Тревожность младших школьников в учебном процессе и ее коррекция посредством рисуночной терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Однако большинство исследователей сходятся в оценке негативного влияния тревожности на развитие личности младшего школьника. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность, что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке. А неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, очень внушаем. Увеличение ответственности в учебной или другой деятельности оборачивается для таких детей чрезмерными переживаниями. Отрицательными следствиями могут также стать минимизация целей, уход от ответственности, психические барьеры в развитии школьника.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

В проективном рисовании  используются следующие методики (классификация  С. Кратохвила):

1.Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин, затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом - автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка.

2.Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.

3.Совместное рисование: несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

4.Дополнительное рисование: рисунок посылается по кругу - один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.

Существует два способа работы с готовыми рисунками:

 1.Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания;

2. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологическом содержании).

При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного клиента специфические особенности.

Организуя рисуночные занятия, психолог реализует следующие функции: эмпатическое принятие ребенка, создание психологической атмосферы и психологической безопасности, эмоциональная поддержка ребенка, постановление креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком, тематическое структурирование задачи, помощь в поиске формы выражения темы, отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

Эти функции могут  быть реализованы в директивной и недирективной форме.

Директивная форма предполагает прямую постановку задачи перед ребенком в виде темы рисования; руководство поиском лучшей формы выражения темы и интерпретации значения детского рисунка.

При недирективной форме ребенку предоставляется свобода как в выборе темы, так и в выборе экспрессивной формы. В то же время психолог оказывает ребенку эмоциональную поддержку, а в случае необходимости - техническую помощь в придании максимальной выразительности продукту творчества ребенка[6].

В соответствии с основными  стадиями развития детской изобразительной  деятельности Е. Крамер выделяет четыре типа изображений, значимых для рисуночной терапии:

1.Каракули- бесформенные, хаотические линии, примитивные, незавершенные формы.

2.Схемы и полусхемы, представляющие собой конвенциональные стереотипные изображения.

3. Пиктограммы, т.е. схемы, обогащенные выражением индивидуальности ребенка, его позицией по отношению к миру. Пиктограммы, хотя и выражают аффективное отношение ребенка к миру, еще недостаточно открыты для коммуникации с миром, требуют для своего понимания объяснений и интерпретации рисунка самим автором.

4. Художественные образы, обладающие эстетической ценностью, опредмечивающие аффект в форме, понятной зрителю без дополнительных разъяснений автора[13].

Для правильной интерпретации  значения рисунков детей необходимо учитывать уровень развития изобразительной  деятельности ребенка, особенности  самого процесса рисования (выбор темы, сохранение ее на протяжении процесса рисования или ее трансформация, последовательность выполнения отдельных частей рисунка, спонтанные речевые высказывания, характер эмоциональных реакций, наличие пауз в процессе рисования и т.д.), динамику изменения рисунков на одну и ту же тему либо рисунков близкого содержания на протяжении одного коррекционного занятия или в ходе коррекционного процесса[6].

Об эффективности арттерапии можно судить на основании положительных  отзывов клиентов, активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий.

Таким образом, арттерапия является одним из наиболее эффективных  методов коррекции тревожности  младших школьников. Она оказывает  дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций. Применение арттерапевтических методов в коррекционной работе имеет следующие особенности:

- обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы;

- облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение клиентов;

- дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;

- создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей;

- существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом[16].

Заключение

Теоретический анализ свидетельствует  о том, что в настоящее время  увеличилось число тревожных  детей, с повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Под тревожностью понимают склонность человека переживать тревогу, то есть эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожность рассматривается как ситуативное явление и как личностная характеристика. В зависимости от причин, вызывающих тревожность, выделяют несколько ее видов: ситуативная и личностная, общая и специфическая, адекватная и неадекватная. У детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

Причины, вызывающие тревогу  и влияющие на изменение уровня тревожности, разнообразны и  являются как внутриличностными (внутренний конфликт и эмоциональный опыт), так и внешними (условия семейного воспитания, школьная успешность, взаимоотношения с учителями и  со сверстниками). Однако и то и другое в младшем школьном возрасте поддается коррекции.

Одним из наиболее эффективных методов коррекции тревожности младших школьников является рисуночная терапия. Она оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций. Применение арттерапевтических методов в коррекционной работе обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей, дает возможность невербального контакта, способствует преодолению психологических защит.

 

 

Библиографический список

 

  1. Аракелов, Н.Е., Шишкова, Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции [Текст]/ Н.Е.Аракелов // Вестник МУ, сер. Психология. 1998., № 1, с. 18
  2. Арт-терапия[Текст] / Сост. и общ. ред. А.И.Копытина.-  СПБ.: Питер, 2001.- 320 с.: ил.- ( Серия «Хрестоматия по психологии»).
  3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности[Текст]// Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995.
  4. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты[Текст]: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с: ил.
  5. Габдрева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии [Текст] / Г.Ш.   Габдрева // Тонус, 2000, № 5.
  6. Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация[Текст]. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 272 с, илл. (Серия «Психологический практикум: тесты»).
  7. Захаров, А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков[Текст]. Л., 1982.
  8. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст]учебник/ К.Э. Изард СПб.: Питер, 1999, 464 с.
  9. Ильин, Е. П.  Психофизиология состояний человека[Текст]. — СПб.: Питер, 2005. — 412 с: ил
  10. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии[Текст]. СПб., 2002.
  11. Кочубей, Б., Новикова, Е. Ярлыки для тревожности [Текст]/Б. Кочубей // Журнал Семья и школа № 9, 2002г.- Статья Б.Кочубей, Е.Новикова Ярлыки для тревожности
  12. Кэмпбелл, Р. Как на самом деле любить детей[Текст]. — М., 2000
  13. Мещеряков, Б. Г., Зинченко, В. П. Большой психологический словарь [Текст]: словарь/ Б. Г.Мещеряков- М.,2002
  14. Мэй, Р. Смысл тревоги[Текст] / Перев. с англ. М.И. Завалова и А.И. Сибуриной. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 384 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 89).
  15. Неймарк, М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе [Текст]//Вопросы психологии личности школьника. - М., 1961.
  16. Осипова, А.А. Общая психокоррекция[Текст] :учебное пособие. - М.: СФЕРА, 2002 . – 510с.
  17. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А. М.  Прихожан //Ж. «Психологическая наука и образование», 1998, №2.
  18. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика[Текст]. М.: Моск. психо-лого-соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.

 

  1. Рудестам, К. Групповая психотерапия[Текст]. СПб., 2000.
  2. Савина, Е., Шанина, Н. Тревожные дети [Текст]//Дошкольное воспитание. - 1996. - № 4.
  3. Севостьянова, Л. Н. Влияние детско-родительских отношений на эмоциональное состояние ребенка [Текст]// Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество»,  16.03.2006 URL статьи: http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=29

 

  1. Фрейд, 3. Страх [Текст]// Тревога и тревожность / Под ред. B. М. Астапова. СПб.: Питер, 2001. С. 31-42.
  2. Фридман, Л.Ф., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя[Текст]. М., 1998.
  3. Хайкин, Р. Б. Арт-терапия[Текст]. СПб: Наука, 1992
  4. Ханин, Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера[Текст]. – электронная версия книги.
  5. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка[Текст]. екатеринбург: У-Фактория, 2006.
  6. Хорни, К. Собрание сочинений[Текст]: В 3-х т. - М., 1997.
  7. Хорни, К. Тревожность// Тревога и тревожность [Текст]/Под ред. Астапова В.М.СПб.: Питер, 2001. С. 166-180.



Информация о работе Тревожность младших школьников в учебном процессе и ее коррекция посредством рисуночной терапии