Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования психологической готовности молодежи к браку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 00:47, дипломная работа

Краткое описание

Цель: выявление взаимосвязи между особенностями социально – психологического типа личности и психологической готовностью к браку
Гипотеза: Если психологическая готовность к браку в молодежной среде представляет собой систему установок на брак, а психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение, понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях, стремление к сотрудничеству и повседневному общению, умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний, мотивация на брак и отношение к требованиям и обязанностям в семейной жизни, то существуют различия в психологической готовности к браку в молодежной среде в зависимости от особенностей социально – психологического типа личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования психологической готовности молодежи к браку………………………………………..7
Понятие психологической готовности к брачным отношениям…………7
Студенческий возраст как сензитивный период вступления в брак……17
Особенности социально – психологического типа личности как фактор психологической готовности к браку…………………………………………………..24
Выводы по первой главе………………………………………………………….27
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи особенностей социально – психологического типа личности и психологической готовности к браку………………………………………………………………………………………29
2.1. Характеристика выборки и методов исследования………………………...29
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………..…31
Выводы по второй главе………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………………...44
Список использованной литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Vzaimosvyaz_osobennostey_sotsialno_psikhologic (2).doc

— 576.50 Кб (Скачать файл)

25. Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

26. Психология семьи. Хрестоматия / Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002.

27. Рубинштейн С.Л. Основы общей  психологии - СПб.: Питер, 2002.

28. Сатир В. Как строить себя  и свою семью. - М.: Педагогика-Пресс, 1992.

29. Семья. Социально-психологические  и этические проблемы. Справочник. - Киев: Выща школа,1990.

30. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Просвещение, 1989.

31. Сидоренко Е.В. Методы математической  обработки в психологии. - СПб.: Питер, 1996.

32. Силяева Е.Г. Психология семейных  отношений с основами семейного  консультирования. - М.: Академия Год, 2002.

33. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. - М.: Педагогика-Пресс, 1991.

34. Соловьев Н.Я. Брак и семья  сегодня. - Вильнюс, 1977.

35. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. - М.: Класс, 1991.

36. Сысенко В.А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. - М.: Финансы и статистика, 1981.

37. Тычкова Т.Н. Изучение гендерных  особенностей психологической готовности  к браку у лиц ранне зрелого  возраста Молодежь в условиях  соц.-экон. реформ: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 26-28 сент. 1995.- СПб., 1995. - Вып.1. - С.167-172.

38. Федотова Н.Ф. Глава семьи: мотивы  признания // Вопросы психологии. - 1983. - №5. - С. 87-94.

39. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная  семья и её проблемы. -М.: Юрист, 1993.

40. Чернов А. Стратегия брака. «Если  бы все женились только по любви, то человечество бы вымерло» // «Ведомости». - №5 (1045). - 16 января 2004.

41. Шапиро Б.Ю. От знакомства к  браку. - М.: Медицина, 1990.

42. Швец А.М., Могилёвкин Е.А., Каргаполова  Е.Ю. Мотивация вступления в брак  и ее влияние на кризис будущей семьи // Вопросы психологии. - 2006. -№2. - 89-97.

43. Шнейдер Л.Б. Психология семейных  отношений. - М.: Апрель-Пресс, 2000.

44. Шилов Ю.В. Фамилистика (Психология  и педагогика семьи). Практикум. - СПб.: Питер, 2000.

Приложение 1

Методика «Мотивы вступления в брак» (Голод С.И.)

Цель: определение мотива вступления в брак

Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитайте приведенный список мотивов и отметьте не более трех наиболее подходящих Вам пунктов»

Список мотивов:

Любовь

Общность взглядов и интересов

Чувство одиночества

Чувство сострадания

Ожидание ребенка

Случайность

Материальная обеспеченность будущего супруга

Наличие у будущего супруга жилплощади

Другие мотивы

Ключ. Обработка анкет включает в себя подсчет отмеченных пунктов, перевод их в проценты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Опросник «Шкала любви и симпатии» (З.Рубин, Модификация Л.Я. Гозман, Ю.Е.Алешина)

Шкалы: шкала любви, шкала симпатии, общий уровень эмоциональных отношений в диаде

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Тест предназначен для определения, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия.

Описание теста

Изначально шкалы любви и симпатии З.Рубина представляли собой 2 набора высказываний, в каждый из которых входило 13 пунктов, затем по мере работы над созданием методики количество утверждений было уменьшено до 9. При составлении шкал опросника З.Рубин исходил из определенных теоретических представлений о внутренней структуре измеряемых феноменов.

В частности, важными для измерения представлялись три компонента любви: привязанность, забота и степень интимности отношений.

Шкала симпатии регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом.

Инструкция к тесту

Вашему вниманию представляются следующие утверждения, которые касаются Вас и Вашего (ей) супруга (и). К каждому утверждению необходимо подобрать тот вариант ответа, который, по Вашему мнению, наиболее соответствует сложившимся отношениям с ним (ней).

Постарайтесь отвечать как можно откровенней. Не задерживайтесь долго над обдумыванием какого-либо утверждения. И помните: нет правильных и неправильных ответов».

Варианты ответа:

"Да, это так"; "Вероятно, это так"; "Вряд ли это  так"; "Это совсем не так". 

Тест

1. Я чувствую, что могу  доверить ему (ей) абсолютно все.

2. Когда мы вместе, у нас всегда схожее настроение.

3. Я могу сказать, что  он (она) принадлежит только мне.

4. Он (она) очень умный  человек.

5. Для нее (него) я готов(а) абсолютно на все.

6. В большинстве случаев  он (она) нравится людям почти  сразу же после знакомства.

7. Когда мне плохо, то хочется поделиться только с ним (ней).

8. Я думаю, что мы с  ним (ней) внутренне похожи друг  на друга.

9. Я чувствую себя в  ответе за то, чтобы ему (ей) было  хорошо.

10. Мне хотелось бы быть  похожим на него (нее).

11. Мне приятно чувствовать, что он (она) доверяет мне больше других.

12. Он (она) один (одна) из самых  обаятельных мужчин (женщин), которых  я знаю.

13. Мне было бы очень  тяжело, если бы пришлось жить  без него (нее).

14. Я уверен(а), что он (она) хорошо ко мне относится. 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту

Шкала любви: 1,3,5,7,9, 11, 13.

Шкала симпатии: 2, 4, 6,8,10,12,14.

Ответы оцениваются следующим образом:

• ответ «Да» – 4 балла;

• ответ «Вероятно, это так» – 3 балла;

• ответ «Вряд ли это так» – 2 балла;

• ответ «Это совсем не так» – 1 балл.

Баллы по каждой шкале суммируются.

Итоговые оценки могут варьировать от 7 до 28 баллов.

Подсчет суммарного балла по обеим шкалам, дает общий уровень эмоциональных отношений в диаде (от 14 до 56 баллов). 

 

Приложение 3

Методика "Незаконченные предложения"

Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений

(авторский вариант Saks – Sidney в модификации Заеко Т.А.)

Описание методики

Методика состоит из 64 предложений, которые могут быть разделены на 16 тематических групп (по 4 предложения в каждой): отношение к семье как таковой, отношение к собственной семье, положение личности в структуре семьи, отношение к партнеру, отношение к себе, отношение к детям (родительские установки), отношение к любви романтического типа, отношение к сексу, отношение к разводу, отношение к конфликтам, главенство и ответственность в семье, права и обязанности супругов, отношение к отдыху и досугу, отношение к родительской семье, отношение к матери, отношение к отцу. Как и в варианте Saks–Sidney в предлагаемой нами модификации методики первая, начальная часть предложения указывает сферу или объект отношения; завершая его, испытуемый выражает имеющееся у него отношение в своем ответе.

Процедура проведения методики

Методика может проводиться в устной и письменной формах.

При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка — ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения.

При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Инструкция: "Перед вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для вас. Выполняйте работу по возможности быстро. Завершайте начало предложения, не раздумывая, первым, что приходит в голову.

Прочитав каждое предложение, выставьте ему эмоционально-оценочный балл, используя следующую шкалу оценок:

"+2" — максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении;

"+1" — положительное  отношение;

"0" — нейтральное  отношение к тому, о чем идет  речь, отсутствие выраженности каких-либо  эмоций; 
"-1" — отрицательное отношение;

"-2" — максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении".

Семья – это…

Мой муж (жена)…

Романтическая любовь – это…

Когда я вижу женщину вместе с мужчиной…

Я считаю, что главенство в семье должно принадлежать…

В моей семье я…

Я могу доверить своему мужу (жене)…

Важнее всего в семейной жизни…

Когда я был ребенком моя семья…

Конфликт в семье – это…

Как правило, мы с мужем (женой) отдыхаем…

Я…

Моя мать…

В семье жена имеет право…

Мы с мужем (женой)…

Я люблю своего мужа (свою жену), но…

Развод – это…

Думаю, что мой отец редко…

Мне не нравится в себе то, что я…

Я бы хотела, чтобы мой ребенок…

Я сержусь, когда мой муж (жена)…

Любить – значит…

Моя семья обращается со мной как с…

Я считаю, что ответственность за семью…

В обязанности жены входит…

Супружеская жизнь кажется мне…

В свободное время я люблю…

Дети – это…

Считаю, что большинство матерей…

Будь я на месте своих родителей, я бы…

В обязанности мужа входит…

Если бы мой отец только захотел…

Обычно развод происходит, когда…

В семейной жизни романтическая любовь…

Моей семьей руководит…

Я хотел (а) бы…

Я мог (могла) бы поругать своего ребенка за…

Большинство известных мне семей…

В моей семье меня устраивает…

Я считаю, что добрачные половые отношения…

Он (она) сердится, когда я…

Я ценю своего мужа (свою жену) за то, что…

В свободное время мой муж (моя жена) любит…

В моей родительской семье главенство принадлежало…

Своему мужу (своей жене) я бы не простила (простил)…

Я люблю свою мать, но…

Я бы хотел (а), чтобы моя семья обращалась со мной…

Думаю, что мой отец…

В семье муж имеет право на…

По сравнению с большинством других семей, моя семья…

В моей семье мне не нравится…

Главный в семье должен…

Чаще всего в моей семье разногласия возникают по поводу…

С моей точки зрения, идеальный муж- это…

Я мог (ла) бы похвалить своего ребенка за…

С моей точки зрения идеальная жена – это…

Сейчас я думаю, что моя родительская семья…

Моя мать и я…

Мне бы хотелось, чтобы в свободное время…

Я хотел(а) бы, чтобы мой отец…

Я думаю, что сексуальные отношения в нашей семье…

Моя семья дает мне возможность…

Когда семья распадается…

Эмоциональные отношения в моей семье…

"Ключ":

п/п

Группы предложений

№ утверждений

1.

Отношение к семье

1, 8,  38,  50

2.

Мы – семья (отношение к собственной семье)

 

7, 15, 39, 51

3.

Положение личности в структуре семьи

 

6, 23, 47, 62

4.

Отношение к партнеру

2, 16, 42, 54*

5.

Отношение к себе

12, 19, 36, 56*

6.

Отношение к детям

20, 28, 37, 55

7.

Отношение к любви романтического типа

 

3,  22, 34, 64

8.

Отношение к сексу

4,  26, 40, 61

9.

Отношение к разводу

17, 33, 45, 63

10.

Отношение к конфликтам

10, 21, 41, 53

11.

Главенство и ответственность в семье

5,  24, 35, 52

12.

Права и обязанности супругов

14, 25, 31, 49

13.

Отношение к отдыху, досугу

11, 27, 43, 59

14.

Отношение к родительской семье

9,  30, 44, 57

15.

Отношение к матери

13, 29, 46, 58

16.

Отношение к отцу

18, 32, 48, 60


Примечание: 54 и 56 - вариант распределения предложений по группам при выполнении задания супругой. При выполнении задания мужем, предложения 54 и 56 распределяются следующим образом: предложение 54* будет входить в 5-ую группу предложений (отношение к себе), а 56-ое предложение будет входить в 4-ую группу предложений (отношение к партнеру).

Обработка и интерпретация данных

После того, как испытуемые выполнили задание, необходимо провести качественное изучение законченных предложений по тематическим группам с помощью контент-анализа и количественный анализ. Качественный анализ проводится отдельно по каждой тематической группе предложений. При количественном анализе оценивается, как правило, то отношение, которое выражено испытуемым в ответе к субъекту или объекту, названному в первой части предложения. Выделяют 3 типа отношения: 
1. Нейтральное, оцениваемое как "0";

2. Положительное, оцениваемое как "+";

3. Отрицательное, оцениваемое как "-".

Внутри (2) и (3) возможны дополнительные градации (см. инструкцию). Например, начало предложения следующее:

"По сравнению с большинством  других семей, моя семья..."

Варианты завершения:

1. "плохая", "недружная", "несчастливая", "распалась" - "-2"

2. "не очень хорошая", "нервная",  "менее дружная" - "-1"

3. "не хуже и не  лучше", "такая же" - "0".

Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от "+8" до "-8", может быть нулевой. Всего таких показателей 16, в соответствии с количеством сфер. 
В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).


 

Приложение 4

Тест по определению социально – психологического типа личности (Минияров В.М.)

Условия заполнения теста

1. Из противоположных по значению личностных качеств необходимо выбрать одно.

2. Если не удается соблюсти  первое условие, то в случае 50% проявления обоих качеств следует отметить отрицательное.

3. Если положительное качество проявляется в большей степени, но присутствует и отрицательное, то можно отметить оба качества.

4. Если личностные качества  не наблюдаются, то можно не  отмечать.

 

По отношению к людям

1

Чуткий, внимательный

2

Равнодушный, холодный

3

Правдивый, честный

4

Нечестный, лживый

5

Искренний, откровенный

6

Замкнутый

7

Вежливый

8

Грубый

9

Уравновешенный, спокойный

10

Вспыльчивый, резкий

11

Властолюбивый, любит командовать, распоряжаться

12

Не властолюбивый

13

Стыдливый, скромный, стеснительный

14

Горделивый

15

Непримиримый к недостаткам и безнравственным поступкам

16

Безразличный

17

Простодушный, простой

18

Хитрый, изворотливый

19

Неуверенный, нерешительный

20

Самоуверенный, хвастливый

21

Униженный, подавленный, чванливый

22

Спесивый, высокомерный

23

Желает понравиться коллективу, педагогу

24

Равнодушен к мнению коллектива, педагога

25

Самостоятельный (достигает все своими силами)

26

Беспомощный

27

Доверчивый

28

Подозрительный

29

Человеколюбивый

30

Самолюбивый, эгоистичный

31

Терпеливый

32

Нетерпеливый

33

Без подхалимажа

34

Подхалим

 

По отношению к различным видам деятельности

35

Добросовестный

36

Недобросовестный

37

Исполнительный

38

Неисполнительный

39

Активный

40

Пассивный

41

Больше любит физический труд

42

Больше любит умственный ТРУД

43

Соблюдает правила игры

44

Нарушает правила спортивной этики

45

Ответственный

46

Безответственный

 

Оценка своих возможностей

47

Заниженная

48

Завышенная, преувеличенная

 

По отношению к коллективу

49

В деятельности руководствуется личной выгодой

50

Во всех действиях руководствуется интересами коллектива

51

Нет чувства превосходства над другими

52

Желает быть выше других, превосходить их

53

Оказывает помощь товарищам

54

Злорадствует по поводу чужой неудачи

55

Скупой, жадный

56

Бескорыстный

57

Любим учителями, воспитателями

58

Не любим

59

Защищает своих товарищей

60

Ябедничает, сплетничает

61

Любим товарищами

62

Не любим товарищами

 

По отношению к себе

63

Требовательный к себе

64

Требовательный к другим

65

Самокритичен

66

Не самокритичен

67

Верен слову

68

Не верен слову

69

Уверенный в себе

70

Не уверен в себе

71 ^

Не обращает внимания на свою одежду

72

Обращает внимания на одежду

 

Отношение к критике, замечаниям

73

Положительное

74

Отрицательное

 

Волевые проявления

75

Организованный

76

Не организованный

77

Дисциплинированный

78

Не дисциплинированный

79

Настойчив в достижении цели

80

Не настойчивый

81

Инициативен

81

Безынициативен


Код

Нормальный (16) 1, 3, 5, 7, 9,12, 15, 17, 25, 29, 33, 39, 49, 63, 67, 69

Конформный (16) 2,4,7, 8,16,18, 24, 34, 36, 50, 55,57,60,62,64,66

Доминирующий (16) 10,11, 14, 20, 22, 23, 30, 39, 44, 48,52,54,68,72,74,79

Сензитивный (16) 5,15,25,27,39, 42,43,51,53,56,59,61,65,71,73,81

Инфантильный (10) 2, 13, 16, 26, 38, 40, 46, 70, 76, 80

Тревожный (10) 10,19,28,32,47,58,64,66,74,78

Интровертивный (16) 1,6,13,21,31,35,37,41,45,47,65,73,75,77,79,82

Инструкция к обработке результатов

1. Если нет кодификатора, то можно обработать результаты теста вручную. Для этого следует на заполненном вами массиве цифр проставить условные обозначения кода.

Например:

И К И К Д Н К Н Ин К И С Д Т К

2,4,6,8,10,12,16,17,21,24,26,27,30,32,36,

Ин И Д И Н С К Т К К Т Д Д И Ин

37, 40, 44, 46, 49, 51, 57, 58, 62, 64, 66, 72, 74, 76, 79

2. Подсчитать количество  буквенных обозначений кода (X), например, для кода «К» Х=8, для кода  «И» Х=6 и т. д.

3. Полученное количество  чисел (X) следует подставить в числитель формулы каждого характерологического свойства.

Н = Х/16-100% К =Х/16-100%

Д= Х/16-100% С =Х/16-100%

И = Х/10-100% Т = Х/10-100%

Ин = Х/16-100%

4. Результаты, представленные в процентном соотношении, следует использовать для построения графика. Наиболее ярко выраженное характерологическое свойство свидетельствует о преобладании социально-психологического типа личности.

 

1 Москвичева И.Л. Мотивация вступления в брак и внутрисемейные ценности современной молодежи // Молодежь в условиях соц.-экон. реформ: Материалы междунар. науч.- практ. конф., 26-28 сент. 1995.- СПб., 1995. - Вып.1. - С.104-105

2 Ковалев С.В. Психология современной семьи. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988

3 Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. -М.: Юрист, 1993

4 Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М.: Апрель-Пресс, 2000

5 Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Автореферат дисс. …канд. психол. наук. - М., 1985

6 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2002

<p class="dash0422_0435_043a_0441_0442_0020_0441_

Информация о работе Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования психологической готовности молодежи к браку