Удмуртский ольклор как средство формирования этниечской особенности и культуры детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

В детском творчестве находится ключ к пониманию взрослой психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Народное художественное творчество представляет собой специфическую область, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических, а также художественных жанров народного творчества.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы формирования этнической особенности и культуры у детей дошкольного возраста посредством фольклора……….7
1.1. Психологические особенности удмуртского этноса………………………………….. ……………………………………….7
1.2.Удмуртскй фольклор как средство формирования этнической особенности и культуры…………………………………………………………8
1.3.Воспитание этнической культуры у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………12
Вывод ……………………………………………………………………………16
Глава 2. Изучение влияния удмуртского фольклора на формирование этнической особенности и культуры у детей дошкольного возраста……..17
2.1. Организация исследования, методики…………………………………..17
2.2.Результаты исследования………………………………………………….18
2.2.1. Констатирующий этап…………………………………………………..18
2.2.2.Формирующий этап………………………………………………………21
2.2.3. Контрольный этап………………………………………………………23
Вывод ……………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...27
Литература………………………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Глазовский  государственный педагогический институт

 им. В.Г. Короленко»

 

Факультет педагогического  и художественного образования

 

Кафедра психологии

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Удмуртский  фольклор как средство формирования этнической особенности и культуры у детей дошкольного возраста

 

                                                                                        

 

 

 

                                                                                          Исполнитель:

                                                             Кутявина О.А.

                                                                                 Студент группы 3.631

 

 

   

 

                                               Научный руководитель:  

                                              Касимова Н.Г.                                                                                                     .                                                                                       

 

 

         

 

ГЛАЗОВ -  2012

 

2

 

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………………..3                                                                                     

Глава 1.Теоретические основы формирования этнической особенности и культуры  у детей   дошкольного возраста посредством фольклора……….7

1.1. Психологические особенности  удмуртского этноса…………………………………..    ……………………………………….7   

1.2.Удмуртскй фольклор как средство формирования этнической особенности и культуры…………………………………………………………8

1.3.Воспитание  этнической культуры у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………12

Вывод ……………………………………………………………………………16

Глава 2. Изучение влияния удмуртского фольклора на формирование этнической особенности и культуры у детей дошкольного возраста……..17

2.1. Организация исследования, методики…………………………………..17

2.2.Результаты исследования………………………………………………….18

2.2.1. Констатирующий этап…………………………………………………..18

2.2.2.Формирующий этап………………………………………………………21

2.2.3. Контрольный этап………………………………………………………23

Вывод ……………………………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………...27

Литература………………………………………………………………………28

Приложение…………………………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

3

Введение

Потребность в воспитании и обучении подрастающего поколения существовала уже в далеком прошлом; в каждом народе живет стремление передать накопленный жизненный опыт и мудрость молодым.

Научные исследования проблем  народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта  воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Великий русский педагог  К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…" [18, с.45].

В.А. Сухомлинский подчеркивал  необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. "О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он. - Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах" [17, с.129].

Жизнь детей теснейшим  образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психологическими особенностями видение мира. Суждение  ребенка, как и его практическое мышление, имеет характер, прежде всего практически – чувственный.

4

     Чувственная природа организма ребенка – это первая связь, которая соединяет его с миром. Все многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые. Детская мысль на первых порах связана только с конкретными образами.

Особенностями детской  психики определяется выбор поэтических  образов, весь состав детского фольклора, художественного творчества. Поэтические произведения, многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики.

П.Г.Богатырев очень точно охарактеризовал  фольклорное произведение, сказав о нем как о «внеличном, существующем независимо от исполнителя». Замечательный русский филолог А.А. Потебня, определяя существо «народного» - фольклорного – творчества, заметил, что оно «возникает из памятных источников (т.е. при передаче из уст в уста, насколько хватит памяти), но непременно прошедших сквозь значительный слой народного понимания».     

Проблема фольклора  интересовала таких людей, как Яшин Д.А, Долганова Л.Н, Верещагин Г.Н, Владыкина Т,Г, Перевозчикова Т.Г.

 В детском творчестве находится ключ к пониманию взрослой психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Народное художественное творчество представляет собой специфическую область, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических, а также художественных жанров народного творчества.

Этим объясняется актуальность выбранной темы курсовой работы «Фольклор как средство формирования этнической особенности и культуры у детей дошкольного возраста ».

     

 

5

     Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия влияния фольклора на этническую особенность и культуру дошкольников.

Объектом исследования являются психологические особенности удмуртского этноса.

Предметом исследования являются особенности удмуртского народа.

     Гипотеза исследования: в основу работы положено предположение о том, что процесс повышения этнической культуры будет успешным, если приобщать к ней детей дошкольного возраста используя удмуртский фольклор, в том числе удмуртские сказки.

     В соответствии  с предметом, целью, гипотезой  исследования  были  определены  следующие задачи:

           1. Изучить  состояние  проблемы  формирования этнической  особенности и культуры  у детей  посредством  фольклора  в психолого-педагогической  литературе  и  конкретизировать  понятие  фольклора.

          2. Определить  особенности  влияния   фольклора на  формирование этнической особенности и культуры    у дошкольников.

         3. Определить критерии и условия формирования этнической особенности и культуры у детей дошкольного возраста.

         4. Отобрать  и экспериментально  проверить условия формирования у детей этнической  особенности и   культуры    посредством фольклора. 

       Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение за игрой детей, статистические методы обработки данных.

       Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе ДОУ «Центр развития ребенка» №56 г. Глазова. В

 

6

исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 4-5лет . Условия проведения исследования: в нормальной обстановке, в дневное время.

     Научная новизна исследования состоит в том, что воспитание этнической культуры у детей дошкольного возраста посредством фольклора рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; теоретически обоснованы перечень и содержание умений  детей-дошкольников; экспериментально обоснованы  условия воспитания этнической  культуры у детей дошкольного возраста.

       Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней изучен процесс формирования этнической культуры детей дошкольного возраста посредством удмуртского фольклора.

       Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в системе дошкольного образования. Результаты исследования могут быть использованы для уточнения требований образовательного стандарта дошкольного образования по работе, связанной с  развитием речи дошкольников, при проведении аттестации дошкольных учреждений.

     Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Глава 1.Теоретические  основы формирования этнической особенности и культуры  у детей   дошкольного возраста посредством фольклора.

1.1Психологические особенности удмуртского этноса.

             Одним из коренных народов Западного Приуралья являются удмурты, представители финно-угорской народности нашей страны. Удмурты – достаточно многочисленный народ России, представители которого, в отличие от других финно-угорских народов монолитны и расселены сравнительно компактно на востоке Восточно-Европейской равнины, в междуречье Камы и Вятки.

     Нельзя не заметить своеобразные национально-психологические особенности удмуртского этноса. Современные психологи и этнографы выделяют в национальном характере удмуртов такие качества, как природная сообразительность, доброжелательность, терпимость, скромность, внутренняя культура, тактичность, музыкальность, поэтичность. Особо бросается в глаза их деликатность, которую иногда принимают за пассивность, мнительность, излишнюю стеснительность, замкнутость, некоммуникабельность, хотя часто это не соответствует действительности.

     В системе социальных ценностей удмурты всегда отводили важное место оптимальным отношениям со своими близкими и дальними родственниками, соседями, вообще с добрыми людьми. В семейном быту они необыкновенно уживчивы и ради семейного благополучия приносят в жертву свои личные интересы, терпят известное подчинение, лишают себя в некотором роде самостоятельности. Именно от этого, считают они, во многом зависят общая атмосфера жизни, успех в хозяйственной и прочей совместной деятельности. И по этой причине у них никогда не было в чести нищенство и попрошайничество.

    Видимо, у нас, финно-угорских народов, есть какая-то общая генетическая программа. Поражает эта удивительно уязвимая хрупкость

8

души. Мы всегда ориентируемся  на похвалу. В этом смысле мы художники. С.Л. Рубинштейн говорил: «Художнику нужна похвала и еще раз похвала». В этом смысле мы действительно очень талантливые художники. Когда нас хвалят, мы становимся лучше. Если нас критикуют, мы становимся хуже. В душе происходит надлом, от которого очень больно. Китайцы говорят: критика подобна голубю, она возвращается обратно. Нас не надо критиковать – мы не «китайцы». Нас, вообще-то как и других, лучше не надо критиковать, лучше хвалить. И мы обязательно станем лучше. Кто-то с критикой может как-то сосуществовать, кто-то может уживаться, удмурт – нет. (М.Г. Иванова)

     Удмурты чрезвычайно дорожат своей репутацией среди родственников, односельчан, соплеменников. Очень многое, по их мнению, зависит от того, «что говорят другие», «что сказали», «что подумают». Удмурты легко сходятся с людьми и очень трудно расстаются с ними. У них высокая культура межличностных отношений. Издревле самым тяжким преступлением считалось у них инициирование вражды и ссор. Вместе с тем по этой причине часто складывается впечатление, что удмурты излишне застенчивы, нерешительны, мнительны, безынициативны.

 

1.2.Удмуртскй фольклор как средство формирования этнической особенности и культуры.

 

     Удмуртский народ имеет богатое устно-поэтическое творчество. В сказках и легендах, песнях и загадках, пословицах и поговорках ярко отразились его взгляды на окружающую природу и жизнь, его отношение к различным историческим явлениям и событиям, его внутренний духовный облик. Фольклор – это богатая кладовая народной мудрости многих поколений.

Информация о работе Удмуртский ольклор как средство формирования этниечской особенности и культуры детей дошкольного возраста