Формирование стрессоустойчивости в процессе психологической подготовки у курсантов СПБ УГПС МЧС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 11:01, дипломная работа

Краткое описание

На сегодняшний деньпроблемы стрессоустойчивости (в частности, профессиональной), рассматриваются в больших объемах с разных позиций, как психологической, психофизиологической, так и философско–абстрактной.
Труд пожарных относится к тем видам деятельности, отличительной особенностью которых является постоянное столкновение со стрессом. Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта пожарных, создают экстремальные условия их деятельности в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальных потерями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………….…………….....……….………….4
ГЛАВА 1 Проблема стрессоустойчивости в психологической науке …..……7
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости ………………………………..………7
1.2. Особенности управления стрессом в организации. Стресс-менеджмент….…..13
1.3. Роль стрессоустойчивости в профессиональной деятельности сотрудников МЧС России …………………………………………………………………………31
1.4. Возможности социально-психологических тренингов в формировании стрессоустойчивости личности …………………………………………………......34
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования………………....….………39
2.1. Организация исследования…………………………………………….………..39
2.2. Характеристика выборки исследования….………………………………...…...39
2.3. Характеристика используемого социально-психологического тренинга стрессоустойчивости……………………………………………....……..…………..40
2.4. Методы оценки эффективности социально-психологического тренинга стрессоустойчивости………………………………………………...………………41
2.5. Методы статистической обработки……………………………………….43
ГЛАВА 3. Оценка эффективности социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости………………………........…………..……….45
3.1. Оценка состояния испытуемых до проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости……………………………………..45
3.2. Оценка состояния испытуемых после проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости………………………………….….49
3.3. Динамика психологических характеристик стрессоустойчивости под влиянием социально-психологического тренинга стрессоустойчивости……………………...55
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….………...…………….61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..…………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом_мчс!!_!.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Контрольная шкала «По»: «положительный— отрицательный образ самого себя». Эта шкала вспомогательная, она позволяет определить критичность самооценивания (низкую или высокую), адекватность самооценивания.

Оченъ высокие оценки говорят о недостаточно развитом понимании себя. При стандартных баллах по этой шкале более 65 есть основания предполагать низкую критичность в самооценивании, недостаточную адекватность самооценки, неискренность. Другими причинами таких показателей могут быть: отрицательное отношение к обследованию, влияние сильной заинтересованности обследуемого в «положительных, хороших» результатах обследования.

Высокие оценки (60-64 балла) означают сниженную критичность в самооценивании, недостаточную адекватность самооценки. Если по шкалам «Ус»,«Сп» или «Уд» получены высокие оценки — более 60, ,то, скорее всего, данные в целом недостаточно надежны.

Показатели в диапазоне 40-59 баллов характеризуют степень принятия личностью себя. Чем выше стандартный балл, тем ниже критичность самооценивания и больше принятие себя со всеми своими недостатками. При оценках менее 50 баллов есть основания говорить о достаточной искренности в ответах, выраженном стремлении к адекватности в оценке своих психологических особенностей и своего состояния, о критичности в самооценивании.

Низкие оценки - менее 40 баллов - говорят не только о высокой критичности в оценке себя и большом стремлении быть искренним, но и о негативном отношении к себе.

 

 

Приложение 2

 

Тестовый бланк кМетодика Куликова Л.В. «Диагностика психических состояний, настроений и сферы чувств» (Методика ДС-6)

 

 

ФИО______________________________      возраст  __________

 

инструкция

В опроснике приведены признаки, описывающие состояние, поведение, отношение человека к различным явлениям. Оцените, насколько эти признаки свойственны Вам, имея в виду не только сегодняшний день, а более длительный отрезок времени.

Не стремитесь «улучшить» или «ухудшить» ответы, это приведет к недостоверным результатам, так как методика улавливает искажения и неискренность ответов. Вы можете быть уверены, что Ваши ответы не будут разглашены.

Свое согласие с каждым приведенным в опроснике суждением необходимо выразить с помощью семибалльной шкалы:

1 - полностью не согласен; 

2 - согласен в малой степени;

3 - согласен почти наполовину;

4 - согласен наполовину;

5 - согласен более, чем наполовину;

6 - согласен почти полностью;

7 - согласен полностью.

Выбрав один из баллов шкалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 или 7, Вы выразите степень своего согласия с данным суждением. Запишите выбранный балл в листе для ответов рядом с порядковым номером этого пункта.

Не пропускайте ни одного пункта опросника. Просим в тексте опросника ничего не писать и не подчеркивать. Пожалуйста, не переправляйте одну цифру на другую на том же месте. ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ перечеркните ненужную цифру и напишите справа новую.

Заполните все графы в верхней части листа для ответов, напишите время начала работы и приступайте к опроснику. Вместо фамилии, имени и отчества можете написать любой псевдоним.

Текст опросника

1. Мой организм сильно реагирует  на перепады погоды или изменения  климата.

2. Очень часто бывает настроение, когда я легко отвлекаюсь от дела, становлюсь рассеянным и мечтательным.

3. Я тревожусь очень часто.

4. Я часто плохо засыпаю.

5. Масса мелких неприятностей  выводит меня из себя.

6.Мои мысли постоянно возвращаются  к возможным неудачам и мне  трудно направить их в другое  русло.

7. Я часто хвалю людей, которых  знаю очень мало.

8. Я испытываю неопределенное  беспокойство, боязнь сам не знаюотчего.

Если все против меня, я нисколько не падаю духом.

10. Я просыпаюсь утром не отдохнувшим  и усталым.

11. Часто я чувствую себя бесполезным.

12. Мне не удается сдерживать  свою досаду или гнев.

13. Трудные задачи у меня поднимают настроение.

14. У меня часто болит голова. ,

15. Часто бывает, что я с кем-то посплетничаю.

16. У меня часто возникает  предчувствие, что меня ожидает  какое-то наказание.

17. Меня легко задеть словом.

18. Я полон энергии. ,

19. Существует конфликт между моими планами и действительностью.

20. В ситуациях длительных  нервно-психических  нагрузок я проявляю большую  выносливость.

21. Мои манеры за столом дома  обычно не так хороши как  в гостях.

22. Очень часто какой-нибудь пустяк  овладевает моими мыслями и беспокоит меня несколько дней.

23. Очень часто я чувствую  себя усталым, вялым.

24. Я упускаю удобный случай  часто из-за того, что недостаточно  быстро принимаю решение.

25. Есть очень много вещей, которые  меня легко раздражают.

26. Я часто испытываю чувство напряжения и беспокойства, думая о происшедшем в течение дня.

27. Когда я неважно себя чувствую, я раздражительный.

28. Очень часто у меня бывает  хандра (тоскливое настроение).

29.  Утром,  после пробуждения, я  еще долго чувствую себя  усталым и разбитым.

30. Мне очень нравится постоянно  преодолевать новые трудности.

31. У меня есть желание изменить  в своем образе жизни очень  многое, но не хватает сил.

32. В большинстве случаев я  легко преодолеваю разочарование.

33. Удовлетворение одних моих  потребностей и желаний делает невозможным удовлетворение других.

34.   Часто  неприличная  или  даже  непристойная  шутка  меня  смешит.

35. Я смотрю в будущее с  полной уверенностью.

36. Я очень часто теряю терпение.

37. Люди разочаровывают меня.

38. Мне часто приходят в голову нехорошие мысли, о которых лучше не рассказывать.

39. Мне все быстро надоедает.

40. Мне кажется, что я близок  к нервному срыву.

41. Я часто испытываю общую  слабость.

42. Мне часто говорят, что я  вспыльчив.

 

Форма для ответов:

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

74

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

2329

 

24

 

25

 

26

 

27

 

28

 

35

 

30

 

31

 

32

 

33

 

34

 

40

 

36

 

37

 

38

     

39

         
   

41

                 
   

42

                 

 

 

Приложение 3

Матрица первичных данных по методикам

 

 

 

 

Приложение 4

Описание социально-психологического  формирования стрессоустойчивости

 

Занятие 1.

Цель: проведение тестирования, знакомство, формирование команды.

 

-Тестирование (40 мин)

-Знакомство (20 мин)

-Сообщение темы тренинга, краткое  обозрение целей и задач тренинга (20 мин)

-Беседа на тему «Стрессоустойчивость» (30 мин)

-Игра «Логотип» (40 мин)

Участники объединяются в 2 группы по 15 человек по случайному принципу, придумывают, и в меру способностей рисуют логотип настоящего тренинга. Затем следует презентация логотипов и выбор логотипа – победителя. Выбирают логотип сами участники и жюри (ведущие тренинга).

- Обратная связь (30 мин)

 

Занятие 2

Цель: формирование мотивации к занятиям, формирование психологической готовности к профессиональной деятельности. Исследование и формирование мотивации (психологической готовности) к профессиональной деятельности.

 

-Беседа на тему «Мои ожидания  от тренинга» (60 мин)

-Просмотр фильма «Огнеборцы» (30 мин)

Документальный фильм про работу пожарных. Кадры про пожар в гостинице «Лениград». Интервью с пожарными и потерпевшими.

-Обсуждение фильма (60 мин)

-Обратная связь (30 мин)

 

Занятие 3

Цель: обучение саморегуляции - двигательные, дыхательные и медитативные техники.

Проведение тренинга стресс-менеджмента.

 

-Медитативные техники:

1 Упражнение (15 мин):

«А теперь сядьте удобной вам позой. Закройте глаза и вспомните сегодняшнее утро. Вы проснулись, что-то почувствовали, подумали, открыли глаза, посмотрели вокруг, начали что-то делать, двигаться… звуки, которые вы слышали… Припомните, пожалуйста, во всех подробностях, мельчайших подробностях, деталях, что вы думали, видели, чувствовали, слышали, ощущали в теле, двигались… мельчайшие детали… сегодня утром… Вижу, слышу, ощущаю в теле, чувствую…»

2 Упражнение (15 мин):

«А сейчас снова поменяйте на не менее комфортную для вас позу. Припомните какой-то очень приятный для вас день этого лета. Очень приятный день лета. Припомните его во всех деталях, подробно. Где вы, что вы видите вокруг, что вокруг вас, кто… звуки, может быть голоса, любые звуки… что вы ощущаете, чувствуете… все детали, мельчайшие подробности… приятный день лета… Вижу, слышу, ощущаю в теле, чувствую…»

3 Упражнение (15 мин):

«А сейчас снова поменяйте на не менее комфортную для вас позу. Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане… У вас нет цели… компаса… карты… руля… вёсел… Вы движетесь туда, куда несёт вас ветер… океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть вас… но вы вновь и вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривание… Ощущение движение волны… тепло солнца… капли воды… подушку моря под вами, поддерживающую вас… Посмотрите, какие ещё ощущения возникают у вас… когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане…»

4 Упражнение (15 мин):

«И снова поменяйте на не менее комфортную для вас позу. Ощутите вес своего тела… А теперь представьте себе, что ваше тело становится всё легче и легче… И вот уже вы как пушинка или лёгкое пёрышко отрываетесь от земли и парите в воздухе… выше… потоки воздуха раскачивают вас как на качелях… то быстрые, то медленные потоки… то приятно прохладные, то приятно тёплые… лёгкие, свободные… легко… свободно… освобождение, лёгкость, свобода. Плавно вы опускаетесь ниже… ниже… касаетесь ступнями воды. Вода приятная, вы погружаетесь в воду… потоки воды раскачивают вас, как раньше потоки воздуха… приятно… то быстрые, то медленные потоки… то приятно прохладные, то приятно тёплые… упругие, надёжные… надёжно… упруго… приятно… освобождение, упругость… вода успокаивает, вы упругие, сильные, свободные… вода выносит вас на берег… Вы ощущаете под ногами твёрдую почву… надёжную опору… опора… мощная сила земли… Вы наполняетесь этой силой… энергией земли… сила… энергия… Вы ощущаете тепло солнечных лучей… солнечный свет… тепло… свободно вдыхаете приятный воздух… тепло… свобода… сила… упругость… гибкость… приятно… приятно… спокойно легко… Глубокий вдох… и на выдохе открываете глаза и возвращаетесь сюда.

 

-Двигательные техники (80 мин, по 10 мин на каждое упражнение) :

Упражнение «Перекрёстный шаг»  Встречные или, наоборот, расходящиеся движения рук к противоположным им ногам.

Упражнение «Кобра» - Сгибаемся стоя или сидя вперёд, скользя руками по ногам. Подбородок и взгляд – вверх.

Упражнение «Сова» - С силой сжимаете одно плечо, одновременно, вращая головой во все стороны и моргайте глазами, при этом произносите звук «У» при каждом синхронном движении головы и руки.

Упражнение «Ленивые восьмёрки» - Левой рукой на уровне глаз рисуете в воздухе восьмёрку, лежащую на боку (знак бесконечности), глядя на ноготь большого пальца. Следите глазами по ходу движения. Затем то же самое правой рукойю Затем соедините большие пальцы рук знаком «X».

Упражнение «Слон» - То же самое что «Ленивые восьмёрки», но ухо прижато к руке «рисующей» восьмёрки.

Упражнение «Кнопки мозга» - Одна рука мягко массирует точки под ключицами слева и справа от грудины, а другая прикасается к пупку.

Упражнение «Уточка» - Помассируйте точки в середине над и подо ртом.

Упражнение «Думающий колпак» - Помассируйте уши сильными и глубокими движениями.

 

- Дыхательная техника (5 мин):

Заняли удобную позу для вас позу, закройте глаза, мысленно ощупайте свои границы, а теперь на вдохе расширяйте свои границы до приятного вам состояния (хоть до бесконечности), а на выдохе сужайте свои границы в центр тела (в зоне пупка). Снова вдох… и выдох… вдох… выдох… вдох… выдох… вдох… выдох… (3-6 минут). Последний выдох. Снова ощупывайте границы и откройте глаза.

Информация о работе Формирование стрессоустойчивости в процессе психологической подготовки у курсантов СПБ УГПС МЧС России