- Фрустрация и ее правовая оценка.
Фрустрация [лат.
frustratio — обман, расстройство, разрушение
планов] — психическое состояние, выражающееся
в характерных особенностях переживаний
и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми
(или субъективно так понимаемыми) трудностями,
возникающими на пути к достижению цели
или решению задачи.
- Понятие воли. Функции воли.
Воля — сознательная,
социально сформированная детерминация
поведения личности, обеспечивающая
мобилизацию ее психофизиологических
ресурсов на достижение значимых
и необходимых для нее целей.
Все волевые действия — действия
сознательные. В волевом акте
подавляются текущие эмоции: человек
осуществляет власть над собой.
Важнейшее проявление воли —
способность индивида к волевым
усилиям, длительному волевому
напряжению. Каждый волевой акт
сопровождается определенной мерой
волевых усилий по преодолению
внешних и внутренних препятствий.
Настойчивое и систематическое преодоление
трудностей в достижении одобряемых обществом
целей, завершение начатых дел во что бы
то ни стало, избегание малейшего безволия,
безответственности — таков путь формирования
и укрепления воли.
- Волевая регуляция человеческого поведения.
Волевая регуляция
деятельности представляет собой
определенную динамику психических
состояний. Так, устойчивое состояние
инициативности может сочетаться
с менее устойчивым состоянием
настойчивости. Все волевые состояния
связаны с соответствующими волевыми
качествами личности. Длительный
опыт пребывания в отдельных
волевых состояниях приводит
к формированию соответствующих
качеств личности, которые затем
сами влияют
на волевые состояния.
Поведение человека не определяется
инстинктивными
импульсами, а опосредствуется
сознанием личности, ее ценностно-смысловой
направленностью. Воля — сознательная
концентрация психической активности
личности на достижении результата, осмысленного
индивидом в категориях необходимости
и возможности
- Структура и виды волевых действий. Характеристика волевых компонентов правонарушений.
Деятельность
осуществляется системой действий.
Действие — структурная единица
деятельности. Различаются перцептивные,
умственные, мнемические и практические
действия. В каждом действии можно
выделить ориентировочную, исполнительную
и контрольную части. Цели деятельности
определяют характер и последовательность
действий, а конкретные условия
действий — характер и последовательность
операций. Операция — структурная
единица действия. (В сложной деятельности
сами отдельные действия выполняют
роль операций.) Конкретные условия
деятельности определяют способы
реализации отдельных действий,
выбор средств и орудий действия.Приступая
к той или иной деятельности,
человек предварительно ориентируется
в ее условиях, обследуя обстановку
с целью выработки плана действий.
При этом устанавливаются отношения
между элементами ситуации, определяются
их значение, возможности их комбинации
для достижения цели.
- Развитие воли у сотрудников правоохранительных органов.
Эмоционально-волевая устойчивость
может рассматриваться как один
из важнейших показателей психологической
подготовленности сотрудников к
профессиональной деятельности. Под
ней понимается способность сохранять
в сложных условиях благоприятное
для успешной работы психическое
состояние. Эмоционально-волевая устойчивость
проявляется в:
· отсутствии у сотрудника в экстремальных
ситуациях психологических реакций,
снижающих эффективность действий
и порождающих неточности, промахи,
ошибки;
· натренированности в безукоризненном
выполнении профессиональных действий
в психологически сложных условиях;
· умении сохранять профессиональную
бдительность, проявлять разумную настороженность
и внимание к риску, опасности, неожиданностям;
· неподатливости к психологическому
давлению со стороны третьих лиц,
пытающихся влиять на строго законное
ведение юридических дел;
· умении вести напряженную психологическую
борьбу с лицами, противодействующими
предупреждению, раскрытию и расследованию
преступлений;
· умении владеть собой в психологически
напряженных, конфликтных, провоцирующих
ситуациях.
Волевая и эмоциональная регуляция часто рассматриваются
как антагонисты, в случае, если воля подавляет
сильную эмоциональную реакцию или, напротив,
аффект подавляет волю. Если профессиональная
деятельность протекает успешно в эмоциональной
сфере у сотрудника создается состояние
эйфории (повышенная оживленность, разговорчивость),
с преобладанием положительных эмоций.
И, наоборот, в случае неудачи у него появляются
неуверенность, боязнь, тревога и иногда
даже страх. Все это дезорганизует поведение
молодого сотрудника. У опытных сотрудников,
в совершенстве владеющих своей профессией,
такого спада, как правило, не происходит.
Воздействие ситуации способно вызвать
в организме интенсивное стрессовое
состояние, которое может или
усилить работоспособность сотрудника
или стать причиной болезни. В
этих случаях говорят о эмоциональном
стрессе. Чаще всего эмоциональный
стресс происходит в результате накопления
отрицательных эмоций. Стрессу нередко
предшествуют неприятные процессы, конфликтные
ситуации в семье и на работе,
мнительность, необоснованные опасения
и тревоги.
Устойчивость сотрудников правоохранительных
органов к стрессовым ситуациям
может быть обеспечена двумя путями
системой его эмоциональной тренировки
и тщательным обучением, то есть подробнейшим
информированием по интересующим клиента
фактам, проигрыванием возможных
сложных ситуаций и т. д1.
В процессе оперативно-служебной деятельности
сотрудников органов внутренних
дел очень часто возникают
такие ситуации, в которых необходимо
регулировать свое состояние. В тех
случаях, когда психические и
физические нагрузки бывают слишком
велики, а сотрудник плохо управляет
своим состоянием, возникает чрезмерное
психическое напряжение, которое
снижает эффективность деятельности
и может привести ее к дезорганизации,
к существенным ошибкам и промахам
в работе.
В этой связи, овладение сотрудниками
приемами и методами эмоционально-волевой
саморегуляции является весьма актуальной
задачей современного дня. Больших
успехов в служебной деятельности
добиваются те сотрудники, у кого крепче
нервы, кто лучше умеет настроиться
на борьбу с противником (преступником),
кто умеет более рационально
распоряжаться не только своими физическими
и умственными ресурсами, но и
сохранять на оптимальном уровне
нервно-психическую активность, проявлять
в сложных ситуациях оперативно-служебной
деятельности свою волевую активность.
Основной целью эмоционально-волевой
саморегуляции является формирование
особых психических состояний, способствующих
наиболее оптимальному использованию
сотрудником своих внутренних возможностей,
раскрытию его творческого потенциала,
более широкого и эффективного проявления
его профессиональных качеств и
способностей.
Это достигается за счет специальных
центрально-мозговых перестроек, в
результате чего создается такая
интегративная деятельность организма,
которая концентрировано и наиболее
рационально направляет все его
возможности на решение конкретных
задач. Для сотрудника органов внутренних
дел это, в конечном счете, достижение
успеха в раскрытии и расследовании
преступления, одержание превосходства
в противоборстве с преступником
и т.п.
В методологическом плане эмоциональная
тренировка опирается на принцип
психологической науки о связи
психики и деятельности психика,
как и сознание формируются в
деятельности. Содержание тренировки
базируется на концепции психологии
о взаимосвязи чувств и физических
действий Воспитание эмоциональной
сферы человека возможно только через
действие. Применяется и аутогенная
тренировка, которая представляет собой
процесс самовнушения. Главным орудием
тренировки является слово, обращенное
к самому себе.
Формирование психологической
устойчивости и умения владеть собой
в напряженных ситуациях предполагает
выработку у сотрудников определенных
эмоционально-волевых качеств личности,
таких как ответственность, стойкость
к неудачам, склонность и устойчивость
к риску, самообладание, выдержка и
т.д. Сотрудник должен владеть приемами
самоконтроля поведения, управлять
своим поведением и эмоциями. В
процессе занятий и тренировок сотрудники
должны овладеть приемами саморегуляции,
снятия нервного напряжения, активизации
внутренних ресурсов на выполнение поставленной
задачи.
Развитию навыков волевых действий
способствует включение в процесс
занятий определенных элементов, помех,
препятствующих реализации поставленной
задачи. Опыт волевой активности, накопленный
в процессе таких тренировок, будет
влиять на развитие воли, волевых качеств
личности.
- «Порок воли»: феномен, признаки, правовая оценка, последствия.
К сделкам с пороками
воли, вызванными внешним воздействием
на сторону сделки, относятся
сделки, совершенные под влиянием
обмана, насилия, угрозы, злонамеренного
соглашения представителя одной
стороны с другой или стечения
тяжелых обстоятельств.
Статья 179 Гражданского кодекса РФ
указывает на оспоримость данных
сделок. Обман, угроза, насилие могут
исходить не только от стороны сделки,
но и от других лиц, действующих в
ее интересах.
Указанные сделки имеют два общих
момента, которые позволяют включить
их в одну статью:
1) потерпевшая сторона не может
свободно выразить свою волю
и действовать в своих интересах,
что не соответствует основным
началам гражданского законодательства,
согласно которым гражданские
права приобретаются и осуществляются
субъектами гражданского оборота
своей волей и в своих интересах;
2) волеизъявление потерпевшего
не соответствует его воле, так
как при других обстоятельствах
сделка на соответствующих условиях
не была бы заключена.
При умышленном введении в заблуждение
стороны сделки присутствует обман,
влекущий за собой недействительность
сделки по ст.179 Гражданского кодекса
РФ.
Характерными признаками данных сделок
являются:
1) присутствие умышленного сговора
(злонамеренного соглашения) между
представителем потерпевшего и
другой стороной;
2) наступление отрицательных последствий
для представляемого;
3) представитель при заключении
сделки действует в пределах
предоставленных ему полномочий.
По указанному основанию может
быть также признана недействительной
сделка, совершенная по злонамеренному
соглашению не только представителя, но
и органа юридического лица с другой
стороной.
Правовым последствием признания
сделки недействительной по указанному
основанию выступает односторонняя
реституция, также потерпевшему возмещаются
другой стороной причиненный ему
реальный ущерб и иные убытки.
- Основные подходы и концепции теории личности.
Существуют теории личности, которые
известны не только психологам, но и
популярны в широких слоях
населения. Одной из таких концепций
является психодинамическая теория
личности 3. Фрейда. По Фрейду, личность образуется тремя
структурными компонентами: ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх-Я). Сфера ид — это
инстинктивное ядро личности. Мощные инстинкты,
находящиеся в сфере ид, требуют своей
реализации и определяют (прямо или косвенно)
поведение личности. Теория личности А. Адлера известна как индивидуальная теория личности или
индивидуальная психология. Эту теорию также традиционно относят
к психоаналитическому направлению (Адлер
— один из первых и любимых учеников Фрейда),
хотя в действительности большинство
положений индивидуальной психологии
развивались как антитезисы теории Фрейда.
Теория А. Адлера, как это ни парадоксально
звучит, по своему духу и основным концептуальным
положениям может быть рассмотрена как
предвестник и предтеча современной гуманистической
психологии.