Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ К ГОСУ ПО ПСИХОЛОГИИ 2013 МОСКВА.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Продолжая во многом традиции классического психоанализа, Э. Эриксон попытался понять и оценить формирующее влияние среды на личность. Центральное понятие его концепции – эго-идентичность, которая создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего “Я”, несмотря на возрастные и другие изменения.

Формирование  эго-идентичности (или личностной целостности) продолжается на протяжении всей жизни  человека и проходит восемь возрастных стадий. На каждой стадии общество ставит пред личностью определенную задачу и задает содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Решение этих задач зависит как от достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества.

Итак, стадии жизненного пути личности, выделенные Э. Эриксоном:

1) Младенческий возраст.  Первая стадия: основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности.

2) Раннее детство. Вторая  стадия: автономность против стыда  и сомнений.

3) Дошкольный возраст.  Третья стадия: инициативность против  чувства вины.

4) Школьный возраст.  Четвертая стадия: трудолюбие против  неполноценности.

5) Отрочество и юность. Пятая стадия: индивидуальность  против ролевого смешения (спутанность  идентичности).

6) Молодость. Шестая  стадия: близость против одиночества.

7) Зрелость. Седьмая стадия: производительность – генеративность  – против застоя (генеративность – это желание человека повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества).

8) Старость. Восьмая стадия: целостность личности против  отчаяния.

Заслуживает внимания концепция  психического развития ребенка Д.Б. Эльконина. Д.Б. Эльконин предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев:

1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях;

2) основной (ведущий) тип деятельности;

3) основные новообразования развития;

4) кризис.

Д.Б. Эльконин разделил все виды деятельности ребенка на 2 группы. Первая – группа коммуникативных видов деятельности, относящихся к генетически разным формам общения. В основе ее лежат отношения, развертывающиеся в системе “ребенок – общественный взрослый”. Вторая – группа предметных видов деятельности, относящихся к генетически разным формам предметной деятельности. В ее основе лежат отношения в системе “ребенок – общественный предмет”. По мнению Д.Б. Эльконина, ход развития определяется движением от системы “ребенок – общественный взрослый” к системе “ребенок – общественный предмет”, т.е. сначала устанавливаются отношения со взрослым, как носителем общественного опыта, а на этой основе осваиваются соответствующие виды деятельности.

Далее Д.Б. Эльконин вводит деление психики на две сферы: мотивационно-потребностную (М – П) и операционно-техническую (О – Т). Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка на каждом этапе сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла), а затем – операционно-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности. Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития.

Закон чередования, периодичности  в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи) онтогенеза психики:

1) период раннего детства  Д.Б.Эльконин делит на две стадии  – младенчество (с освоением М  – П сферы) и ранний возраст  (с освоением О – Т сферы);

2) период детства он  делит на дошкольный (М – П) возраст и младший школьный (О – Т);

3) период отрочества  делится на подростковый возраст  (М – П) и раннюю юность (О  – Т).

Переломными точками, отделяющими  один возраст от другого, Д.Б. Эльконин называл кризисами, по-новому определяя их психологическое содержание. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ребенку ориентацию в мире вещей.

Следует отметить, что  проблема периодизации психического развития человека остается актуальной, исследования в этом направлении продолжаются. В частности, интересна периодизация, предложенная В.И. Слободчиковым в 80-е годы ХХ века.

В предложенной им схеме  – “матрице возраста” – каждая ступень есть относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития как горизонтальной последовательности периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных).

 

Схема 1. Периоды и стадии развития, по В.И. Слободчикову

По вертикали в схеме представлены последовательность ступеней и смена форм развития, которые фиксируют общее направление и уровни становления субъективности человека в онтогенезе. Начало каждой ступени – это всегда новое (потенциально возможное) рождение в новую форму жизни, не отменяющую прожитую ступень, а объемлющую и сохраняющую ее достижения. Последовательность ступеней – это смена режима индивидуальной жизни: в кризисах рождения – как кризис самоидентичности (“так жить нельзя”) и поиск новых форм “со-бытийности” (на стадиях принятия), в кризисах развития – как кризис “со-бытийности” (“хочу быть, как ты”) и поиск новых способов самоопределения, “само-бытности” (на стадиях освоения).

Принципиально другие основания  имеет последовательность ступеней развития: их символическое обозначение определено ценностно-смысловым содержанием (т.е. тем, что должно осуществиться на данной ступени); направление их смены определено целевой детерминацией развития (т.е. тем, что возможно при определенных условиях сделать для повышения ранга субъектности).

 

18. Концепция  коллектива в социальной психологии

Проблема развития группы получила свое специфическое решение  в психологической теории коллектива.

Коллектив - это общность высокого уровня развития, в которой  межличностные отношения опосредованы личностно значимой совместной деятельностью, а содержание этой деятельности носит социально одобряемый характер и соответствует общечеловеческим ценностям.

Важнейшими признаками коллектива являются:

- социально-позитивный  характер деятельности, отвечающий потребностям общества, соответствие норм взаимоотношений, всей организации деятельности внутри коллектива более широкой системе социальных отношений, развивающихся в обществе в целом;

- признание важнейшей  роли совместной деятельности  в качестве фактора, образующего коллектив и опосредствующего всю систему отношений между его членами;

- наличие добровольного  характера объединения членов  коллектива;

- целостность коллектива, которая выражается в том, что  коллектив выступает всегда как  некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления;

- особая форма взаимоотношений  между членами коллектива, которая  обеспечивает принцип развития  личности не вопреки, а вместе  с развитием коллектива.

В отечественной психологии существует несколько теорий, рассматривающих  развитие группы до уровня коллектива. Стратометрическая концепция А.В. Петровского, согласно которой внутригрупповая  активность представляет собой многоуровневую систему взаимоотношений, а развитие группы - это процесс возникновения, формирования и качественного преобразования этих отношений за счет включения совместной деятельности в опосредование многообразных контактов между членами группы.

Согласно данной теории, коллектив представляет группу, состоящую из нескольких страт (слоев), каждая из которых характеризуется определенным принципом, по которому в ней строятся отношения между членами группы.

Центром (ядром) внутригрупповой  активности является совместная социально-позитивная деятельность, заданная более широкой социальной структурой, в которую включена данная группа. Этот слой представляет собой непсихологическое образование.

Диагностика уровня развития группы заключается в оценке следующих  параметров:

- выполнения группой основной общественной функции (успешность участия в общественном разделении труда);

- соответствия группы  социальным нормам;

- способности группы  обеспечить каждому ее члену  возможности для полноценного  развития личности.

Второй слой образуют групповые отношения, разделенные на два уровня: отношения членов группы к совместной деятельности; межличностные отношения, опосредованные совместной деятельностью.

Примерами феноменов, возникающих  в группе за счет опосредования межличностных  отношений совместной деятельностью, могут являться ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ), действенная групповая эмоциональная идентификация (ДГЭИ) и др.

Следующий слой образуют собственно межличностные отношения  в основном эмоционального характера (симпатия, антипатия), которые в наименьшей степени связаны с общей деятельностью группы. Здесь ни цели совместной деятельности, ни общезначимые для группы ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.

Наличие многоуровневой структуры активности группы позволяет построить типологию групп на основе доминирующего уровня активности: диффузная, ассоциация, корпорация, коллектив.

Необходимо отметить, что с появлением вышележащего слоя происходит видоизменение активности нижележащего уровня. Уровень развития межличностных отношений - это интегральная характеристика внутригрупповой активности, имеющая две составляющие:

- степень опосредованности  межличностных отношений совместной  деятельностью (доминирование опосредованных отношений над сугубо эмоциональными);

- характер, нравственные  особенности целей и ценностей  совместной деятельности (этот фактор  может иметь как положительную,  так и отрицательную направленность).

Другая модель реализована  в параметрическом подходе к исследованию группы, предложенном Л.И.Уманским. В основу его концептуальной схемы положено представление о социально-психологических параметрах группы, являющихся своеобразными критериями, по которым замеряется уровень развития группы как коллектива. К числу таких параметров относятся:

а) содержание нравственной направленности группы – интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации;

б) организационное единство группы;

в) групповая подготовленность в сфере той или иной деятельности;

г) психологическое единство - интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.

Отличие одной стадии развития группы от другой прослеживается по каждому из выделенных параметров. В типологии Л.И. Уманского континуум  групп, располагающихся по мере их развития, имеет не только нулевую отметку (момент создания группы), но и отрезок отрицательной протяженности (группы антисоциальной направленности). Вторая координата в данной типологии позволяет различать группы в зависимости от степени влияния группы на личность.

Выделенные векторы  развития группы вполне соотносимы с основаниями, лежащими в основе типологии групп А.В. Петровского (вектор опосредованности отношений деятельностью и вектор общественной значимости групповой деятельности). В коллективах наблюдаются следующие феномены, которые являются следствием процесса групповой интеграции:

- коллективистическое  самоопределение личности - избирательное  реагирование на воздействие  группы, принятие мнений, соответствующих  групповым целям, и отклонение  мнений, которые этим целям не  соответствуют;

- сходство функционально-ролевых ожиданий - проявляется как совпадение мнений и действий по поводу распределения ролей и характера поведения в соответствии с этими ролями среди участников группы;

- ценностно-ориентационное  единство (ЦОЕ) - сходство мнений, оценок, позиций членов группы по поводу значимых для совместной деятельности событий, фактов, людей и т.п.;

- действенная групповая  эмоциональная идентификация -эмоциональное  переживание, при котором переживания  одного участника группы, вызванные  негативными факторами, даны как мотивы поведения для других участников;

- адекватность возложения  и принятия ответственности за  успехи и неудачи.

Перечисленные здесь  феномены являются конкретными проявлениями процесса интеграции группы - процесса достижения содержательной связанности и ориентированности общности людей. Наряду с интеграцией, в процессе становления и развития группы в ней наблюдается и дифференциация позиций, статусов членов группы.

Основаниями для дифференциации могут являться:

- деловое лидерство  - способность участников группы брать на себя ответственность и руководить группой при реализации целей совместной деятельности;

- "профессиональное  доминирование" - лидерство определенных  членов группы в зависимости  от их вклада в реализацию  совместной деятельности;

- референтность - значимость  мнения определенного члена группы  для большинства остальных членов  группы;

- эмоциональное лидерство  - способность участника группы  притягивать к себе других  людей, быть предпочитаемым в  общении.

19. Кризисы взрослой жизни и старости

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"