- Сказка: семиотическое
и психологическое измерение.
Семиотика (от греч. “sema” — знак, значение) — наука
о знаках и знаковых системах.
Ска́зка — жанр литературного творчества. Сказка
фольклорная — эпический жанр письменного
и устного народного творчества: прозаический
устный рассказ о вымышленных событиях
в фольклоре разных народов
Тяга к волшебной сказке часто остается
и во взрослом возрасте, а сказочные образы
и сюжетные конструкции естественно вписаны
в человеческий обиход. Проблемы волшебной
сказки, интерпретации ее сущности и значения
в психическом развитии человека и человечества
издавна являются предметом специального
научного анализа, а ее история теряется
в глубине веков. Известно, что уже на египетских
папирусах и каменных стелах встречаются
сюжеты волшебных сказок. Уже в диалогах
Платона есть упоминания о том, что в давние
времена пожилые женщины рассказывали
детям символические истории, и это было
специфическим аспектом культурного социогенеза
новых поколений.
Национальные собрания сказок созданы
практически в каждой стране. Сила и устойчивость
сказочных образов, как и, к примеру, религиозных
символов, состоит в том, что они одновременно
адресуются и к сознанию, и к подсознанию
человека.
Сказка многослойна, метафорична и при
своей интерпретации способна вскрыть
совсем иное содержание, чем то, что лежит
на поверхности. В сказке овеществляются
прежде всего отношения (между человеком
и человеком, между человеком и природой),
и это овеществление всегда семиотично.
В языке за словом стоит смысловое поле,
раскрывается через другие окружающие
его в тексте слова; символ же выступает
в неделимости своего образа. Поэтому
сказка неразложима на составляющие символы,
она вся есть символ-текст. Глобальная
схожесть происходящего в сказке и решаемых
в ней проблем с общечеловеческими, вечными
проблемами, возможность развертывания
сказочного сюжета в любую плоскость человеческих
(телесных, моральных, социальных, личностных)
отношений делает сказочный материал
поистине неисчерпаемым и бессмертным.
сказочное повествование демонстрирует
своеобразную абсолютизацию, предельность
присутствующих в сказке характеристик:
герои обладают "чистыми", без компромиссов
и противоречий чертами - небывалой храбростью,
абсолютной верностью, исключительной
добротой, неизменной подлостью и т.д.
Такая "уплощенность" и ограниченность
качеств является отражением глубинной
связи между индивидом и его предками,
его социальным сообществом, почти абсолютной
интеграцией личности и рода.
нельзя не упомянуть вневременность
сказочного содержания, позволяющую сказке
даже через тысячи лет быть понимаемой
на эмоциональном и интеллектуальном
уровнях.
Используемые в сказочных текстах слова
часто неоднозначны и многоуровневы,
что придает многим сказкам символический
характер.
- Понятие о цели
и смысле жизни в литературе.
С проблемой поиска смысла жизни рано
или поздно сталкивается огромное количество
людей. Нужно четко различать понятия
”смысл жизни” и “цель жизни”. Когда
перед человеком стоит цель стать, например,
врачом, ученым, инженером, то в этом еще
нет ответа на беспокоящий его вопрос
о смысле жизни (во всяком случае, ответ
ощущается им лишь интуитивно, в чисто
эмоциональном ключе). Человек в своих
размышлениях идет дальше: для чего нужно
стать врачом, инженером, ученым? Таким
образом, если цель указывает на то, к чему
человек стремится, то смысл жизни говорит
о том, во имя чего он это делает.
Некоторые люди, в т. ч. некоторые философы,
полагают, что смысл жизни в том, чтобы
искать этот смысл.
Стремление к самореализации, к воплощению
ее в жизнь присуще многим литературным
героям.
смысл
жизни- не что иное, как выбор человеком
таких суждений, согласно которым он будет
оценивать все происходящие в его жизни
события и определять, положительное или
отрицательное воздействие они производят
на жизнь человека.
В
литературе для приобщения героя к ищущим
ответ на вопрос: «для чего я живу?» используется
понятие «рефлектирующий герой». Рефлексия (обращение назад, отражение)
- форма теоретической деятельности человека,
направленная на осмысление своих собственных
действий и их законов. «рефлектирующий герой» - не кто иной, как человек, ищущий духовное
наполнение для своего существования.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
Общая характеристика
романа с позиции поиска смысла жизни
И герои
романа – Онегин, Ленский, Татьяна, – и
автор как действующее лицо не просто
совершают какие либо поступки (влюбляются,
ссорятся, пишут стихи, путешествуют),
но и самостоятельно оценивают и анализируют
их.
Евгений
Онегин- главный герой романа, молодой
человек, проживающий в столице, получивший
традиционное для начала XIX века образование.
Евгений ничем не отличается от «золотой
молодежи» того времени: он посещает балы,
театры, совершает прогулки по городу. Жизнь
его полна различных событий, но каждый
день похож на предыдущий. Будучи ярким
представителем того общества, к которому
он принадлежит, он всей своей сущностью
противоречит ему. Благородство души,
«резкий охлажденный ум» выделяют его
из среды аристократической молодежи.
Это приводит к разочарованию в жизни
и интересах светского общества. Пустота
жизни мучает Онегина, его одолевает грусть
и тоска.
Основной
проблемой Онегина является то, что в его
поисках отсутствует видение определенной
цели. Евгений не знает, на какой вопрос
он ищет ответ, следовательно, не может
найти ответ несуществующей задачи. От
этого размышления Онегина заходят в тупик,
не дойдя до логического разрешения. Замкнутый
круг мыслей угнетает героя, не дает ему
наслаждаться каждым днем, приводя к пустой
растрате жизненных лет.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего
времени»
Вторая половина 30х годов XIX века ознаменовалась
спадом общественного движения. В обществе
царило состояние неуверенности и разочарования.
Светская среда ломала человека, ограничивала
его возможности. Именно эти настроения
отразились в романе М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего Времени». «Герой нашего времени»-
история одной личности, воплотившей в
своей индивидуальности противоречия
целого исторического периода.
Лермонтов отражает неприятие современной действительности, острый протест
против светского общества. именно в этом
романе впервые прямо задан вопрос, без
поиска ответа на который немыслима дальнейшая
литература: «Зачем я жил? Для какой цели
я родился?».
Печорин – личность мыслящая и чувствующая,
талантливая, но искалеченная средой,
не сумевшая найти достойное применение
своим силам. И его вопрос: в чем смысл
жизни? – так и остался без ответа…
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Общая характеристика
Толстого интересует, как человек ищет
истину. Именно духовные искания Андрея
Болконского, Пьера Безухова, Николая
Ростова, княжны Марьи и стоят в центре
повествования в романе «Война и мир».
Толстой показывает, как его герои проходят
трудный путь в поисках истины и своего
места в мире, как переживают взлеты и
мучительные кризисные моменты, когда
жизнь кажется бессмысленной, а поиски
правды заводят в тупик. Все герои романа
проверяются с этой стороны: одушевлены
ли они всенародным чувством, готовы ли
на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.
Духовная красота героев Толстого проявляется
в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах
о деятельности, полезной для всего народа.
Их жизненный путь - это путь страстных
исканий, ведущий к правде и добру.
Несмотря на постоянные размышления
по поводу этой проблемы огромного количества
людей, невозможно ответить на вопрос
о смысле жизни объективно.
Данный поиск не имеет плодотворных результатов,
потому что предназначение каждого человека
в том, чтобы жить. А как жить, каждый человек
должен решить для себя сам. И ни один литературный
герой не сможет ему дать точного рецепта.
Но может показать уже пройденный путь
с его ошибками, потерями и находками.
- Мифы: семиотическое
и психологическое измерение.
Миф всегда имел огромное значение в
формировании мировоззрения как отдельного
человека, так и общества в целом. Способность
творить мир образов - свойство присущее
человеку любой эпохи.
Миф издавна был объектом постоянного
интереса со стороны многих ученых. К эпохе
античности относится появление первых,
так называемых, школ интерпретации мифа
– аллегорической, эвгемерической(эта
школа видела в мифах видоизмененные исторические
события) и символической. Конец XIX–XX вв.
характеризуется большим количеством
различных школ и теорий мифа, по–разному
трактуют мифологию. В психоаналитической
интерпретации мифов высказывались идеи
о том, что в их основе лежат глубинные
человеческие комплексы, мифы являются
непосредственным проявлением архетипов
коллективного бессознательного. С начала
20 в. Семиотический подход становится
объективной реальностью многочисленных
исследований. Предметом изучения семиотики
являются разнообразные знаковые системы:
язык, миф, обряд и т.д.
Мифология коренится не в сознании человека,
а в его отношении к миру, в системе ценностей,
в механизмах социальной регуляции поведения,
формах и способах мировидения.
Мифы лежат в основании культурной традиции;
они дают санкцию существующим обрядам
и социально-общественным отношениям,
объясняют происхождение мира и мироустройство.
Смысл мифов как повествовательных текстов
сводится к рассказам о первособытиях,
перворитуалах, появлении первых людей
и первых культурных объектов.
Традиционность является глубоким внутренним
свойством мифологии, ибо мифы не создаются
людьми, но достаются им по традиции. Мифология
унаследована человеком от предков и перейдет
от него к потомкам. Это то, что дает индивиду
ощущение его единства со своим народом,
его прошлым и будущим. Не случайно, что
важнейшая часть мифологического комплекса
связана с миром мертвых (почитание умерших,
сохранение памяти о них).
Мифы изображают не конкретные случаи,
произошедшие в прошлом, но события, сохраняющие
актуальное значение для современности.
Мифология стала исходной формой человеческого
мышления, источником последующих, более
развитых форм мышления: религиозного,
художественного, философского, научного.
- Понятие худ. творчества.
Художественное творчество — это процесс
создания произведения искусства, художественная
ценность которого всегда содержит в большей
или меньшей степени элемент новизны.
Процесс создания произведения искусства
изучается многими науками (эстетикой,
социологией, физиологией и др.), в том
числе и психологией — общей и социальной.
Художественное творчество предполагает
участие различных психических функций,
процессов и состояний (воображения, памяти,
эмоций и т. д.).
ХУДО́ЖЕСТВЕННОЕ ТВО́РЧЕСТВО — часть
культуры, деятельность человека (мыслительная
и материальная) по созданию художественных
образов "очеловеченного мира", в
которых отражается высшая, духовная реальность.
Проблемы природы художественного творчества
и личности художника, начиная с Античности
и до настоящего времени, занимают одно
из центральных мест не только в эстетике,
но и в других гуманитарных дисциплинах,
имеющих отношение к изучению продуктов
творческой деятельности человека: искусствознании,
литературоведении, культурологии. попытка
решения этого вопроса привела в начале
XX века к рождению такой синтетической
области знания, как психология искусства.
Художественная деятельность всегда
рассматривалась как одна из высших (наряду
с научной, философской) форм духовного
освоения мира. Её важнейшей отличительной
особенностью, по сравнению с научным
и философским творчеством, является чувственно-образный
(а не понятийный) характер: чувства и образы
составляют основной материал, с которым
работает художник, а потому и адресатом
воздействия искусства выступает не столько
разум, сколько эмоции и чувства человека.
Открытие в середине XX века функциональной
асимметрии мозга поставило в связь с
художественным творчеством, прежде всего,
правополушарные мозговые процессы, тогда
как левое полушарие оказалось «ответственным»
за логическое, понятийное мышление.
развитие творческих способностей - это
не только развитие когнитивной сферы
психики, будь то формирование нешаблонного
мышления (логического и образного) или
умения пробуждать и результативно использовать
вдохновение (интуицию), не только совершенствование
чисто профессиональных навыков, специфичных
для каждого вида творческой деятельности.
Развитие творческих способностей - это,
безусловно, развитие всей личности художника,
это постоянная борьба за самого себя
лучшего.
- Православное
зодчество как форма письменности: психология
восприятия.