Формирование активного словаря у детей с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Цели специального обучения обеспечиваются чётко продуманным решением ряда задач:
1. усвоение элементарных теоретических сведений по фонетике, морфологии, синтаксису, орфографии, графике и пунктуации, подготавливающих к изучению систематического курса языка средней школы;
2. обогащение речевой практики детей, развитие умений в сознательном использовании знаний по фонетике, грамматике и правописанию;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ В ОНТОГЕНЕЗЕ……………………………………………................. …………...5
1.1 Этапы развития словаря детей………………………… ……………...5
1.2 Особенности развития словарного состава детей с нарушением интеллекта.............…………………………………………………… 14
1.3 Методики исследования развития словаря детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………..24
2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.....26
2.1 Значение ознакомления с окружающим миром в системе развития речи детей с нарушением интеллекта...………………………………………..……..26
3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА……..……………………………………………………...28
3.1 Диагностика сфомированности словарного запаса детей с нарушением интеллекта...................... ……….................................…28
3.2 Система коррекционно-развивающих мероприятий по развитию словаря детей на основе ознакомления с окружающими предметами и явлениями……………………………………….....……..…….……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………....…44
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…..49

Вложенные файлы: 1 файл

Словарь 442 вв.doc

— 581.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, анализ активного  и пассивного словаря детей  с нарушением интеллекта показал:

  1. пассивный словарь преобладает над активным;
  2. активный словарь детей, участвующих в эксперименте, беден и ограничен, что подтверждает необходимость в проведении логопедических занятий, направленных на развитие словарного запаса младших школьников с недоразвитием интеллекта;

           Испытуемые не всегда с первого раза понимали задание, часто отвлекались на посторонние предметы, звуки. Экспериментатору приходилось помогать, выделяя значимые слова задания интонацией. Ни один ученик не справился с предложенными заданиями полностью.

При проведении логопедического  обследования уровня владения смысловыми и несмысловыми связями младших  школьников мы учитывали специфику  психологии детей с нарушением интеллекта.

 Это проявилось в следующих позициях:

- дозировалась нагрузка  при логопедическом обследовании (в некоторых случаях мы разделяли  процедуру обследования на несколько  приемов);

- давали детям дополнительные  пояснения, если видели, что ребенок  не понимает сути задания, приводили примеры;

- стимулировали детей  к выполнению задания, использую  демонстрационный материал и  игровые упражнения.

В результате получили следующие  данные:

- на предложенные слова-стимулы  дети назвали 57 существительных,  причем 11 из них отнесли к слову «овощи», самое меньшее количество существительных было подобрано к словам «урожай» и «выращиваю» (по 2 слова), к словам «дряблая» и «высоко» не назвали ни одного существительного;

- количество названных  прилагательных и глаголов примерно равно (15 и 14 слов соответственно), что значительно меньше слов существительных;

  • из других частей речи были названы слова «там» и «много»;

Проводя диагностическое  обследование мы столкнулись, с тем, что многие дети не знают значение отдельных слов, поэтому не могут подобрать слова-реакции по смыслу. Так, например, к слову «дряблая» не было названо ни одного слова из какой-либо части речи, потому что дети не знают смысл этого слова. Речь является основным средством человеческого общения.          

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития, поскольку слово является важнейшей единицей языка. У нормально развивающегося ребенка становление речи проходит ряд этапов, результатом которых формируется фонематический слух, произношение фонем родного языка, происходит овладение словарным запасом и правилами синтаксиса, лексическими и синтаксическими правилами в устной речи, освоение семантики языка. Нормально развивающийся ребенок, овладевая речью, приобретает способность к высшим формам анализа и синтеза, к обобщенному отражению действительности, к осознанию и регуляции своих намерений и действий, что позволяет ему быстро и безболезненно адаптироваться в окружающем мире. 

Научные исследования подтверждают, что структурные компоненты личности ребенка с нарушением интеллекта те же, что и у нормальных детей. Однако существенная разница в формировании интеллекта состоит в том, что в своем развитии у детей с нарушенным интеллектом эти компоненты не достигают того уровня, который имеет место у детей в норме. У детей с нарушением интеллекта отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, одной из которых является позднее и недостаточное развитие речи.

Интеллектуальные нарушения  ведут к более позднему формированию фонематического слуха, звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. У детей с нарушением интеллекта беден запас слов, наблюдаются неточности в их употреблении и понимании, часто происходит лишь механическое накопление слов, обнаруживается резкое расхождение между активным и пассивным словарем. Несформированность семантического поля ведет к затруднениям в речевых контактах. Школьники с нарушением интеллекта не испытывают внутреннего побуждения рассказать о пережитых событиях, не могут составить словесное описание, не испытывают потребности в обогащении своей речи. Все эти показатели требуют от дефектологов,  логопедов и других педагогов  использования комплекса методических приемов проведения коррекционных мероприятий для формирования семантического поля детей с нарушением интеллекта, что может стать основой социальной адаптации таких детей в обществе.

3.2 Система  коррекционно-развивающих мероприятий  по развитию словаря детей  на основе ознакомления с окружающими  предметами и явлениями

В речевой системе, формирующейся в процессе общения  ребенка со взрослым, мы имеет мощное средство системной организации  наших психических процессов.

В процессе коррекционной  работы с умственно отсталыми  детьми по формированию речи, как и  с нормально развивающимися, особое внимание уделяется ведущей деятельности ребенка.

С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения.

К практическим методам относят: упражнения, игры и моделирование.

Упражнения – это многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и умственных заданий. В логопедической работе он эффективен при устранении артикуляторных и голосовых расстройств.

Упражнения подразделяются:

  1. Подражательно-исполнительские (дыхательные, голосовые, артикуляторные; развивающие общую, ручную моторику);
  2. Конструктивные (конструирование слов  из элементов, реконструирование букв);
  3. Творческие (использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале);
  4. Речевые (повторение слов);
  5. Игровые (имитация действия, повадок животных), которые снимают у детей напряжение, создают эмоционально-положительный настрой.

Игровой метод  предполагает использование различных  компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами.

Ведущая роль принадлежит  педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует деятельность детей.

Моделирование – это процесс  создания моделей и их использование  в целях формирования представлений  о структуре объектов, отношениях и связях между их элементами (графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова).

Наглядные методы – формы  усвоения знаний, умений и навыков  в зависимости от применяемых  при обучении наглядных пособий  и технических средств обучения.

К наглядным методам относят:

  1. Наблюдение (применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений);
  2. Рассматривание рисунков, картин, макетов;
  3. Демонстрация диа- и кинофильмов;
  4. Прослушивание аудиозаписей;
  5. Показ образца выполнения задания, способа действия.

Использование словесных методов определяется возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями и задачами, этапом коррекционного воздействия.

Рассказ – форма обучения, при которой словесное изложение носит описательный характер. Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. Используется также пересказ сказок, литературных произведений, что формирует и развивает словарный запас ребенка.

Беседа в зависимости  от дидактических задач может  быть предварительной и итоговой, обобщающей.

Коррекция нарушений звукопроизношения  умственно отсталых детей – процесс  длительный и сложный. Наиболее длительным является этап введения звука в речь, т.е. этап автоматизации, который может растянуться на 1-1,5 года.

Пути коррекции нарушения  лексико-грамматической стороны речи.  В процессе коррекционного воздействия  ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности и семантических полей. Особого внимания требует предикативный словарь (глаголы и прилагательные). Важным направлением логопедического воздействия является усвоение детьми слов обобщающего характера, местоимений, числительных, наречиях Последовательность работы над грамматическими формами: от конкретного к абстрактному, от семантически простых форм к более сложным, от простых по грамматическому оформлению к более сложным.

Всю систему логопедического  воздействия возможно применять в совокупности с ознакомлением с окружающими явлениями. Для этого можно разработать систему занятий с детьми, курс «Ознакомление с окружающим миром».

«Ознакомление с окружающим миром» - предмет синтетический, включающий элементарные сведения о природе, труде людей. В содержании курса должны быть отражены два основных направления:

  1. Ознакомление с явлениями общественной жизни людей и их трудом, воспитание культуры поведения.
  2. Знакомство с природой в непосредственном общении с ней, формирование элементарных представлений о предметах и явлениях природы, воспитание ответственного отношения к ним, культуры поведения в природе, организация посильной деятельности по ее охране.

В ходе знакомства с окружающим миром у детей  формируются, обогащаются и систематизируются представления о социальном и природном окружении; дети накапливают социально-нравственный жизненный опыт, учатся правилам поведения.  

В содержании курса большое  место занимает природоведческий материал. В процессе общения с природой в сознании ребенка на основе чувственного опыта формируются знания об окружающем мире. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитать у детей действенное отношение к природе. С этой целью детей необходимо приучать к посильному труду на огороде, в цветнике, уголке живой природы, уходу за комнатными растениями и домашними животными.

Занятия по окружающему  миру включают в себя основной лингвистический  компонент — лексику, овладевая  которым  ребенок развивает и  пополняет свой собственный словарный запас. . Дети с удовольствием знакомятся с новыми словами, пытаются проговаривать их, развивается мышление, а соответственно и речь ребенка.

Для апробации экспериментальной  работы в группе детей с нарушением интеллекта было  адаптировано занятие  по ознакомлению с окружающими предметами и явлениями по теме «Хлеб» ( см. приложение).

Цель занятия —  формирование активного словарного запаса детей.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола; 
  2. закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
  3. познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку, к 
  4. познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
  5. воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
  6. актуализировать, обогащать лексикон по теме "Хлеб";
  7. формирование языкового чутья; 
  8. совершенствовать навыки связного высказывания;
  9. формирование мелкой и общей моторики;

Словарь: 

Существительные: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, агроном, хлеборобы, комбайнер, серп, элеватор,  мука,  мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, хлебопродукты,  крошки, корка, мякоть, сухари. 
Прилагательные: свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.

Глаголы: выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, резать, есть, беречь.

Результаты  исследования отражены в следующей таблице:

 

Таблица 2

Имя ребёнка

Процент правильно  выполненных заданий

Активный словарный  запас

Пассивный словарный  запас

Костя

40,2%

73%

Аня В.

41,8%

75,3%

Аня С.

40,3%

73,3%

Ваня

38,70%

70,6%

Даша

42,1%

76%

Дима

38%

71%

Кирилл

41,7%

75%

Миша

41,1%

72%

Сергей

40,3%

72%

Соня

43,70%

78,00%

Средний показатель

41,40%

72,70%


 

Анализ проведенной  работы показал, что дети с удовольствием  изучают новые слова, совместная работа оказывает непосредственное влияние на развитие и пополнение словарного запаса детей. Существенно то, что дети с нарушением интеллекта в силу особенностей развития требуют более детального подхода, нежели разовые и пробные занятия, развитие активного и пассивного словаря детей требует систематического и детального подхода.  Обучение таких детей должно проводиться с упором на развитие речевых навыков.

    Следует отметить, что при проведении данного исследования были замечены некоторые положительные результаты развития словаря детей , показатели активного словаря улучшились в процентном соотношении примерно на 1,2%, что дает основание продолжать активное обучение детей лексической составляющей языка для пополнения словаря и его качественного развития. Положительная динамика развития словарного запаса отражена в диаграмме:

Информация о работе Формирование активного словаря у детей с умственной отсталостью