). (См. Приложение 2)
Целью опроса было: определить, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия.
В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение. Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение. Симпатия — устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям и явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т. п.
1. Определено, у скольких испытуемых в отношениях преобладает любовь. (1,3,5,7,9, 11, 13.)
2. Определено, у скольких испытуемых в отношениях преобладает симпатия. (2, 4, 6,8,10,12,14)
Шкала любви регистрирует: привязанность, забота и степень интимности отношений.
Шкала симпатии регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом.
Определено, у скольких испытуемых в отношениях преобладает любовь. Среди респондентов первой группы в парах преобладает любовь у 10%, среди респондентов второй группы в парах преобладает любовь 50%, среди респондентов третьей группы любовь преобладает у 30%.
Среди респондентов первой группы в парах преобладает симпатия у 90%, среди респондентов второй группы в парах преобладает симпатия у 50%, среди респондентов третьей группы симпатия преобладает у 70%.
Методика «Незаконченные предложения» (см. Приложение 3)
Методика «Неоконченные предложения» Сакса и Леви - это средство скрининга проблемных областей личности, которые могут быть неосознаваемыми или мало осознаваемыми. Методика дает возможность быстро сориентироваться в сфере значимых отношений испытуемого и наметить вероятные мишени для психокоррекции. Согласно утверждению Сакса и Леви, тест «может отражать сознательные, подсознательные и бессознательные чувства и мысли».
Основной материал методики - список из 60 незавершенных фраз, которые разбиты на 15 тем, или сфер; каждой теме соответствует 4 предложения.
По замыслу Д.М. Сакса, в тест включены четыре области отношений: семья, секс, межличностные взаимоотношения и самовосприятие.
Область семьи включает три набора установок: на мать, отца и «семью». Каждый набор представлен в четырех пунктах, побуждаемых испытуемого выразить установку к каждому из родителей и семье в целом.
Область секса включает отношение к противоположному полу и гетеросексуальным контактам. Восемь пунктов этой области позволяют испытуемому выразиться по отношению к женщинам и мужчинам как представителям общества, к браку и к сексуальным отношениям как таковым.
Область межличностных взаимоотношений включает установки на друзей и знакомых, коллег по работе, начальника и подчиненных. Шестнадцать пунктов этой области позволяют испытуемому выразить свои чувства к окружающим вне дома и его представления об отношениях окружающих к нему.