Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 07:55, курсовая работа
Цель работы – изучить факторы и механизмы формирования Я – концепция.
Предмет работы – Я – концепция.
Объект исследования – факторы и механизмы Я-концепции.
Задачи курсовой работы:
изучить общее представление и определение Я - концепции;
исследовать составляющие Я - концепции;
рассмотреть Я - концепцию в различных теориях личности;
Введение 2
Глава 1. Понятие Я – концепции и ее составляющие 5
1.1. Общее представление и определение Я - концепции 5
1.2. Составляющие Я - концепции 8
Глава 2. Психологические теории Я - концепции как предпосылки формирования ее структуры 10
2.1. Я - концепция в различных теориях личности 10
2.2. Структура Я - концепции 11
Глава 3. Социально-психологические факторы формирования Я - концепции и ее функции 15
3.1. Источники формирования и развития Я - концепции 15
3.2. Факторы, влияющие на формирование Я – концепции 18
3.3. Основные функции Я – концепции 24
Заключение 26
Список использованной литературы 32
С концепцией идентичности тесно связано понятие идентификации.
Идентификация
(процесс приобретения идентичности)
– копирование поведения
Понятие многим
обязано пониманию Фрейдом
Использование термина не всегда является столь строгим, отражая также мимолетное чувство эмпатии к другому человеку. Идентификация – это также способ познания другого человека [11].
Г.М. Андреева, разбирая процесс познания другого человека, отмечает его этапы:
1. В первую
очередь воспринимаются
2. Затем представление о намерениях, мыслях, способах, эмоциях, установках другого человека;
3. В финале
определяются отношения
Восприятие включает в себя следующие компоненты, активизация которых необходима для того, чтобы установить согласованные действия и отношения [12]:
Таким образом, восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.
Познавая другого, формируется и познающий. Представление о другом (точное, полное, адекватное) тесно связано с уровнем собственного самопознания.
В процессе идентификации другой должен быть дан в рамках обширной социальной деятельности – соотнесение себя с ним происходит в процессе принятия совместных решений [13].
Л.С. Выготский писал, что «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других».
Андреева выделяет 5 ступеней познания человека: восприятие, эмоциональная оценка, понимание поступков, формирование стратегии изменения его поведения, формирование стратегии построения своего поведения. Осознание себя через другого включает идентификацию и рефлексию. Поставить себя на место другого – это определение подходит для двух феноменов: идентификации и эмпатии. В чем их разница? Идентификация – это рациональное осмысление проблем другого и осознанное свое действие с позиции другого: «я строю свое поведение так, как строит его этот другой». Эмпатия – эмоциональный отклик, чувства, аффективное понимание: «я сочувствую ему, но я строю свое поведение по-своему». Разные психологи выделяют различные классификации эмпатии. Рефлексия – это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Эти механизмы ведут к познанию другого и себя, а также к построению и поддержанию крепкой Я – концепции [14].
Согласно гуманистической психологии, люди стремятся к постижению себя, самопознанию как для своего блага, так и для блага других людей и последующих поколений. Представитель данного направления английский психолог и педагог Р. Бернс считает, что общее самочувствие личности определяется ее Я - концепцией. Я - концепция – это множественные установки человека по отношению к себе в этом мире; целостная система представлений о себе. В своем исследовании мы придерживаемся общей структуры Я - концепции Бернса, называя ее, однако идентичностью. Сам Бернс также употребляет синонимы, например, самосознание. Однако самосознание подразумевает оценочный аспект и является составляющей Я - концепции. Я - концепция – это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание своих качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Это определение созвучно когнитивно-конструктивистской парадигме, находящейся в основе нашего анализа эмпирического материала. Переформулируя суть данного подхода для Я - концепции, получаем: отношение к внешнему воздействию и влиянию формируется исходя из ментальных схем, в том числе через призму Я - концепции, так как она содержит все когнитивные установки, направленные на себя. Я - концепция – это результат индивидуального психического развития, который, с одной стороны, относительно устойчив, а с другой – подвержен внутренним изменениям [15].
В отличие от ситуативных я - образов (ситуативных идентичностей: когда человек видит и ощущает себя в каждый момент и/или в нетипичных ситуациях), Я - концепция дает ощущение постоянной определенности и самотождественности. Я - концепция включает когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Как мы показали ранее, эти три компонента на социально-психологическом уровне реализуются в практиках в социальном взаимодействии. В отличие от рассмотренных социологических теорий, гуманистическая психология рассматривает те же компоненты вне исторических позиций и контекста. Психологи данного направления концентрируются на содержании Я - концепции. Представитель другого направления психологии, неофрейдист Эриксон устанавливает корреляции психического развития со структурой социума. Согласно его подходу, на каждой стадии психосоциального развития индивид неизбежно испытывает определенный кризис, означающий новый поворотный пункт в его формировании как члена общества. Эриксон рассматривает воспитание как процесс переключения антисоциальных интенций в социально приемлемые формы.
Согласно Бернсу, положительная Я - концепция определяется тремя факторами: убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к определенному виду деятельности, в своей компетентности и чувством собственной значимости, которое проистекает из первых двух категорий.
Прежде чем построить структуру Я - концепции, Берне предлагает читателям своей книги «Развитие «Я - концепции» и воспитание» заполнить тест, в котором перечислены характеристики личности и даны графы для выражения оценки этих характеристик у себя. Как было указано, Я - концепция содержит три компонента. Когнитивная составляющая – статичная картина, содержащая качества и характеристики, которые мы себе приписываем. Любая характеристика сопряжена в той или иной мере с оценкой (социально детерминированной). Источниками оценок являются субъективные интерпретации реакций других людей (это есть социальная идентичность в социологических теориях), а также то обстоятельство, что они воспринимаются на фоне объективно существующих стандартов и через призму ценностей, усвоенных человеком в течение жизни (это есть социальная детерминация). Обладание определенными характеристиками воздействует на поведение в свете значимых для персоны ценностей. Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. У человека с нормальной самооценкой преобладает позитивное отношение к тому, что входит в сферу Я. Любое описание себя содержит оценку, поэтому биографию вполне правомерно рассматривать как источник самооценки человека, и реконструировать из биографии его Я - концепцию.
По Бернсу, Я - концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свои действия и будущее развитие. Представим схему самоидентичности, которую мы будем реконструировать в биографиях. В основе этой схемы структура Я - концепции Бернса [16].
Я - концепци - это сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о самой себе вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений [17].
Формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействия со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.
Я состоит из 4 аспектов:
- духовное я;
- материальное я;
- социальное я;
- телесное я.
Самооценка = отношение успехов к притязаниям.
Установки личности на себя (= я - концепции) группируются в 3 категории:
- реальное я
(каким индивид представляет
- социальное я (как, по мнению индивида, его представляют другие люди);
- идеальное я (каким индивиду хотелось бы быть).
Понимание я - концепции как структуры установок отражает ее структурно-динамический характер, т.к. образ я (структура представлений о самом себе) складывается из:
- ролевых,
- статусных,
- имущественных,
- ценностных и др. характеристик человека.
Все они образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости.
Второй компонент - это эмоционально-оценочный. Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются:
- социокультурные нормы социального окружения;
- соц. реакции других людей на индивида (их субъективная интерпретация);
- индивидуальные критерии
и стандарты, усвоенные
Фактически индивид реализует два процесса самооценки:
- сравнение реального я с идеальным я;
- сравнение реального я с социальным я.
Наиболее важные источники формирования я-концепции:
1) представление о своем теле (телесное я);
2) язык - как способ выражать
словами и формировать
3) субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе.
4) идентификация с приемлемой моделью половой роли и со стереотипами (мужчина/женщина).
5) практика воспитания детей в семье.
Теперь подробнее о каждом [18]:
1) Телесное я и образ тела. Рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя.
Общий уровень удовлетворенности своим телом пропорционально соизмерим с общим уровнем принятия себя. Таким образом, высокая самооценка сильно коррелирует с удовлетворенностью своим телом. Формируется идеальный образ тела на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой я-концепции в целом. Эти идеальные представления меняются со временем и между культурами.
Итак, нельзя судить только по внешности, иначе можно получить отрицательные эффекты стереотипного восприятия людей [19].
2) Язык и развитие я - концепции. Развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира (я, мое и т.д.) и дает первый толчок в развитию я - концепции.
3) Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите) - важный источник формирования я - концепции.
Этот опыт получается посредством восприятия лица, жестов, вербальных высказываний и др. от значимых других: родителей, учителей, ближайшего соц. окружения. Стандарты, установленные значимыми другими, жизненно важны для развития я - концепции. С их помощью индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают.
Если окружающие принимают, одобряют, признают индивида, то развивается положительная я - концепция, если критикуют - то я - концепция отрицательная.
Не подлежит сомнению, что первичная группа сверстников имеет огромное значение для оформления центральных я - установок в подростковом возрасте.
4) Полоролевая идентификация. Принадлежность к мужчинам или женщинам - краеугольное основание я – концепции [20].
Существует 2 процесса формирования половой принадлежности:
- идентификация (отождествление
себя с ролью другого человека,
родителя, и подражание (в основном
бессознательное) его
- типизация (овладение культурно-одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре).
5) Воспитание детей в семье. Первые 5 лет жизни закладывают базовую основу личности и я - концепции человека. Первые человеческие отношения - прототип будущих отношений с другими людьми.
Очевидны корреляции
в формировании типов личности в
отношении таких установок
Высокой самооценке личности способствуют следующие условия воспитания [21]:
- положительная
расположенность к ребенку,
- четкое установление границ и правил поведения ребенка;
- уважение со
стороны родителей
- исключение
агрессивности, отрицания,
В условиях кардинальных перемен в идеологии, в общественной жизни в целом и в частности в образовании сдвиги происходят и в педагогическом сознании. По-новому видятся цели образования, предполагающие по возможности полное развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу, приобщение ее к активному участию в жизни, соединение бытия индивидуального человека с культурой [22]. Видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в образовательной среде школы, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат становлению личности. Ведущими характеристиками личностно-развивающей среды являются:
Информация о работе Факторы и механизмы формирования Я-концепция