Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 21:18, шпаргалка
Проблема мотивации в школе К.Левина.
2. Проблема мотивации в глубинной психологии.
3. Представления о мотивации в гуманистической психологии. Мотивация самоактуализации.
4. Проблема мотивации в психологии деятельности.
5. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Виды мотивационных образований.
6. Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов.
7. Мотивация, эмоции и деятельность. Эмоции как форма субъективного существования мотивации и как внутренний
Вывод: связь состояний эмоциональной активации с «творческим» звеном мыслительной деятельности.
3) эмоциональная
активация и формулирование
4) изменения деятельности
после изменения состояния
5) необходимость
состояний эмоциональной
6) результаты; связь
между состояниями
- эмоциональная
активация – следствие
состояния эмоциональной активации включены в процесс поиска принципа решения.
39. Функции эмоций.
Функции эмоций:
1.Побуждение (у мотива есть та же функция) – эмоции это «топливо» личности в аварийной ситуации
2.Организация деятельности Ех.
3.Оценочная функция. (Симонов) Эмоции
сигнализируют о некоторых
Эмоциональное подкрепление: собственная оценка текущих событий. Следообразование: собственная оценка прошлых событий. Структурирование: предвосхищение будущих событий
4.Регулирующая функция (Леонтьев).
- Функция подкрепления. Эмоции
могут подкреплять те формы
поведения, которые ведут к
- Функция предвосхищения. Эмоции
могут предвосхищать
- Эвристическая функция. В творческом
мышлении – эмоциональное
5.Синтезирующая функция (Вундт). Чувственный тон ощущения, законы соединения простых чувств в частичные и цельные тенденция чувств к интеграции, объединению.
6.Функция активации ЦНС. Изучается нейрофизиологией в связи с уровнем общей активациии НС.
7.Экспрессивная функция (невербальное
общение) Эмоциональные переживания
сопровождаются «
40. Динамика эмоций.
Динамика эмоций – те закономерности, по которым протекают и развиваются эмоциональные процессы. Такой аспект практически не рассматривается в современных концепциях эмоций, так как они рассматривают эмоциональную сферу как систему независимых реакций на определённые условия и ситуации. Наиболее чётко динамика эмоций прослеживается в концепциях В.Вундта и Б.Спинозы. В этих концепциях подчёркивается взаимодействия эмоциональных процессов в их генетическом и ситуативном развитии. Динамика эмоций в рисунках: K"L"J" "N Даже если рассматривать эмоции, как изолированные реакции на определённые воздействия, естественно встаёт вопрос о том, обнаруживают ли эти реакции некоторые временнóе развитие, или остаётся без изменения. Вундт. Он рассматривал этот вопрос в отношении специфического класса эмоций – аффектах. Вундт считал, что развитие заключается как в количественном, так и в качественном изменении эмоционального переживания и что специфический характер, «форма» этого изменения собственно и отличает один аффект от другого. Подавляющее большинство обычных «умеренных» эмоциональных переживаний согласно Вундту не являются автономными, так как, возникнув, они вливаются в общий поток других переживаний, взаимодействуют и видоизменяются. Вундт показал как пространственное взаимодействие и суммация эмоциональных впечатлений переживаемых одновременно(например, восприятие архитектурного ансамбля), так и временная суммация переживаний, следующих друг за другом (например, восприятие музыкального произведения). (подробнее см. вопрос № 31). Для многих теорий возможность соединения эмоций служит важнейшим принципом, объясняющим возникновение сложных эмоций из более простых (см. Спиноза, билет № 30). В комплексе эмоциональных переживаний, соединяющихся в более сложное образование иногда можно найти элементы связанные причинно-следственными отношениями. Такая способность эмоций, порождать и обусловливать друг друга, является ещё одним моментом, характеризующим их динамику (закономерности порождения одних эмоций другими см. у Спинозы, билет № 30). Изучение отдельных эмоциональных реакций, может привести к пониманию эмоционального поведения, важнейшей детерминантой которого является взаимосвязанных реакций, их способность изменяться, порождать друг друга. В полном своем виде эмоциональная реакция является как бы разветвленной и каждое из её ветвей означает потенциальную возможность её дальнейшего развития отвечающего наличной ситуации. Такая организация эмоциональных реакций является важным эволюционным приобретением, существенно повысившим возможность гибкого адаптивного поведения. В представлениях об обусловленности эмоций друг другом особое место занимает положение о взаимопорождении оценивающих (удовольствие – неудовльствие) и побуждающих (желание, влечение) переживаний. Значение этих простых положений (неприятное порождает желание от него избавиться) заключается в том, что их принятие или отвержение решается вопрос об отношении эмоций и мотивации, в конечном счёте – о «выходе» эмоций в действие. В итоге, динамика эмоций заключается в: ü Временное развитие (по Вундту) ü Суммация эмоций в более сложные эмоциональные образования (Вундт, Декарт) ü Пространственное взаимодействие и суммация эмоциональных впечатлений во времени и пространстве. Способность эмоций порождать и обусловливать друг друга (Спиноза).
41. Исследования выражения эмоций.
I. Предпосылки изучения эмоций.
Теория выражения эмоций Ч. Дарвина.
Вначале можно кратко
42. Физиологические показатели эмоций, их надежность.
I. Органические изменения: 1. Сердечно-сосудистая система: ü Сужение/расширение сосудов. Если сосуды находятся близко к коже (например, лица), то наблюдаются покраснение или побледнение. ü Повышение давления. Хотя при некоторых слабых отрицательных эмоциях (грусть и т.п.) давление падает. ü Пульс. При сильных эмоциях (эйфория, радость, гнев, ярость) пульс учащается, при слабых – замедляется. ü Кровенаполняемость сосудов. 2. Дыхательная система: o Учащение дыхания. o Уменьшение глубины (например, при рыдании). o Затаивание дыхания. o Прерывистость, могут быть спазмы (при рыдании). Исследование: Радость – 17 вдохов/мин Печаль – 9 вдохов/мин Гнев (у больного маниакальным синдромом) – 40 вдохов/мин 3. Пищеварительная система: • Положительные эмоции: тяжесть в желудке (проявляется и при тревоге), увеличение выделения желудочного сока. • Отрицательные эмоции: угнетение перистальтики, уменьшение выделения желудочного сока. 4. Железы внешней и внутренней секреции: § Внешняя секреция: увеличение выделения потовых желез, слезы (при сильных эмоциях, особенно при отрицательных), увеличение или уменьшение выделения слюнных желез (можно вспомнить про детекцию лжи на Востоке: обвиняемому давали в рот рис и устраивали судебный процесс; если в конце рис оставался сухим – его вина была доказана, ибо страх перед наказанием затормозил выделение слюны). Примечание: эмоциональные слезы по химическому составу отличаются от других слез (от лука, аллергии, ветра); биологическая функция слез – выведение токсинов. § Внутренняя секреция: Гормоны адреналин (выделяется при сильном эмоциональном возбуждении) и норадреналин. Интересно, что эти гормоны участвуют в эмоциональной памяти. Установлено, что события чрезвычайной важности запускают особый механизм эмоциональной памяти, который записывает все, что человек переживает в данный момент. Такие воспоминания назвали «яркой памятью». Последние исследования показали, что в хранении эмоциональных воспоминаний участвуют гормоны адреналина и норадреналина, тогда как в хранении обычных воспоминаний они не участвуют. 5. Биохимические показатели. - При анализе крови, мочи, слез можно констатировать наличие эмоции в недавнем прошлом, т.к. биохимические изменения хранятся довольно долго. - Кровь: увеличение содержания сахара, повышение уровня кислорода, лучшая свертываемость крови (этот показатель биологически целесообразен; в прошлом ранение, которое было вызвано нападением (а следовательно резким эмоциональным всплеском) должно было быстро зажить). - Изменение кислотности и щелочности мочи и слюны. 6. Моторика. • Ступор – состояние, противоположное возбуждению. Характеризуется уменьшением мышечного тонуса («оцепенением»), при котором человек длительно сохраняет одну и ту же позу. Ступор – патологическое состояние, вызываемое эмоциями критической интенсивности. Даже самые сильные раздражители не влияют на поведение больного, находящегося в состоянии ступора. • Повышение двигательной активности. • Увеличение тремора головы, конечностей, век. 7. Кожно-гальваническая реакция (КГР). Это наиболее надежный и объективный метод изучения физиологических показателей эмоций. Типы: ð Методика К. Фере. Широкому применению КГР в исследовательских и практических целях положил начало французский невропатолог К. Фере, обнаруживший, что при пропускании слабого (1-3 В) тока через предплечье происходят изменения в электрическом сопротивлении кожи. Это экзосоматическая регистрация. ð Методика И.Р. Тарханова (Тархнишвили). В это же время (конец XIX века) российский физиолог И.Р. Тарханов открывает кожный потенциал и его изменение при внутренних переживаниях и в ответ на сенсорное раздражение. При эмоции потенциалы возрастают. Это эндосоматическая регистрация. 8. Температура тела, реакции зрачка, мигание. • Положительные эмоции: потепление конечностей (например, кистей рук), потепление области рта, расширение зрачка. • Отрицательные эмоции: снижение температуры конечностей, сужение зрачка. Сильные эмоции снижают частоту мигания; при интенсивном психическом напряжении (стрессе) частота миганий растет. 9. Электромиография. Электромиография – метод исследования функционального состояния органов движения и речи путем регистрации биопотенциалов мышц. 10. Электроэнцефалография. Электроэнцефалография – раздел нейрофизиологии, изучающий закономерности деятельности мозга на основе анализа суммарной биоэлектрической активности, отводимой с поверхности головы. Эмоциональные состояния человека находят отражение в электроэнцефалограмме (ЭЭГ) скорее всего в изменении соотношения основных ритмов: альфа, бета, дельта и тета. Изменения ЭЭГ, характерные для эмоций возникают лобных областях. - Альфа-ритм. Это основной ритм ЭЭГ покоя; его активность соответствует эмоциональной напряженности, но эти данные спорные. - Бета-ритм. Это ритм активного бодрствования. При его активности можно сказать, что индивид находится в состоянии повышенного эмоционального возбуждения. - Тета-ритм. Он регистрируется при эмоциональном и интеллектуальном напряжении. По другим данным он свидетельствует об эмоциональной неустойчивости. - Дельта-ритм. Это ритм глубокого сна, который часто регистрируется при очаговой патологии мозга. Колебания этого ритма могут регистрироваться при некоторых формах стресса. II. Индивидуальные реактивные стереотипы. 1. Разные индивиды реагирую по-разному. Типы реагирования: A. Независимо от характера решаемой задачи лица, принадлежащие к этому типу (коронарному) имеют тенденцию реагировать по симпатическому типу с учащением частоты сердечных сокращений (ЧСС) и ростом артериального давления (АД). B. Лица этого типа реагируют по парасимпатическому типу – снижением ЧСС и АД. 2. Различные сила и слабость нервной системы (центральной и автономной). 3. Возраст. 4. Пол. 5. Темперамент. И др.
43. Проблема стресса.
Современное общее определение стресса:
Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (экзамен, соревнования и проч.).
I. Г. Селье. Стресс, дистресс, общий адаптационный синдром (ОАС).
В 1926 г. Г. Селье заметил, что у всех больных, независимо от их собственного диагноза проявляются похожие симптомы: побледнение, исхудание, отсутствие аппетита и т.д. Он назвал это «синдромом болезни». Через 10 лет он провел эксперимент над животными: ввел им в кровь токсические вещества. Были получены следующие результаты (анализ состояния внутренних органов):
- Надпочечники
увеличились в размере и
- Атрофия
вилочковой железы (тимуса);
- Изъязвление
внутренней поверхности
Интересно, что такая симптоматика прослеживается при ряде воздействий: психическом (обездвиживание), воздействии холода, жары, инфекциях, травмах, кровотечениях и др. Эти реакции
получили название общего адаптационного синдрома. Он состоит из трех стадий:
A. Реакция тревоги.
Организм меняет свои
B. Фаза сопротивления (резистенции). Если действие совместно с возможностями адаптации, то в организме стабилизируется фаза сопротивления; при этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается значительно выше.
C. Фаза истощения.
В результате длительного
Т.о. стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование. Эта формулировка предусматривает грубо говоря «нейтральную» характеристику стресса; из этого Селье выводит два типа стресса:
Дистресс (d-stress) – это тот стресс, который неприятен и наносит вред организму, негативный стресс.
Эфстресс (f-stress) – это положительный стресс, способствующий мобилизации организма.
Биологическая функция стресса – адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка: физических, психических. Он способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Это защитный механизм биологической системы.