Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 10:47, шпаргалка

Краткое описание

1.Место психологии в системе наук о человеке.
2.Психология как наука.Специфика психологического знания.
3.Естественно-научная и гуманитарная парадигры в психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

вопросы и ответы по психологии.docx

— 210.66 Кб (Скачать файл)

Павлов счел возможным  каждому из них приписать название соответственного темперамента по Гиппократу (->. 

 

Современные представления  о свойствах темперамента.

ТЕМПЕРАМЕНТ — устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Темперамент — индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. К свойствам темперамента относятся: 1) индивидуальный темп и ритм процессов психических; 2) степень устойчивости чувств; 3) степень волевого усилия.

Википедия: Темперамент - совокупность индивидуальных психических особенностей личности. Темперамент составляет основу развития характера человека.

(Темперамент-это  индивидуально своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания и остающиеся почти неизменными в процессе всей жизни.)

Описание  особенностей различных темпераментов  может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Меланхолик Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Флегматик Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Сангвиник Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями.Обычно Сангивиники обладают выразительной мимикой.Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Холерик Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

У каждого темперамента можно найти  как положительные, так и отрицательные  свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика  — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к  людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство.У холерика-поспешность  решений.

Человек, обладающий любым  типом темперамента, может быть способным  и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче  решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

 

51.Проблема  способностей в психологии.

Способности: сущность, основные виды и их характеристика.

Сущность способностей и  их качественные характеристики.

СПОСОБНОСТЬ — определяются как такие индивидуально-психологические особенности субъекта, кои выражают его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению, являются условием их успешного выполнения. Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.

Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью  в том, насколько индивид при  прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы  ее организации и осуществления

Теории способностей.

Теория  наследственности способностей. В психологии сложились три концепции способностей. Одна из них утверждает, что способности — биологически   детерминированные свойства личности, их проявление и развитие всецело зависят от унаследованного фонда. Таких взглядов придерживаются не только некоторые профессиональные буржуазные психологи, по и представители различных областей науки и искусства (математики, писатели, художники). Первые пытаются обосновать свои взгляды данными конкретных исследований. Так, например, Гальтон в XIX веке пытался обосновать наследственность таланта, анализируя биографические данные выдающихся деятелей.

Теория приобретенных способностей. В противоположность первой концепции способностей вторая находит, что способности всецело определяются средой и воспитанием. Так, в XVIII веке Гельвеции провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность.

В новейшее время видный американский ученый У. Эшби утверждает,   что  способности   и  даже  гениальность определяются. В истории психологии способности в течение длительного времени рассматривались как особые свойства души, силы (потенции), изначально присущие человеку, передаваемые ему природно. Этот взгляд на способности как врожденные силы был подвергнут критике уже Дж. Локком и особенно французскими материалистами XVIII в.

Вторым  фактором способностей Эшби считает работоспособность. Способный тот, кто после тысячи неудачных попыток делает тысяча первую и приходит к открытию; неспособный тот, кто после второй попытки оставляет задачу нерешенной. На первый взгляд кажется, что вторая концепция не устанавливает границу развития человеческой личности и выражает веру в человеческие возможности. Однако она встречала и встречает научные возражения. Жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что природные предпосылки способностей нельзя отрицать.

Диалектика  приобретенного и природного в способностях. Более правильную позицию занимают представители третьей концепции способностей, которую разделяет большинство советских психологов. Классики марксизма-ленинизма раскрывают диалектику соотношения природного и приобретенного. Не отрицая значения природы, они вместе с тем подчеркивают социально-исторический характер способностей. Концепция способностей советских ученых устанавливает, что человек имеет от природы присущие всем людям возможности человеческого развития. Вместе с тем советские психологи признают наличие индивидуальных природных задатков, благоприятствующих становлению и развитию тех или иных способностей. Способности формируются в деятельности при благоприятных социальных условиях жизни.

Эта концепция подтверждается практикой и специальными исследованиями.

 

Разновидности способностей и критерии их классификации.

Для классификации способностей применяются разные критерии. Наиболее общая классификация способностей предполагает выделение двух видов: общих и специальных способностей. Общие способности - способности, определяющие успехи человека в овладении знаниями и умениями, реализуемыми в самых  различных видах деятельности. К  ним в первую очередь относятся  интеллектуальные (или умственные) способности, сенсорные и психомоторные  способности. Специальные способности - способности, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, организаторские, педагогические, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

К числу способностей, обеспечивающих жизнь и развитие человека в социальной среде, относятся общие и специальные  высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью  и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные. Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следующие обстоятельства его жизни:

1) наличие общества, социально-культурной  среды, созданной трудом многих  поколений людей; эта среда  искусственна, включает множество  предметов материальной и духовной  культуры, обеспечивающих существование  человека и удовлетворение его  собственно человеческих потребностей;

2)  отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства;

3)  необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности;

4)  наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей, которые уже обладают необходимыми способностями и в состоянии передать ему нужные знания, умения и навыки, располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания;

5) отсутствие с рождения  у человека жестких, запрограммированных  структур поведения типа врожденных  инстинктов, незрелость соответствующих  мозговых структур, обеспечивающих  функционирование психики, и возможность  их формирования под влиянием  обучения и воспитания.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности - в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п. Способности предметно-познавательного плана традиционно изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и практической деятельности.

Говоря  о разных видах способностей, необходимо помнить о том, что они развиваются во взаимосвязи и единстве, в рамках которого существуют большие возможности компенсации. Но в некоторых случаях слишком высокое развитие одной способности может затормозить развитие другой. Приведем пример из области педагогики. Ученики с очень хорошей механической памятью и неразвитым логическим мышлением часто весьма хорошо справляются с учебными задачами, просто запоминая огромный материал, не ставя задачу понять

его. Следствием этого является недоразвитие логического мышления, особенно остро и часто неожиданно для самого учащегося обнаруживающееся только в вузе. Те, у кого непосредственная память развита существенно слабее, просто вынуждены для успешного  выполнения заданий идти по пути осмысления и логического анализа материала, развивая тем самым соответствующие  способности.

Как правило, не отдельные способности  непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное (для данной деятельности) сочетание. Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга.

В качестве одного из примеров можно привести и классификацию  современного американского психолога X. Гарднера. В этой классификации  способности дифференцируются в  соответствии с разграничением областей деятельности, в занятиях которыми люди демонстрируют различную успешность: 1 – лингвистические (писатель, переводчик), 2 – музыкальные (композитор, исполнитель), 3 – логико-математические, 4 – пространственные (архитектор, хирург, летчик), 5 – телесно-кинестетические (танцовщик, механик), 6 – межличностные (способность понимать других: учитель, актер, продавец), 7 – внутриличностные (способность понимать себя: психиатр, поэт).  

_______________________________________

Задатки и способности. Виды способностей.

СПОСОБНОСТИ – это синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.

Предпосылкой развития способностей являются ЗАДАТКИ – это врожденные анатомо-физиологические особенности  строения мозга, органов чувств и  движения.

Павлов  И.П. считал, что те люди, у которых преобладает первая сигнальная система с ее образным отражением действительности (восприятие мира через анализаторы: слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные), принадлежат к художественному типу. При главенстве роли второй сигнальной системы (восприятие мира через книги и т.п.) образуется мыслительный тип. Также существуют смешанные типы.

Выделяют 2 вида способностей: 1) общие (одаренность), 2) специальные.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"