Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 15:07, курсовая работа
Объект исследования: процесс самосознания личности.
Предмет исследования: процесс формирования самооценки.
Цель исследования: изучить особенности формирования личности и выявит основные факторы, оказывающие влияние на данный процесс.
Задачи:
- изучить сущность понятия самооценки в психологии и механизм ее формирования;
- рассмотреть особенности формирования самооценки на разных возрастных этапах;
- выявить основные факторы, влияющие на формирование самооценки;
- исследовать влияние на уровень самооценки от особенностей семейного воспитания.
Введение.
I.Формирование самооценки личности.
1.Сущность понятия самооценки в психологии, механизмы ее формирования.
2.Особенности формирования самооценки на разных возрастных этапах.
3.Условия формирования адекватной самооценки детей.
II.Исследование зависимости уровня самооценки подростка от типа родительского отношения.
Заключение.
Список литературы.
Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Поэтому помимо реально «Я» формируется «Я»- идеальное. Если между ними значительный разрыв, то это может привести к неуверенности в себе. Хотя в силу того, что в этом возрасте становиться возможным самовоспитание, подросток может измнить соотношение реального и идеального в своей личности.
В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному. Так, для младшего подросткого возраста (особенно ярко это проявляется у 12-летних) характерны негативные оценки себя (по научным данным так оценивает себя приблизительно третья часть детей этого возраста). Но уже к 13 годам наблюдается некоторая положительная динамика в самовосприятии.
К юношескому возрасту человек имеет более дифференцированную оценку собственного поведения в различных ситуациях, появляется система индивидуальных ценностных ориентаций, развернутая система самооценок и в основном складывается «Я-образ» - относительно устойчивая система представлений о себе. Кулагина пишет: «Рассматривая тенденции в развитии самооценки в старших классах, отметим, что самооценка конкретного ученика зависит не только от общей ситуации, но то индивидуальных ценностных ориентаций» [11, с.170]. Она отмечает, что типичными юношескими особенностями самооценки являются: относительная устойчивость, сравнительная бесконфликтность, высокий уровень, адекватность. «Дети именно в это время отличаются оптимистическим взглядом на себя, свои возможности» [11, с.169]. Хотя стоит отметить, что в ситуации, когда жизненный выбор становиться реальностью (11 класс), часть старшеклассников отличаются неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между притязаниями и возможностями, который ими осознается. Их самооценка низка, конфликтна. В целом же юношеские самооценки более реалистичны и объективны, чем подростковые, «в чем складываются большой жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация уровня притязания» [19, с.100].
Эта
тенденция сохраняется и во взрослом
состоянии. Стоит отметить, что самооценка
у взрослых может как снижаться, так и
повышаться в зависимости от повышения
объективности восприятия действительности,
изменения жизненных ориентаций и смыслов,
развития рефлексивных способностей.
Изучив вопрос об особенностях процесса формирования самооценки на разных возрастных этапах, мы пришли к следующим выводам:
- становление самооценки в возрастном аспекте связано с овладением человеком более совершенствованными способами самооценивания, с расширением, углублением знаний о себе, их обобщением и накоплением, наполнением их «личностными смыслами», с умением усилить их побудительно-мотивациоиную роль;
- основа самооценки закладывается очень рано, к 3 годам появляется чисто эмоциональная завышенная самооценка, в дошкольном возрасте возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых, хотя в целом их самооценка поверхностна;
-
У младших школьников
- самооценка у подростка внутренне противоречивая: он воспринимает себя как личность значительную, но подсознательно не уверен в этом; подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть;
-
к юношескому возрасту человек имеет более
дифференцированную оценку собственного
поведения в различных ситуациях, появляется
система индивидуальных ценностных ориентаций,
развернутая система самооценок и в основном
складывается «Я-образ» - относительно
устойчивая система представлений о себе.
Ребенок приходит в мир без прошлого, без каких-либо представлений о том, как себя вести, без критериев самооценки. Сo временем дети начинают четко понимать, кто они и как они "вписываются" в окружающий мир. В процессе формирования самооценки они ориентируются на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые они дают ему как личности. В самооценке «отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств» [12, с.10].
На формирование самооценки
Л.И. Божович высказывает мнение: «Нет сомнения, что образ жизни и воспитания накладывают свой отпечаток на особенности самооценки личности ребенка» [5, с. 421]. Ю.Б. Гиппенрейтер утверждает «Глубинные переживания ребенка, его самооценка особенно сильно зависят от стиля общения с ним. О том, какой он – хороший, дорогой, способный, или плохой, никому не нужный, неудачник – он узнает только от взрослых и, прежде всего, от родителей» [7].
В этом вопросе согласны и зарубежные ученые. В. Гекас исследовал степень влияния, которое оказывает контроль и поддержка со стороны родителей на самооценку подростков. Его гипотеза о том, что заинтересованность родителей в ребенке положительно влияет на его самооценку, полностью подтвердилась [19]. М. Розенберг установил, что высокая определяется заинтересованностью родителей в ребенке, в частности их интересами к его друзьям, к его успехам в учебе, их вниманием к высказываниям ребенка. Я. Брахман обнаружил связь высокой самооценки детей с хорошими семейными взаимоотношениями. В это понятие он включил теплые отношения между членами семьи, наличие в семье совместной деятельности, разумное участие детей в принятии решения на семейном совете [21]. Р.Бернс, исследуя факторы, влияющие на формирование адекватной самооценки пришел к выводу, что «у детей, растущих в атмосфере тепла и доверия , развивается более высокая самооценка» [19, с.222].
Влияние семейного стиля общения и отношения к ребенку на его уровень самооценки начинается с самого раннего детства. Маленький ребенок не имеет еще собственных взглядов, он формирует образ себя как отражение того мнения, которое выражают о нем значимые для него взрослые, в первую очередь - родители. Другие критерии появляются позднее, когда ребенок начинает общаться с друзьями, ходить в детский сад, в школу. Тогда устойчивое самовосприятие, внушенное родителями, может измениться.
Тот факт, что тебя любят, о тебе заботятся, и ты являешься объектом доброжелательного внимания, так естественен, является важной составляющей той основы, которая впоследствии будет определять адекватность самооценки. Именно в этот период жизни дети должны «напитаться» любовью окружающих, и этого чувства защищенности любовью должно хватить на много лет вперед. Э. Эриксон указывает на то, что материнская любовь и нежность определяет «Количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта» ребенка [28].
Мы отмечали, что к 4 годам у детей чаще всего складываются завышенные представления о себе и своих возможностях, завышенная самооценка. Но сложная семейная ситуация, социальное неблагополучие или болезнь могут явиться основанием для формирования негативного представления о себе (отрицательной или заниженной самооценки). Ребенку представляется, что он недостаточно хорош, чтобы его любили таким, каков он есть. И тогда дети начинают пробовать различные варианты поведения. Спектр может быть достаточно широким: от агрессии и негативизма до эмоциональной отгороженности, заторможенности, иногда дурашливости. «Наказание, а тем более самонаказание ребенка только усугубляет его ощущение неблагополучия и несчастливости. В результате он, в конце концов, приходит к выводу: «Плохой, ну и пусть! И буду плохой!» Это – вызов, за которым скрывается горечь отчаяния» [7, с.120].
К
7 годам, как мы отмечали, самооценка становится
более дифференцированной и более адекватной.
К ребенку приходит понимание, что в каких-то
областях он более успешен, с чем-то справляется
хуже.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны
собой. Это происходит в семье, где родители
постоянно порицают ребенка, или ставят
перед ним завышенные задачи. Ребенок
чувствует, что он не соответствует требованиям
родителей. Исключается восхищение и похвала
при нем. Редко дарятся подарки за поступки.
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с заниженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: “А кто еще получил пятерку?”), послушание (“Тебя сегодня не ругали?”) и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни (“В классе из окон не дует?”, “Что вам давали на завтрак?”), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: “Что было сегодня в школе?” рано или поздно приведет к соответствующему ответу: “Ничего особенного”, “Все нормально”.
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.
Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.
Куперсмит выделяет три основных условия формирования у ребенка самооценки:
- принятие родителями ребенка;
-
установление ими ясных и
-
предоставление ребенку
Он особенно подчеркивал необходимость, с одной стороны, строгого контроля, а с другой – теплого отношения, и его внутреннего принятия [19, с.221].
Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет действия, которые способствуют формированию адекватной самооценки:
- безусловно принимать ребенка;
-
активно слушать его
- не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется;
- помогать, когда просит;
- поддерживать успехи;
- делиться своими чувствами;
-
конструктивно разрешать
- использовать в повседневном общении приветливые фразы;
-
обнимать не менее 4-х, а
Таким образом, важным условием формирования адекватной самооценки является принятие. Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. «Если ребенка понимают и принимают, терпимо относятся к его «недостаткам» и промахам, он вырастает с положительным отношением к себе» [7, с.117]. Каждое негативное высказывание в адрес ребенка, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Родителям необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть».