Каждый ребенок, независимо от особенностей
его индивидуального развития, достигнув
определенного возраста, оказывается
поставленным в соответствующее, принятое
в данном обществе положение и тем самым
попадает в систему объективных условий,
определяющих характер его жизни и деятельности
на данном возрастном этапе. Соответствовать
этим условиям для ребенка очень важно,
т. к. именно при этом он может чувствовать
необходимое для личностного развития
эмоциональное благополучие.
Социализация — процесс усвоения и воспроизводства
индивидом социального опыта. Социализация
— это процесс вхождения индивида в социальную
среду. Социализация осуществляется в
процессе воздействия на индивида таких
факторов, как целенаправленное воспитание,
обучение и случайные социальные воздействия
в деятельности и общении.
Процесс вхождения в новую социальную
среду имеет три фазы: интеграция (освоение
действующих в группе норм и овладение
соответствующими приемами деятельности
и общения); индивидуализация (неудовлетворенность
человека быть «таким, как все», поиски
средств для выражения своей индивидуальности);
адаптация (личность сохраняет те индивидуальные
черты, которые отвечают необходимости
группового развития и собственной потребности
осуществить вклад в жизнь группы, а группа
в какой-то мере меняет свои групповые
нормы, восприняв у этой личности те черты,
которые признаются группой как значимые
для ее развития). Так происходит взаимная
трансформация личности и группы.
Если индивиду не удается преодолеть
трудности адаптации, у него могут возникнуть
конформизм, неуверенность в себе, агрессивность,
подозрительность и даже серьезные формы
личностной деформации. В целом примерно
до 3-х лет характерно доминирование процесса
адаптации. Для эпохи отрочества (10—14
лет) характерно доминирование процесса
индивидуализации. Для эпохи юности (15—18
лет) характерно доминирование процесса
интеграции.
Поэтому социализацию можно рассматривать
лишь как одну из двух линий развития:
присвоение общественного опыта (социализация)
и приобретение самостоятельности, автономности
(индивидуализация).
Степень включенности в различные социальные
отношения определяет степень и характер
развития личности. Но личностью ребенок
становится в результате осуществления
самоуправления, когда у него формируется
самосознание и он начинает организовывать
свою собственную жизнь и определять свое
собственное развитие.
Процесс развития личности усложняется
еще и тем, что социальная среда и социальные
группы не являются стабильными. Поэтому
необходимо собственное активное участие
в группах, чтобы приспособиться к жизни
в них.
Личность формируется в группах, иерархически
расположенных на ступенях жизненного
пути. Характер и уровень развития личности
задается еще и уровнем развития группы.
Основные институты социализации: семья,
дошкольные учреждения, школа, неформальные
объединения, вуз и трудовой коллектив.
Механизмы социализации:
идентификация, подражание, внушение,
фасилитация, конформность и др.
Процесс социализации идет на всех стадиях
жизни, а не только в детстве или юности.
Взрослые стремятся к освоению новых ролей,
чтобы подготовиться к ожидаемым переменам
в жизни. Однако именно в детстве процессы
социализации вырабатывают| стереотипы
поведения, которые сохраняются и в последующей
жизни.
Необходимо помнить об издержках социализации.
Успешно адаптирующаяся личность, которая
легко входит во все новые и новые социальные
общности, может также легко (при низком
уровне самосознании) «потерять себя»,
утратить свою индивидуальную неповторимость.
Постоянное стремление соответствовать
ожиданиям других постепенно приводит
к ощущению проживания жизни «мне не принадлежащей»,
к отчуждению человека от своей сущности,
утрате своего мира.
Механизмы социализации
Социализация человека во взаимодействии
с различными факторами и агентами происходит
с помощью ряда, условно говоря, «механизмов».
Агенты+факторы=механизмы социализации.
Подразделяются на: 1). Социально-психологические
механизмы 2). Социально-педагогические
механизмы
К социально-психологическим
механизмам можно отнести следующие:
Импринтинг (запечатление) —
фиксирование человеком на рецепторном
и подсознательном уровнях особенностей
воздействующих на него жизненно важных
объектов. Импринтинг происходит преимущественно
в младенческом возрасте. Однако и на более
поздних возрастных этапах возможно запечатление
каких-либо образов, ощущений и т. п.
Экзистенциальный нажим — овладение
языком и неосознаваемое усвоение норм
социального поведения, обязательных
в процессе взаимодействия со значимыми
лицами.
Подражание — следование какому-либо
примеру, образцу. В данном случае — один
из путей произвольного и чаще всего непроизвольного
усвоения человеком социального опыта.
Идентификация (отождествление)
— процесс неосознаваемого отождествления
человеком себя с другим человеком, группой,
образцом.
Рефлексия — внутренний диалог,
в котором человек рассматривает, оценивает,
принимает или отвергает те или иные ценности,
свойственные различным институтам общества,
семье, обществу сверстников, значимым
лицам и т. д. Рефлексия может представлять
собой внутренний диалог нескольких видов:
между различными Я человека, с реальными
или вымышленными лицами и др. С помощью
рефлексии человек может формироваться
и изменяться в результате осознания и
переживания им той реальности, в которой
он живет, своего места в этой реальности
и себя самого.
К социально-педагогическим
механизмам социализации можно отнести
следующие:
Традиционный механизм социализации
(стихийной) представляет собой усвоение
человеком норм, эталонов поведения, взглядов,
стереотипов, которые характерны для его
семьи и ближайшего окружения (соседского,
приятельского и др.). Это усвоение происходит,
как правило, на неосознанном уровне с
помощью запечатления, некритического
восприятия господствующих стереотипов.
Эффективность традиционного механизма
весьма рельефно проявляется тогда, когда
человек знает, «как надо», «что надо»,
но это его знание противоречит традициям
ближайшего окружения. В таком случае
оказывается прав французский мыслитель
XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы
можем сколько угодно твердить свое, а
обычай и общепринятые житейские правила
тащат нас за собой». Кроме того, эффективность
традиционного механизма проявляется
в том, что те или иные элементы социального
опыта, усвоенные, например, в детстве,
но впоследствии невостребованные или
блокированные в силу изменившихся условий
жизни (например, переезд из села в большой
город), могут «всплыть» в поведении человека
при очередном изменении жизненных условий
или на последующих возрастных этапах.
Институциональный механизм
социализации, как следует уже из самого
названия, функционирует в процессе взаимодействия
человека с институтами общества и различными
организациями, как специально созданными
для его социализации, так и реализующими
социализирующие функции попутно, параллельно
со своими основными функциями (производственные,
общественные, клубные и другие структуры,
а также средства массовой коммуникации).
В процессе взаимодействия человека с
различными институтами и организациями
происходит нарастающее накопление им
соответствующих знаний и опыта социально
одобряемого поведения, а также опыта
имитации социально одобряемого поведения
и конфликтного или бесконфликтного избегания
выполнения социальных норм. Надо иметь
в виду, что средства массовой коммуникации
как социальный институт (печать, радио,
кино, телевидение) влияют на социализацию
человека не только с помощью трансляции
определенной информации, но и через представление
определенных образцов поведения героев
книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность
этого влияния определяется тем, что, как
тонко подметил еще в XVIII в. реформатор
западноевропейского балета французский
балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку
страсти, испытываемые героями, отличаются
большей силой и определенностью, нежели
страсти людей обыкновенных, им легче
и подражать». Люди в соответствии с возрастными
и индивидуальными особенностями склонны
идентифицировать себя с теми или иными
героями, воспринимая при этом свойственные
им образцы поведения, стиль жизни и т.
д.
Стилизованный механизм социализации
действует в рамках определенной субкультуры.
Под субкультурой в общем виде понимается
комплекс морально-психологических черт
и поведенческих проявлений, типичных
для людей определенного возраста или
определенного профессионального или
культурного слоя, который в целом создает
определенный стиль жизни и мышления той
или иной возрастной, профессиональной
или социальной группы. Но субкультура
влияет на социализацию человека постольку
и в той мере, поскольку и в какой мере
являющиеся ее носителями группы людей
(сверстники, коллеги и пр.) референтны
(значимы) для него.
Межличностный механизм социализации
функционирует в процессе взаимодействия
человека с субъективно значимыми для
него лицами. В его основе лежит психологический
механизм межличностного переноса благодаря
эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми
лицами могут быть родители (в любом возрасте),
любой уважаемый взрослый, друг-сверстник
своего или противоположного пола и др.
Естественно, что значимые лица могут
быть членами тех или иных организаций
и групп, с которыми человек взаимодействует,
а если это сверстники, то они могут быть
и носителями возрастной субкультуры.
Но нередки случаи, когда общение со значимыми
лицами в группах и организациях может
оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает
на него сама группа или организация.
43. Понятие и
функции семьи. Общая характеристика
семейного воспитания. Модели семейного
воспитания.
Семья – социальное образование,
имеющее в каждом конкретно-историческом
типе общества свои традиции и специфику.
Семья - основанная на браке
и (или) кровном родстве малая социальная
группа, члены которой объединены совместным
проживанием и ведением домашнего хозяйства,
эмоциональной связью и взаимными привязанностями
по отношению друг к другу.
1. Семья – социальный
институт, характеризующийся устойчивой
формой взаимоотношений между
людьми, в рамках которого осуществляется
основная часть повседневной жизни людей.
Функции семьи:
• Воспитательная – удовлетворяет
потребность в отцовстве и чувство материнства;
удовлетворяется потребность самореализации
в детях. Главная задача функции – социализация
ребенка.
• Сексуально-эротическая —
раньше главным здесь считалось исключительно
деторождение; сейчас – удовлетворение
сексуально-эротических потребностей,
регулирование полового поведения семьи,
обеспечение биологического воспроизводства
общества.
• Хозяйственно-бытовая – удовлетворяет
материальные потребности членов семьи,
обеспечивается состояние здоровья и
физических сил. Главная задача – создание
комфорта для каждого члена семьи.
• Эмоциональная – удовлетворяет
симпатии, уважение, признание, психологическая
поддержка и защита.
• Духовное или культурное
общение – удовлетворение потребности
совместного проведения досуга, развитие
духовности супругов и ребенка.
• Функция первичного социального
контроля – обеспечение соблюдения социальных
норм членами семьи.
Под семейным воспитанием
в узком смысле слова (воспитательной
деятельностью родителей) понимается
взаимодействие родителей с детьми,
основанное на родственной интимно-эмоциональной
близости, любви, заботе, уважении и
защищенности ребенка и содействующее
созданию благоприятных условий
для удовлетворения потребностей
в полноценном развитии и саморазвитии
его личности.
Факторы семейного воспитания
• Объективные:
• -– макросреда (экономика,
культура общества, социальная защищенность).
• – микросреда (условия семьи,
типы отношений между супругами, между
родителями и детьми, образовательно-культурный
уровень родителей, мировоззрение, стиль
воспитания).
• – сомато-психические (наследственность,
тип темперамента, пренатальное и постнатальное
развитие, состояние здоровья в младенчестве).
• 2. Смешанные – раскрывается
в характеристиках общения и специфике
взаимоотношения ребенка с другими людьми.
• 3. Субъективные – развитие
мотивационно-потребностной сферы, особенности
формирования сознания и самосознания,
поведенческий стиль.
• Модель поведения 1. Авторитетный
родительский контроль. Родители, дети
которых оказались в 1-ой группе, набрали
наибольшее количество баллов по всем
4-м признакам. Они относились к своим детям
нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно,
много с ними общались, контролировали
детей, требовали осознанного поведения.
Родители прислушивались к мнениям детей,
уважали их независимость, хотя не исходили
только из желания детей. Родители придерживались
своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы
собственных требований. Родительский
контроль сочетался с безусловной поддержкой
желания ребенка быть самостоятельным
и независимым.
• Модель поведения 2. Властная.
Родители, дети которых оказались во 2-й
группе, получили более низкие оценки
по выделенным параметрам. Они больше
полагались на строгость и наказания,
относились к детям с меньшей теплотой,
сочувствием и пониманием, редко общались
с ними. Жестко контролировали своих детей,
легко применяли свою власть, не побуждали
детей выражать свое собственное мнение.
• Модель поведения 3. Снисходительная.
Родители снисходительны, нетребовательны,
неорганизованны, плохо налажен семейный
быт. Дети не поощряются, относительно
редкие и вялые замечания, не обращается
внимание на воспитание независимости
ребенка и его уверенности в себе.