Тренинг профессиональных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 11:24, реферат

Краткое описание

Последние 3-5 лет всё более распространённой формой обучения становятся психологические тренинги. Наиболее «продвинутые» фирмы, компании и руководители стремятся, чтобы их персонал получал в дополнение к профессиональной и психологическую подготовку.
Всё существующее на рынке можно поделить на две большие сферы – обучение профессиональное и психологическое.

Содержание

1. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ.
2. КОМУ НУЖЕН ТРЕНИНГ?
3. ЧЕМУ И КАК УЧАТ НА ТРЕНИНГЕ?
4. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ТРЕНИНГОВ
5. ЦЕЛИ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ.
6. ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ.
7. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ.
8. РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ В ГРУППЕ.
9. ГРУППОВАЯ СПЛОЧЁННОСТЬ.
10. ОБЩИЕ ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ
11. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП.
12. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ В ТРЕНИНГЕ.
13. БИЗНЕС-ТРЕНИНГИ.
14. ЛИЧНОСТНЫЕ ТРЕНИНГИ.
15. КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРЕНИНГИ.
16. КОРРЕКЦИОННЫЕ ТРЕНИНГИ.
17. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ.
18. СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ.
19. АКТИВНЫЕ ТРЕНИНГИ
20. ПЕРЕХОД САМОСОЗНАНИЯ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ
УРОВЕНЬ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ.
21. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ КАК ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА.
22. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУПП И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
23. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРЕНИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ.
24. ВИДЕОСЪЁМКА НА ТРЕНИНГЕ И РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ.
25. ЗАЧЕМ НУЖНО УЧИТЬСЯ НА ТРЕНИНГЕ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

ТРЕНИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

1. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ.

2. КОМУ НУЖЕН ТРЕНИНГ?

3. ЧЕМУ И КАК УЧАТ НА ТРЕНИНГЕ?

4. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ТРЕНИНГОВ

5. ЦЕЛИ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ.

6. ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ.

7. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ.

8. РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ В ГРУППЕ.

9. ГРУППОВАЯ СПЛОЧЁННОСТЬ.

10. ОБЩИЕ ТРЕНИНГОВЫЕ  МЕТОДЫ

11. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП.

12. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ  В ТРЕНИНГЕ.

13. БИЗНЕС-ТРЕНИНГИ.

14. ЛИЧНОСТНЫЕ ТРЕНИНГИ.

15. КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРЕНИНГИ.

16. КОРРЕКЦИОННЫЕ ТРЕНИНГИ.

17. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ.

18. СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ.

19. АКТИВНЫЕ ТРЕНИНГИ

20. ПЕРЕХОД САМОСОЗНАНИЯ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ

УРОВЕНЬ КАК УСЛОВИЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 

РАЗВИТИЯ.

21. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ КАК ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА.

22. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУПП И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.

23. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРЕНИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ.

24. ВИДЕОСЪЁМКА НА ТРЕНИНГЕ И РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ.

25. ЗАЧЕМ НУЖНО УЧИТЬСЯ НА ТРЕНИНГЕ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

 

Последние 3-5 лет всё более распространённой формой обучения становятся психологические тренинги. Наиболее «продвинутые» фирмы, компании и руководители стремятся, чтобы их персонал получал в дополнение к профессиональной и психологическую подготовку.

Всё существующее на рынке можно поделить на две большие сферы – обучение профессиональное и психологическое.

Профессиональное – это курсы, посвящённые различным аспектам бизнеса, компьютерной грамотности, аспектам делопроизводства, юридическим аспектам, бухгалтерским навыкам.

Психологические – это  разнообразные семинары и тренинги, направленные на обучение взаимодействию в бизнесе: преподавать, презентовать, влиять, управлять.

В профессиональном обучении уделяется мало внимания психологическим аспектам общения с клиентами, с партнёрами, с конкурентами. Психологический тренинг, в свою очередь, не рассчитан на передачу специальных знаний – экономических теорий, законов ценообразования. Две эти сферы целесообразнее рассматривать как взаимодополняющие.

Современная ситуация сильно отличается от того, что было ещё  некоторое время назад. Необходимость  психологической подготовки вырастает  из того, что в настоящее время недостаточно просто взвесить и завернуть, недостаточно даже знать полезные качества товара - нужно ещё уметь установить контакт с потенциальным покупателем и поведать ему об этих качествах на его «языке». Иначе клиент уйдёт к конкуренту. И недостаточно просто быть хорошим специалистом – нужно ещё убедить работодателя в том, что вы хороший специалист, иначе возьмут другого.

Большое преимущество психологического тренинга перед другими формами  обучения, состоит в получении  заметного результата за относительно короткий срок. Тренинг – это экспресс обучение. Непрерывная интенсивная работа в течение двух – четырёх дней даёт качественный прорыв, и в дальнейшем всё будет зависит от мотивации человека к практике полученных навыков. Происходящее время от времени в ходе очередного тренинга «освежение» и расширение знаний и навыков делает ощутимый вклад в профессиональный рост и повышение квалификации специалиста.

 

2. КОМУ НУЖЕН ТРЕНИНГ?

 

В первую очередь тренинг  нужен тем, кто, так или иначе, заинтересован в улучшении качества взаимодействия с людьми, для кого эффективность общения является фундаментом успешности в работе - это персонал „fiers line”- секретари, продавцы, телефонисты, обслуживающий персонал ресторанов, баров, гостиниц. Им адресованы курсы продаж, делового общения, презентаций, сервисного обслуживания.

На более высокой  иерархической ступени тренинг  интересует менеджеров, руководителей  отделов, департаментов и организаций. Им адресованы тренинги социального  влияния, управления, психологической устойчивости в условиях жёсткой конкуренции.

Иногда участники тренинга представляют собой не просто группу людей, которым нужны те или иные знания и навыки, а команду, или коллектив. Тогда внимание уделяется в первую очередь системным эффектам – командной сплочённости, улучшению качества взаимодействия, налаживанию психологической атмосферы в коллективе. Результат – каждый участник осознаёт себя как часть команды, у всех появляется более чёткое понимание командных целей и задач и своей роли в их достижении, укрепляется доверие к партнёру, соответственно и работа команды становится более слаженной.

Другая категория людей, для которых может быть интересен психологический тренинг бизнес-направления – это соискатели, люди, желающие найти или сменить работу. В тренинг прохождения интервью с работодателем не входит повышение квалификации человека и улучшение его профессиональных навыков. Этот тренинг напоминает тренинг продаж- человек презентует и продаёт свои качества, свой труд, свои способности и возможности.

 

3. ЧЕМУ И КАК УЧАТ НА ТРЕНИНГЕ?

 

На тренинге люди учатся эффективной коммуникации на различных уровнях и с различными целями. Коммуникативный опыт накапливается на основе непосредственного участия в общении с другими людьми. Но деловое общение сильно отличается от бытового. В первую очередь тем. Что оно направлено на определённый результат, который в конечном итоге должен влиться в финансовую выгоду. До недавнего времени процесс обучения деловому общению носил стихийный, естественный характер. Человек учился деловому общению исключительно самостоятельно. Но при таком стихийном протекании процесса научения навыки общения могут приобретать формы, не приводящие к повышению эффективности. Современные образовательные программы в области менеджмента и маркетинга обязательно включают в себя психологические дисциплины, несущие информацию о способах и методах эффективных коммуникаций.

Наиболее результативным средством формирования коммуникативных  умений в условиях реального делового общения является групповой тренинг. Он не заменяет естественного опыта другим, но организует и корректирует его более эффективным способом.

ТРЕНИНГ – это не только получение новых знаний и совершенствование  навыков, но и изменение сознания. Одни люди добиваются успеха в том, что они делают - в управлении, продажах, в обслуживании или поступлении на работу, а другие нет, хотя внешне всё происходит одинаково. Успех складывается их множества компонентов, чтобы стать из «человека проигрывающего» - « человеком побеждающим», из « пытающегося продать» - « продающим», необходимо измениться и изменить свой внутренний настрой. Препятствия, стоящие у нас на пути, часто живут только в сознании. Изменяя сознание, можно преодолевать препятствия.

Тренинги проводят специально подготовленные люди, которые называются тренерами. Каждый из них прошёл особую подготовку и имеет достаточный опыт проведения курсов по определённой тематике. Обычно эти люди имеют базовое или дополнительное психологическое образование.

ОСНОВНЫЕ РОЛИ ВЕДУЩЕГО ГРУППЫ.

Психотерапевт может выступать в двух основных ролях:

ТЕХНИЧЕСКОГО ЭКСПЕРТА. Эта роль подразумевает комментарии  ведущим процессов, происходящих в  группе, поведенческих актов отдельных  участников, а также рассуждение  и информирование, помогающие группе двигаться в нужном направлении.

ЭТАЛОННОГО ЭКСПЕРТА. Групповой психотерапевт добивается двух основных целей: демонстрации желательного и целесообразного образца поведения и усиления динамики социального научения через достижение группой независимости и сплочённости.

По С. Кратохвилу, можно  выделить пять основных ролей ведущего группы:

АКТИВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – инструктор, учитель, режиссёр, инициатор, опекун.

АНАЛИТИК 

КОММЕНТАТОР.

ПОСРЕДНИК - эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его.

ЧЛЕН ГРУППЫ.

СТИЛИ РУКОВОДСТВА ГРУППОЙ.

Стили руководства группой  тесно связаны с ролями, в которых  ведущий выступает и его личностными  особенностями.

Согласно классической классификации стилей управления малой группой: АВТОРИТАРНЫЙ, ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ, ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ, - руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения диминирования ведущего, жёсткого и мягкого структурирования процесса.

Большинство психотерапевтов  придерживаются мнения, что наиболее предпочтителен демократический стиль руководства; отношение к директивности, характеризующий авторитарный стиль достаточно негативно. Многие группы, особенно на начальном этапе, тяготеют к тому, чтобы их чётко структурировали и жёстко управляли. Наименее продуктивный стиль руководства – попустительский.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ГРУППОВОГО ТРЕНЕРА.

Гуманистическая позиция  состоит в том, что развивающий  и оздоравливающий эффект возникает  в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых тёплых взаимоотношений между членами группы и ведущим. Необходимо чтобы групповой ведущий обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий развития самосознания участников группы, что и обеспечивает эффективность тренинговой работы.

Можно выделить следующие  личностные черты, желательные для  руководителя тренинговой группы:

1. Концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь.

2. Открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость.

3. Эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта.

4. Аутентичность поведения, способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания.

5. Энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию.

6. Уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределённости, высокий уровень саморегуляции.

7. Уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов.

8. Богатое воображение, интуиция.

9. Высокий уровень интеллекта.

Эффективное руководство группой  предполагает правильный выбор стиля  руководства и широкий спектр творческих умений.

ПОДГОТОВКА ВЕДУЩИХ ТРЕНИНГОВЫХ  ГРУПП.

С первых дней обучения студенты параллельно с изучением теоретических курсов посещают занятия тренинга общения, цель которого – первичное знакомство с тренинговыми методами и сплочение группы. Одновременно решается задача самопознания, происходит изучение различных аспектов собственного поведения и собственной личности.

Получив подготовку по ряду базовых  теоретических курсов, в число  которых обязательно включаются социальная психология и основы психотерапии, студенты должны прослушать специальный учебный курс, описывающий психологические закономерности, условия и методы проведения групповых тренингов.

Следующим этапом подготовки может  стать участие в качестве клиентов в психологических тренингах  различной направленности и различных теоретических школ с целью изучения методик и техник, применяемых специалистами. Результатом данного этапа становится осознанный выбор той психологической школы тренинга, в которой студент намерен специализироваться.

Продолжается клиентская практика студента в группах выбранного направления с параллельным углублённым изучением теоретических вопросов работы в рамках тренинговой группы.

На следующем этапе начинается работа студента в качестве ведущего группы. Руководство первыми группами должно осуществляться с использованием супервизорства, при этом следует соблюдать следующую последовательность форм работы под наблюдением супервизора: сначала ведение группы с котренером – супервизором, затем самостоятельная работа при пассивном супервизоре. По завершении каждого тренингового занятия должно происходить подробное обсуждение способов решения тренером возникавших групповых задач, тактики его проведения, умений действовать в уникальных ситуациях групповой работы.

ТРЕНИНГ ТРЕНЕРСКОЕ ИСКУССТВО. Мастерство оратора и влиятельность. Управление динамикой группы. Усиление способности развивать других и неформальный подход к процессу. Инструменты достижения адеватных результатов в передаче знаний и умений. Коучинг на 50 %.

 

4. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ТРЕНИНГОВ

 

Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:

1. Соблюдение ряда принципов групповой работы.

Информация о работе Тренинг профессиональных групп