Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:36, курсовая работа
Цели специального обучения обеспечиваются чётко продуманным решением ряда задач:
1. усвоение элементарных теоретических сведений по фонетике, морфологии, синтаксису, орфографии, графике и пунктуации, подготавливающих к изучению систематического курса языка средней школы;
2. обогащение речевой практики детей, развитие умений в сознательном использовании знаний по фонетике, грамматике и правописанию;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ В ОНТОГЕНЕЗЕ……………………………………………................. …………...5
1.1 Этапы развития словаря детей………………………… ……………...5
1.2 Особенности развития словарного состава детей с нарушением интеллекта.............…………………………………………………… 14
1.3 Методики исследования развития словаря детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………..24
2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.....26
2.1 Значение ознакомления с окружающим миром в системе развития речи детей с нарушением интеллекта...………………………………………..……..26
3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА……..……………………………………………………...28
3.1 Диагностика сфомированности словарного запаса детей с нарушением интеллекта...................... ……….................................…28
3.2 Система коррекционно-развивающих мероприятий по развитию словаря детей на основе ознакомления с окружающими предметами и явлениями……………………………………….....……..…….……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………....…44
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…..49
Врач, дети, зной, нежный, забавный, заботливый, мастерить, выкинуть, наклониться.
Оценка: всего 9 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - выполняет с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена
Многозначность слов.
Задание. Составьте словосочетания из данных слов:
Тёмный (ночь, книга, переулок, комната, окно, человек, голос).
Тихий (звук, город, тетрадь, погода, езда, вечер).
Короткий (путь, память, сук, старик, платье, кустарник).
Оценка: всего 19 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
Слова - антонимы.
Задание №1. Сравните предметы на картинках. Чем они отличаются?
Содержание картинок
Уровень сложности |
Шары: большой и маленький Ремни: короткий и длинный, узкий и широкий |
А |
|
Б |
Платье: чистое и грязное Книги: толстая и тонкая |
В |
Лес: густой и редкий Тарелки: глубокая и мелкая |
Оценка: всего 14 картинок, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
Задание №2. Подберите к данным словам слова с противоположным значением. Например: хороший - плохой; идти — стоять.
Оценка: всего 19 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
Задание №3.
Закончите предложения.
Уровень сложности А.
Верёвка толстая, а нитка …
Уголь чёрный, а снег …
Уровень сложности Б.
Сом - рыба крупная, а килька …
В басне стрекоза ленивая, а муравей …
Володя вежливый, а Саша …
Уровень сложности В.
Репа сладкая, а редька …
Груша сладкая, а лимон …
Кисель варят густой или …
Лес бывает густой или …
Цветы у незабудки мелкие , а у подсолнуха …
Пруд мелкий, а море …
Оценка: всего 19 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
Понимание и употребление предлогов.
Уровень сложности А.
Задание №1. Составьте предложения по картинкам и вопросам где? (куда?), откуда? (Покажите картинку, прослушав предложение).
Содержание картинного материала:
Книга лежит на столе.
Книга лежит в столе.
Книга лежит под столом.
Уровень сложности Б.
Задание №1. Составьте предложения по картинкам и вопросам где? (куда?), откуда? (Покажите картинку, прослушав предложение).
Содержание картинного материала:
Кот лежит на стуле.
Кот прыгает со стула.
Кот ходит около стула (идёт мимо стула).
Кот спит под стулом.
Уровень сложности В.
Задание №1. Составьте предложения. Ответьте на вопросы:
Где лежат карандаши? (Куда положили карандаши?)
Где лежит пенал (по отношению к карандашам)?
Откуда взяли карандаши?
Уровень сложности |
Содержание картинного материала |
|
В |
Карандаши лежат в пенале. -Девочка достаёт карандаши из пенала. Карандаши лежат
на пенале.-Девочка берёт Карандаши лежали под пеналом.
- Пенал лежал на карандашах. - Девочка
достала карандаши из-под Карандаши лежали за пеналом. - Девочка берёт карандаши из-за пенала. Карандаши лежат перед пеналом. - Пенал за карандашами. Карандаши около пенала (вокруг). - Пенал между карандашами. |
|
Задание №2. Вставьте в предложения нужные предлоги. (устно)
Слова для справок: над, в, через, у, около, из, от, к, за, для, из-под.
Оценка: всего 19 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
После выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка - 380 баллов, соответствует высокому уровню; 220-315 баллов - среднему; менее 220 баллов - низкому.
2. Методика обследования
словарного запаса детей И.А.
Состоит из 2-х блоков:
- понимание и употребление слов номинативного лексического значения;
- выявление состояния
структурного аспекта
1-ый блок включает в себя 5 заданий.
Задание №1. Состояние номинативного словаря.
Назвать предметные картинки по темам: игрушки (паровоз, барабан, машинка, кукла, кубики, пирамидка), одежда (рубашка, юбка, носки, брюки, майка, куртка), обувь (ботинки, кроссовки, сапоги, туфли, тапки, босоножки), мебель (кровать, стол, шкаф, кресло, трюмо, диван), посуда (кастрюля, кружка, чайник, сковорода, тарелка, стакан), овощи (огурец, помидор, капуста, лук, свекла, баклажан), фрукты (груша, виноград, апельсин, яблоко, банан, ананас), транспорт (вертолёт, самолёт, корабль, автобус, грузовик, поезд), животные (корова, тигр, попугай, медведь, черепаха, собака)
Оценка: всего 9 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
Задание №2. Состояние глагольного словаря.
Сказать кто как передвигается или в каком состоянии находится по предъявляемым картинкам: корабль - плывёт, птица - летит, змея - ползёт, человек - идёт, спортсмен - бежит, девочка - прыгает, кошка - спит, дядя - загорает, тётя - сидит, мальчик - злится, ребёнок - плачет, ребёнок - смеётся, девочка - читает, девочка - умывается, бабушка - пьёт, мальчик - пишет, мальчик - моет, тётя - гладит, певец - поёт, художник - рисует, продавец - продаёт, врач - лечит, повар - готовит, строитель - строит.
Оценка: всего 24 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
Задание №3. Состояние атрибутивного словаря.
1) Качественные прилагательные.
Посмотреть на картинки и
2) Относительные прилагательные.
Посмотреть на картинки и
3) Притяжательные прилагательные.
Посмотреть на картинки и
Оценка: всего 17 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
Задание №4. Словарь числительных.
1) Количественные. Посмотреть на картинку и посчитать детей, сколько изображено детей (один, два, три…..)
2) Порядковые. Посмотреть
на картинку и рассчитать
Оценка: всего 2 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
Задание №5. Словарь предлогов.
Посмотреть на картинки и ответить, где находится попугай ( в клетке, на клетке, над клеткой, под клеткой, возле клетки, за клеткой, заходит в клетку, выходит из клетки, выглядывает из-за клетки, ходит по клетке, улетает от клетки, подлетает к клетке).
Оценка: всего 12 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
2-ой блок включает в себя 4 задания.
Задание №6. Лексические парадигмы:
1) Антонимия. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Здесь мальчику жарко, а здесь …. (холодно). Этот дом… (большой), а этот …. (маленький), здесь дядя из дома …. (выходит), а здесь … (входит), с этой стороны окно … (чистое), а с этой … (грязное), чай … (горячий), а мороженое … (холодное).
Оценка: всего 6 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
2) Синонимия. Посмотреть
на картинки и ответить на
вопросы кто и что как
Оценка: всего 8 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
Задание №7. Часть - целое.
Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Рукав от чего?» (от платья), руль - автомобиля, пуговица - пальто, лист - дерева, страница - книги, окно - дома, плита - кухни.
Оценка: всего 7 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
После выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка - 170 баллов, соответствует высокому уровню; 98 - 141 б. - среднему; менее 98 баллов - низкому уровню лексического развития ребёнка.
Приложение 3
Методика исследования лексики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.
1.Исследование активного словаря:
1.1 Конкретные существительные. Назвать, что нарисовано на картинках: юла, собака, самолёт, пальто, сапоги, яблоко, пылесос, лыжи, диван, телевизор, кубики и т.д.
Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
1.2 Обобщающие понятия. Назвать одним словом группу предметов.
Оценка: всего 9 картинок, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
1.3 Существительные, обозначающие части тела, части предметов:
- части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, глаза, уши, волосы;
- части одежды: рукав, воротник, пуговица;
- части предметов мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;
- части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.
Оценка: всего 4 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение - называет не менее 3 частей, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, называет не более 2 частей, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
1.4 Название профессий.
Оценка: всего 5 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
1.5 Глагольные словарь.
Употребление глаголов при
Что ты делаешь в течении дня?
Кто как передвигается?
Кто как голос подаёт?
Кто что делает? (с использованием названий профессий)
Оценка: всего 4 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, называет правильно не менее 3 действий, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, называет правильно не более 1-2 действий, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
1.6 Словарь прилагательных.
Информация о работе Формирование активного словаря у детей с умственной отсталостью