Шпаргалка по "Психоконсультированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 03:22, шпаргалка

Краткое описание

Психологическое консультирование - особый вид псих помощи, направленный на поддержу клиента при решении им жизненно важных проблем.
Основная цель консультирования – предоставление клиенту возможности в процессе взаимодействия с психологом исследовать внутренние ресурсы возникших проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

Психоконсультирование.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

Консультанту следует разобраться в символической природе тоски. Поиск умершего не бесцелен — он явно направлен на воссоздание утраченного человека. Не надо противиться символическим усилиям скорбящего, поскольку таким образом он старается преодолеть утрату.Консультант тоже не должен заглушать процесс скорби. Если он разрушит психологическую защиту клиента, то не сможет оказать эффективную помощь. консультант должен позволить клиенту использовать отрицание и другие механизмы психологической защиты.

Горюющему человеку нужны постоянные, но не навязчивые посещения и хорошие слушатели.

Роль слушателя в некоторых случаях может выполнять консультант. Находиться со скорбящим человеком и надлежащим образом внимать ему — главное, что можно сделать. Чем больше консультант сопереживает скорби и чем адекватнее воспринимает собственные эмоциональные реакции, связанные с помощью, тем эффективнее целебное воздействие. Не следует поверхностно успокаивать скорбящего человека. Замешательство и формальные фразы лишь создают неудобное положение. Клиенту надо предоставить возможность выражать любые чувства, и все они должны быть восприняты без предубеждения. Другая очень важная задача консультанта — помочь близким понесшего утрату человека правильно реагировать на его скорбь.

ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ  БІЛЕТ  № __21__.

1. Факторы создания обоюдного доверия в консультативном контакте.

Создавать обоюдное доверие — значит создавать терапевтический климат, способствующий обсуждению значимых проблем. Это — обязанность консультанта. Успешность создания терапевтического климата обусловлена личностными качествами консультанта и его отношением к консультированию:

  • необходим искренний интерес к людям и подлинное желание помогать им. Важно любить не только человечество, но и отдельного человека
  • во время консультирования все внимание следует уделять клиенту, нельзя заниматься посторонними делами (например: разговаривать по телефону, разрешать входить в кабинет коллегам и обсуждать с ними какие-то, пускай даже важные вопросы, витать в мыслях за стенами кабинета и т.п.);
  • надо предоставить клиенту максимальную возможность высказаться. Он приходит к консультанту не выслушивать поучения и мудрые советы, а рассказать о гнетущих и затруднительных аспектах своей жизни;
  • не следует проявлять излишнее любопытство. Консультант не должен походить на детектива. Важна лишь та информация о клиенте, которая необходима для понимания его проблем. Если консультант вынуждает клиента чрезмерно раскрываться, клиент после визита испытывает неудобство, переживает чувство вины и нередко прекращает консультирование;
  • необходимо соблюдать профессиональную тайну. Если консультант по каким-то причинам обязан делиться с другими сведениями о клиенте (например, при надзоре за консультированием), надо поставить его в известность;
  • следует помочь клиенту почувствовать себя непринужденно во время консультативных встреч. Для этого консультант должен проявлять дружелюбие, искренность, естественность, суметь войти в положение клиента;
  • к проблемам клиента необходимо относиться без осуждения. Консультант должен не оценивать, а слушать, слышать и понимать. Когда консультант искренне и естественно демонстрирует установку "принятия", клиент чувствует себя понятым и заслуживающим уважения.

2. Особенности использования методов  НЛП в психологическом консультировании.

Консультирование с применением НЛП включает в себя работу с клиентом на различных уровнях.

Консультирование с применением НЛП включает в себя также использование набора процедур и навыков в наших взаимодействиях с теми людьми, которых - в контексте консультирования - мы называем клиентами. Полезность - этот тот критерий, по которому мы оцениваем эффективность НЛП-консультирования. НЛП-консультирование предоставляет консультанту некоторый особый ряд техник. Используя их, консультант может организовывать или реорганизовывать собственный субъективный опыт или опыт клиента. Цель этих действий - удовлетворительно определить и впоследствии достигнуть поведенческого результата. Вот поэтому тремя основными вопросами, которыми задается НЛП-консультант в процессе работы с клиентом, являются: Было ли то, что мы делали, полезным? Как мы это сделали? Каков был результат?

Помимо моделирования, НЛП-консультирование отличается от других форм консультирования особым значением, придаваемым паттернам. По сути, паттерны в НЛП объясняют особенности процесса познания и поведения, присущие личности как результат того способа, которым она репрезентирует свой опыт. В НЛП-консультировании паттерны имеют три основные характеристики. Во-первых, паттерны динамически создаются каждым клиентом, давая о нем представление тому консультанту, который может вызвать или отреагировать на определенный паттерн, учитывая возможные ответы и действия. Многие паттерны основаны на значимых обобщениях в мире клиента, в таких случаях они более или менее хорошо структурно оформлены. Второй характеристикой паттернов в НЛП-консультировании является то, что описания клиента представлены в сенсорной системе, доступной клиенту. Основными сенсорными системами являются визуальная, аудиальная, кинестетическая и ольфакторная. Фокус на клиенте подчеркивает, что НЛП-консультирование является ориентированным на индивидуальность клиента. В этом НЛП-консультирование похоже на личностно-ориентированное консультирование Карла Роджерса, но это сходство скорее внешнее - на самом деле они очень различаются.

Паттерны клиента, представленные в сенсорных терминах, характерны для каждого клиента. По определению паттерны клиента индивидуальны. Они специфичны для каждого клиента и содержат множество репрезентаций, основанных на сенсорных способностях, доступных для клиента. Третья характеристика НЛП-консультирования - то, что описательный словарь включает чувства, мысли и телесные процессы, которые не могут прямо наблюдаться консультантом или клиентом.

3. Консультирование при смерти  близкого человека клиента.(см.билет 20,в.3)

ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ  БІЛЕТ  № __22__.

1. «Конгруэнтность» в консультативном контакте.

Искренность — один из важнейших элементов создания терапевтического климата. Искренности нельзя научиться, однако консультант должен уметь вести себя с клиентами так, чтобы они восприняли вхождение в свой внутренний мир как поддержку, а не как угрозу. По мнению С. Rogers (1957), конгруэнтность означает, что "в межличностных отношениях консультант непринужденно и самобытно выражает свои переживания... Конгруэнтность представляет собой осознанную или неосознаваемую противоположность демонстрации фасада... Известно, что проявление самости не считается в психотерапии идеальным стилем. Терапевту вовсе и не следует демонстрировать интегрированность высшей степени на каждом шагу. Достаточно оставаться самим собой во время психотерапевтического контакта".

Итак, искренность консультанта — это его способность оставаться самим собой и отсутствие потребности демонстрировать профессиональный фасад. Искренний консультант не прячется за маской и не старается исполнить роль. Он естественен в контакте, потому что чуток к своим реакциям и чувствам, добросовестен и правдив в передаче их клиентам. Искренность предполагает соответствие высказываний чувствам и невербальному поведению, спонтанность. Конгруэнтное взаимодействие позволяет клиенту тоже не скрываться за фасадом в общении с консультантом. Открытый своим чувствам, мыслям, установкам и одновременно не испытывающий тревоги консультант способствует комфортному состоянию клиента.

Следует отметить, что изложенная точка зрения на проявление искренности консультантом в ситуации консультирования не единственная. Хотя никто не утверждает, что консультант должен быть неискренен или может обманывать клиента, однако насколько ему следует делиться с клиентом собственными чувствами, соображениями о консультировании — мнения не совпадают.

2. Особенности использования методов  процессуальной терапии А. Миндело  в психологическом консультировании.

Процессуальная работа акцентирует внимание на важности осознавания — и со стороны клиента, и со стороны психотерапевта.

корректное и тщательное изучение симптомов и процессов телесных проявлений, трудностей в общении, социальных конфликтов, а также сновидений и измененных состояний сознания может способствовать новым открытиям и  личностному и духовному росту.

Большое значение в процессуальной психологии уделяется чувственным навыкам терапевта, умения отслеживать обратную связь, которая может быть положительной, отрицательной и "промежуточной", так называемой "краевой", когда человек колеблется, отчасти он хочет идти дальше, отчасти сопротивляется. "Край" может быть не только у клиента, но и у терапевта, поэтому для терапевта важно осознание собственных чувств.  "Без осознания своих меняющихся чувств терапевт может подавлять другого человека или действовать с позиции превосходства". Процессуальная работа делает акцент на сознательном использовании чувств в практике.  Актуальные чувства, время от времени овладевающие терапевтом, - задача состоит в том, чтобы сделать их осознаваемыми и полезными в терапевтической ситуации. Способность легко, по мере возникновения, переходить от одной чувственной позиции к другой  дает терапевту доступ к основам основ различных школ психотерапии

В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней фасилитируется обогащение идентичности клиента путём усиления и разворачивания вторичнопроцессуальных переживаний до степени осознавания (на когнитивном и соматическом уровнях), чтобы они стали частью сознаваемого клиентом мира

Обращая внимание на еле заметные движения, взгляды, нюансы отношений, процессуальный психотерапевт помогает разворачиваться неосознаваемому процессу, включающему различные физические симптомы, непроизвольные движения, сны, в котором заключено очень много энергии. Чтобы получить доступ к этой энергии, необходимо следовать за этим процессом.

3. Консультирование при разводе  клиента.

Развод — это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства.

Диапазон проблем, возникающих после развода, довольно широк — от финансовых до ухода за детьми. В разрешении проблем существенное место занимает умение жить без супруга (мужа или жены) и преодолевать одиночество. Неизбежна определенная ломка социальных отношений — приходится привыкать одному (одной) ходить на концерты, в гости. Важно здоровым и приемлемым путем удовлетворять сексуальную потребность. Роль консультанта в этих обстоятельствах может оказаться довольно значительной. Он должен помочь отделить одиночество от уединенности, открыто анализировать отношение к сексу и т.п.

ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ  БІЛЕТ  № __23__.

1. Эмпатия в консультировании.

Эмпатия является (непременным условием) консультирования и психотерапии. Она включает идентификацию с другим лицом, при которой становится возможным взаимопонимание разных людей.

Таким образом, проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность “вжиться” в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире. Такое “вхождение” должно быть безоценочным, не разделяющим содержание иного мира на правильную и неправильную, хорошую и плохую части. Безоценочная установка консультанта позволяет клиентам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства — злобу, страх, враждебность, тревогу, радость, — клиент имеет возможность лучше услышать и понять себя.

Эмпатия также помогает консультанту разобраться в причинах недостаточной откровенности клиента: о чем-то клиент не говорит, поскольку этому препятствует бессознательное сопротивление, что-то просто скрывает и о чем-то не рассказывает из-за опасений не быть услышанным (Сох, 1988).

сопереживание консультанта клиенту никогда не должно быть тотальным, а только частичным и временным.

Эмпатия означает способность консультанта не только сопереживать, но и понимать клиента. В этом смысле она представляет собой аффективный и когнитивный навык — аффективный, поскольку позволяет консультанту идентифицировать чувства клиента, а когнитивный — поскольку обязывает консультанта устанавливать события, вызывающие соответствующие чувства

Эмпатическое понимание можно показать клиенту самыми разными способами — молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией, рассказывая какую-нибудь историю, точной метафорой и т.п.

2. Особенности использования методов  трансактного анализа в психологическом  консультировании.

Следовательно, задачей трансактного аналитика является оказание помощи природе в удалении преград, мешающих эмоциональному и психическому здоровью клиента.

человек, а не проблема ставится во главу угла. Цель - не решить отдельную проблему клиента. А помочь клиенту “повзрослеть”, чтобы он самостоятельно справился с существующей, а также с последующими проблемами. Цель работы - “интегрированная (Взрослая) личность клиента, обладающая достаточной целостностью, независимостью, ответственностью, ясно мыслящая и хорошо организованная”.

Стратегия консультанта, работающего в концепции трансактного анализа следующая:

  1. Делать упор на стремление клиента к личностному росту, здоровью и адаптации.
  2. Уделять внимание эмоциональным, чувственным аспектам в равной степени, как и интеллектуальным.
  3. Работать с настоящим и будущим клиента.
  4. Использовать психологический альянс консультанта с клиентом как модель новых более продуктивных отношений.
  5. Опробовать модели нового поведения на взаимоотношениях с консультантом, в первую очередь, а потом уже вне стен кабинета.

Для того, чтобы у клиента произошли конструктивные изменения, используются методы воздействия. Для большинства школ психологического консультирования они одинаковые. Методы воздействия следующие: интерпретация, директива, совет, самораскрытие, обратная связь, логическая последовательность, воздействующее резюме.

Консультирование это психологический процесс, консультант в ТА работает с сознанием клиента и ближайшим бессознательным, активизируя мыслительные процессы. Консультативный процесс воздействует на чувства, мысли и действия (поведение) клиента и консультанта. Информация, полученная клиентом на сессии, осознается и используется им в интервалах между сессиями, для самопомощи и самопознания. Консультирование не является статичным, это процесс творческий для обеих сторон.

Информация о работе Шпаргалка по "Психоконсультированию"