Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:26, тест

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

история_психологии.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

 

Знание специфики  смены предмета психологии, основных проблем, решаемых в определенное время  ее развития необходимо для целостного восприятия и понимания данной науки.

В истории психологии выделяют 2 периода развития психологических знаний: развитие психологии в рамках философии и других наук  и развитие психология как самостоятельной науки.

Период развития психологии в рамках философии и  других наук (с 6в. до н.э. до середины 19в.) включает 2 этапа, характеризующихся сменой предмета психологии. В свою очередь каждый этап имеет подэтапы, отличающиеся своеобразием понимания предмета и спецификой исследований.

Ниже приведена  периодизация развития психологических  знаний, в которой нумерация отражает периоды, этапы и подэтапы.

1. Развитие психологии  в рамках философии и других  наук (с 6в. до н.э. до середины 19в.).

1.1. Развитие  психологических знаний в рамках  учения о душе (с 6в. до н.э.  по 16в.).

1.1.1. Психологические  идеи античности (6в. до н.э.  – 5в.)

Предмет изучения  - душа, понимаемая как источник активности тела, регулятор поведения, обладающая функциями познания. Для ее изучения используются методы философии, медицины, математики. В это время формируются материалистическое и идеалистическое направления в объяснениях душевных явлений. Выделяются основные проблемы: душа – тело, врожденное - приобретенное и др. Разрабатывается категориальный аппарат психологии (образ, мотив, поведение, переживание, личность). Разрушаются мифологические представления о душе в связи с накоплением эмпирических данных и попыток научного объяснения познавательных процессов, аффектов, индивидуальных различий, воли, характера.

В конце этапа - открытие метода изучения души – интроспекции. Понимание души изменяется, теперь душа трактуется как то, что осознается нами при наблюдении за собой.

1.1.2. Психологические  воззрения в Средние века (5в.  – 13 в.).

 Продолжается  развитие учения о душе в  рамках философии. Формируется  томистская психология. Религиозное  мышление начинает доминировать над научным, происходит возвращение к вере, как к критерию истинности, а не к доказательству на основе логики.

Начинает появляться опытная методология исследования. Развивается собственный метод  исследования – интроспекция. Проводятся исследования видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира.

1.1.3. Психологические  идеи Эпохи возрождения (14в.-16в.).

Учения о душе эволюционирует на базе анатомо-физиологических  знаний. В конце 16 века  происходит отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа.

1.2.Развитие психологических  знаний в рамках философских  учений о сознании (17в. – середина 19в.).

Предметом изучения становится внутренний опыт как данные самонаблю-дению явления сознания. Появляется первая психологическая  школа - ассоциа-нистская психология, разрабатываются концепции об адаптационной функции психики, развиваются теории рефлекса, концепции бессознательного. Формируются естественно-научные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.

1.2.1. Психологические воззрения  с 17в. по 18в.

Предметом изучения является содержание и пути формирования сознания. Используются методы интроспекции, логики; развиваются рационалистический и сенсуалистический подходы  к изучению психики, появляются первые теории эмоций и рефлекса, вводится понятие бессознательного.

1.2.2. Психологические идеи с конца 18в. по середину 19в.

Предмет изучения - сознание, состоящее из ощущений, представлений  и чувств, и поведение. Кроме интроспекции и логики начинают использоваться методы естественных наук.

2. Психология как самостоятельная наука (середина 19в. по настоящее время).

2.1. Выделение  психологии в самостоятельную  науку и ее развитие до периода  открытого кризиса. 

Этап длится со второй половины 19в. по начало 20в. и характеризуется проникновением экспериментальных методов в психологию, хотя основным методом продолжает оставаться интроспекция.

Предметом изучения являются: сознание, понимаемое как непосредственное содержание опыта; психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении. Возникают прикладные исследования и новые отрасли в психологии. Происходит разделение психологии в зависимости от методологической ориентации на духовно-научную (ориентация на историю и культуру) и индивидуально-физиологическую (ориентация на естествознание).

2.2. Развитие психологии в период открытого кризиса (10-е гг. 20в. – середина 30-х гг. 20 в.).

Методологический  кризис в психологии, в результате которого произошло выделение нескольких предметов изучения: глубинных структур психики (психоанализ), поведения (бихевиоризм), образов (гештальтпсихология), высших психических функций и деятельности (советская психология). Появляются первые  экспериментально проверенные концепции личности, сознания, теории научения, творческого мышления, установок.

2.3. Развитие психологии в посткризисный период (40-60 гг. 20в.).

Происходит эволюция научных школ периода открытого  кризиса: необихевиоризм, неофрейдизм, в советской психологии развивается  теория деятельности, теория поэтапного формирования умственных действий. Зарождаются новые направления, для которых предмет – внутренняя сущность личности (гуманистическая психология), познавательные процессы, этапы переработки информации (когнитивная психология), развитие интеллекта (генетическая психология). Появляются новые отрасли психологии, межкультурные и междисциплинарные исследования.

2.4. Современная психология.

Происходит развитие предмета психологии в рамках отдельных  психологических школ. Совершенствуются методы экспериментальных исследований, появляются разнообразные диагностические методики. Намечается тенденция к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ. Вместе с тем, многие психологи указывают на наметившийся методологический кризис и огромный разрыв между фундаментальной и практической психологией.

 

2. ПСИХОЛОГИЯ В ПЕРИОД ОТКРЫТОГО КРИЗИСА

 

2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРИЗИСА В ПСИХОЛОГИИ

 

Кризис в психологии разразился в 10-е гг. 20 века и продолжался  до середины 30-х гг. 20 века. Суть кризиса - в смене методологических принципов и борьбе вокруг предмета психологии. Новые исследования в прикладных областях, открытие экспериментального метода и его внедрение, развитие генетических отраслей психологии показало несостоятельность прежнего понимания психологии как науки о сознании; невозможность изучения сознания интроспективным методом и объяснения принципами ассоцианизма. Требовалось изменить исходные принципы и представления, выработать новую теорию.

В начале 20 века общепризнанной системы психологии не было. Каждое изложение психологии у виднейших авторов было построено на своей системе. Все основные понятия и категории толковались по-разному.

Кризис, несмотря на разрушительный характер, был нужен  для роста психологии, ее обогащения новым методологическим аппаратом. Основным содержанием кризиса стало возникновение новых психологических направлений, выступивших против какого-либо аспекта прежней субъективной психологии.

Психоанализ вводит в предмет психологии бессознательное, опровергая представление о том, что психика тождественна сознанию.

Бихевиоризм в  борьбе с субъективным методом (интроспекцией) предлагает изучение явлений психики  (поведения) доступным объективному наблюдению и эксперименту методами, вопреки считавшемуся, что поведение  предмет физиологии.

Французская социологическая  школа ставит проблему общественно-исторической обусловленности человеческой психики, в борьбе с индивидуализмом ассоциативной  психологии.

Описательная  психология поднимает вопрос о способе  познания, понимая явления не в их причинности, а интернационально, как духовную деятельность, направленную к цели и отрешенную от материальных связей, в борьбе против детерминации психики, которая не оставляла места для свободы воли, культурных влияний.

Гештальтпсихология  выступает против атомизма ассоциативной психологии, создает свое представление о целостности психических структур.

Советская психология, пытаясь ориентироваться на марксизм,  вырабатывает новые объяснительные принципы – деятельность и общение.

Возникшие направления претендовали на общепсихологическую теорию, способную объяснить весь мир психических явлений.  К сожалению, ни одному из них не удалось победить в силу сложности психической реальности. Вместе с тем, они разработали варианты общепсихологической теории и их жесткая непримиримая борьба в конке 30-х гг. 20 столетия сменилась попытками ассимилировать ценные идеи разных теорий.

 

2.4. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОАНАЛИЗА

 

Психоанализ (глубинная  психология) как научное направление  психологии возник в конце 19-начале 20 века, благодаря работам З. Фрейда. Изначально глубинная психология выбивалась из основного русла психологии по своим целям, интересам и методам. Это направление обратило внимание на роль бессознательного в жизни человека,  З.Фрейда интересовали мотивация и аномальное поведение,  методом выступало клиническое наблюдение, анализ скрытых глубинных слоев психики, которые управляют поведением. Целью психоанализа было освобождение ранее недоступного бессознательного материала, так чтобы с ним можно было работать для уменьшения его деструктивного влияния на поведение человека.

На развитие психоанализа оказали влияния философские  концепции В. Лейбница (монадология) и И. Гербарта (порог сознания). Большое  влияние  оказал и Г. Фехнер,  у  которого З. Фрейд позаимствовал метафору психики-айсберга (подобно айсбергу большая часть психической деятельности скрыта под поверхностью сознания и подвержена воздействию ненаблюдаемых сил). В ряде работ З. Фрейд цитировал Г. Фехнера, позаимствовав и развив идею принципа удовольствия и понятие психической энергии.

Психоанализ появился не как учение,  оппозиционное  психологическим школам, а как  протест против ведущего в 19 веке в  психиатрии соматического направления, объяснявшего душевные расстройства поражениями  мозга и нервов.

Методологическими принципами психоанализа выступали:

1. Понимание психического развития как мотивационного, личностного. Познавательное развитие – следствие мотивационного.

2. Движущие силы психического развития врожденные и бессознательные, это психическая энергия, в виде влечений человека, которая стремится к разрядке (удовлетворению).

3. Механизмы психического развития также врожденные, они закладывают основы личности  и ее мотивов в раннем детстве.

В развитии психоанализа можно условно выделить несколько этапов:

1. Фрейдизм. Основатель  З. Фрейд. Наибольшей популярности  эта мотивационная теория достигала  в период с начала 20 века по 30 гг. 20 века.

2. Психоанализ,  возникший в 10-е гг. 20 века и  представленный такими вариантами  глубинной психологии, как аналитическая психология К.Юнга и индивидуальная психология А. Адлера. Данные авторы мотивационных теорий пересмотрели ряд положений З. Фрейда, выдвинули свое понимание структуры личности и механизмов личностного развития.

3. Неофрейдизм,  появившийся в 30-60 гг. 20 века  и пересмотревший базовую категорию психоанализа - мотивацию. В отличие от классического психоанализа неофрейдизм подчеркивал влияние общества и социального окружения на развитие личности. Варианты неофрейдизма представлены теориями К.  Хорни, С. Салливана, Э. Фромма, Д. Боулди, А. Фрейд, Э. Берна, Э. Эриксона.

В настоящее  время психоанализ имеет многообразные  варианты и направления, однако популярность психоанализа как метода лечения  падает.

Вклад психоанализа в психологию:

1. Раскрыты движущие силы и механизмы личностного развития.

2. Описаны и исследованы структура и этапы становления личности.

3. Разработаны методы диагностики и коррекции эмоционально-потребностной сферы.

4. В другие психологические теории вошли идеи о признании роли бессознательных процессов, о значимости обращения к детскому опыту, о действии защитных механизмов.

5. Идеи З. Фрейда оказали влияние на массовую культуру, что привело к либерализации сексуальности (ирония судьбы состоит в том, что сам З. Фред ратовал за то, что вытеснение сексуальности нужно для развития цивилизации).

Вместе с тем, глубинная психология подвергается критике за недостаток научной строгости  и методологическую слабость, переоценку влияния биологических факторов на развитие личности. Сбор данных - неполный, неточный, несовершенный, не поддается статистической обработке. Интерпретация фактов неоднозначна. Сам З.Фрейд полагался на критическое чутье. «Когда я впервые поставил перед собой задачу вывести на поверхность то, что скрыто в психике человека, причем используя не принуждающую силу гипноза, а полагаясь лишь на тщательное исследование того, что говорит и делает пациент, мне казалось, что задача сложнее, чем это оказалось на самом деле. Имеющий глаза и уши, сам может убедиться в том, что ни один смертный не в состоянии хранить свои секреты. Если молчат уста, состояние человека выдает дрожание пальцев. Иными словами, предательство сочится из каждой поры его тела. Таким образом, задача исследования даже самых потаенных областей человеческой психики оказывается вполне выполнимой» (Фрейд З., 1990, С.112).

Все выводы были сделаны на основе работы с невротиками. Наблюдения за здоровыми людьми отсутствовали. Сам З. Фрейд опубликовал только 6 наблюдаемых им случаев,  причем, проверить произошло ли улучшение, даже в этих случаях не представляется возможным, так как истории болезней не сохранились.

Экспериментальная проверка подтвердила следующие положения психоанализа. Во-первых, выяснилось, что силы бессознательного действительно влияют на наше поведение и мышление. Во-вторых, было обнаружено, что непроизвольные языковые ошибки (оговорки) являются следствиями подсознательных конфликтов и тревоги.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"