Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа
В детском творчестве находится ключ к пониманию взрослой психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Народное художественное творчество представляет собой специфическую область, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических, а также художественных жанров народного творчества.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы формирования этнической особенности и культуры у детей дошкольного возраста посредством фольклора……….7
1.1. Психологические особенности удмуртского этноса………………………………….. ……………………………………….7
1.2.Удмуртскй фольклор как средство формирования этнической особенности и культуры…………………………………………………………8
1.3.Воспитание этнической культуры у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………12
Вывод ……………………………………………………………………………16
Глава 2. Изучение влияния удмуртского фольклора на формирование этнической особенности и культуры у детей дошкольного возраста……..17
2.1. Организация исследования, методики…………………………………..17
2.2.Результаты исследования………………………………………………….18
2.2.1. Констатирующий этап…………………………………………………..18
2.2.2.Формирующий этап………………………………………………………21
2.2.3. Контрольный этап………………………………………………………23
Вывод ……………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...27
Литература………………………………………………………………………28
Однако, создававшиеся удмуртским народом в течение веков предания, легенды, сказки, песни и другие жанры народного творчества не
9
изучались очень долгое время. Планомерное собирание и изучение удмуртского фольклора началось в конце XIX столетия.
Удмуртский фольклор
удмуртской деревне сейчас имеют обрядовые песни (свадебные, рекрутские). Фольклор – начало всех начал, неотъемлемая часть удмуртской культуры.
Фольклор у удмуртов
воспринимается как единое целое, отдельные
жанры в нем выделить очень
сложно, в отличие от других народов.
У этого народа фольклор – это
единство с этическими, религиозными,
правовыми аспектами и
Особенность удмуртского фольклора – единство обрядов, символических и магических слов, музыкального сопровождения и танцевальных движений. Если же говорить об обрядовой поэзии, то здесь можно выделить самые разнообразные песенные жанры. У северных удмуртов выделяют два вида музыкального направления: песня без слов (крезь) и песня со словами (мадь). У южных удмуртов сохранилось понятие гур (напев, мелодия), которое связано с ритуальными праздниками, причем один обряд плавно переходит в другой, существует в этом некая целостность и неразрывность, меняется только музыкальное сопровождение.
10
Многие обряды у удмуртов сохранились и до наших дней. Связаны они с весенними праздниками, с обрядом провода льда, а также семейно-бытовые обряды, которые используются и сегодня в современной Удмуртии. В первую очередь это свадебные обряды, похоронно-поминальные, обряд проводов в солдаты.
В разных регионах Удмуртии песни имеют свои особенности. У северной Удмуртии песни без содержания, используются только междометия, в центральной Удмуртии в песнях выделяются отдельные словосочетания или предложения, которые комментируют происходящие события, а у южных удмуртов уже прослеживаются двустрочные строфы. Такая особенность характерна не только для удмуртов, но и для большинства северных народов. Связано это с основным занятием северных народов – охотой. Песни, которые не связаны с обрядами, исполняются по принципу: что вижу, о том и пою.
Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции.
Фольклор — художественное творчество народных масс, преимущественно устно – поэтическое творчество, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 году английским ученым Вильямом Томсоном.
Удмуртский фольклор
– это создававшиеся удмуртским
народом в течение веков предан
11
Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).
Выделяются два основных вида фольклора: обрядовый и необрядовый.
Большой раздел обрядовой поэзии составляют: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), окказиональный (заговоры, заклички, считалки).
Необрядовый фольклор делится на четыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза и фольклор речевых ситуаций.
К фольклорной драме относятся: кукольные представления, вертепная драма, религиозная драма.
К фольклорной поэзии относятся: былина, историческая песня, духовный стих, лирическая песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские
стихотворные песни (стихотворные пародии), садистские стишки.
Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную и несказочную. К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот. К несказочной прозе относятся: предание, легенда, быличка, мифологический рассказ, рассказ о сне.
К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, диалоговые граффити, загадки, скороговорки и некоторые другие.
Удмуртский фольклор включает различные жанры, следы первоначальной эмпирической системы обнаруживаются в народных
12
терминах-определителях, вбирающих в себя обрядовое действо, магически творящее слово, музыкально-хореографические ритуалы.
Основные жанры удмуртского фольклора: песни, предания (мифологические, легендарные, исторические (о древнейших насельниках края; героико-богатырский; о заселении и освоении края; предания о разбойниках, беглых; предания о кладах), сказки (сказки о животных, новеллистические сказки, волшебные сказки), заклинания, заклички, заговоры, приметы, поверья, приговорки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, поддевки, считалки.
1.3 Воспитание этнической культуры у детей дошкольного возраста.
Приобщить детей дошкольного возраста дошкольников к этнической культуре можно благодаря народному творчеству, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества. Например, важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица.
В любой пословице всегда присутствует "педагогический момент" - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.
Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.
Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства. Во всяком случае возможно параллельное одновременное существование общенародного варианта и индивидуально-авторского.
13
Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. Кратко и лаконично выражались идеи гуманистического воспитания в народных пословицах и поговорках. Так, у удмуртского народа в старину бытовали следующие поговорки: о дружбе - Одинокое дерево ветер легко валит; о труде - Только ленивый нищенствует. Во многих пословицах и поговорках подчеркивается необходимость использования в воспитательном процессе гуманистических методов: "Детей боями не учат, добрым словом учат" (удмуртская).
С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности - положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями - педагогическими и т.д.
О пословице хорошо сказал Я.А. Коменский: "Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое" [10, с 70]. В этом высказывании содержится признание педагогических функций пословиц и учета в них определенных закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль).
Пословица - "цвет народного ума" (В.И. Даль), но этот ум прежде всего оберегает нравственность. В пословицах главное - этическая оценка поведения человека и народной жизни в целом. Пословица –
14
выкристаллизовавшееся веками общественное мнение народа, нравственная оценка им всех случаев жизни. И педагогические мысли народа несут на себе печать народной нравственности.
Нравственную идею отражают и загадки, которые умны и высокопоэтичны. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.
Народ всегда был высокого мнения о загадках: "Загадка - разгадка, да семь верст правды". Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.
Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки: Старик- шутник На улице стоять не велит За нос домой тянет (Мороз), На крыше дома медведь пляшет (Дым). Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.
15
Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка [1, с.7-8].
В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.
Песни уникальны музыкально-
Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т.п.
В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения. Красивые мелодии усиливают эстетическое воздействие поэтического слова песен. Влияние народных песен на крестьянскую молодежь всегда было огромно, причем их значение никогда не исчерпывалось только красотой стиха и мелодии (внешней красотою, красотой формы). Красота мыслей, красота содержания относятся также к сильным сторонам народных песен.
Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. Наиболее часто встречающиеся персонажи сказок о животных – лиса, волк, медведь, заяц, кот, петух, баран,
16
собака – имеют традиционные устойчивые характеристики, аллегоризм их образов вполне понятен читателю. Забавные истории о повадках и похождениях зверей несут в себе следы тотемистических представлений, мифологических воззрений предков удмуртов. Эти аллегорические повествования, имеющие благодаря устойчивой традиционной характеристике образов глубокий социальный смысл, используются в назидательно-дидактических целях. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. "В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы" [17, с.127].