Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 21:18, шпаргалка
Проблема мотивации в школе К.Левина.
2. Проблема мотивации в глубинной психологии.
3. Представления о мотивации в гуманистической психологии. Мотивация самоактуализации.
4. Проблема мотивации в психологии деятельности.
5. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Виды мотивационных образований.
6. Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов.
7. Мотивация, эмоции и деятельность. Эмоции как форма субъективного существования мотивации и как внутренний
2. Неосознанные побуждения к деятельности:
Установка – это не осознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.
Влечение – это побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно отчетливо осознанную потребность. Субъективно для человека, испытывающего состояние влечения, далеко еще не ясно, что влечет его в объекте, каковы цели его деятельности, побуждаемые этим влечением. И хотя это психическое состояние достаточно часто встречается, оно, как правило, является преходящим – потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознается, превращаясь в стремление (в форме желания, намерения, мечты и т.д.).
II. Е.П. Ильин указывает, что в
зависимости от того, на какой
стадии остановился
1) мотивационные состояния;
2) мотивационную установку;
3) мечту как разновидность
4) влечения, желания, хотения;
5) склонности;
6) привычки;
7) интересы;
8) направленность личности;
9) мотивационные свойства
10) мотивационную сферу личности.
6. Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов.
Мотивы не отделены от сознания. Даже когда мотивы не осознаются, они находят своё психическое отражение, но в особой форме в форме эмоциональной окраски действий. Кроме того, неосознанные мотивы нельзя отнести к бессознательному. Они имеют тот же источник, что и всякое психическое отражение. Неосознаваемые и осознаваемые – это лишь разные уровни психического отражения.
Обычно мотивы деятельности актуально не осознаются, а цель присутствует в сознании. Иначе дело обстоит с осознание мотивов действий, так как эти мотивы несут предметное содержание, они должны как-то восприниматься субъектом. Это содержание отражается в системе языковых значений, то есть сознаётся, только это осознание занимает другое место в структуре деятельности. Переживание человеком, желание достигнуть цели ещё не говорит о том, в чём заключается движущий им смыслообразующий мотив. Задача осознания смыслообразующего мотива – это задача осознания личностного смысла (а не значения!!!). Осознание мотивов возможно только после формирования самосознания, что у ребёнка невозможно.
Орудий – продуктов общественной практики. Мышление – процесс сознательного отражения действительности, в таких её свойствах и связях, которая недоступна в чувственном восприятии. У человека появляется особая форма отражения – язык – практическое сознание людей, которое достигается в процессе труда.
Язык – средство общения, как форма сознания мышления, как абстракция словесных значений от предмета. После возникновение труда возникает высшая форма отражения – сознание, которое не сводится к развитию мышления. Действительность открывается человеку в устойчивости её свойств. Человек усваивает опыт поколений, овладевших обобщенным и отражённым человеческим опытом, который открывается в значении. Через значение человек опирается на опыт общественной практики. Значение – ставшее достоянием моего сознания – обобщённое отражение действительности, выработанное человечеством, зафиксированное в форме понятия. Значение – та часть сознания человека, в которой содержится историко-культурные знания о предмете. Значение существует в двух формах:
Объективно как значение языка.
Как механизм сознания, с помощью которого внешние знания переносятся во внутренний план, значение – форма обобщения.
То, насколько человек овладевает значением, зависит от его личностного смысла. Сознательный смысл выражает отношение мотива к цели. Какой личностный смысл имеет какая-либо цель? Это зависит от того, какой мотив побуждает деятельность.
Пути осознания мотива.
Сдвиг мотива на цель.
Задачи на личностный смысл (осознание мотива через определение личностного смысла).
Рождение мотива сразу в осознанной форме.
В результате конфликта мотивов.
Трудности осознания мотивов:
Полимотивированность деятельности может привести к конфликтам.
Включение защитных механизмов личности, блокирующих осознание ведущего мотива.
Наличие сознания мотивировки (человек называет один мотив (мотивировка), а действует согласно другому).
7. Мотивация, эмоции и деятельность. Эмоции как форма субъективного существования мотивации и как внутренний регулятор деятельности.
I. Зарубежные теории.
Мак-Дауголл.
Существует две первичные формы чувства: удовольствие, неудовольствие. Чувства образованы сочетание удовольствия и неудовольствия – сложные чувства (печаль, радость, надежда и др.) В обыденной речи называются эмоции.
Как только первичные устремления дифференцируются на побуждение, направляемое на более специфические цели и вызываемые более специфическими объектами и ситуациями, - каждое такое побуждение получает своё выражение в виде комплекса телесных приспособлений, которые отражаются в переживаниях организма. Он предавал тем самым каждому специфическому устремлению своеобразное отличительное качество – качество одной из первичных эмоций.
Сложные чувства возникают в зависимости от успешности или неуспешности осуществления наших устремлений. Они сохраняют и поддерживают убеждения, когда баланс чувственного тона находится на стороне удовольствия, или отклоняют и задерживают когда баланс чувств на стороне неудовольствия.
Подлинные эмоции предшествуют успеху или неуспеху и от них не зависят. Они возникают вместе с соответствующими побуждениями и продолжают их окрашивать в особый тон какого-либо переживания. Они не влияют напрямую на изменения силы устремления. В развитой психике они косвенным путём влияют на протекания произвольных действий: открывая самосознающему индивиду природу действующих побуждений они создают некоторую возможность контроля и управления ими.
Сложные чувства зависят от развития познавательных функций. У человека они становятся важным источником самопознания и, следовательно, самоуправления.
Липер.
Представления об эмоциях, как о субъективно различаемых осознаваемых переживаниях
1) Значительная часть эмоциональных процессов осознано;
2) По субъективному критерию люди способны только различать разные эмоции.
3) Сознательное переживания могут подвергаться изучению и служить источником гипотез.
Следования:
Ø Исследования должны проводиться не только на взрослых, но и на младенцах, детях, животных, а это невозможно с помощью субъективного критерия
Ø При субъективном исследовании человек не может описать, что он ощущает; вместо этого он описывает ситуацию, свои мысли и действия, связанные с этой ситуацией.
Эмоции как дезорганизующие процессы:
1). Эмоции – дезорганизуют; мотивы – организуют.
2). Нет метода различения
сильных эмоций и сильных
3). Нет эффективных средств для различения дезорганизующих эмоциональных процессов (страх, гнев, радость).
Вывод: Липер подводит итог долгих исследований в сфере эмоций. Выделяет 5 моделей эмоций:
I. Эмоции – социальные переживания, отличающиеся субъективными свойствами.
II. Эмоции – специфические
физиологические состояния или
процессы, зависящие от
III. Эмоции отличаются
от других психических
IV. Эмоции – результат недостатка средств для адекватной адаптации к ситуации.
V. Эмоции отличаются друг от друга и от других процессов производимыми ими мотивационными эффектами.
Он выступает с критикой этих моделей, не предлагая своей.
II. Отечественная школа.
С.Л. Рубинштейн.
Эмоция отражает отношения человека к миру форме непосредственного переживания; выражает состояние субъекта и его отношение к объекту.
Мотивация открывается субъекту в виде эмоций.
Эмоции и потребности. Существуют два вида потребностей:
В форме органического ощущения, они могут порождать эмоции. В соответствии с тем, удовлетворена ли соответствующая потребность или нет, возникает положительная или отрицательная эмоция.
Потребности сами выражаются в форме чувства, которое говорит о том, что у человека актуализировалась потребность. Выражается в форме эмоционального состояния.
Иерархия потребностей, мотивов ведёт к амбивалентности эмоций: раздвоенность чувств, переживание положительных и отрицательных эмоций в ответ на один стимул.
Эмоции и деятельность. Двойственная роль эмоций в деятельности:
u Эмоции формируются в ходе
человеческой деятельности, направленной
на удовлетворение
v Возникая, таким образом, в деятельности, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются побуждениями к деятельности.
Положительное или отрицательное количество эмоций определяется соотношением между целью и результатом действия.
Структура эмоционального переживания:
- Волевой (стремленческий) компонент;
- Аффективный компонент;
- Интеллект
Влияние эмоций на деятельность:
Целостные эмоции (все 3 компонента) служат побуждениями, мотивами деятельности.
Если в эмоции выделить аффективность, как таковую, то можно сказать, что эмоция не детерминирует деятельность, а лишь регулирует определяемые иными моментами деятельность человека.
Эмоциональная (аффективная) сторона эмоции обуславливает динамический аспект деятельности.
8. Биологические формы мотивации, их развитие в филогенезе.
Существует несколько основных форм биологической мотивации:
1. Инстинкты.
Инстинкты – генетически закреплённая форма поведения и психического отражения, общее для представителей данного вида. Приспособительное значение инстинктов заключается в обеспечении выполнения наиболее важных для существования особи и всего вида жизненных функций: пищевых, защитных, воспроизводительных, миграционных и т.п. Хотя инстинкты относительно постоянны и автономны по отношению к краткосрочным изменениям в среде обитания животного, они реализуются в онтогенезе в тесном взаимодействии с процессами научения. Так, в ряде случаев признаки объектов, на которые направлены инстинктивные действия, фиксируются в памяти путём запечатления (импринтинга).
В понятии инстинкта исследователи в разное время вкладывали различное содержание, нередко противопоставляли это понятие сознанию или обозначали им страсти, импульсивное необдуманное поведение, животное начало в человеческой психике и т.п. Столь расплывчатая трактовка этого понятия побудило многих современных исследователей отказаться от его употребления в качестве научного термина, сохраняя при этом термин «инстинктивное поведение» (действие, движение).
Инстинктивные действия состоят из комплекса чётко скоординированных движений, поз, звуковых, терморегуляционных, секреторных и прочих реакций (например, изменения окраски), выполняемых в определённой последовательности.
Фазы инстинктивного действия:
1) Поисковая; более лабильная, подготовительная
2) Завершающая; консервативная, мало изменчивая. На завершающей фазе выполняются собственные инстинктивные действия (врождённая двигательная координация).
Биологические аспекты инстинктивного поведения его аспекты в филогенезы и роль фактора эволюции исследует этология. Сравнительная психология и зоопсихология изучают инстинктивные компоненты поведения, как составные части психического отражения на уровне животного, а также в связи с проблемой зарождения и развития психической деятельности человека.
Существует мнение, что инстинктивное поведение присущее исключительно животным, также присутствует в компонентах психического человека. Энфейс – это инстинктивный контакт глаз матери и ребёнка. Другой пример: сохранение угла между ростом матери и ребенка.
Еще одним доказательством тому, что человек подвержен инстинктам, является изучение перверсий (сексуальных извращений). Существует гипотеза, что такие сексуальные извращения как садизм, мазохизм, садомазохизм, а также гомосексуализм (который в современных психиатрических классификациях даётся не как извращение, а как вариация нормы), возникают по механизму похожему на механизмы импринтинга, т.е. на возникновение подобного неадекватного сексуального поведения влияет первый сексуальный опыт. Таким образом, это является одним из доказательств того, что у человека тоже присутствуют инстинктивные компоненты.
2. Условный рефлекс
это одна из основных форм
биологической мотивации, экспериментальную
работу по установлению
У
человека также можно