Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Альтернативой
классическим теориям, стала концепция
человеческих отношений, сторонники которой
считали, что поведение человека
не однообразно, а зависит от множества
факторов.
Э. Мэйо первым сделал вывод, что наибольшее
влияние на производительность труда
работников оказывают не материальные,
а психологические и социальные факторы.
Представители этой концепции считали,
что индустриальное общество нарушает
нормальные человеческие отношения и
разобщает людей. Организация должна быть
ориентирована в первую очередь на людей,
а не на производство.
Мэйо
и его сторонники выделили три
основных положения своей концепции:
1) человек - прежде всего существо социальное;
2) жесткие формальные рамки несовместимы
с природой человека; 3) ответственность
за решение проблем индивида в
организации несет менеджмент. Мэйо
считал, что назревающий конфликт
между личностью и организацией
можно разрешить путем
36. Ситуационные теории организации
В 1960-х годах прошлого столетия
кроме двух главных школ, классической
и «человеческих отношений», продолжали
возникать и оформляться
По мнению Р. Моклера, «объединяющей нитью, лежащей сегодня в основе организационной теории, является ситуационная теория управления». Ситуационный подход помогает выявить взаимозависимости между организационными подсистемами, а также между организационной системой в целом и средой.
Ситуационный подход Дж. Вудворд. Британский индустриальный социолог Дж. Вудворд, пожалуй, была одной из первых, кто начал исследовать влияние технологии на различные организационные характеристики и процессы. Вместе со своими сотрудниками она обследовала более ста британских компаний с персоналом свыше ста сотрудников, проводя интервью, опросы, наблюдения и анализ документации в соответствии со следующим планом: 1) миссия организации, история и наиболее важные события ее жизни; 2) особенности производственных и трудовых процессов; 3) организационная структура; 4) эффективность организационной деятельности, включая объем продаж, изменения стоимости акций, долю рынка, а также общее состояние отрасли; 5) понимание членами организации ее структуры. Предполагалось выяснить те различия в структурах и процессах, которые существуют между организациями. Анализ показал, что, во-первых, структура и распределение функций не зависели, как предполагалось ранее, от размера организации и ее отраслевой принадлежности. Например, разделение труда в небольших организациях было примерно на том же уровне, как и в крупных. Во-вторых, 20 организаций, которые безусловно были наиболее эффективными, имели очень мало общих характеристик. То же самое можно было сказать и о 20 организациях-аутсайдерах. Это свидетельствовало о том, что классические организационные принципы вовсе не гарантировали успеха. Столкнувшись с проблемой интерпретации полученных данных, исследователь разделил организации на группы, исходя из технологии, а точнее — из особенностей производственного процесса. Вудворд выделила три группы организаций: 1) производящие единичную специализированную продукцию или продукцию малыми партиями; 2) производящие широкомасштабную и массовую продукцию (прежде всего, использующие конвейерное производство); 3) с непрерывным производственным процессом (например, в химической, металлургической или нефтяной промышленностях).
На рис. 6. 15 показана взаимосвязь между типом производства (или технологии, по Вудворд), используемым организацией и охватом контролем. Для организаций, занятых штучным производством, медиана охвата контролем составила 21—30 человек, для организаций массового производства — 41 —50, а для организаций с непрерывным технологическим процессом — 11—20 работников.
При массовом производстве все действия
исполнителей, как правило, стандартизированы
и каждый последующий производственный
цикл строго определен, что во многом
снижает необходимость
Так как цена ошибки в непрерывном
производстве значительно выше, то
нагрузка на низовой уровень управления
в плане контроля за действиями подчиненных
и работой технологических
При штучном производстве, ориентированном
на конкретных потребителей, каждый исполнитель
несет Значительную ответственность
за свой труд, что во многом облегчает
работу менеджмента. В то же время
повышенные требования к качеству единичной
продукции требуют постоянного
контроля со стороны менеджеров. Поэтому
охват контролем в таких
Вудворд также обнаружила значительные различия в оперативной деятельности организаций в зависимости от используемых ими технологий. Так, для штучного и непрерывного производств были характерны: отсутствие жестких правил и ограничений в рабочих заданиях, большая гибкость межличностных отношений и более широкое делегирование власти и ответственности на низовые уровни организации. При этом те организации двух указанных типов, которые не демонстрировали таких тенденций, как правило, не входили в число эффективных.
Среди организаций, занятых массовым производством, несомненными лидерами были те, кто придерживался четкой специализации, жесткого контроля, высокой формализации и строго определенных линий власти. Иными словами, это были организации, следовавшие классическим принципам построения. Важно отметить, что отклонение от этой модели немедленно сказывалось на организационной эффективности, т. е. в сфере массового производства более гибкие и органические компании всегда оказывались менее эффективными, чем жесткие, механистические организации.
Исследование Вудворд и ее коллег
продемонстрировало взаимозависимость
организационных процессов и
структуры от производственно-
Одним из важных выводов исследования было то, что крупная организация может включать подразделения, не только использующие различные технологии, но и фактически функционирующие на совершенно иных организационных принципах, чем, например, вся организация в целом. Эти выводы послужили основой возросшего интереса к так называемым гибридным организационным структурам.
37. Управление организацией как искусство
Подход-- управление— прежде всего, искусство и поэтому не может быть предметом научного исследования. Как можно упорядочить и изучить все многообразие условий, ситуаций, проблем, с которыми сталкивается менеджер, как описать и спрогнозировать всю вариативность поведения людей в организации?
Так, Дж.Одиорне считает, что все психологические, математические и экономические модели поведения затрагивают лишь наименее существенные аспекты деятельности менеджера.
Единственной альтернативой в этой ситуации, по его мнению, является лишь «экзистенциальная теория управления», отрицающая возможность вывести какие-либо закономерности, правила и нормы организационного поведения.
Одиорне критикует других исследователей
за то, что они занимаются исследованием
организационных проблем
«Устраните действие всех ситуационных
переменных в деятельности менеджеров,
конфликт, удачу, вину, смерть, и теория
управления получит условия для
спокойного плавания. Но вы устраните
тем самым и реальный мир с
его фактической
38. Мотивы и потребности людей в организации
Ключевую роль в анализе деятельности занимают мотивы и цели индивида или группы. Под мотивами понимаются некоторые субъективно переживаемые побуждения к поведению и деятельности, которые выступают как их непосредственная причина. В общем виде мотив есть отражение потребности, которая, выступая как объективная необходимость, определяет направленность поведения. Основные принципы, лежащие в основе трудовой мотивации ---Для понимания трудового поведения человека и построения обоснованной системы стимулирования персонала важно понимание тех психологических закономерностей и ключевых принципов, которые лежат в основе трудовой мотивации. К этим ключевым принципам могут быть отнесены: -- полимотивированность трудового поведения; ---• иерархическая организация мотивов; --• принцип справедливости; -- принцип подкрепления.
К вступлению в организацию, как уже отмечалось, индивида побуждают потребности, которые организация способна удовлетворить. Какие же это потребности? Потребности в безопасности: иметь надежную, стабильную работу; быть социально защищенным в случае болезни/потери трудоспособности; иметь безопасное рабочее место; быть защищенным от физической агрессии со стороны других; быть защищенным в случае экономических спадов; избегать рискованных задач и решений.
Потребности в аффилиации: нравиться многим людям; быть полноправным членом организации; участвовать в приятных социальных мероприятиях; работать с дружелюбными и понимающими людьми; поддерживать гармоничные отношения; избегать межличностных конфликтов.
Потребности в уважении: чувствовать уважение со стороны сотрудников организации; получать похвалу со стороны коллег и руководства; добиться формального признания своих заслуг; иметь высокий статус и авторитет в организации и обществе; получить признание своей неординарности и значимости.
Потребности в независимости и самостоятельности: чувствовать ответственность за себя и своих подчиненных; быть свободным от опеки и жесткого контроля; не ощущать жесткой финансовой и моральной зависимости; работать без жесткой регламентации; быть хозяином самому себе.
Потребности достижения:
делать что-либо лучше других; достичь
или приблизиться к трудной цели;
внести свой уникальный вклад; успешно
справиться с новыми обязанностями;
развиваться и становиться
Потребности во власти: влиять на людей, побуждая их изменять свое поведение и отношение; наносить поражение оппоненту или врагу; занимать руководящий пост; контролировать ресурсы или источники информации; контролировать людей и их деятельность.
Несмотря на то, что каждая из рассмотренных
проблем вполне самостоятельна, они
не являются независимыми друг от друга.
Иными словами, некоторые комбинации
потребностей встречаются чаще других.
Так, например, люди с выраженной потребностью
в уважении, в большинстве случаев
обнаруживают также актуализированную
потребность во власти. Люди с высокими
потребностями в независимости
и достижении обычно имеют слабо
выраженную потребность в безопасности.
Лица с очень низкой потребностью
достижения также чаще всего характеризуются
высокой потребностью в безопасности,
так как обе потребности
39. Теория мотивации А.Маслоу
наиболее известной теорией Маслоу выдвинул гипотезу, что потребности каждого человека объединены в пять групп:
1. Физиологические потребности — голод, жажда, секс и другие базовые потребности человека.
2. Потребности в безопасности — стремление к безопасности и защите от физических и эмоциональных травм.
3. Потребности в любви (аффилиации) — влюбленность, привязанность, приятие и дружба.
4. Потребности в самоуважении — самоуважение, автономия, достижение успеха, статус, признание, внимание.
5. Потребности в самоактуализации — желание стать тем, кем человек способен быть, стремление к росту, реализации своих потенциальных возможностей, к самореализации.