Формирование дружеских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, при которых игра становится средством формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: процесс формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 5
1.1 Понятия отношения, взаимоотношения 5
1.2 Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей 6 лет. 10
2. Практическое исследование формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности 15
2.1 Организации исследования 15
2.2 Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей среднего и старшего дошкольного возраста 16
2.3 Влияние деятельности дошкольного возраста на их взаимоотношения 18
2.4 Рекомендации для воспитателей 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

курс. формирование дружеских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.docx

— 78.28 Кб (Скачать файл)

 

 

    1.  Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей 6 лет

Формирование личных качеств  детей дошкольного возраста в  значительной степени происходит в  процессе их взаимоотношений. Под влиянием взаимоотношений к детей могут складываться как положительные, так и отрицательные качества личности. Ведущая роль в формировании правильных взаимодействий между детьми в детском саду принадлежит воспитателю [8].

Воспитатель должен знать, что  для выявления характера взаимоотношений  детей следует провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломенским, определить принципы по которым одни дети становятся авторитетами, лидерами, а другие оказывается в положении отверженных. Воспитатель должен правильно определить свою роль в формировании правильных норм общения между детьми.

Ему нужно провести наблюдения направленные на выявление особенностей тематики и содержания игр и реальных взаимоотношений между детьми, провести беседу с детьми, с целью выявления  мотивов игрового общения со сверстниками [13].

В формирующей части эксперимента путем специально организованной совместной деятельности положительным образом  повлиять на структуру детских объединений (их состав, стабильность) и характер взаимоотношений в них. А затем  уже определить сдвиги в изменении  позиции детей, происшедшие под  влиянием формирующих опытов.

Но воспитателю необходимо самому хорошо изучить группу детей, выяснить, почему этот ребенок оказался отверженным в группе. Найти в  нем такое хорошее качество, чтобы  дети поняли, что не такой уж он и  плохой. А бывает, что лидером  становится совсем не тот ребенок. Здесь  также надо хорошо изучить ребенка  и дать понять в процессе беседы с детьми, что за такие качества людей не ценят вовсе, а наоборот их нужно перевоспитать.

Таким образом, воспитатель  должен понимать и помнить, что ему  принадлежит ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений у  детей, т. к. в детском саду закладываются  основы всей дальнейшей жизни ребенка [1, с. 154]. Важно чтобы уже в детском саду он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и несправедливым.

Влияние деятельности дошкольного  возраста на их взаимоотношения 

В настоящее время в  теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается  детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного  воспитания. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями  за общее дело. В ней имеет место  распределение обязанностей, согласованность  действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников  или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат [15].

Прежде всего важно заранее решить, каким образом будет предъявлено задание, чтобы оно предстало перед детьми, как коллективное. Следовательно, воспитатель должен не только поставить перед детьми цель, достичь которую они могут вместе, но и обсудить способы, при которых будут согласовываться совместные действия при достижении цели. Моя задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы разъяснить как следует договариваться, учитывая желание друг друга, предлагать свои варианты, не допуская грубости, справедливо распределять задание между собой, выслушивать мнение товарищей, возражать в корректной форме и пр. [10, с. 69]. Организация такой деятельности возможна лишь на этапе закрепления имеющихся навыков, когда дети не нуждаются в разъяснении приемов работы и их внимание можно сосредоточить не другой задаче. Для того чтобы раскрыть особенности методики воспитательной работы, которая приводит к формированию у детей способов сотрудничества, сне необходимо было определить, какое содержание занятий позволяет объединить детей в небольшие группы с общим заданием. Начиная работу я предусмотрела, каким образом преподнесу детям задачу как коллективную (т. е. поставила цель, для достижения которой требуются общие усилия; разъяснить целесообразность организации коллективной деятельности), в какой форме оценю результат работы как итог усилий, стараний всех участников.

Способы сотрудничества формируется  у детей постепенно. Вначале следует  предлагать несложные задания, которые  объединяют результаты деятельности всех участников в общий итог. Например, «Цветы не лугу» (рисование, аппликация и лепка) [19]. А затем задание постепенно усложняется. Наиболее сложными заданиями являются такие, которые ставят перед детьми задачу идентичного выполнения всех действий, тесной согласованности друг с другом в процессе деятельности, например, расписывание узором волшебных сапожек, скатерти – самобранки. При такой

форме объединения особую роль играет совместный поиск: дети должны обсудить, что они нарисуют, какие  элементы узора они включают и  где их разместят.

Таким образом, можно сказать, что объединение детей в небольшие  группы для совместного выполнения заданий по изодеятельности позволяет сформировать у них прочные способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. Такие занятия не оказывают отрицательного влияния на формирование взаимоотношений у дошкольников, а наоборот способствуют их укреплению [4, с. 183].

Сформированные на занятиях способы сотрудничества оказываются  достаточно устойчивыми, ибо мои  разъяснение о нормах поведения  и отношения к сверстникам  сразу реализовывались детьми в  собственной практической деятельности. Накопленный опыт согласования действий дети переносили в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру), а  также в повседневное общение.

Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов – интересный объект для педагогического наблюдения, для изучения детских взаимоотношений, а собственно игровых навыков и умений детей [21, с. 164].

Детские взаимоотношения  строились в процессе ролевых  игр (дидактических и сюжетно  – ролевых), а также их интересы были связаны в значительной мере с играми подвижного характера. При  проведении игры важно то, что дети без лишних споров могли распределять роли между собой, а затем играли соблюдая все правила игры.

Дети могут самоорганизовываться. Они используют такие приемы: «назначение ведущего», «поручаем по очереди провести игру».

Кроме игр и занятий  существует трудовая деятельность, пока еще чаще совместная со взрослыми, которые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.

Совместная работа с детьми как форма организации их деятельности может применятся в старших группах, когда осваиваются какие-то новые трудовые процессы. Я принимала участие в том случае, когда была не уверенна в том, что дети доведут дело до конца. Мое участие предупреждало нежелательное поведение детей. Я часто принимала оценку промежуточного результата, например: «Вот мы уже половину сделали своей работы, осталось немного до конца и дело сделано» [2, с. 76]. Таким образом, фиксируя и поощряя промежуточные успехи детей, я вела их к достижению конечной цели.

Совместная деятельность взрослых и детей обогащает тех  и других. Часто вспоминаю мысль  В.А.Сухомлинского о том, что у  детей отношение к труду во многом зависит от установившихся взаимоотношений  взрослого с детьми.

Исключительно сильное влияние  оказывало на детей то, что труд в одинаковой мере увлекал и их и меня. Для меня открывались детские  сердца, мои слова без назидания и менторства, что так вредит воспитанию нравственному, глубоко воздействовали на детей. Не случайно В.А.Сухомлинский считал совместную работу с детьми самыми радостными часами педагогического труда [14, с. 83].

Таким образом, можно сделать  вывод, что все виды деятельности детей влияют на их взаимоотношения. Чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее  их взаимоотношения. 

  1. Практическое исследование формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности

    1. Организации исследования

Экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №X г.Набережные Челны.

В эксперименте участвовало 20 человек (10 детей среднего дошкольного  возраста и 10 детей старшего дошкольного  возраста).

Были поставлены следующие  задачи:

  1. Изучить характер взаимоотношений детей в данной возрастной группе.
  2. Определить основные мотивы, лежащие в остове общения ребенка со сверстниками.
  3. Определить степень устойчивости избирательных отношений между детьми.
  4. Выяснить воспитательное воздействие деятельности на взаимоотношения детей дошкольного возраста.
  5. Изучить роль воспитателя в развитии взаимоотношений детей шести лет.

План исследования

  1. Провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломинским.
  2. провести игру Секрет (выбор в действии);
  3. отзывы детей о лидерах группы;
  4. беседа с воспитателем о лидерах группы;
  5. беседа с родителями о лидерах (их детях);
  6. отзывы детей о детях отверженных;
  7. беседа с воспитателем о детях отверженных;
  8. беседа с родителями о детях отверженных (их детях);
  9. выводы по игре Секрет.
  10. Проводить коллективную деятельность (игру, труд и т. д.)
  11. Провести беседу о дружбе.
  12. Провести игру Секрет (словесную).
  13. В результате 1 и 2 эксперимента выделить микрогруппы и сплотить их в общей деятельности.
  14. Провести третью социометрию (выбор в действии). Пронаблюдать за поведением детей во время игры Играй с кем хочешь.
  15. Провести несколько спортивных игр и эстафет с целью выяснения взаимодействия детей в группе во время соревнований, т. е. как относятся дети к победам и поражениям, к детям из-за которых проиграли или выиграли.
  16. Составить рекомендацию для воспитателей по воспитания дружеских взаимодействий детей дошкольного возраста.

Избирательные отношения  между детьми возникают очень  рано, еще в период преддошкольного детства, а в группе детского сада они достигают уже высокой степени развития.

В процессе проведения экспериментальной  работы подтвердилось, что в дошкольном возрасте у детей формируются  дружеские взаимодействия. И огромную роль в формировании дружеских взаимодействий по праву принадлежит воспитателю.

    1.  Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Формирование личных качеств  детей дошкольного возраста в  значительной степени происходит в  процессе их взаимоотношений. Под влиянием взаимоотношений к детей могут складываться как положительные, так и отрицательные качества личности. Ведущая роль в формировании правильных взаимодействий между детьми в детском саду принадлежит воспитателю.

Воспитатель должен знать, что  для выявления характера взаимоотношений  детей следует провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломенским, определить принципы по которым одни дети становятся авторитетами, лидерами, а другие оказывается в положении отверженных. Воспитатель должен правильно определить свою роль в формировании правильных норм общения между детьми.

Ему нужно провести наблюдения направленные на выявление особенностей тематики и содержания игр и реальных взаимоотношений между детьми, провести беседу с детьми, с целью выявления  мотивов игрового общения со сверстниками [6, с. 23].

В формирующей части эксперимента путем специально организованной совместной деятельности положительным образом  повлиять на структуру детских объединений (их состав, стабильность) и характер взаимоотношений в них. А затем  уже определить сдвиги в изменении  позиции детей, происшедшие под  влиянием формирующих опытов.

Но воспитателю необходимо самому хорошо изучить группу детей, выяснить, почему этот ребенок оказался отверженным в группе. Найти в  нем такое хорошее качество, чтобы  дети поняли, что не такой уж он и  плохой. А бывает, что лидером  становится совсем не тот ребенок. Здесь  также надо хорошо изучить ребенка  и дать понять в процессе беседы с детьми, что за такие качества людей не ценят вовсе, а наоборот их нужно перевоспитать.

Таким образом, воспитатель  должен понимать и помнить, что ему  принадлежит ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений у  детей, т. к. в детском саду закладываются  основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно чтобы уже в детском  саду он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и  несправедливым.

Информация о работе Формирование дружеских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности