Формирование активного словаря у детей с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Цели специального обучения обеспечиваются чётко продуманным решением ряда задач:
1. усвоение элементарных теоретических сведений по фонетике, морфологии, синтаксису, орфографии, графике и пунктуации, подготавливающих к изучению систематического курса языка средней школы;
2. обогащение речевой практики детей, развитие умений в сознательном использовании знаний по фонетике, грамматике и правописанию;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ В ОНТОГЕНЕЗЕ……………………………………………................. …………...5
1.1 Этапы развития словаря детей………………………… ……………...5
1.2 Особенности развития словарного состава детей с нарушением интеллекта.............…………………………………………………… 14
1.3 Методики исследования развития словаря детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………..24
2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.....26
2.1 Значение ознакомления с окружающим миром в системе развития речи детей с нарушением интеллекта...………………………………………..……..26
3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА……..……………………………………………………...28
3.1 Диагностика сфомированности словарного запаса детей с нарушением интеллекта...................... ……….................................…28
3.2 Система коррекционно-развивающих мероприятий по развитию словаря детей на основе ознакомления с окружающими предметами и явлениями……………………………………….....……..…….……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………....…44
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…..49

Вложенные файлы: 1 файл

Словарь 442 вв.doc

— 581.50 Кб (Скачать файл)

Задание № 7. Состояние номинативного  словаря.

Назвать предметные картинки по темам: посуда (тарелка, ложка, кастрюля, чашка, чайник); мебель (кровать, стул, диван, кресло, тумбочка); одежда (пальто, шапка, шуба, майка, штаны); животные (кошка, лошадь, белка, медведь, слон); овощи (капуста, картошка, кабачок, морковь, огурец); фрукты (лимон, апельсин, банан, яблоко, ананас). 

 Оценка: 6 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 8. Состояние номинативного  словаря.

Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, которым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться дети?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?».

Оценка: всего предъявляют 9 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 9. Состояние номинативного  словаря.

Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима.

Оценка: всего предъявляют 8 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 10 Состояние атрибутивного  словаря

Подобрать определения к  словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина.

Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 11. Состояние атрибутивного  словаря

Подобрать антонимы к следующим  словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, сухой, черный, кислый, высокий. Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.

Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

После выполнения всех заданий, направленных на выявления  словаря подсчитывается суммарная  оценка. Высшая оценка - 258 баллов, соответствует высокому уровню; 149-214 баллов ( 58% - 83% правильно выполненных заданий) - среднему; менее 149 баллов (менее 58 % правильно выполненных заданий) - низкому уровню лексического развития ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Методика обследования словарного запаса Грибовой

Выявления объёма активного (пассивного) предметного  словарного запаса.

Уровень сложности А

Задание №1. Рассмотрите  картинки. Назовите, что это. (Покажи, где…)

кукла, мишка, мяч, машина, пирамида; книга, тетрадь, ручка, карандаш, линейка; тарелка, блюдце, кружка, чайник, ложка.

Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ  или далёкая словесная замена.

Задание №2. Послушай и отгадай, какой предмет задуман.

Круглый, зелёный, разрежешь - красный, сладкий.

Покрыто перьями, летает.

Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.

Уровень сложности Б.

Задание №1. Рассмотрите  картинки. Назовите, что это. (Покажите, где )

Локоть, колено, ладонь, ресницы, брови; окно, подоконник, рама, стекло, форточка; огород, редиска, кабачок, петрушка, свекла.

Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ  или далёкая словесная замена.

Задание №2. Послушайте и  отгадайте, какой предмет задуман.

Мягкая мебель, на которой  люди отдыхают сидя.

Здание, где люди смотрят  спектакли.

Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ  или далёкая словесная замена.

Уровень сложности В.

Задание №1. Рассмотрите  картинки. Назовите, что это. (Покажите, где)

Пейзаж, торшер, клубок, погоны, клумба, памятник, половник, табуретка, витрина, калитка.

Оценка: всего 10 картинок, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.

Задание №2. Послушайте и  отгадайте, какой предмет задуман.

Мягкая мебель, на которой  люди отдыхают сидя.

Здание, где люди смотрят  спектакли.

Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ  или далёкая словесная замена.

Объём активного (пассивного) словарного запаса.

Уровень сложности А.

Задание №1. Предлагаются 2 сюжетные картинки: «В школе», «Дома». «Рассмотрите картинки; расскажите, что на них  изображено». При возникновении  трудностей можно задать дополнительные наводящие вопросы.

Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильно называет предметы, действия на картинках, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.

Задание №2. «Расскажите, какие  признаки имеет … (какой бывает …); какие действия он (она) может выполнять (что умеет делать); кто там работает? И т.п.

Объекты описания: собака, машина.

Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильно называет не менее 3-х  признаков предмета, его действия, 1 балл -называет не более 1 признака предмета, затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.

Уровень сложности Б.

Задание №1. Предлагаются 2 сюжетные картинки: «В библиотеке», «На вокзале».

«Рассмотрите картинки; расскажите, что на них изображено». При возникновении трудностей можно задать дополнительные наводящие вопросы.

Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильно  называет предметы, действия на картинках, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая  словесная замена.

Задание №2. «Расскажите, какие  признаки имеет … (какой бывает …); какие действия он (она) может выполнять (что умеет делать); кто там  работает? И т.п.

Объекты описания: лошадь, самолёт.

Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильно называет не менее 3-х признаков предмета, его действия, 1 балл -называет не более 1 признака предмета, затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.

Уровень сложности В.

Задание №1. Предлагаются 2 сюжетные картинки: «На заводе», «На стройке».

«Рассмотрите картинки; расскажите, что на них изображено». При возникновении  трудностей можно задать дополнительные наводящие вопросы.

Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильно  называет предметы, действия на картинках, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.

Задание №2. «Расскажите, какие  признаки имеет … (какой бывает …); какие действия он (она) может выполнять (что умеет делать); кто там работает? И т.п.

Объекты описания: ученик, электропоезд.

Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильно  называет не менее 3-х признаков предмета, его действия, 1 балл -называет не более 1 признака предмета, затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.

Обобщающие понятия.

Уровень сложности А.

Задание №1. Назовите картинки (покажите картинки), относящиеся к  заданному видовому понятию.

Видовые понятия

Содержания  картинок

Овощи; фрукты; ягоды

Груша, огурец, вишня, лимон, смородина, банан, помидор, яблоко, капуста

   

Оценка: всего 9 картинок, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов - отказ.

Задание №2. Перечислите, какие предметы мебели (обуви) вы знаете.

Оценка: 2 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- называет не менее 5 предметов, 1 балл - затрудняется, называет не более 3 предметов, 0 баллов - отказ или неправильное выполнение задания.

Задание №3. Продолжите ряд  предметов, назовите их одним словом (подберите обобщающее понятие).

Тарелка, чашка …

Оценка: максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- называет не менее 3 предметов, 1 балл - затрудняется, называет не более 1 предметов, 0 баллов - отказ или неправильное выполнение задания.

Уровень сложности Б.

Задание №1. Назовите картинки (покажите картинки), относящиеся к  заданному видовому понятию.

Видовые понятия

Содержания  картинок

Домашние животные; дикие животные; домашние птицы

Медведь, верблюд, индюк, корова, волк, овца, олень, гусь, барсук

   

Оценка: всего 9 картинок, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов - отказ.

Задание №2. Перечислите, какие  предметы транспорта (белья) вы знаете.

Оценка: всего 2 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- называет не менее 5 предметов, 1 балл - затрудняется, называет не более 3 предметов, 0 баллов - отказ или неправильное выполнение задания.

Задание №3. Продолжите ряд предметов, назовите их одним словом (подберите обобщающее понятие).

Тетрадь, альбом …

Оценка: максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- называет не менее 3 предметов, 1 балл - затрудняется, называет не более 1 предметов, 0 баллов - отказ или неправильное выполнение задания.

Уровень сложности В.

Задание №1. Назовите картинки (покажите картинки), относящиеся к  заданному видовому понятию.

Видовые понятия

Содержания  картинок

Деревья; цветы; кустраник

Сирень, дуб, ромашка, колокольчик, шиповник, каштан, ель, фиалка, калина

   

Оценка: всего 9 картинок, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов - отказ.

Задание №2. Перечислите, какие предметы, относящиеся к  данным видовым понятиям, вы знаете.

Население, явления природы

Оценка: максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- называет не менее 3 предметов, 1 балл - затрудняется, называет не более 1 предмета, 0 баллов - отказ или неправильное выполнение задания.

Задание №3. Продолжите ряд предметов, назовите их одним словом (подберите обобщающее понятие).

Кепка, берет …

Оценка: максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- называет не менее 3 предметов, 1 балл - затрудняется, называет не более 1 предметов, 0 баллов - отказ или неправильное выполнение задания.

Различение сходных по звучанию слов.

Задание №1. Послушайте и  скажите, что нарисовано: «Крыша или  крыса; каска или маска; сабля  или цапля; молоток или молоко; деревня или деревья; трава или  дрова; ворота или ворона; врач или грач; усы или осы; крышка или крыша; куча или туча; кость или куст.

Оценка: максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или неправильное выполнение задания.

Слова - синонимы

Задание. Подберите к данным словам слова, близкие по значению. Например: радость - веселье, пытаться - пробовать, храбрый - отважный

Информация о работе Формирование активного словаря у детей с умственной отсталостью