Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 15:58, лекция
Краткое описание
Инфантилизм - это сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Это точное определение, можешь проверить в любом психологическом словаре. Что такое «особенности, присущие детскому возрасту»? Это несамостоятельность в решениях и действиях, требования заботы, плохая оценка отдалённых рисков, неумение сосредотачиваться и, наконец, некритичность к себе.
Инфантилизм - это сохранение в психике
и поведении взрослого особенностей, присущих
детскому возрасту.
Это точное определение, можешь проверить
в любом психологическом словаре.
Что такое «особенности, присущие детскому
возрасту»? Это несамостоятельность в
решениях и действиях, требования заботы,
плохая оценка отдалённых рисков, неумение
сосредотачиваться и, наконец, некритичность
к себе.
Такой человек является «носителем»
инфантилизма, поэтому я называю его инфантилом.
Инфантил
- это взрослый человек, в психике и поведении
которого сохранились особенности, присущие
детскому возрасту.
Инфантилизм - бич современной постиндустриальной
цивилизации, и распространён более чем
широко. И у нас, и на Западе инфантилизм
напоминает эпидемию.
К счастью, инфантилизм хоть и болезнь,
но болезнь излечимая. Этак книга - что-то
вроде дистанционного курса лечения.
Если работать честно и от души, можно
серьёзно улучшить ситуацию.
Вот отзыв человека, который тестировал
эту книгу-тренинг (тогда она была дистанционным
курсом) и добросовестно выполнял все
задания и рекомендации.
«Павел, в очередной раз говорю Вам —
добрый вечер! Всё закончил! Отчитываюсь!
Для меня просто откровением стал эксперимент
«Своей колеей» — я смотрел на себя со
стороны, а мне все шире и шире открывали
глаза! Причем открывал сам же я, вооруженный
теорией и рекомендациями от Павла Зыгмантовича.
Начиная с этого эксперимента я все чаще
начал задаваться вопросом — «как же все
это работает?».
Павел!!! Огромное Вам спасибо за этот
курс! Он был для меня очень интересным,
даже захватывающим и очень полезным!
Я узнал много нового о себе и о окружающих
меня людях. Я очень рад, что познакомился
с Вашими работами!
Еще раз
большое спасибо за Вашу работу!» Пётр,
юрист, 28 лет. У тебя может быть такой же
результат. И даже лучше.
Как читать
книгу
Здесь три части. В первой я возьму быка
за рога и расскажу, как убить в себе инфантила
и повзрослеть. В этой части содержатся
специальные задания, выполняя которые
ты сможешь убить в себе инфантила. Если
хочешь быстрого роста - тебе сюда.
Вторая часть - теоретическая, о том, откуда
берутся инфантилы, и как можно сделать,
чтобы их появлялось меньше. Если интересны
подробности - начинай отсюда.
Третья часть - любопытно-познавательная.
Там собраны разные наблюдения за жизнью
инфантилов. Не то, чтобы это обязательная
часть, но многое может быть полезно. Ознакомиться
- рекомендую
Прошу учесть - книгу я писал честно. То
есть не разводил воду. Вместо трёх аргументов,
я давал один. Вместо десяти примеров -
три. Я экономил твоё время.
Но за это придётся расплачиваться - я
не разжевал всё так, как мог бы. Значит,
тебе придётся много думать. Оно и к лучшему
- чем больше человек думает, тем меньше
он инфантилен.
Единственное послабление я сделал для
повторов. Практика показывает, что люди
не всегда читают внимательно, поэтому
особо важные мысли я повторял несколько
раз. Это сделано сознательно. Я хочу, чтобы
ключевые мысли точно были замечены.
В общем, прошу читать внимательно, а
ещё лучше - перечитать потом хотя бы ещё
один раз.
Поехали.
Часть 1. ПОВЗРОСЛЕТЬ ЗА ТРИ МЕСЯЦА
Классификация инфантилов
Кто такие инфантилы - я рассказал. Теперь
- какие они бывают. Чтобы ты мог понимать,
что делать именно тебе. Считай, я даю что-то
вроде карты местности, чтобы было легче
ориентироваться.
Всего есть три типа инфантилов - Избалованный
Ребёнок, Бунтующий Ребёнок и Забитый
Ребёнок.
Избалованный
Ребёнок. Человек ведёт себя так, будто
в мире есть только он сам: всегда считает
себя правым, в упор не видит других людей,
меряет всех и всё по себе и собой (то есть
не признаёт, что у другого могут быть
другие, ничуть не худшие, вкусы). Избалованный
Ребёнок требует то, что ему хочется, и
очень обижается, когда окружающие его
игнорируют или просто отказывают. Тогда
он заявляет, что мир несправедлив к нему.
И до кучи - он считает себя идеалом, которому
некуда расти и меняться.
Бунтующий
Ребёнок (он же Мстящий, он же Обиженный).
Доказывает свою правоту по любому поводу,
постоянно бунтует и особенно, когда его
пытаются ограничить. Часто делает «на
зло», даже если это может повредить ему.
Классика - «назло маме отморожу уши».
Часто агрессивен.
Забитый
Ребёнок. Чаще всего считает свои решения
ошибочными, через что легко идёт на поводу
у чужого мнения, собственной сформированной
позиции по подавляющему большинству
вопросов нет, ищет одобрения. Мало заметен.
Отмечу особо - в каждом инфантиле встречаются
все эти три проявления. Какого-то проявления
больше, какого-то меньше, но встречаются
все три. Суть как раз в том, чтобы избавиться
от всех.
Почему люди превращаются именно в эти
типы инфантилов? Не знаю. Тут такая прорва
разных факторов и условий, что сам леший
ногу сломит. А самое главное - в данном
случае причины не важны совершенно.
Представь - кому-то удалось со стопроцентной
точностью установить, что Бунтующий Ребёнок
вырос потому что - раз, два и три. И что
дальше?
Прошлое не изменить, того, что уже случилось
не переделать. Человек уже такой, какой
есть. С тем, что есть - и будем работать.
Ради того, что может быть.
Что нужно делать каждому типу
Избалованному Ребёнку нужно осознать,
что рядом есть другие люди и их мнение
тоже важно и значимо (по крайней мере,
для них), что нужно увязывать свои интересы
и интересы окружающих (заметь - «увязывать»,
а не «противопоставлять» или «прогибаться»).
Бунтующему Ребёнку нужно понять и принять,
что часть запретов связана с условиями
жизни в обществе и необходимы (скажем,
не шуметь после полуночи, ибо люди спят),
часть - напрямую обеспечивают его безопасность
(не стой под стрелой).
Забитому Ребёнку нужно осознать себя
значимой, ценной личностью, повысить
самоуважение, научиться быть в центре
внимания, высказывать мнение и бесконфликтно
отстаивать свои границы.
Как мы будем работать
Работа будет разбита на шаги - первый,
второй и так далее. В каждом шаге есть
теоретическая часть и часть практическая.
Практическая часть - это эксперимент,
который ты делаешь в повседневной жизни.
Скажем, на протяжении недели. Чем чаще
и качественнее делаешь - тем лучше результаты.
Почему я пользуюсь словом «эксперимент»?
Оказалось, что люди неправильно понимают
слово «упражнение». Многие считают, что
это некое обязательство, которое берётся
раз и навсегда.
Другое дело - «эксперимент». Здесь само
слово наглядно показывает - совершаемое
действие является необычным, временным
и проводится с определённой целью.
В теоретической части я объясняю, почему
нужно делать такой эксперимент и как
он позволяет убить в себе инфантила.
По опыту я знаю - обычно люди сначала
читают всю книгу целиком, а потом делают
эксперименты. Пусть так - это тоже вариант.
В работе мы будем опираться на концепцию
Эрика Берна (подробнее о ней будет во
второй части).
Шаг первый
Основной и главный признак инфантилизма
- это, как я уже говорил, несамостоятельность.
Сам по себе термин широк и обширен, поэтому
мы возьмёмся только за одну его часть
- за конформность. По-русски - соглашательство.
Инфантилу очень тяжело иметь своё мнение,
думать свои мысли, совершать свои поступки
- во-первых, он не привык, во-вторых, совершение,
например, своих поступков, ставит его
в ситуацию неопределённости. Он никогда
не знает, чем такой поступок может закончиться
и, как всякая неопределённость, она вызывает
у него страх.
Отсюда стремление инфантила найти хоть
кого-то, кто мог бы принимать решения
за него и - в идеале - совершать за него
действия. Ну, или на худой конец - отвечать
за то, что сделает инфантил.
То есть - Родителя.
Если ты помнишь описание видов инфантилов,
то это - Забитый Ребёнок.
Из описания, я полагаю, очевидно, как
с этим работать - пробовать своё. Делать,
думать, иметь.
И начнём мы с «делать». По этому поводу
- наш первый эксперимент «Своей колеёй».
Выполняется в метро (отдельно поясню
- метро это такое место, где инфантилов
встречается больше всего - уж не знаю
почему; может, спуск под землю побуждает
людей регрессировать обратно в детство?).
Инструкция:
когда идёшь к стеклянным дверям, выходя
или заходя в метро, прояви смелость, включи
голову и выходи/входи не в те двери, что
и все, а в те, которые свободны (а такое
постоянно - из четырёх дверей одна закрыта,
в две заходят люди, третья стоит без дела
- отчего бы не пойти в третью?).
Тренируйся постоянно - увидели свободную
дверь, в которую инфантилы не идут по
причине нежелания решать (а они в трансе
- идут за толпой, как на автопилоте), и
бегом туда. Самое забавное, что за тобой
тут же пристроится какой-нибудь инфантил.
Теперь, когда путь проложен, они будут
идти и в эту дверь.
А ты иди дальше - впереди ещё много интересного.
Если метро по каким-то причинам не походит,
свою колею можно прокладывать где угодно.
Не раз наблюдал, как в магазине работают
три кассы, а очередь - только в одну. Но
все мужественно стоят.
Или вот - как-то ходил оплачивать кредит,
люди стоят в две автоматические кассы
(достаточно длинная уже очередь), а третья
- свободна. Я подошёл к третьей - и спокойно
отплатил кредит. В некоторых ресторанах,
где еда набирается на поднос - то же самое.
Работают две кассы, а люди упорно стоят
в одну. Словом, поле для эксперимента «Своей колеёй»
чрезвычайно широкое.
Обрати
внимание: постоянно отслеживай и
пресекай желание пойти за всеми и не толкаться
в свободную дверь. Иди своим путём, рискуй,
толкайся. Если дверь, в которую ты попробовал
толкнуться закрыта, то ничего страшного
- ты хоть попробовал, пока они там шли,
отключив волю.
Техника
безопасности: тут не сложно - держись
в рамках здравого смысла. Например, эксперимент
не предполагает, что ты первым отважишься
вколоть себе дозу или сигануть с многоэтажки.
Скорее, наоборот, откажешься и от первого,
и от второго.
Шаг второй
Эксперимент «Своя колея» был посвящен
работе с Забитым Ребёнком. Займёмся Ребёнком
Бунтующим.
В чём его суть? В постоянной борьбе с
правилами. Если Бунтующий Ребёнок слышит,
например, «так делать правильно», он почти
на рефлектором уровне стремится возразить,
опротестовать, оспорить такой подход.
И это несмотря на то, что большинство
правил придумано на крови (в прямом и
переносном смысле), а, следовательно,
имеет смысл и проверено временем, инфантила
не волнует.
Забавный факт - несколько лет я на тренингах
ставил маленький эксперимент. Говорил,
мол, нам надо принять правила (стандартный
этап на многих тренингах). А потом спрашивал
у группы, мол, зачем правила нужны.
Как все отвечали? Правильно - «чтобы
их нарушать!». Иногда получалось даже
хором.
Я выслушивал, понимающе кивал и говорил:
«Теперь я понимаю, почему в России на
дорогах в год гибнет тридцать тысяч человек».
Аудитория медленно выпадала в транс...
Возьмём за факт - люди любят нарушать
правила. Более того, люди часто считают
себя почти обязанными нарушить правило.
Как мне неоднократно говорили: «Как только
я слышу «Надо», я в лепёшку расшибусь,
но сделаю наоборот». То же самое делает
ребёнок, когда назло маме морозит уши.
Но я хочу заметить и ещё кое-что. Протест
бывает и другим - пассивным.
То есть вместо протеста как такового,
идёт тихий саботаж, игнорирование, забывчивость.
Прекрасная иллюстрация - поведение водителей
на дорогах. Они нарушают не столько из
протеста, сколько из саботажа. Сами правила
они знают, но соблюдать их... Глупо же.
Вот и саботаж.
Так же есть интересный эффект связанный
с непониманием правил. Это не протест,
и не саботаж, это - нежелание осмысливать
правило. И тогда, если оно не нравится,
то правило - плохое.
Например, существует безусловно глупое
правило не кормить животных в зоопарке.
Как это - не кормить? Ведь хочется же! Наверняка,
думает инфантил, правило придумали, чтобы
ему, инфантилу, поломать удовольствие
от похода в зоопарк. О том, что животных
там кормят правильно и другая кормёжка
им вредна, наш герой и не думает. А животные
от его подачек - болеют и иногда умирают.
Увы.
Итого, Бунтующий Ребёнок по отношению
к правилам: а) сопротивляется активно,
б) сопротивляется пассивно, в) не понимает.
По-хорошему, не понимание - это разновидность
пассивного сопротивления, но я всё же
выделю его в отдельный подпункт. Для наглядности.
Теперь - эксперимент. Называется он: «Правила
- это правильно».
Инструкция:
в твоей жизни правил много - поведения
на дороге, поведения в общественном транспорте,
должностные инструкции. Вот и соблюдай
их. Если ты на машине - пропусти пешеходов,
останавливайся на красный, не превышай
скорость, пристёгивайся и так далее. Если
пешеход - переходи переходите только
на зелёный, только по зебре и т.п.
Если ты в общественном транспорте, то
пробивай талон, покупай проездной, не
садись на места для инвалидов и стариков,
уступай места и пр.
Если ты на работе, то не печатай личные
документы на принтере компании (если
это запрещено), следуй должностным инструкциям.
Если в присутственных местах (в том же
зоопарке), то соблюдай правила этого места.
То есть, не корми-таки животных.
Выполняя эксперимент, обязательно прислушивайся
к себе: как себя сейчас чувствуешь? Что
с тобой происходит? Какие мысли приходят?
Какие переживания накатывают? Что за
ощущения в теле? Интерес здесь не в выводах,
а в наблюдении. А выводы могут и подтянуться.
Собственно, для того и экспериментируем,
чтобы получить и осмыслить опыт. Ну и
попробовать другой подход в жизни.
Техника
безопасности. Эксперимент на то и
эксперимент, чтобы пробовать. Выполняй
его как можно чаще, но в безопасной обстановке.
Разумеется, эксперимент допускает нарушения.
Тут - тоже интересно. Вот ты, допустим,
забылся и превысил скорость, а потом вспомнил
об эксперименте. Как быть?
Очень просто - сбрось скорость. Выполняй
правило.
Шаг третий
Прикоснувшись к Забитому Ребёнку в эксперименте
«Своей колеёй», столкнувшись с Забитым
Ребёнком в эксперименте «Правила - это
правильно», перейдём к Ребёнку Избалованному.