Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:25, курсовая работа
ктуальность исследования. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в настоящее время в первоочередную социальную проблему. Особое внимание уделяется дошкольному возрасту. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его успешного физического и психического развития.
Физическое воспитание дошкольников является одним из основных критериев развития ребенка.
Цель исследования – определить педагогические условия использования родителями средств физической культуры в физическом воспитании детей трех-пяти лет.
Введение……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование использования оздоровительных технологий в физическом воспитании детей в семье…………………………………...4
1.1. Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста в семье………………………………………………………………………………………...4
Рекомендации………………………………………………………………………….…..5
1.2. Значение и виды приемов массажа для детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………..6
Подвижная игра в физическом воспитании дошкольников……………………..10
Глава 2. Экспериментальное исследование физического воспитания детей дошкольного возраста в семье………………………………………………………...12
2.1. Организация исследования………………………………………………….……12
2.2. Результаты исследования и их обсуждение …………………………………..16
2.3. Рекомендации для родителей по проведению физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста……………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….……….22
Список литературы………………………………………………………………………24
Приложение…………………………………………………………………………….....25
Итоги наблюдений и бесед с детьми, позволили разделить детей на три группы, каждая из которых соответствовала одному из уровней (высокому, среднему или низкому).
Дети, отнесенные к высокому уровню, отличались положительным отношением к занятиям физической культурой, умением выполнить физическое упражнение, принять участие в подвижной игре, рассказать об известном спортсмене или спортивном событии года, инициативностью в выполнении заданий по физической культуре, стремлением к совершенствованию своих физических качеств. Во время выполнения упражнений дети внимательно относились к объяснениям педагога, активно участвовали в обсуждении выполнения упражнений другими детьми.
Для детей среднего уровня было характерно эмоциональное отношение к занятиям физической культурой, они отличались положительным отношением к занятиям физической культурой, умением выполнить физическое упражнение, принять участие в подвижной игре. У них выявлено отсутствие стремления к оценке, низкая активность при выполнении физических упражнений, неактивно участвовали в обсуждении выполнения упражнений другими детьми.
Детей, отнесенных к низкому уровню, характеризовало индифферентное отношение к занятиям физической культурой, отсутствие стремления к выполнению заданий по физической культуре, низкая активность в подвижных играх. На занятиях дошкольники данного уровня не сосредоточивались на выполнении задания, постоянно отвлекались, не проявляя инициативы, двигательной и творческой активности.
Экспериментальная работа была направлена на формирование составляющих задач физического развития ребенка: воспитательные, образовательные, оздоровительные и задачи физического развития, а также на проверку разработанной системы использования родителями средств физической культуры. Работа проводилась в семьях дошкольников.
Развивающая программа физической подготовки детей 3-5 лет в семье представляет целостный процесс, объединяющий развитие, обучение:
- дидактическими основами (задачи, принципы, функции, результат);
-содержательной стороной (физическими упражнениями, подвижными играми);
- организационными формами (
Физическое воспитание реализовывалось в занятиях и подвижных играх.
Комплексные занятия предполагали формирование двигательных действий. Формирование двигательных действий содержит две стороны: смысловую и процессуальную (двигательную). Смысловая сторона требует мышления, памяти, воображения и регулируется сознанием.
Освоение движений возможно лишь в том случае, если ребенок ощущает свое тело, понимая назначение и возможности его частей, так как от этого понимания - зависит формирование пространственного восприятия, дифференцировка движений и т. п. Дети в процессе физических занятий осваивают представления о схеме собственного тела и, следовательно, об основных направлениях движения и пространственной ориентации.
Формирование этих представлений должно осуществляться в следующих направлениях:
1. Закрепление знаний о строении тела и его частях:
2. Знания о пространственной ориентации в спортивном зале, на стадионе, дома: вход, стены, потолок, углы, дорожка, середина, центр, стартовая линия и др.
3. Названия спортивного инвентаря и оборудования: мячи, кегли, обручи, канат, гимнастическая скамейка, скакалка, гимнастическая стенка, перекладина, маты и др.
4. Знания об исходных положениях: стоя (основная стойка, ноги на ширине плеч), лежа (на спине, на животе, на боку), сидя (на полу, на скамейке), положениях рук, туловища и ног относительно собственного тела.
5. Знания понятий, обозначающих элементарные виды движений и умение выполнять их по словесной инструкции: поднять(ся), опуститься); согнуть(ся) ,разогнуть(ся); наклонить(ся) ,выпрямить(ся); повернуть(ся), сесть (сидеть), встать (стоять), идти, бежать, перелезать, ползать, бросать (бросить, подбросить, перебросить, катить), поднять, ловить, поймать.
6. Знание пространственных
7. Знание подвижных игр:
8. Знания о гигиенических
На групповых и индивидуальных занятиях родители использовали методы слова, наглядной информации и методы практических упражнений.
Метод слова включает:
Методы и приемы активизировали все функции, участвующие в двигательной деятельности:
Определенные требования предъявляются
к непосредственному показу упражнений,
он должен быть четким, грамотным и
методически правильно
Таким образом, методы слова и наглядности, сопровождающие движение, позволяют детям оперировать образным материалом воспринимаемых объектов, воссоздавать достаточно большой объем представлений, закреплять полученные знания.
Формирование наглядно-
Родитель выступал как организатор процесса, обеспечивал усвоение ценностей физической культуры, средств и способов физической культуры, создавал условия для раскрытия индивидуальности ребенка, овладения практическими навыками, обогащал социально-личностный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой.
Педагоги ДОУ осуществляли помощь
ребенку в преодолении
Именно интегрированные
При этом предпочтение отдавалось игровым формам обучения, потому что они позволяли детям осуществлять переход к качественно новому уровню развития физических качеств ребенка.
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
В конце учебного года был проведен контрольный срез, который показал, что у детей 3-5 лет развился интерес к физической культуре, они могли дать название виду спорта, выделить амплуа игроков, построить рассказ о клубе, спортсмене.
В таблицах представлено распределение по уровням детей до и после экспериментальной работы по всем составляющим физического развития.
Таблица 1.
Распределение детей в экспериментальной и контрольной группах по уровням развития физических качеств до (Д) и после (П) экспериментальной работы (в%).
Группы |
К-во детей N |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||
Д |
П |
Д |
П |
Д |
П | ||
3-4 года |
20 |
0 |
8 |
41 |
50 |
59 |
42 |
5 лет |
20 |
0 |
6 |
35 |
45 |
65 |
49 |
Как видно из таблицы 1, мы можем говорить о положительном развитии физических качеств у детей 3-4 лет и 5 лет (несмотря на условность цифровых оценок). После эксперимента у детей 3-5 лет результаты были выше, чем до эксперимента. Полученные результаты позволили сделать вывод о различиях в развитии физических качеств детьми 3-5 летнего возраста. Вместе с тем, видны отличия у детей, которые занимались с родителями физической культурой, до и после экперимента. У них проявился устойчивый интерес к занятиям физической культурой, стала выше физическая подготовленность, в рассказах о спортсменах появились элементы описания и рассуждения, встречались образные слова и выражения. Все эти достижения произошли за счет организации адекватных возрасту и уровню физического развития детей и методов работы родителей.
Произошли изменения и в развитии развития физической подготовленности, что отражено в таблице 2.
Таблица 2.
Распределение детей в экспериментальной и контрольной группах по
уровням развития физической подготовленности до (Д) и после П) экспериментальной работы (в%).
Группы |
К-во детей n |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||
Д |
П |
Д |
П |
Д |
П | ||
3-4 года |
20 |
0 |
8 |
27 |
40 |
73 |
52 |
5 лет |
20 |
0 |
5 |
40 |
50 |
60 |
45 |
Изменилось и отношение детей к творческой активности, что отражено в таблице 3.
Таблица 3.
Распределение детей в экспериментальной и контрольной группах по уровням развития творческой активности до (Д) и после П) обучения (в%).
Группы |
К-во детей n |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||
Д |
П |
Д |
П |
Д |
П | ||
3-4 года |
20 |
0 |
8 |
16 |
40 |
84 |
52 |
5 лет |
20 |
0 |
5 |
20 |
49 |
80 |
46 |
Существенные различия в творческой активности свидетельствовали о том, что повышение уровня у детей 3-5 лет после эксперимента произошло за счет создания эмоциональной атмосферы на основе организации разных форм занятий с родителями по их физическому воспитанию.
Таблица 4.
Распределение детей в экспериментальной и контрольной группах общего физического развития до (Д) и после П) обучения (в %).
группы |
К-во детей n |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||
Д |
П |
Д |
П |
Д |
П | ||
3-4 года |
20 |
0 |
8 |
28 |
43 |
72 |
49 |
5 лет |
20 |
0 |
5 |
32 |
48 |
68 |
47 |
Сравнивая показатели, характеризующие общее физическое развитие дошкольников 3-5 лет до и после эксперимента, мы пришли к выводу, что за период опытной работы увеличилось количество детей, достигших высокого и среднего уровней после эксперимента. Поднялся общий уровень физической подготовленности.
Разница результатов до и после эксперимента позволила сделать вывод о необходимости работы родителей по физическому воспитанию детей 3-5 лет
Результаты оценки физической подготовки детей 3-5 лет до и после эксперимента отражены в таблице 5. Как видно (табл.5 ), дети после эксперимента проявляют наиболее высокий уровень физической подготовки, они уверены в своих силах, имеют навыки самостоятельного выполнения физических упражнений, по сравнению с результатами этих детей до эксперимента.
С целью определения уровня физической подготовленности детьми 3-5 лет, мы провели цикл подвижных игр.
Подводя итоги игровой деятельности детей необходимо отметить, что уровень проявления эмпирических признаков творческих способностей в после эксперимента достоверно выше, в отличие от аналогичных показателей до эксперимента.
Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста