Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:44, курсовая работа
Цель настоящей работы – выявить особенности организации социально-педагогической профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте в ОУ.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
•Изучить теоретические подходы к понятиям «агрессия» и «агрессивность»
•Выяснить причины возникновения и механизмы действия агрессии у подростков
•Определить особенности подростковой агрессивности, факторы, провоцирующие ее появление.
•Создать условия для организации социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков в ОУ.
На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи. Близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а так же стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению.
Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.
Один из самых спорных
Таким образом, все
Говоря о подростковом периоде
развития человека, мы всегда
подразумеваем, что это сложный
Особенность подросткового возраста – это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.
Процесс формирования
собственной идентичности сопровождает
человека на протяжении всей его жизни.
«В основе данного процесса лежит личностное
самоопределение, имеющее ценностно-смысловую
природу. Становление идентичности, особенно
интенсивно проходящее в подростковом
и юношеском возрасте, невозможно без
изменения системных социальных связей,
по отношению к которым растущий человек
должен выработать определенные позиции» [Савина О.О. Особенности становления
идентичности в подростковом и юношеском
возрасте.//http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/
[Савина О.О. Особенности становления
идентичности в подростковом и юношеском
возрасте.//http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/
Одна из причин подросткового
кризиса и конфликтов с
Ориентация на общение со
Одним из важнейших моментов в формировании личности является развитие самосознания, самооценки; у молодых людей возникает интерес к себе, качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешная деятельность [Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. №2. стр. 108.]
Деперсонализация является
Подросток ощущает себя
Нестабильность своего
Кризис подросткового возраста
– абсолютно нормальное
Кроме того, подростки склонны копировать модели поведения окружающих их людей, будь то родители или друзья, а может и посторонние люди. Особенностью так же является кризис идентичности, сопровождающийся постоянными стрессами.
Причины появления агрессивного поведения у подростков весьма разнообразны. Это может быть и влияние агрессивных групп, и неблагоприятная атмосфера в семье, и средства массовой информации. Однако одной из главных причин является кризис идентичности личности, который переживает каждый подросток. Каждый подросток переживает этот кризис по-своему. Это зависит от факторов, обуславливающих появление агрессивного поведения, таких как индивидуальные особенности личности подростка, социальный статус семьи и самого подростка, не стоит забывать политическую и экономическую обстановку в стране.
При планировании социально педагогической деятельности по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков важно учитывать особенности агрессивности подростков, причины и виды агрессии.
1.3.Организация социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков в образовательном учреждении.
Подросток большую часть своего времени проводит в стенах школы. Современная школа делает акцент на предоставление ученикам как можно более лучшего и полного образования. В связи с этим достаточно мало внимания уделяется проблемам социализации и социальной адаптации детей. Зачастую проблемы подростков рассматриваются поверхностно, и в связи с этим упускается момент, благоприятный для профилактики и коррекции различного рода отклонений. Одним из таких является агрессивное поведение.
Работа с данной проблемой в современной школе имеет свои особенности, это связано с целями воспитательной системы образовательного учреждения, кадровой обеспеченностью учреждения, поддержкой родителей, наличием социальных связей.
Остановимся, прежде всего, на сущности профилактической работы социального педагога в целом, впоследствии определив особенности организации и содержание работы по профилактике агрессивного поведения подростков.
Социально-педагогическая профилактика – это система мер, направленных на изучение особенностей развития и воспитания детей, условий их воспитания и обучения, использование полученных данных в деятельности по предупреждению трудностей обучения и социальных отклонений в воспитании. (Мардахаев Л.В. «Словарь по социальной педагогике», Москва, 2002 г.)
Социально-педагогическая профилактика состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Индивидуальная профилактика представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности. В зависимости от стадии развития проблемы профилактика бывает нескольких видов: ранняя профилактика, непосредственная профилактика и так далее. Основная задача ранней профилактики отклоняющегося поведения состоит в предупреждении и коррекции социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, возникающих в результате неблагоприятного социального развития.
Наиболее
значимые наработки по вопросу
В соответствии с теории социального научения, рассматривающей агрессию как приобретенную форму поведения, профилактическая работа должна быть направлена на модификацию поведения – постепенное уменьшение, угасание, торможение агрессивных проявлений с одновременным формированием нового социально-желательного поведения.
Особенность социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков заключается в том, что социальный педагог должен войти в доверие к подростку, понять особенности его личности и характера.
В преодолении агрессивности особое значение имеет налаживание отношений подростка со значимыми взрослыми – родителями и педагогами. Здесь социальный педагог может выступать в роли посредника. Основное значение в профилактике и коррекции детской агрессивности имеет создание атмосферы эмоциональной защищенности, признание и принятие ребенка. Поэтому профилактическая работа должна вестись при участии родственников ребенка. Однако при работе с родителями агрессивных детей возникают определенные трудности. «Тотально-агрессивные» и «поведенчески-агрессивные» дети, как правило, растут в семьях, отличающихся неблагополучием. Многие дети этих групп предоставлены сами себе, родители не интересуются их проблемами, поэтому привлечь их к работе трудно, а то и вовсе не удается. Конечно, эффективность работы в этом случае снижается. Однако усилия социальных педагогов в таких ситуациях сосредотачиваются на работе с самим ребенком и учителями.
Педагоги занимают активную позицию, они акцентируют внимание на трудностях поддержания дисциплины в классе, способах реагирования на агрессивное поведение учащихся.
Значительное место в
Так же одним из моментов профилактики агрессивности является и общение со сверстниками, т.к. иногда взаимоотношения могут быть источником неприятных переживаний, дискомфорта, во многом определяя их самочувствие. Налаживание отношений со сверстниками выступает одной из задач профилактики агрессивности.
Игнорирование актов
Активное наказание
также рассматривается в
Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему.
Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.
Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
Информация о работе Феномен агрессивного поведения в социальной педагогике: причины и последствия