Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 11:24, реферат
Последние 3-5 лет всё более распространённой формой обучения становятся психологические тренинги. Наиболее «продвинутые» фирмы, компании и руководители стремятся, чтобы их персонал получал в дополнение к профессиональной и психологическую подготовку.
Всё существующее на рынке можно поделить на две большие сферы – обучение профессиональное и психологическое.
1. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ.
2. КОМУ НУЖЕН ТРЕНИНГ?
3. ЧЕМУ И КАК УЧАТ НА ТРЕНИНГЕ?
4. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ТРЕНИНГОВ
5. ЦЕЛИ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ.
6. ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ.
7. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ.
8. РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ В ГРУППЕ.
9. ГРУППОВАЯ СПЛОЧЁННОСТЬ.
10. ОБЩИЕ ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ
11. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП.
12. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ В ТРЕНИНГЕ.
13. БИЗНЕС-ТРЕНИНГИ.
14. ЛИЧНОСТНЫЕ ТРЕНИНГИ.
15. КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРЕНИНГИ.
16. КОРРЕКЦИОННЫЕ ТРЕНИНГИ.
17. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ.
18. СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ.
19. АКТИВНЫЕ ТРЕНИНГИ
20. ПЕРЕХОД САМОСОЗНАНИЯ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ
УРОВЕНЬ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ.
21. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ КАК ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА.
22. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУПП И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
23. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРЕНИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ.
24. ВИДЕОСЪЁМКА НА ТРЕНИНГЕ И РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ.
25. ЗАЧЕМ НУЖНО УЧИТЬСЯ НА ТРЕНИНГЕ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для гештальтерапевтов самосознание – это физическое, эмоционально, умственное осознание, которое проявляется на уровнях, соответствующих различным напряжениям поля организма.
В тренингах развития самосознания используется богатый теоретический и практический опыт гештальтерапии в целях пробуждения спонтанности участников, их творческих потенциалов. Умение быть собой, принятие своей личности, открытие своего «Я» не только для себя, но и для других.
ГРУПП-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД.
В качестве группового метода в психоаналитическом направлении выступает групп-анализ. Три основные модели психоаналитически ориентированной групповой психотерапии:
1. Психоанализ в группе.
2. Психоанализ группы.
3. Психоанализ через группу или посредством группы.
Групп-аналитики выделяют четыре уровня группового процесса:
1. Уровень текущей реальности. Данный уровень отражает горизонтальный срез коммуникации, детерминированный принципом « здесь и теперь».
2. Уровень переноса. На данном у ровне ведущий воспринимается как родитель, а члены группы, как братья и сёстры.
3. Уровень проекций. Это уровень проекций, на котором для члена группы другие сидящие в кругу люди становятся отвергаемыми частями себя.
4. Уровень архетипов.На этом уровне все знания, эмоции, силы группы прекцируются на ведущего, а группа становится матерью, способной и поощрить и наказать.
ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ В ГРУППЕ.
Он включает в себя структурный анализ, анализ игр, анализ сценариев. Преимущество групповой ситуации состоит в том, что она порождает больше разнообразных трансакций, чем взаимодействие изолированных терапевта и пациента. В течении работы группа проходит этапы обсуждения, описания и выражения. Конечной целью психотерапии в трансакционном анализе является достижение оптимального для разрешения проблем участников условия близости, под которой понимается свободный от игр обмен внутренне программируемым аффективным выражением. Приёмы трансакционного анализа, применяемые в процессе тренинговой работы помагают участникам ярче осознать неконструктивные способы профессионального общения.
ПСИХОДРАМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД.
К методам имитационного
моделирования поведения
Выделяют пять основных принципов использования ролевых игр Д. Киппера:
1. Ролевые игры основаны на конкретном описании. Пациенты представляют свои конфликты в неком специфическом действии. Конкретизация достигается за счёт того, с помощью участников групп и необходимых символических предметов моделируется фактор окружающей среды.
2. Разыгрываемое поведение должно быть аутентичным - воссозданное пациентом описание должно достоверно отражать психологическое состояние в момент развёртывания ситуации.
3. Терапия посредством клинических ролевых игр использует выборочное усиление.
4. Ролевые игры помогают расширить познавательные возможности.
5. Ролевые игры включают последовательность взаимосвязанных разыгрываемых эпизодов. Классический психодраматический сеанс состоит из: разогрева, действия и взаимодействия с группой, завершающей стадии. Одной из важнейших задач завершающей стадии сеанса является увеличение в пациенте способности понимать себя, своё поведение, своё воздействие на окружающих, что достигается языком действий и вербализацией.
Киппер выделил девять специальных базовых техник:
1. Представление самого себя – самопрезентация, которая состоит из серии коротких ролевых действий.
2. Исполнение роли – имитация поведения какого- то человека или акт принятия роли части тела, животного, неодушевлённого предмета.
3. Диалог – изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми, где каждый играет самого себя.
4. Монолог - проговаривание своих чувств и мыслей вслух.
5. Дублирование – техника, при которой вспомогательное лицо играет дублирующую роль протагониста.
6. Реплики в сторону – в ситуации ролевой игры, в которой протагонист общается со вспомогательным лицом и говорит вслух. Что он действительно думает, чувствует или собирается делать.
7. Обмен ролями.
8. Техника пустого стула – прогонист взаимодействует с воображаемым кем- то или чем- то, представленным одним или несколькими пустыми стульями, в форме монолога или обмена ролями.
9. Техника зеркал – осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль протагониста в течение короткого времени.
Техники психодрамы позволяют продемонстрировать человеку его поведение как со стороны, но и заставить его многое открыть в себе и переосмыслить.
ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД.
Райхианская телесная терапия направлена на восстановление свободного протекания энергии через тело путём « распускания панциря» в каждом сегменте. Для достижения этой цели используются три основные техники:
1. Глубокое духание, через которое скапливается энергия.
2. Мануальное воздействие на хронические мышечные зажимы - массаж, поглаживание, касание, разминание мышц.
3. Вербальный анализ и открытая проработка совместно с пациентом причин возникновения мышечных зажимов.
В тренингах развития самосознания приёмы телесной терапии используются достаточно активно, так как они очень эффективны при снятии некоторых психосоматических симптомов, а также для преодоления физического и психического напряжения, создания ощущения раскрепощенности и свободы, что позволяет активизировать личностные ресурсы в отношении психологического роста и процесса самопознания.
МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ПРОГРАММИРОВАНИИ.
Групповая работа в нейролингвистическом программировании чаще всего используется для обучения эффективной коммуникации. Под нейролингвистическим программированием – понимают процесс моделирования внутреннего человеческого опыта и межличностной коммуникации путём выделения структуры процесса. Изучение структуры субъективного опыта необходимо нейролингвистическим программистам для того, чтобы помочь человеку изменить своё поведение. Практически все психологические проблемы возникают у людей из-за субъективной невозможности вырваться из цепей привычных стереотипов поведения. Благодаря перепрограммированию поведения у человека формируется широкий спектр возможностей, из которых он делает наилучший выбор. Особенно действенными нейролингвистические техники оказываются в групповой работе по развитию самосознания.
12. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ В ТРЕНИНГЕ
ПЕРВАЯ СТАДИЯ – ПОДГОТОВКА.
Для эффективной работы в группе всегда необходим некоторый «разогрев», создание мотивации изменений. Иногда на это достаточно несколько часов, иногда на это уходит целый день. На данном этапе в зависимости от состояния и поведения группы ведущий применяет различные техники:
1. Если группа настроена доброжелательно, но напряженна, то его задача – это помочь расслабиться, избавиться от напряжения, создать атмосферу открытости, доверия, психологической безопасности и хорошего настроения у участников, позволяющую обеспечить условия для позитивной мотивации на групповое взаимодействие.
2. Если группа с самого начала настроена скептически или даже враждебно, ведущий сознательно провоцирует выход этого недовольства, предлагая задания, трудные психологически и подчёркивающие отсутствие умений эффективной коммуникации и навыков нахождения нестандартных способов решения проблем.
Для снятия напряжения на данной стадии используются психогимнастические игры с релаксационной направленностью.
ВТОРАЯ СТАДИЯ – ОСОЗНАНИЕ.
Продолжение работы в группе вынуждает участников тренинга совершать шаги по преодолению периода кризиса, после чего происходит переход на данную стадию. На этой стадии основным процессом изменения является главным образом когнитивный.
Самосознание при переходе с более низкого уровня на более высокий характеризуется изменением рефлексивных процессов. Расширение, усложнение и углубление рефлексии связано с необходимостью своеобразного « раздвоения», выхода за пределы непосредственного текущего процесса или состояния. Что обусловливается остановкой, прекращением хода процесса и что является основой первичного различения субъектом себя и осуществляет более высокий уровень рефлексии.
Уровень сознания повышается багодаря наблюдению, противопоставлению. Интерпретации возможных точек зрения, позиций, способов и приёмов восприятия и поведения, обсуждаемых в малых группах. Благодаря увеличению информации участники группы начинают осознавать и оценивать альтернативы нежелательному поведению и рост собственных профессиональных и личностных возможностей в связи с отказом от нежелательного поведения.Критичность и скептицизм уступают место глубочайшему интересу, любопытству, стремлению понять слова ведущих и процессы, происходящие в группе и внутри самих участников.
На данной стадии чрезвычайно полезны упражнения, ориентированные на самораскрытие.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ – ПЕРЕОЦЕНКА.
Третьей стадией развития группы является переоценка. Она сопровождается увеличением использования не олько когнитивных, но и аффективных и оценочных процессов изменения. У участников появляется тенденция к осмыслению влияния собственного нежелательного поведения на непосредственное социальное окружение и к переоценке собственной личности. На этой стадии в процессе выполнения различных психологических техник, деловых игр, анализа и проигрывания реальных жизненных ситуаций участник группы всё более ощущает собственную независимость и способность изменить свою жизнь в чем- то важном, принципиальном. Выбор и принятие решения действовать – основной результат данной стадии. На этом этапе в группе активно используются техники гештальттерапии и психодрамы, а также телесной терапии и нейролингвистического программирования.
ЧЕТВЁРТАЯ СТАДИЯ – ДЕЙСТВИЕ.
Эта стадия, психологический смысл
которой – закрепление в
Устойчивость - толерантность к стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и поощрение самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении – это основной результат данной стадии. На данной стадии применяются разнообразные творческие задания, рассчитанные на совместную деятельность участников. Успешное выполнение таких заданий способствует сплочению группы и создаёт чувство собственной самореализации при осуществлении личного вклада в общую работу.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ СО СПОНТАННОЙ И ДИНАМИКОЙ.
ПЕРВЫЙ ЭТАП – заключение первичного психологического контакта, знакомство. Притирка участников, общение, рост эмоциональной напряжённости.
ВТОРОЙ ЭТАП – эмоциональное сплочение, агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, начало рефлексивных процессов.
ТРЕТЬИЙ ЭТАП – самораскрытие и рефлексия, обратные связи и социометрия.
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП - выход из ситуации « здесь и теперь», социальная реабилитация, завершение.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ С УПРАВЛЯЕМОЙ ДИНАМИКОЙ.
ПЕРВЫЙ ЭТАП – заключение психологического контакта, вхождение в ситуацию « здесь и теперь», сплочение и раскрепощение, первые обратные связи. ВТОРОЙ ЭТАП – рефлексия группвой ситуации « здесь и теперь», заключение нового психологического контакта.
ТРЕТЬИЙ ЭТАП – личностные проекции, самопознание, углубление обратных связей, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем.
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП – изменение контакта, усиление межличностной динакими в группе, социометрия.
ПЯТЫЙ ЭТАП – выход из « здесь и теперь», социальная реабилитация, завершение группы.
Тренинги различаются по целям и направленности на определённую аудиторию и их можно разделить на БИЗНЕС- НАПРАВЛЕНИЕ и ЛИЧНОСТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
13. БИЗНЕС-ТРЕНИНГИ
К БИЗНЕС – НАПРАВЛЕНИЮ относятся: ТРЕНИНГИ, в фокусе внимания которых находятся знания, навыки и идеология, необходимые для улучшения профессиональные качества и успешного выживания в конкурентной среде. Это навыки коммуникаций на разных уровнях и с разными целями, а также навыки организации и самоорганизации. К ним относятся самые различные «технологические» тренинги – технологии продаж, технологии презентации и самопрезентации, управленческие технологии, таймменеджмент и стрессменеджмент. Эти тенинги отличаются чёткостью построения, жесткостью, большим объёмом обрабатываемого материала.
БИЗНЕС-ТРЕНИНГ – это очень интенсивное обучение. Некоторые тренинги разбиваются на части, на каждую из которых отводится по два – четыре дня, продолжительность одного учебного дня 8- 10 часов. Оптимальное количество участников группы, по мнению экспертов 8- 10 человек. Это позволяет каждому продемонстрировать выполнение задания интсруктору, обменяться опытом, поучиться друг у друга.
Например, это может
быть однодневнный тренинг «Искусство
проведения эффективных презентаций»,
предназначенный для