Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:44, курсовая работа
Цель настоящей работы – выявить особенности организации социально-педагогической профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте в ОУ.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
•Изучить теоретические подходы к понятиям «агрессия» и «агрессивность»
•Выяснить причины возникновения и механизмы действия агрессии у подростков
•Определить особенности подростковой агрессивности, факторы, провоцирующие ее появление.
•Создать условия для организации социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков в ОУ.
Ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение: [Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Москва. 2000г.]. Пока субъект располагает возможностями совершения прямой агрессии, реализация которых не представляет трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достижение цели агрессивного действия играют незначительную роль. Существенное значение это ожидание приобретает лишь в том случае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии непосредственно, например, нет возможности с ним встретиться. Тогда может последовать непрямая агрессия как нанесение ущерба собственности агрессора или его репутации. Вероятность, что подобные агрессивные косвенные действия на самом деле поразят агрессора, весьма различна. Если прямая агрессия возможна, то решающее значение приобретает ожидание иного рода, а именно вероятность ответа на агрессию субъекта также агрессией, т.е. что в результате своего агрессивного акта субъект снова превратится в жертву. В действенности ожидания возмездия решающим оказывается обстоятельство, подвергся субъект нападению или нет. Если субъект стал жертвой агрессии, то он осуществляет принцип возмездия, даже когда вероятность ответного возмездия велика.
Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом: Для человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, восприятие поединка боксеров после испытанного одним из них поражения сопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды на отмщение, что приводило к усилению мотивации.
Наиболее непосредственное удовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы, выражающие ее страдание, прежде всего реакции, свидетельствующие об испытываемой ею боли. Если враждебная агрессия базируется на принципе возмездия, то максимальное удовлетворение принесет созерцание боли заранее определенной силы. Подобное созерцание сокращает агрессивную мотивацию вплоть до нулевого уровня и одновременно закрепляет агрессивное поведение в аналогичных ситуациях. Причинение незначительной боли не полностью удовлетворит субъекта и сохранит остаточную агрессивную тенденцию.
Самооценка: Процессы самооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта, уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которые могут, как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувство собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия [Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Москва. 1996г.].
Зачастую агрессивное поведение приводит к различного рода последствиям, среди них можно выделить такие, как: Противоправные действия
В самых общих чертах алгоритм развития агрессивного цикла выглядит так: в начале происходят невидимые наблюдателю и чувственно не оформленные процессы отклонения от нормального хода биологической жизни. На этом этапе происходит включение механизмов компенсации, направленные на преодоление возникших патологических изменений. Затем происходят нарушения эмоциональной сферы жизни. На это этапе отмечается личностное неприятие норм морали и поведения. Следующий этап характеризуется явными отклонениями в поведении подростка. Здесь наблюдаются враждебность, вербальная, а иногда и физическая агрессия.
Итак, агрессивное поведение рассматривается как отклоняющееся, девиантное. Существуют различные виды агрессивного поведения, так или иначе это поведение причиняющее вред как самому подростку, так и окружающим его людям. Такое поведение приводит к различным последствиям и поэтому важно, во избежание этих последствий, как можно раньше выявить проблему и оказать всестороннюю помощь подростку и его семье.
1.2. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Проявления агрессии характерны для любого возрастного периода, например:
ребенок не получив желаемую игру кричит, топает ногами, дерется;
взрослый человек, потерпев неудачу на работе, может выразить свою агрессию в виде необоснованных конфликтов в семье, с друзьями.
Однако наиболее яркие ее проявления и особенно тяжелые последствия наблюдаются в подростковом возрасте. Поэтому необходимо рассмотреть специфику переживания агрессии у подростков, чтобы в последствии иметь определенные ориентиры для профилактической и коррекционной работы педагога.
Агрессивное поведение может не проявляться до определенного периода. В данном случае до периода полового созревания. Можно выделить несколько признаков агрессивного поведения:
- Упрямство
- Драчливость
- Беспричинные вспышки гнева
- Стремление оскорбить, унизить другого
- Стремление настоять на своем
- Завышенная самооценка
- Излишняя самоуверенность
Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастанием обязательного участия человека в общественной жизни. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 – 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального развития. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами. Именно поэтому большинство качеств личности, новообразований данного возраста становятся устойчивыми чертами личности. Здесь очень важна социально-педагогическая деятельность для предотвращения формирования негативных тенденций в структуре личности.
Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом периоде.
Первая общая закономерность
и острая проблема
Психологическое состояние подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и все, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых. Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. И важно без особых травм пережить его.
Вторая особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка – это открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находится и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности. Растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества» [Кон И.С. Какими они себя видят? // Популярная психология для родителей. Под ред. Беляева А.А., Москва. 1988г. Стр. 201-205.]
Представление подростка о себе всегда соотносится с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.
Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше он находит различий между собой и «усредненным» сверстником.
Но как осознание своей единственности и особенности приводит к открытию одиночества, так чувство текучести и необратимости времени сталкивает подростка с проблемой конечности своего существования и понятием смерти.
Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому возрасту – это большое значение, которое юноши и девушки придают своей внешности, причем эталоны красоты зачастую завышены и нереалистичны.
Если в средних классах ребенок ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, то в старших классах значение отметок снижается. На первый план выступают мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах деятельности (учеба, спорт, какие-то любительские занятия), значимость которых может быть совершенно разной.
Таким образом, агрессия в подростковом возрасте имеет свои специфические особенности.
Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.
Очень часто агрессивное
Многие агрессивные поступки, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей непонятности, психиатрического анализа, является следствием личностного кризиса. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного «Я», одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего «Я» неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.
Внутри подросткового возраста,
как у мальчиков, так и у
девочек, существуют
Сравнение степени выраженности
различных компонентов
Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию “вербальная – физическая”, сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах – прямой или косвенной. [ Семенюк Л. М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Москва, 1996г.]
Говоря об особенностях
Становление агрессивного
Пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.
Многочисленные исследования
Информация о работе Феномен агрессивного поведения в социальной педагогике: причины и последствия