Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

ктуальность исследования. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в настоящее время в первоочередную социальную проблему. Особое внимание уделяется дошкольному возрасту. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его успешного физического и психического развития.
Физическое воспитание дошкольников является одним из основных критериев развития ребенка.
Цель исследования – определить педагогические условия использования родителями средств физической культуры в физическом воспитании детей трех-пяти лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование использования оздоровительных технологий в физическом воспитании детей в семье…………………………………...4
1.1. Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста в семье………………………………………………………………………………………...4
Рекомендации………………………………………………………………………….…..5
1.2. Значение и виды приемов массажа для детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………..6

Подвижная игра в физическом воспитании дошкольников……………………..10
Глава 2. Экспериментальное исследование физического воспитания детей дошкольного возраста в семье………………………………………………………...12
2.1. Организация исследования………………………………………………….……12
2.2. Результаты исследования и их обсуждение …………………………………..16
2.3. Рекомендации для родителей по проведению физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста……………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….……….22
Список литературы………………………………………………………………………24
Приложение…………………………………………………………………………….....25

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОСНОВА.docx

— 80.99 Кб (Скачать файл)

Итоги наблюдений и бесед с детьми, позволили разделить детей на три группы, каждая из которых соответствовала одному из уровней (высокому, среднему или низкому).

Дети, отнесенные к высокому уровню, отличались положительным отношением к занятиям физической культурой, умением выполнить физическое упражнение, принять участие в подвижной игре, рассказать об известном спортсмене или спортивном событии года, инициативностью в выполнении заданий по физической культуре, стремлением к совершенствованию своих физических качеств. Во время выполнения упражнений дети внимательно относились к объяснениям педагога, активно участвовали в обсуждении выполнения упражнений другими детьми.

Для детей среднего уровня было характерно эмоциональное отношение к занятиям физической культурой, они отличались положительным отношением к занятиям физической культурой, умением выполнить физическое упражнение, принять участие в подвижной игре. У них выявлено отсутствие стремления к оценке, низкая активность при выполнении физических упражнений, неактивно участвовали в обсуждении выполнения упражнений другими детьми.

Детей, отнесенных к низкому уровню, характеризовало индифферентное отношение к занятиям физической культурой, отсутствие стремления к выполнению заданий по физической культуре, низкая активность в подвижных играх. На занятиях дошкольники данного уровня не сосредоточивались на выполнении задания, постоянно отвлекались, не проявляя инициативы, двигательной и творческой активности.

Экспериментальная работа была направлена на формирование составляющих задач  физического развития ребенка: воспитательные, образовательные, оздоровительные  и задачи физического развития, а  также на проверку разработанной системы использования родителями средств физической культуры. Работа проводилась в семьях дошкольников.

Развивающая программа физической подготовки детей 3-5 лет в семье  представляет целостный процесс, объединяющий развитие, обучение:

- дидактическими основами (задачи, принципы, функции, результат);

-содержательной стороной (физическими  упражнениями, подвижными играми);

- организационными формами (игры, занятия).

 

Физическое воспитание реализовывалось  в занятиях и подвижных играх.

Комплексные занятия предполагали формирование двигательных действий. Формирование двигательных действий содержит две стороны: смысловую и процессуальную (двигательную). Смысловая сторона  требует мышления, памяти, воображения и регулируется сознанием.

Освоение движений возможно лишь в  том случае, если ребенок ощущает  свое тело, понимая назначение и  возможности его частей, так как  от этого понимания - зависит формирование пространственного восприятия, дифференцировка движений и т. п. Дети в процессе физических занятий осваивают представления о схеме собственного тела и, следовательно, об основных направлениях движения и пространственной ориентации.

Формирование этих представлений  должно осуществляться в следующих направлениях:

1. Закрепление знаний о строении  тела и его частях:

  • голова ,лицо, затылок, лоб, подбородок, шея;
  • туловище, спина, грудь, живот, бок;
  • руки , плечо, локоть, кисть, пальцы;
  • ноги , бедро, колено, стопа, пятка, носок, пальцы.

2. Знания о пространственной ориентации в спортивном зале, на стадионе, дома: вход, стены, потолок, углы, дорожка, середина, центр, стартовая линия и др.

3. Названия спортивного инвентаря и оборудования: мячи, кегли, обручи, канат, гимнастическая скамейка, скакалка, гимнастическая стенка, перекладина, маты и др.

4. Знания об исходных положениях: стоя (основная стойка, ноги на ширине плеч), лежа (на спине, на животе, на боку), сидя (на полу, на скамейке), положениях рук, туловища и ног относительно собственного тела.

5. Знания понятий, обозначающих  элементарные виды движений и  умение выполнять их по словесной инструкции: поднять(ся), опуститься); согнуть(ся) ,разогнуть(ся); наклонить(ся) ,выпрямить(ся); повернуть(ся), сесть (сидеть), встать (стоять), идти, бежать, перелезать, ползать, бросать (бросить, подбросить, перебросить, катить), поднять, ловить, поймать.

6. Знание пространственных ориентиров:

  • построения: в колонну, шеренгу, в круг, в пары;
  • представления о движениях, означающих месторасположение (с предлогами перед, за, через, с, на, между, около, под): встать перед гимнастической скамейкой, построиться за гимнастической скамейкой, перепрыгнуть через гимнастическую скамейку, встать на гимнастическую скамейку, спрыгнуть с гимнастической скамейки, проползти под гимнастической скамейкой.

7. Знание подвижных игр: названия, правил, понимания сюжета и ролевых  функций, последовательности действий, считалок, речитативов, если они  есть в игре.

8. Знания о гигиенических требованиях  к спортивной форме, одежде, обуви  для занятий в зале, на открытых  площадках, в бассейне, лыжных  прогулках.

На групповых и индивидуальных занятиях родители использовали методы слова, наглядной информации и методы практических упражнений.

 

Метод слова  включает:

  • объяснение, описание, указание, суждение, уточнение, замечание, устное оценивание, обсуждение, совет, просьбу, беседу, диалог и т. п.
  • сопряженную речь - проговаривание хором;
  • невербальную информацию в виде мимики, пластики, жестов, условных знаков;
  • зрительно-наглядную информацию - иллюстрации схемы тела человека, гигиенические плакаты, видеофильмы и т. п.

Методы и приемы активизировали все функции, участвующие в двигательной деятельности:

  • одновременное сочетание показа физических упражнений, словесного объяснения и выполнения;
  • рисование фигуры или использование плакатов человека для понимания структуры тела, функций суставов и основных мышечных групп;
  • рассказ-описание двигательного действия с последующей демонстрацией и выполнением его;
  • по мере освоения выполнение упражнения по словесной инструкции, по показу.

Определенные требования предъявляются  к непосредственному показу упражнений, он должен быть четким, грамотным и  методически правильно организованным:

  • упражнения, выполняемые во фронтальной плоскости, необходимо показывать, встав лицом к ребенку;
  • упражнения, выполняемые в сагиттальной плоскости, необходимо демонстрировать, стоя боком;
  • упражнения, выполняемые и во фронтальной, и в сагиттальной плоскости, целесообразно показывать дважды, стоя лицом, боком или полу-боком;
  • зеркальный показ необходим в тех случаях, когда упражнение содержит асимметричные движения;
  • упражнения, выполняемые сидя или лежа, лучше показывать на возвышении, максимально концентрируя на себе внимание.

Таким образом, методы слова и наглядности, сопровождающие движение, позволяют  детям оперировать образным материалом воспринимаемых объектов, воссоздавать достаточно большой объем представлений, закреплять полученные знания.

Формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у  детей составляет основу обучения двигательным действиям.

Родитель выступал как организатор  процесса, обеспечивал усвоение ценностей физической культуры, средств и способов физической культуры, создавал условия для раскрытия индивидуальности ребенка, овладения практическими навыками, обогащал социально-личностный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой.

Педагоги ДОУ осуществляли помощь ребенку в преодолении трудностей, способствовали формированию позитивной «Я-концепции», субъектных качеств личности.

Именно интегрированные занятия, включающие разные виды физической деятельности: упражнения, прогулки, массаж, гимнастика, подвижные игры, закаливание, туризм расширили рамки восприятия содержания и средств физической культуры и оказали влияние на физическую подготовку ребенка.

При этом предпочтение отдавалось игровым  формам обучения, потому что они  позволяли детям осуществлять переход  к качественно новому уровню развития физических качеств ребенка.

 

2.2. Результаты исследования  и их обсуждение 

 

В конце учебного года был проведен контрольный срез, который показал, что у детей 3-5 лет развился интерес  к физической культуре, они могли  дать название виду спорта, выделить амплуа игроков, построить рассказ о клубе, спортсмене.

В таблицах представлено распределение  по уровням детей до и после  экспериментальной работы по всем составляющим физического развития.

Таблица 1.

Распределение детей в экспериментальной  и контрольной группах по уровням  развития физических качеств до (Д) и после (П) экспериментальной работы (в%).

Группы

К-во детей

N

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

   

Д

П

Д

П

Д

П

3-4 года

20

0

8

41

50

59

42

5 лет

20

0

6

35

45

65

49


 

Как видно из таблицы 1, мы можем  говорить о положительном развитии физических качеств у детей 3-4 лет и 5 лет (несмотря на условность цифровых оценок). После эксперимента у детей 3-5 лет результаты были выше, чем до эксперимента. Полученные результаты позволили сделать вывод о различиях в развитии физических качеств детьми 3-5 летнего возраста. Вместе с тем, видны отличия у детей, которые занимались с родителями физической культурой, до и после экперимента. У них проявился устойчивый интерес к занятиям физической культурой, стала выше физическая подготовленность, в рассказах о спортсменах появились элементы описания и рассуждения, встречались образные слова и выражения. Все эти достижения произошли за счет организации адекватных возрасту и уровню физического развития детей и методов работы родителей.

Произошли изменения и в развитии развития физической подготовленности, что отражено в таблице 2.

Таблица 2.

Распределение детей в экспериментальной и контрольной группах по

уровням развития физической подготовленности до (Д) и после П) экспериментальной работы (в%).

Группы

К-во детей

n

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

   

Д

П

Д

П

Д

П

3-4 года

20

0

8

27

40

73

52

5 лет

20

0

5

40

50

60

45


 

 

 

 

 Изменилось и отношение  детей к творческой активности, что отражено в таблице 3.

Таблица 3.

Распределение детей в экспериментальной  и контрольной группах по уровням  развития творческой активности до (Д) и после П) обучения (в%).

Группы

К-во детей

n

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

   

Д

П

Д

П

Д

П

3-4 года

20

0

8

16

40

84

52

5 лет

20

0

5

20

49

80

46


 

Существенные различия в творческой активности свидетельствовали о  том, что повышение уровня у детей 3-5 лет после эксперимента произошло  за счет создания эмоциональной атмосферы  на основе организации разных форм занятий с родителями по их физическому воспитанию.

 

Таблица 4.

Распределение детей в экспериментальной и контрольной группах общего физического развития до (Д) и после П) обучения (в %).

группы

К-во детей

n

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

   

Д

П

Д

П

Д

П

3-4 года

20

0

8

28

43

72

49

5 лет

20

0

5

32

48

68

47


 

Сравнивая показатели, характеризующие  общее физическое развитие дошкольников 3-5 лет до и после эксперимента, мы пришли к выводу, что за период опытной работы увеличилось количество детей, достигших высокого и среднего уровней после эксперимента. Поднялся общий уровень физической подготовленности.

Разница результатов до и после  эксперимента позволила сделать  вывод о необходимости работы родителей по физическому воспитанию детей 3-5 лет

Результаты оценки физической подготовки детей 3-5 лет до и после эксперимента отражены в таблице 5. Как видно (табл.5 ), дети после эксперимента проявляют наиболее высокий уровень физической подготовки, они уверены в своих силах, имеют навыки самостоятельного выполнения физических упражнений, по сравнению с результатами этих детей до эксперимента.

С целью определения уровня физической подготовленности детьми 3-5 лет, мы провели  цикл подвижных игр.

Подводя итоги игровой деятельности детей необходимо отметить, что уровень  проявления эмпирических признаков  творческих способностей в после  эксперимента достоверно выше, в отличие от аналогичных показателей до эксперимента.

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста