Феномен агрессивного поведения в социальной педагогике: причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – выявить особенности организации социально-педагогической профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте в ОУ.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
•Изучить теоретические подходы к понятиям «агрессия» и «агрессивность»
•Выяснить причины возникновения и механизмы действия агрессии у подростков
•Определить особенности подростковой агрессивности, факторы, провоцирующие ее появление.
•Создать условия для организации социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков в ОУ.

Вложенные файлы: 1 файл

яблочкина.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

        На становление агрессивного  поведения влияют степень сплоченности семьи. Близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а так же стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители  отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению.

Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Однако те, кто очень  агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут  найти друзей среди других агрессивных сверстников.

        Один из самых спорных источников  агрессии – средства массовой  информации. После многолетних исследований  с использованием самых разнообразных  методов и приемов психологи  и педагоги все еще не выяснили  степень влияния  СМИ на агрессивное поведение.  Доказано, что СМИ все же оказывают влияние на агрессивное поведение подростков. Однако сила его остается неизвестной.

        Таким образом, все вышеперечисленные  факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение.

        Говоря о подростковом периоде  развития человека, мы всегда  подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудность этого периода состоит не только в вышеперечисленных особенностях подросткового возраста. Но в первую очередь, в пубертатном  кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, неагрессивного поведения подростка в будущем.

       Особенность  подросткового возраста – это  кризис идентичности (термин Э.  Эриксона), тесно связанный с кризисом  смысла жизни.

        Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым растущий человек должен выработать определенные позиции» [Савина О.О. Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте.//http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm]. Практически каждая жизненная ситуация требует от человека определенного выбора, осуществить который он может лишь уяснив свою позицию относительно разных сфер жизни. «Структура идентичности включает в себя личностную и социальную идентичность. Причем, в идентичности присутствуют два вида характеристик: положительный – каким человек должен стать, и отрицательный – каким человек не должен стать. Становление идентичности может происходить на фоне социально-благополучного окружения подростка при высоком уровне взаимопонимания с близкими взрослыми, сверстниками, при достаточно высокой самооценке. Выбор образцов поведения в этом случае осуществляется в реальном круге  общения. При неблагоприятной ситуации, чем нереальнее эти образцы, тем  сложнее переживается  подростком кризис идентичности, тем больше у него проблем с окружающими»

 [Савина О.О. Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте.//http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm].

        Одна из причин подросткового  кризиса и конфликтов с окружающими  – переоценка своих возросших  возможностей, которая определяется  стремлением к независимости  и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

        Ориентация на общение со сверстниками  часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие личности  все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться, прежде всего, отношением и оценками товарищей. [Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае»   //  Воспитание школьников.  1994.   № 6.  стр. 42-43.]

        Одним из важнейших моментов в формировании личности является развитие самосознания, самооценки; у молодых людей возникает  интерес к себе, качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешная деятельность [Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты  //  Социально-гуманитарное знание.   1999.   №2. стр.  108.]

        Деперсонализация является ключевым  феноменом кризиса личности.

        Подросток ощущает себя незащищенным, сомневающимся в своей автономности, он лишен чувства последовательности  и связанности своих действий. Это приводит к тому, что его  жизнь направлена на самосохранение  себя, а обстоятельства жизни  воспринимаются как угрожающие его существованию.

        Нестабильность своего внутреннего  мира, обеспокоенность тем, что  этот мир может быть утерян, составляют основу постоянного  стресса.

        Кризис подросткового возраста  – абсолютно нормальное явление,  свидетельствующее о развитии личности, но при наличии неблагоприятных факторов и условий это кризисное состояние приводит к агрессивному поведению.

Кроме того, подростки  склонны копировать модели поведения  окружающих их людей, будь то родители или друзья, а может и посторонние люди. Особенностью так же является кризис идентичности, сопровождающийся постоянными стрессами.

Причины появления агрессивного поведения у подростков весьма разнообразны. Это может быть и влияние агрессивных  групп, и неблагоприятная атмосфера в семье, и средства массовой информации. Однако одной из главных причин является кризис идентичности личности, который переживает каждый подросток. Каждый подросток переживает этот кризис по-своему. Это зависит от факторов, обуславливающих появление агрессивного поведения, таких как индивидуальные особенности личности подростка, социальный статус семьи и самого подростка, не стоит забывать политическую и экономическую обстановку в стране.

При планировании социально  педагогической деятельности по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков важно учитывать особенности агрессивности подростков, причины и виды агрессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Организация социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков в образовательном учреждении.

      Подросток большую часть своего времени проводит в стенах школы. Современная школа делает акцент на предоставление ученикам как можно более лучшего и полного образования. В связи с этим достаточно мало внимания уделяется проблемам социализации и социальной адаптации детей. Зачастую проблемы подростков рассматриваются поверхностно, и в связи с этим упускается момент, благоприятный для профилактики и коррекции различного рода отклонений. Одним из таких является агрессивное поведение.

      Работа с данной проблемой в современной школе имеет свои особенности, это связано с целями воспитательной системы образовательного учреждения, кадровой обеспеченностью учреждения, поддержкой родителей, наличием социальных связей.

Остановимся, прежде всего, на сущности профилактической работы социального педагога в целом, впоследствии определив особенности организации и содержание работы по профилактике агрессивного поведения подростков.

      Социально-педагогическая профилактика – это система мер, направленных на изучение особенностей развития и воспитания детей, условий их воспитания и обучения, использование полученных данных в деятельности по предупреждению трудностей обучения и социальных отклонений в воспитании.  (Мардахаев Л.В. «Словарь по социальной педагогике», Москва, 2002 г.)  

    Социально-педагогическая профилактика состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Индивидуальная профилактика представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности. В зависимости от стадии развития проблемы профилактика бывает нескольких видов: ранняя профилактика, непосредственная профилактика и так далее. Основная задача ранней профилактики отклоняющегося поведения состоит в предупреждении и коррекции социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, возникающих в результате неблагоприятного  социального развития.

       Наиболее  значимые наработки по вопросу профилактики подростковой агрессивности достигнуты в рамках поведенческого подхода.

      В соответствии с теории социального научения, рассматривающей агрессию как приобретенную форму поведения, профилактическая работа должна быть направлена на модификацию поведения – постепенное уменьшение, угасание, торможение агрессивных проявлений с одновременным формированием нового социально-желательного поведения.

      Особенность  социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков заключается в том, что социальный педагог должен войти в доверие к подростку, понять особенности его личности и характера.

           В преодолении агрессивности  особое значение имеет налаживание отношений подростка со значимыми взрослыми – родителями и педагогами. Здесь социальный педагог может выступать в роли посредника. Основное значение в профилактике и коррекции детской агрессивности имеет создание атмосферы эмоциональной защищенности, признание и принятие ребенка. Поэтому профилактическая работа должна вестись при участии родственников ребенка. Однако при работе с родителями агрессивных детей возникают определенные трудности. «Тотально-агрессивные» и «поведенчески-агрессивные» дети, как правило, растут в семьях, отличающихся неблагополучием. Многие дети этих групп предоставлены сами себе, родители не интересуются их проблемами, поэтому привлечь их к работе трудно, а то и вовсе не удается. Конечно, эффективность работы в этом случае снижается. Однако усилия социальных педагогов в таких ситуациях сосредотачиваются на работе с самим ребенком и учителями.

Педагоги занимают активную позицию, они акцентируют внимание на трудностях поддержания дисциплины в классе, способах реагирования на агрессивное поведение учащихся.

          Значительное место в профилактике  должно занимать содействие в  овладении детьми новыми способами  поведения. Взрослые обычно говорят,  как не надо себя вести, но  не объясняют, как надо…, поэтому  необходимо предоставлять образец поведения, на который дети могли бы ориентироваться. Важным условием является и формирование мотивации, т.к. должно быть не только положительное отношение к усвоенному поведению, но и стремление вести себя соответствующим образом.

          Так же одним из моментов профилактики агрессивности является и общение со сверстниками, т.к. иногда взаимоотношения могут быть источником неприятных переживаний, дискомфорта, во многом определяя их самочувствие. Налаживание отношений со сверстниками выступает одной из задач профилактики агрессивности.

        Игнорирование актов агрессивного  поведения как способ предупреждения  и “снятия” агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Игнорирование актов подростковой агрессии  чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшему развитию агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности. Если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семье, агрессия действительно окажется неподкрепленной. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то они не обязательно останутся неподкрепленными, так как круг общения подростка уже не ограничивается семьей – подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения сверстниками  агрессии против “неправильных (несправедливых) действий родителей”. Кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции – пробовать социальные нормы и правила “на прочность” и через это определять границы допустимого в своем поведении, - отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.

    Активное наказание  также рассматривается  в качестве  способа торможения и коррекции  агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее.

        Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему.

Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции  требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

        Профилактика и предупреждение  девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

    • Выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих  воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных воздействий;
  • Своевременная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств коррекции отклоняющегося поведения.

Информация о работе Феномен агрессивного поведения в социальной педагогике: причины и последствия