Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:52, курсовая работа
Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения в стрессе можно считать возросшую (особенно во второй половине ХХ в.) актуальность проблемы защиты человека об действия неблагоприятных факторов среды.
Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.
СОДЕРЖАНИЕ
с.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ТРУДОВОГО КОНФЛИКТА 9
1.1. Понятие, сущность и виды конфликтов. Методы преодоления конфликтов в коллективе 9
1.2. Стрессы в условиях профессиональной деятельности 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИКОВ МАГАЗИНА ООО "КИРОВСКИЙ" 35
2.1. Анализ деятельности и особенностей конфликтов на предприятии ООО «Кировский» 35
2.2. Практические рекомендации по профилактике и предотвращению кризисных ситуаций 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ЛИТЕРАТУРА 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
а) эмоциональный тон отношений («Давай-ка говорить спокойно»);
б) тему разговора («Мы не о том говорим, вернемся-ка к...»);
в) языковый стиль (без грубости и пошлости);
г) роли и степень строгости правил игры (в конфликт можно и должно играть, разрешая противоречия в виде подобия театрального действия с оговоренными ролями и амплуа, однако этому лучше всего учит социально-психологический тренинг).
Выполнение упражнений обязательно оценивается и обсуждается по всем семи составляющим управления конфликтом.
Третий нелишний. Это упражнение также можно осуществлять на художественном или публицистическом материале. Однако главным действующим лицом выступает здесь не кто-то из конфликтующих, а «третейский судья» — человек, который должен способствовать разрешению конфликта, используя принципы так называемого «косвенного разрешения конфликта», предложенные психологом А. Б. Добровичем.
Качество выполнения упражнения оценивается и обсуждается.
Несколько упражнений на закрепление навыков бесконфликтных конструктивных взаимодействий.
Дискуссия — соревнование. Члены группы разбиваются на две команды и выборное жюри, которое должно разработать две категории оценки выдвигаемых в дискуссии аргументов (доказательность, логику, четкость формулировок, соответствие теме и т.п.) и систему оценки (в баллах). Определяется предмет дискуссии, команды разбиваются на «группу — про» и «группу — контра» (т.е. за и против), после чего, собственно, и начинается дискуссия — соревнование. В конце ее жюри объявляет и комментирует результаты. В заключение — коллективное обсуждение хода дискуссии.
Конкурс ораторов. По жребию или каким-либо другим образом вызывается любой из членов группы и ему предлагается после минимальной подготовки (не более 30-60 с) произнести речь (2-3 мин) на заданную группой тему. Выборное жюри оценивает качество выступления (полноту раскрытия темы, логику изложения, аргументированность и т.п.). В заключение — коллективное обсуждение упражнения.
Стратегия в диалоге.
а) Двое из участников вызываются ведущим и втайне от аудитории и друг от друга получают задание: первому — поддерживать диалог в своей обычной манере, а второму— любыми способами удерживать лидерство во взаимодействии. Тему может предложить аудитория или ведущий или ее могут выбрать сами действующие лица. Ход и результаты диалога обязательно обсуждаются всей группой.
б) Противоположный вариант: второй партнер должен заставить напарника стать лидером диалога.
Ролевое обсуждение. В этой игре руководитель раздает участникам листовки с обозначением ролей, в которых они должны выступать в обсуждении (Философ, Дипломат, Эрудит, Скептик, Общественник, Игрун, Золушка и т.п.; роли желательно подбирать не привычные, а дополнительные к тем, в которых привыкли выступать члены группы). Далее договариваются о предмете обсуждения, который может быть самым разнообразным, например обсуждение фильма спектакля или книги. Он не должен быть слишком сложным или чересчур волнующим. После 10-15 мин дискуссии окружающие должны определить, кто был в какой роли, причем неопознанные игроки считаются не справившимися с заданием.
Руководство дискуссией. Выбрав тему для обсуждения и совместно выдвинув критерии оценки деятельности руководителя (умение четко формулировать вопросы, резюмировать переходные моменты в обсуждении, вовлекать пассивных, приостанавливать затянутые монологи, быть тактичным к выступающим и т.п.), группа избирает ведущего дискуссии (например, по жеребьевке или выдвижением кандидатур). После дискуссии продолжительностью 15-30 мин начинается главный момент игры ее (дискуссии) обсуждение.
Начинается
оно с самоанализа своей
Затем
наступает самый сложный
В
этом упражнении можно предложить группе
определить «тайного единомышленника»
— неизвестного группе человека, который
изначально получил от руководителя задачу:
мысленно помогать и сочувствовать ведущему.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Релаксационные
упражнения
Условия проведения: выполняются в спокойной обстановке, в течение 10-15 минут. Возможно под спокойную, функциональную музыку. Желательно 1-2 раза в неделю.
Психопрофилактика деструктивного стрессавая релаксация (рекомендована Всемирной организацией здравоохранения).
Лягте (в крайнем случае - присядьте) поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении, одежда не должна стеснять ваших движений.
Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на десять секунд задержите дыхание. Выдох производите не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторите эту процедуру пять-шесть раз. Затем отдохните около двадцати секунд.
Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживайте до десяти секунд, потом расслабьте мышцы. Таким образом пройдитесь по всему телу. При этом внимательно следите за тем, что с ним происходит.
Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас снизу доверху: от пальцев ног через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит».
Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас. Чувствуете, что расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы. Лежите спокойно, как «тряпичная кукла».
Наступает пробуждение. Сосчитайте до двадцати. Говорите себе: «Когда я досчитаю до двадцати, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым».
Упражнение «Внутренний луч».
Сядьте
в удобное кресло и закройте глаза.
Представьте, что в верхней части вашей
головы возникает светлый луч, который
медленно и последовательно движется
сверху вниз и теплым, ровным и расслабленным
светом изнутри освещает ваше лицо, шею
и плечи. По мере движения луча разглаживаются
складки бровей и зажимы в области губ,
расслабляются мышцы лица, исчезает напряжение
в области затылка, освобождаются от напряжения
плечи. Внутренний луч формирует вашу
новую внешность – внешность спокойного
и удовлетворенного собой и своей жизнью.
Заканчивайте упражнение словами: «Я стал(а)
новым человеком! Молодым и здоровым! Спокойным
и стабильным!».
Упражнения, развивающие позитивное мышление в проблемных ситуациях.
Упражнение "Проблема".
Оно
направлено на снижение субъективной
значимости проблемной ситуации для человека,
на достижение внутреннего спокойствия
и адекватного отношения к существующей
проблеме. Выполняется в течение 10-15 минут.
Займите удобную позу, закройте глаза.
Постарайтесь представить следующие образы
- картинки. Подумайте о своей проблеме,
которая в последнее время волнует и мучает
Вас больше всего. Кратко сформулируйте
эту проблему для себя в двух-трёх словах.
Представьте лицо человека, с которым
Вы недавно обсуждали свою проблему. Вспомните,
о чём он говорил, и что Вы ему отвечали.
Воспроизведите в своём воображении обстановку
комнаты, время и содержание беседы. С
помощью своего воображения постарайтесь
увидеть ситуацию со стороны, как будто
Вы стали внешним наблюдателем. Например,
Вы видите себя и вашего собеседника отражёнными
в зеркале. Включите в эту картинку Ваших
ближайших соседей, знакомых или родственников.
Какие проблемы и нерешённые вопросы есть
у них? Что их мучает, и какие препятствия
им приходится преодолевать в жизни? Представьте
дом, в котором Вы живёте, и людей, которые
живут вместе с Вами. Когда Ваша картинка
расширится и станет для Вас отчётливой,
включите в неё Ваше представление о городе,
в котором Вы живёте, подумайте также о
всей стране, её огромных пространствах
и людях, населяющих города, сёла, деревни.
Расширяя своё воображение, представьте
теперь всю нашу Землю с её материками,
океанами и миллиардами живущих на ней
людей. Двигайтесь дальше к расширению
картинки: подумайте о нашей Солнечной
системе - огромном пылающем Солнце и планетах,
вращающихся вокруг него. Постарайтесь
почувствовать бесконечность Галактики
и её равнодушное "спокойствие" и
даже безразличие относительно каких-то
маленьких человеческих существ, населяющих
Землю… Продолжая удерживать в своём
воображении это переживание необъятной
глубины космоса, снова подумайте о своей
проблеме. Постарайтесь сформулировать
её в двух- трёх словах.
Упражнение "Могло быть хуже".
Возьмите
чистый лист бумаги и для себя напишите
небольшое сочинение. Кратко опишите
свою рабочую или личную проблему.
Причём сейчас не важно, в какой сфере
Вашей жизни эта проблема находится - производственной
или личной. Выберите именно актуальную
для Вас проблему, которая Вас мучает,
не даёт спать по ночам и которая, как Вам
кажется, не имеет решения. Затем подумайте
о том, какие самые страшные и непоправимые
последствия дальнейшее развитие этой
проблемной ситуации могло бы иметь лично
для вас. Напишите для себя эти последствия.
Например, Вы можете быть уволены? Или
Вы можете заболеть так, что будете многие
годы прикованы к постели? Что ещё самого
плохого для Вас могло бы случиться? А
как Вы живёте сейчас? Вы, оказывается,
работаете? И довольно успешно? Кроме того,
Вы чувствуете себя довольно хорошо? Оказывается,
всё не так страшно? И еще можно жить и
бороться. И каждый раз, когда Ваша проблема
захлестывает Вас, когда Вам начинает
казаться, что всё плохо и ничего уже нельзя
изменить к лучшему, постарайтесь подумать
о том, как могло бы быть еще хуже. А затем
вернитесь в свою реальную жизнь и посмотрите
на неё с оптимизмом и радостью.
Упражнение «Мой враг – мой друг».
После конфликта с кем-либо чаще всего вы оцениваете этого человека сугубо отрицательно. Вы настроены критиковать его: выделяете его недостатки и в определенной мере зацикливаетесь на них. Вы переложили всю вину на данного человека и тем самым «закрыли» для себя возможность конструктивного подхода в решении проблема.
Объективное представление предполагает видение не только негативных сторон, как это бывает в конфликтной ситуации, но и имеющихся позитивных характеристик. Более того, недостатки являются следствием достоинств и, наоборот, достоинства перерастают в недостатки.
Для данного упражнения необходимо взять чистый лист и разделить его на две половины – правую и левую. В левой части листа запишите особенности человека, с которым вы пережили конфликт и противостояние. В правой части продолжите свой список, переводя отмеченные отрицательные качества в положительные. Постарайтесь завершить свою оценку, отметив не только отрицательные качества, но и проанализировав их позитивное продолжение.
Например, в левой части вы записали:
Отсутствие достаточного жизненного опыта.