Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:36, курсовая работа
Цели специального обучения обеспечиваются чётко продуманным решением ряда задач:
1. усвоение элементарных теоретических сведений по фонетике, морфологии, синтаксису, орфографии, графике и пунктуации, подготавливающих к изучению систематического курса языка средней школы;
2. обогащение речевой практики детей, развитие умений в сознательном использовании знаний по фонетике, грамматике и правописанию;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ В ОНТОГЕНЕЗЕ……………………………………………................. …………...5
1.1 Этапы развития словаря детей………………………… ……………...5
1.2 Особенности развития словарного состава детей с нарушением интеллекта.............…………………………………………………… 14
1.3 Методики исследования развития словаря детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………..24
2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.....26
2.1 Значение ознакомления с окружающим миром в системе развития речи детей с нарушением интеллекта...………………………………………..……..26
3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА……..……………………………………………………...28
3.1 Диагностика сфомированности словарного запаса детей с нарушением интеллекта...................... ……….................................…28
3.2 Система коррекционно-развивающих мероприятий по развитию словаря детей на основе ознакомления с окружающими предметами и явлениями……………………………………….....……..…….……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………....…44
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…..49
Таким образом, анализ активного и пассивного словаря детей с нарушением интеллекта показал:
Испытуемые не всегда с первого раза понимали задание, часто отвлекались на посторонние предметы, звуки. Экспериментатору приходилось помогать, выделяя значимые слова задания интонацией. Ни один ученик не справился с предложенными заданиями полностью.
При проведении логопедического обследования уровня владения смысловыми и несмысловыми связями младших школьников мы учитывали специфику психологии детей с нарушением интеллекта.
Это проявилось в следующих позициях:
- дозировалась нагрузка
при логопедическом
- давали детям дополнительные пояснения, если видели, что ребенок не понимает сути задания, приводили примеры;
- стимулировали детей
к выполнению задания,
В результате получили следующие данные:
- на предложенные слова-стимулы дети назвали 57 существительных, причем 11 из них отнесли к слову «овощи», самое меньшее количество существительных было подобрано к словам «урожай» и «выращиваю» (по 2 слова), к словам «дряблая» и «высоко» не назвали ни одного существительного;
- количество названных
прилагательных и глаголов
Проводя диагностическое обследование мы столкнулись, с тем, что многие дети не знают значение отдельных слов, поэтому не могут подобрать слова-реакции по смыслу. Так, например, к слову «дряблая» не было названо ни одного слова из какой-либо части речи, потому что дети не знают смысл этого слова. Речь является основным средством человеческого общения.
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития, поскольку слово является важнейшей единицей языка. У нормально развивающегося ребенка становление речи проходит ряд этапов, результатом которых формируется фонематический слух, произношение фонем родного языка, происходит овладение словарным запасом и правилами синтаксиса, лексическими и синтаксическими правилами в устной речи, освоение семантики языка. Нормально развивающийся ребенок, овладевая речью, приобретает способность к высшим формам анализа и синтеза, к обобщенному отражению действительности, к осознанию и регуляции своих намерений и действий, что позволяет ему быстро и безболезненно адаптироваться в окружающем мире.
Научные исследования подтверждают, что структурные компоненты личности ребенка с нарушением интеллекта те же, что и у нормальных детей. Однако существенная разница в формировании интеллекта состоит в том, что в своем развитии у детей с нарушенным интеллектом эти компоненты не достигают того уровня, который имеет место у детей в норме. У детей с нарушением интеллекта отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, одной из которых является позднее и недостаточное развитие речи.
Интеллектуальные нарушения ведут к более позднему формированию фонематического слуха, звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. У детей с нарушением интеллекта беден запас слов, наблюдаются неточности в их употреблении и понимании, часто происходит лишь механическое накопление слов, обнаруживается резкое расхождение между активным и пассивным словарем. Несформированность семантического поля ведет к затруднениям в речевых контактах. Школьники с нарушением интеллекта не испытывают внутреннего побуждения рассказать о пережитых событиях, не могут составить словесное описание, не испытывают потребности в обогащении своей речи. Все эти показатели требуют от дефектологов, логопедов и других педагогов использования комплекса методических приемов проведения коррекционных мероприятий для формирования семантического поля детей с нарушением интеллекта, что может стать основой социальной адаптации таких детей в обществе.
3.2 Система
коррекционно-развивающих
В речевой системе, формирующейся в процессе общения ребенка со взрослым, мы имеет мощное средство системной организации наших психических процессов.
В процессе коррекционной работы с умственно отсталыми детьми по формированию речи, как и с нормально развивающимися, особое внимание уделяется ведущей деятельности ребенка.
С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения.
К практическим методам относят: упражнения, игры и моделирование.
Упражнения – это многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и умственных заданий. В логопедической работе он эффективен при устранении артикуляторных и голосовых расстройств.
Упражнения подразделяются:
Игровой метод
предполагает использование различных
компонентов игровой
Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует деятельность детей.
Моделирование – это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, отношениях и связях между их элементами (графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова).
Наглядные методы – формы
усвоения знаний, умений и навыков
в зависимости от применяемых
при обучении наглядных пособий
и технических средств
К наглядным методам относят:
Использование
словесных методов определяется
возрастными особенностями
Рассказ – форма обучения,
при которой словесное
Беседа в зависимости от дидактических задач может быть предварительной и итоговой, обобщающей.
Коррекция нарушений звукопроизношения умственно отсталых детей – процесс длительный и сложный. Наиболее длительным является этап введения звука в речь, т.е. этап автоматизации, который может растянуться на 1-1,5 года.
Пути коррекции нарушения лексико-грамматической стороны речи. В процессе коррекционного воздействия ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности и семантических полей. Особого внимания требует предикативный словарь (глаголы и прилагательные). Важным направлением логопедического воздействия является усвоение детьми слов обобщающего характера, местоимений, числительных, наречиях Последовательность работы над грамматическими формами: от конкретного к абстрактному, от семантически простых форм к более сложным, от простых по грамматическому оформлению к более сложным.
Всю систему логопедического воздействия возможно применять в совокупности с ознакомлением с окружающими явлениями. Для этого можно разработать систему занятий с детьми, курс «Ознакомление с окружающим миром».
«Ознакомление с окружающим миром» - предмет синтетический, включающий элементарные сведения о природе, труде людей. В содержании курса должны быть отражены два основных направления:
В ходе знакомства с окружающим миром у детей формируются, обогащаются и систематизируются представления о социальном и природном окружении; дети накапливают социально-нравственный жизненный опыт, учатся правилам поведения.
В содержании курса большое место занимает природоведческий материал. В процессе общения с природой в сознании ребенка на основе чувственного опыта формируются знания об окружающем мире. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитать у детей действенное отношение к природе. С этой целью детей необходимо приучать к посильному труду на огороде, в цветнике, уголке живой природы, уходу за комнатными растениями и домашними животными.
Занятия по окружающему миру включают в себя основной лингвистический компонент — лексику, овладевая которым ребенок развивает и пополняет свой собственный словарный запас. . Дети с удовольствием знакомятся с новыми словами, пытаются проговаривать их, развивается мышление, а соответственно и речь ребенка.
Для апробации экспериментальной работы в группе детей с нарушением интеллекта было адаптировано занятие по ознакомлению с окружающими предметами и явлениями по теме «Хлеб» ( см. приложение).
Цель занятия — формирование активного словарного запаса детей.
Задачи:
Словарь:
Существительные: рожь, пшеница,
овес, зерно, колосья, поле, земля, посев,
уборка, тракторист, сеялка, борона, агроном,
хлеборобы, комбайнер, серп, элеватор,
мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь,
пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка,
баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки,
пряник, печенье, торт, пирожные, хлебопродукты,
крошки, корка, мякоть, сухари.
Прилагательные: свежий, мягкий, душистый,
ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной,
черный, белый, сдобный, пышный.
Глаголы: выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, резать, есть, беречь.
Результаты исследования отражены в следующей таблице:
Таблица 2
Имя ребёнка |
Процент правильно выполненных заданий | |
Активный словарный запас |
Пассивный словарный запас | |
Костя |
40,2% |
73% |
Аня В. |
41,8% |
75,3% |
Аня С. |
40,3% |
73,3% |
Ваня |
38,70% |
70,6% |
Даша |
42,1% |
76% |
Дима |
38% |
71% |
Кирилл |
41,7% |
75% |
Миша |
41,1% |
72% |
Сергей |
40,3% |
72% |
Соня |
43,70% |
78,00% |
Средний показатель |
41,40% |
72,70% |
Анализ проведенной работы показал, что дети с удовольствием изучают новые слова, совместная работа оказывает непосредственное влияние на развитие и пополнение словарного запаса детей. Существенно то, что дети с нарушением интеллекта в силу особенностей развития требуют более детального подхода, нежели разовые и пробные занятия, развитие активного и пассивного словаря детей требует систематического и детального подхода. Обучение таких детей должно проводиться с упором на развитие речевых навыков.
Следует отметить, что при проведении данного исследования были замечены некоторые положительные результаты развития словаря детей , показатели активного словаря улучшились в процентном соотношении примерно на 1,2%, что дает основание продолжать активное обучение детей лексической составляющей языка для пополнения словаря и его качественного развития. Положительная динамика развития словарного запаса отражена в диаграмме:
Информация о работе Формирование активного словаря у детей с умственной отсталостью