Убей в себе инфантила

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 15:58, лекция

Краткое описание

Инфантилизм - это сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту.
Это точное определение, можешь проверить в любом психологическом словаре.
Что такое «особенности, присущие детскому возрасту»? Это несамостоятельность в решениях и действиях, требования заботы, плохая оценка отдалённых рисков, неумение сосредотачиваться и, наконец, некритичность к себе.

Вложенные файлы: 1 файл

Убей в себе инфантила.docx

— 119.46 Кб (Скачать файл)

 

   

Каким бы путем ни пошел человек, в обоих случаях у него появляется чувство завершенности, даже удовольствие. Колесо разрывается и ситуация уже не повторяется.

Самое последнее - обязательное указание авторства. Эту схему я узнал от своего коллеги Влада Завадского. Потом с его любезного разрешения я и Сергей Шишков доработали и расширили.

Всё, теория закончилась.

Теперь эксперимент. «Решаю - я» называется.

Инструкция крайне проста: в течение недели ты отслеживаешь попадание в жопу инфантилизма и как только понимаешь, что оказался там, тут же выходишь.

Можно выходить через согласие. Можно - через отказ и/или встречный вызов. Как посчитаешь нужным.

Техника безопасности: безусловно, нельзя требовать, чтобы человек всегда принимал вызовы или отказывался от них. Люди не боги, поэтому могу и имитировать согласие и сдаваться. Главное другое.

Представь, что у тебя два мешка. В один ты кладёшь те вызовы, которые принял или от которых отказался. А в другой - те, в которых ты слил или имитировал согласие.

Твоя задача не в том, чтобы совершенно отказаться от второго мешка. Нет. Не стоит требовать от себя совершенства.

Твоя задача - чтобы первый мешок был очень большим, а второй - очень маленьким.

И все.

 
Шаг пятый

Что Забитый Ребёнок, что Избалованный, что Бунтующий - все они едины в раздутости своего эгоцентризма.

На первый взгляд это кажется неверным, но если присмотреться.... Забитый верит, что его все подавляют. Избалованный верит, что все крутятся вокруг него. Бунтующий верит, что все стремятся его ограничить.

Гордыня так и хлещет, между нами говоря. ЧСВ (чувство собственной важности; новое слово для обозначения гордыни) - выше крыши.

При всём при этом, осмелюсь утверждать - реальное психологическое взросление неразрывно связано с осознанием и принятием реальности. В том числе и такого её аспекта, как другие люди, у которых есть свои интересы, потребности, желания и пр.

Соответственно, если человек не хочет замечать других людей, он ведёт себя инфантильно.

Подчеркну особо - я не говорю об эпизодических случаях. Думаю, всем доводилось говорить себе, мол, а пошли бы они все полем, лесом, лугом и болотом, сейчас мне все по барабану. Полагаю, это естественно и простительно.

Другое дело, когда человек постоянно живёт так, как будто он - единственный хомо сапиенс на земле, а все остальные просто андроиды запрограммированные....

Отсюда - эксперимент. Называется оно «Помоги ближнему».

Инструкция содержится в названии. В процессе эксперимента помогай любому человеку, который тебе встретился. Что важно - помогай сознательно и постоянно.

Например, помоги человеку, который растерялся и не знает куда идти. Такого человека всегда видно. Не проходи мимо - сверни к нему и помоги найти дорогу.

Или - помоги поднять/спустить коляску по лестнице. Или - подними то, что у человека упало. Или - вынеси, наконец, мусор и забей гвоздь, как попросила жена. Ну в общем - помогай.

Ещё раз - ищи и находи варианты, где ты можешь помочь. Уверяю, даже если ты сидишь дома безвылазно, всё равно можно найти вариант с помощью.

Например, недавно мне на глаза попалось объявление в одном из профессиональных сообществ - человек искал кабинет для консультаций. Как тут можно помочь через интернет?

Правильно, пуститься на поиски помещения. Вполне возможно, что тебе удастся обнаружить что-то подходящее.

Впрочем, если после долгих поисков не обнаружится, - не печалься. В этом случае отсутствие результата тоже результат.

Так же напоминаю, что в ходе эксперимента имеет смысл быть максимально внимательным к своим переживаниям, ощущениям, мыслям, чувствам. Это нужно, чтобы работа не прошла даром.

Техника безопасности. Под помощью в данном случае не понимается согласие на донорства органов, дарение своей квартиры, уступка любимого ноутбука первому встречному и прочий неадекват.

Договорились?

Так же прошу заметить - помощь и взваливание не себя чужой работы суть разные понятия. Помочь коллеге, когда он не справляется и горит - да, подходит. Покорная уступка его просьбам: «Сделай, у тебя получится лучше» - нет, не подходит.

За работу.

 
Шаг шестой

Немецкий психолог Фромм однажды отлично сказал: «...наша культура способствует разбросанному, рассеянному образу жизни, который вряд ли можно найти где-нибудь ещё.

Вы заняты одновременно многими вещами: вы читаете, слушаете радио, разговаривает, курите, едите, пьёте. Вы - потребитель с разинутым ртом, готовый с жадностью проглотить всё на свете: фильмы, спиртное, знание.

Неумение сосредоточится хорошо видно хотя бы из того, какого труда нам стоит оставаться наедине с собой. Большинство людей совершенно не умеет сидеть спокойно, не разговаривая, не куря, не читая, не выпивая.

Они становятся нервными, дёрганными, и должны занять чем-то руки и рот. (Один из симптомов отсутствия сосредоточенности - курение; оно даёт работу руке, рту, глазу и носу)-».

Инфантилы - такие. Они не умеют быть наедине с собой, без занятия и дела. Надо обязательно покурить, слазить в телефон, пообкусывать заусенцы возле ногтей.

Соответственно, резонно предположить, что умение сосредотачиваться, быть наедине с собой ведёт нас к взрослению.

Отсюда - наш эксперимент. Называется он «Десять минут тишины».

Выполнять его можно в любом уединённом и тихом месте. Лучше всего - дома.

Инструкция: нужно просидеть без дела ровно десять минут. Запрещается заниматься чем-либо. Нельзя курить, чесаться, грызть ногти, лепить пельмени, слушать музыку, ковыряться в зубах и так далее. Можно лишь следить за своими ощущениями и мыслями. Желательно практиковать ежедневно. По возможности - увеличивая время тишины (шаг не более пяти минут).

Техника безопасности. Полевые испытания показали, что иногда при проведении этого эксперимента, у человека вдруг происходят неприятные открытия про свою жизнь. Например, он понимает, что не понимает, зачем работает на этой работе и живёт с этими людьми.

Или ещё что-то такое, в этом духе.

Сообщаю - это нормально, естественно и безопасно. Такое случается тогда, когда человек тщательно прячет от себя что-то, забивая эфир сигаретами, разговорами, интернетами.

А тут раз, очистил эфир - и попёрло.

Что делать с тем, что попёрло? Ничего не делать. Это лишь информация о твоём состоянии. Её надо учитывать, обдумывать, уточнять (месяца два-три, где-то).

Чего точно не надо делать - так это сразу махать шашкой. Повторяю - нельзя махать шашкой и сразу же менять работу и людей, с которыми ты живёшь.

Договорились?

 
Шаг седьмой

Как ты наверняка помнишь из четвёртого шага, инфантильное поведение подкрепляется тем, что человек бегает по «жопе инфантилизма» и - это важно! - бегает маршрутом привычным. В нём он знает все кочки, ямы и провалы, все реакции, все рикошеты.

Отсюда - лишается опыта и развития.

На четвёртом шаге предлагалось попробовать выходить из «жопы» самым прямолинейным способом - отслеживать бег по ней и прерывать, как только стало понятно, где человек находится.

Теперь же предлагаю зайти с другой стороны.

Смотри внимательно. Что Забитый, что Бунтующий, что Избалованный - они все очень крепко держаться за свою, что называется, карту мира, упорно отстаивая её даже тогда, когда она жить мешает.

Например, инфантил может считать, что своей обидой он управляет людьми. Дескать, когда я обижаюсь, все тут же начинают танцевать вокруг меня.

При этом инфантил стойко игнорирует реальность, в которой на его обиды люди недоумённо пожимают плечами и тихонько отходят в сторону.

Более того, талантливый инфантил может найти пятнадцать тысяч объяснений тому, что нужно продолжать следовать выбранной стратегии.

Отсюда очевидно - все три типа поведения (Забитый, Бунтующий, Избалованный) наглухо закрыты от нового опыта, и оная закрытость только укрепляет их, делает инфантилизм сильнее, глубже.

Говоря научным языком, все три типа поведения (Забитый, Бунтующий, Избалованный) наглухо ригидны.

Ригидность, согласно «Словарю психологических терминов», это затрудненность (вплоть до полной неспособности) изменения намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Там же можно посмотреть на различные проявления ригидности. А вот здесь- можно прочесть небольшую статью на обозначенную тему.

Сразу же необходимо отметить, что ригидность как таковая присуща не только инфантилам. Она может возникать при поражении мозга, из-за задержки психического развития, врождённых особенностей центральной нервной системы и т.д.

При этом полагаю, будет справедливым утверждать, что часть ригидных проявлений обусловлены именно и только инфантильностью человека. Если так, то мы на этом материале можем сделать интересный эксперимент.

Называется он «Я буду жить и петь по-новому».

Инструкция проста: пробуй то, чего раньше не пробовал.

Можно, например, каждый раз добираться на работу и обратно по новой дороге. Можно пробовать новые блюда в привычной столовой, где обедаешь. Можно съездить куда-то, где ты ещё не был. Можно открыть для себя нового автора. Можно сделать подарок человеку, которому ты никогда ничего не дарил.

В процессе выполнения - внимание, это важно! - нет задачи непременно порадоваться тому, что попробуешь. Отнюдь.

Твоя реакция может быть любой и обязательно любой будет. Главное - делать и отслеживать свои ощущения, мысли, чувства.

Давай я повторю ещё раз - твоя реакция может быть любой. Тебе можно понравиться. Может не понравиться. Может понравиться, но не сильно. Может не сильно, но не понравиться. Может оставить тебя равнодушным.

И тебя любой из этих результатов устроит.

Просто потому, что эксперимент делается не для удовольствия, а дла получения опыта. А оный опыт может быть ну совершенно любым.

Ведь суть наших экспериментов - получение нового опыта и лучшее знакомство с собой. И то, и другое, приводит а) к развитию, условно говоря, Взрослого; б) снижению участия в жизни человека Забитого, Бунтующего и Избалованного.

Прошу обратить внимание на то, что есть техника безопасности: пробовать можно безопасные вещи. Например, не рекомендуется пробовать перебирать указанным способом наркотики, сексуальных партнёров, работу и так далее.

 
Шаг восьмой

Поговорим о мнении. Чужом мнении. У инфантилов с ним, как не сложно догадаться, всё плохо.

Забитый думает, что любое чужое мнение лучше, чем его, Забитого, мнение.

Бунтующий думает так же, но находит в себе силы сопротивляться чужому мнению, бороться с ним.

Избалованный в принципе не понимает, как это у других может быть мнение, отличное от его, Избалованного, мнения.

Общее здесь то, что инфантил не в состоянии признать и принять простой факт - мнение человека является мнением человека.

На пальцах - наличие у другого человека какого-либо мнения вообще никак на меня не влияет. Например, кто-то может считать, что я неправильно делаю свои тренинги, книги и вебинары. Ну, такое у человека мнение.

Как я к этому отношусь? Равнодушно, пока нет конкретики. Когда есть конкретика, отношусь заинтересованно. Но - внимание, внимание! - мой интерес не означает, что я готов всё тут же переделать. Я готов выслушать и обдумать, но не более.

Потому что, повторюсь, наличие этого мнения на меня никак не влияет. Можно, конечно, озаботиться репутацией, пиаром и всем таким, но как показывает опыт, лучший способ поддержать репутацию - делать дело по- честному и держать слово. Остальное - от лукавого.

Но вернёмся к инфантилам.

Предлагаю тебе эксперимент «Люди разные и мнения у них - разные тоже».

Инструкция: когда сталкиваешься с мнением, которое тебе не нравится по каким-либо причинам, ты запрещаешь себе оценивать его, не соглашаться и так далее.

Всё, что ты можешь делать - это расспрашивать того, кто выразил мнение, чтобы лучше его понять. Если чувствуешь, что понял - благодари за пояснения и всё. Своё мнение на этот счёт высказывать запрещено.

В качестве алгоритма это выглядит так:

1. Слышишь мнение.

2.  Задаёшь уточняющие открытые вопросы («Что ты имеешь в виду? В смысле? Что ты хочешь этим сказать? Уточни, пожалуйста» и так далее).

3.  Благодаришь.

4.  Заканчиваешь дискуссию / переводишь тему.

Как всегда, в процессе работы внимательно отслеживаешь чувства, ощущения, переживания. Запоминай и анализируй, что с тобой происходит (это нужно для дальнейшей работы с чужими мнениями, если захочешь её начать).

Техника безопасности: упражнение применяется в обстановке, которую ты оцениваешь как безопасную. Например, если шеф от тебя требует мнения о проекте, наверное, всё же имеет смысл это мнение озвучить.

 
Шаг девятый

Чем ещё отличаются инфантилы? Как их можно выследить? А вот как.

Инфантил панически боится принимать на себя ответственность (ответственность - если кратко - это признание себя причиной своих поступков).

Даже в речи это заметно. Инфантил очень неохотно говорит о своих чувствах, о себе. Вместо: «И в такие моменты я чувствую себя восхитительно» он скажет: «Ив такие моменты ты чувствуешь себя восхитительно».

Заметил?

Он приписывает свои чувства собеседнику. Потому что в этом случае за них не надо отвечать (хотя, если вдуматься - а за что здесь отвечать?). Так безопаснее.

Некоторые инфантилы прикрываются следующим объяснением: «Но так человек лучше меня понимает. Потому что я предлагаю ему почувствовать, можно сказать, пережить те чувства, о которых идёт разговор».

Так вот. Это не правда. Навязывание эмоций ничуть не способствует присоединению по чувствам.

Это не искренность - это принуждение человека, выбор за него. Произнося «я чувствую», человек приглашает собеседника разделить его чувства и оставляет выбор - присоединяться или нет.

Говоря «ты чувствуешь», человек заставляет собеседника принимать эти чувства.

Другими словами, мы видим классическую картину - когда страх используется неверно и превращается в нападение там, где это не нужно.

А теперь, собственно, эксперимент. Называется он «Я чувствую».

Инструкция: внимательно отслеживай свою речь и каждый раз, когда начнёшь внушать человеку какие-то эмоции, чувства, переживания, поправляйся. То есть переходи на речь от первого лица («я чувствую»).

Информация о работе Убей в себе инфантила