Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Пять указанных групп
Поведение личности обычно направляется его наиболее сильной в данный момент потребностью. По мере того, как происходит достаточное удовлетворение нижнего уровня потребностей, начинает доминировать более высокая группа потребностей. В любое время поведение человека детерминируется неудовлетворенными потребностями. Если, например, потребность в пище не получает достаточного удовлетворения, она становятся доминирующей, в экстремальных случаях превращая человека исключительно в инструмент поиска пищи.
Рис. 7. 1. Иерархия потребностей А. Маслоу
Таким образом, удовлетворенная потребность перестает определять поведение, то есть не действует как фактор мотивации: поведение начинает в большей степени определяться потребностями следующего уровня. Если существует две одинаково сильные потребности, то доминирует потребность более низкого уровня. В последнюю очередь удовлетворение находят потребности в самоактуализации, и, по мнению Маслоу, лишь немногим из людей удается достичь этого уровня.
Самоактуализация может быть определена как потребность психологического роста и развития, поиска своей идентификации и реализации своего потенциала. «Быть тем, кем ты потенциально можешь стать» — вот суть процесса самоактуализации и, будучи «потребностью роста», она никогда не может быть удовлетворена полностью. Если индивид успешно развивается в одном из потенциальных направлений, он неизбежно придет к открытию еще неведомых для него возможностей.
«Основным вкладом теории Маслоу, несомненно, является демонстрация того, что в каждый момент времени поведение человека детерминировано какими-либо доминирующими потребностями. Ни одна организация не может рассчитывать на повышение мотивации своих сотрудников, на их удовлетворенность трудом, и соответственно на их большую активность и эффективность, если руководство не имеет представления о том, какие потребности в данный момент актуальны как для рабочих групп, так и отдельных сотрудников. Если сотрудники больше всего обеспокоены сохранением своих рабочих мест или считают каждую копейку, мечтая «дотянуть» до следующей зарплаты, их потребности в признании или самоактуализации будут минимальными,
40. Теория мотивации К.Альдерфера
К. Альдерфер несколько
Маслоу утверждал, что неудовлетворенная
потребность — ведущий
В целом ERG-теория в большей мере учитывает разнообразие индивидуальных характеристик работников. Различия в образовании, воспитании, культурных корнях — все это может оказывать влияние на приоритетность той или иной группы потребностей.
41. Теория Х – Y Макгрегора
41 вопрос. Дуглас Мак-Грегор (1906 – 1964) – социальный психолог.
Основной
труд: «человеческая сторона
Основные положения теории: 1. обычному человеку присуще негативное отношение к работе. 2. вследствие нежелания работать, большинство людей необходимо контролировать (принуждать). 3. человек предпочитает, чтобы им управляли, стремиться избежать ответственности и желает находиться в комфортных условиях и в безопасном окружении.
Теория У – предполагает альтернативную теорию X. Основные положения: 1. для человека затраты умственных и физических усилий в процессе работы также естественны, как и во время еды и отдыха. Человек не испытывает неприязни к работе. Он воспринимает и интерпретирует работу как источник удовлетворения или наказания, в зависимости от условий трудовой деятельности. 2. внешний контроль не является единственным средством побуждающим людей затрачивать определенные усилия на выполнение работы. Люди способны осуществлять самоконтроль и побуждать себя на достижение цели относительно которой они приняли определенные обязательства. 3. самым значительным вознаграждением в случае принятия на себя обязательств, служит потребности человека в самореализации. 4. при создании соответствующих условий, человек способен научиться не только принимать ответственность, но и стремиться брать ее на себя. 5. большинство людей способны вносить творческий вклад в решение проблем организации.
Главная задача управления состоит в такой организации условий и методов работы, чтобы направляя усилия людей на достижение целей организации, они достигали бы и собственных целей.
Поэтому в организации люди могут удовлетворить не только свои основные потребности, но и потребности более высокого уровня. В самоуважении, признании, творчестве.
42. Процессуальные теории
42. Процессуальные теории
Теории мотивации к работе можно разделить на две группы: теории содержания и теории процесса.
Первые делают упор на исследовании и объяснении того, что мотивирует и каковы мотивы определенного поведения. Вторые пытаются выявить процесс, который приводит к конкретному поведению человека. Наиболее перспективными из них являются:
1) теория подкрепления мотива,
2) теория ожидания,
3) целевая теория мотивации,
4) модификация поведения.
Теория подкрепления мотива. Е.Торндайк предложил так называемый закон эффекта, который объясняет механизм влияния удовольствия и боли на последующее поведение человека. Согласно этому закону поведенческие реакции, следующие непосредственно за приятным переживанием закрепляются и с возрастающей вероятностью повторяются в аналогичных ситуациях. Б. Скиннер продемонстрировал, что поведение можно эффективно изменять путем подкрепления желательных реакций и игнорирования нежелательных.
Исследования людей, хотя и не столь многочисленные и систематичные, продемонстрировали аналогичную закономерность. Одной из форм изменения поведения являются различные формы денежных выплат, подкрепляющих желательное поведение работников (например, более эффективную деятельность).
В другом исследовании заводские рабочие
успешно обучались безопасному
поведению на рабочем месте с
помощью регулярного
Теория ожидания. Теория пытается объяснить, почему человек выбирает определенную линию поведения. Теория ожидания связывает поведение с преднамеренным, рациональным процессом выбора.
Ключевыми понятиями теории являются: I) результат, 2) валентность и 3) ожидания.
Результат — это любое связанное с потребностью следствие поведения. На рабочем месте такими результатами являются заработная плата, продвижение по службе и т. д.
Валентность результата— это сила предпочтения индивида в отношении данного результата. Каждый рассматриваемый индивидом результат имеет некий вероятный уровень желательности.
Ожидания результата — это субъективно оцениваемая вероятность получения результата в случае выбора данной поведенческой альтернативы.
Целевая теория мотивации. Цели можно определить как будущие состояния, желательные для индивида или организационной системы, они предполагают также определенное поведение и выделение ресурсов, необходимых для воплощения целей в жизнь.
Модификация поведения. Только начале 70-х годов, развивая многие из скиннеровских идей, был разработан и начал применяться во многих организациях подход, именуемый модификацией поведения. В соответствии с этим подходом основным инструментом изменения организационного поведения выступает контролируемый менеджером мотивационный процесс, в основе которого прежде всего лежит выявление функциональных, или желательных, видов поведения и их подкрепление.
Подход концентрирует внимание
на наблюдаемом поведении
43. Программы и методы стимулирования эффективной деятельности работников
43. Программы и методы
К наиболее распространенным методам мотивации относятся:
1) программы материального
2) целевой менеджмент
3) обогащение труда (т.е.
4) партисипативность.
1.Программы материального стимулирования. В основе этих программ лежит теория подкрепления, утверждающая, что поведение можно изменить путем подкрепления его желательных проявлений и игнорирования нежелательных. Пионером в разработке теории был Скиннер. В начале 70-х годов на основе скиннеровских работ был разработан и начал применяться во многих организациях подход, именуемый модификацией поведения. Он основан на использовании денег в качестве основного материального стимула. Это- надбавки (за усердие, квалификацию, стаж работы и т. д.);индивидуальный бонус (премия) за выполненную работу; индивидуальная сдельная оплата труда; групповой бонус за работу, выполненную группой в целом;
В настоящее время в качестве
групповых методов
2.Управление по целям представляет собой основной метод или подход, используемый менеджерами для операционализации процесса постановки целей в организации.
3.Перепроектирование организационной структуры, а также заданий и функций работников с целью повышения их мотивации и удовлетворенности трудом нередко называют «обогащением» труда. Подход включает два взаимосвязанных процесса: «обогащение» и «расширение» труда. Первый связан с увеличением нагрузки и возможностей работника в вертикальной плоскости, второй — в горизонтальной. Так, например, в организационной иерархии функции рабочего лежат в одной плоскости, а функции менеджера — в другой. «Расширить» работу — это значит увеличить диапазон обязанностей рабочего, добавив ему какие-либо новые, но однотипные функции. Для «обогащения» труда ему следует поручить не просто более сложные задачи, но обязанности более высокого порядка, например, часть менеджерских функций, непосредственно касающихся его работы.
4.Партисипативность - вовлечение работников — наименее действенный из четырех методов мотивации результативности. В XXI веке стратегия вовлечения работников, несомненно, станет необходимым элементом любой программы повышения производительности. В настоящее время многие работники, особенно специалисты в отраслях обслуживания, ожидают определенной степени участия в решении проблем, относящихся к работе.
44 Структура и содержание организационной культуры
Под организационной культурой
понимается совокупность норм, правил,
обычаев и традиций, разделяемых
и принимаемых работниками
Анализируя структуру
1. Поверхностный. Включает такие внешние организационные характеристики, как продукция или услуги, оказываемые организацией, используемая технология, архитектура производственных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги и т.п.
2. Внутренний. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке.