Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 13:51, шпаргалка
1. Виды активности в психологии.
В психологии активность – процесс активного взаимодействия чел-ка (субъекта) с окружающим миром. Поведение можно опр-ть как сис-му любых (идеальных или реальных) психомоторных актов (действий); как активность, возникающую при взаимодействии чел-ка и среды и обеспечивающую прямое или непрямое удовлетворение потребности.
В психологии различают произвольную и непроизвольную активность в зависимости от их соответствия интенции переживающего или действующего субъекта, от контроля их целесообразности и коррекции (или возможности такой коррекции).
Естественная побудительность находится в тесной связи с опр. склонностями и потребностями. Всякому изменению потребностей всегда соответствует изменение побудительностей.
17. Динамическое структуирование психологической среды в рамках теории поля.
Динамическим компонентом модели
окружения является поле сил, центр кот.
может лежать в областях с позитивной
или негативной валентностью. На чел-ка
воздействуют силы определенной интенсивности,
и их результирующий вектор определяет
направление в силу его психических локомаций.
Если же в противоположном направлении
действуют силы приблизительно такой
же интенсивности, возникает конфликт.
Направление означает при этом последовательность
отдельных целевых действий. Часто действие
разными путями ведет к одной и той же
цели, психологическое направление в этом
случае остается неизменным, имеет место
эквивалетность исходов целенаправленного
поведения.
Динамика психологической среды может
меняться 4 способами: 1)Ценность региона
может меняться (1.1. количественно (от менее
положительного к положительному; 1.2. качественно
(от положительного к отрицательному могут
появляться новые валентности, могут исчезать
старые);2)Векторы могут изменяться по
силе, по направлению или в обоих отношениях;
3)Границы могут становиться точнее или
слабее, появляться или исчезать. 4)Могут
меняться содержательные св-ва регионов.
Могут сливаться и соединяться области.
Переструктурирование психологической
среды может быть результатом изменений
в системах напряжения чел-ка, результатом
локомаций или когнитивных процессов.
Когнитивное переструктурирование происходит,
когда чел-к обнаруживает новые способы
решения проблем или видит в среде то,
что не замечал, а также может быть ср-вом
изменения внешних обстоятельств. Переструктурирование
может также быть следствием вторжения
сторонних факторов из внешней оболочки
в психологическую среду. Данная модель,
собственно, не объясняет и не предсказывает
поведение, а лишь описывает, как оно осуществлялось.
18. Сила и валентность в теории поля. Типы сил в теории поля К. Левина.
Наличие напряженной сис-мы сопровождается специфическими изменениями восприятия окружения.
Объекты, кот. могут служить для разрядки или удовлетворения потребностей, приобретает побудительный характер – валентность, что и выделяет их из окружения, приводит в движение целенаправленное поисковое поведение.
Сила валентности зависит от степени напряжения сис-мы. Этой зависимостью утверждается связь между между 2 разными моделями.
Валентность – это св-во региона психолог. среды, она может быть слабой, средней, сильной. Сила В. зависит от силы потребности.
Сила также относится к потребности , но в отличие от внутриличностного напряжения - это вектор, сущ-щий в психол .среде. К св-вам силы относятся: направление, величина, точка приложения. Направление, кот. указывает вектор, - репрезентация направления силы, длина вектора репрезентирует величину силы, а место на внешней границе чел-ка, кот. касается кончик стрелы, репрезентирует точку приложения.
Психологические силы – это св-во среды, а не человека.
19. Конфликтные ситуации в теории поля К. Левина.
К. Левин выделяет 3 основных вида конфликтных ситуаций: конфликт Буриданова осла, находящегося в ситуации выбора между 2 разнонаправленными положительными побудителями, ситуация «двух зол» - конфликта между 2 также противонаправленными отрицательными валентностями, и ситуация амбивалентных сил, действующих с одной и той же стороны, но с противоположным знаком, конфликт притяжения - отталкивания.
Ситуация угрозы наказания относится к конфликтам второго типа. Левин показывает , что в этой ситуации ребёнок будет максимально стремится к выходу из поля, если только против этого не будет предпринято специальные меры. Этими мерами могут быть как барьеры физической природы, так и социальной (словесные угрозы).
20. Экспериментальные работы Б.Зейгарник, выполненные в рамках теории поля.
Последствия незавершенных действий проявляются в лучшем удержании прерванных заданий. Подтвердить это удалось ученице К. Левина Б. Зейгарник, а установленная ею закономерность получила название эффекта Зейгарник. Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что чел-к лучше запоминает прерванные занятия, чем завершённые. Можно отметить:
1.Зейгарник установила, что незавершенные задания удерживаются в среднем в два раза лучше завершенных;
2.Чем сильнее не удовлетворена квазипотребность, тем выраженнее эффект Зейгарник;
3.При наличии других квазипотребностей эффект Зейгарник уменьшается;
4.Недостаточное отграничение областей, соответствующих завершенным и незавершенным заданиям, приводит к уменьшению эффекта Зейгарник;
5.Ослабление эффекта Зейгарник при утомлении.
Можно, впрочем, показать, что решающим для возникновения эффекта Зейгарник является не прерывание действия само по себе, а, скорее, психологическая значимость ситуаций для действующего.
21. Экспериментальные работы А.Карстен, выполненные в рамках теории поля
Анита Карстен «Психическое насыщение».
Экспериментальное исследование психического насыщения должно прежде всего выявить феномены насыщения, стадии и фазы, которые можно наблюдать в общем ходе процесса насыщения. Такое экспериментальное исследование, носящее описательный характер, может стать основой анализа каузально-динамических аспектов процесса насыщения, то есть вопросов о взаимосвязи процесса насыщения с особенностями структуры соответствующего действия, с его исходной привлекательностью или непривлекательностью, вообще – для выяснения условий, при которых наблюдается процесс насыщения или какие-либо конкретные составляющие процесса насыщения.
22. Экспериментальные работы Т.Дембо, выполненные в рамках теории поля
Эксперимент с фрустрацией и реакцией на нее проводился К. Левином и его ученицей Тамарой Дембо. Смысл эксперимента: создать такую ситуацию, чтобы субъект для начала принял ее и где он бы стал решать нерешаемую задачу. Дембо специально подбирала ситуацию, которую субъект считает реализуемой, а на самом деле задача решений не имеет.
Реакции на фрустрацию:
1. Реакция агрессии – источником агрессии является ситуация;
2. Реакция регрессии – снижение способа реагирования;
3. Реакция ухода;
4. Реакция фантазирования – попытка сделать внутренний барьер полупроницаемым.
23. Психологическое расстояние и сила валентности в рамках теории поля.
К.Левин считал, что валентность (Va) является функцией напряжения потребности (t, tension) личности (Р), а также является решающим детерминантом психологической силы (f, force), которая толкает или увлекает человека к целевой области (G). И эта сила (f P,G) зависит от относительного местоположения человека и целевого объекта, т.е. психологического расстояния. Во многих случаях с возрастанием психологического расстояния до целевой области (e, удаленность, e P,G) интенсивность психологической силы уменьшается:
24. Теория классического (респондентного) обусловливания.
Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, который всегда предшествует первой во времени. И.П. Павлов был русским физиологом, который в ходе своих исследований процесса пищеварения разработал метод изучения поведения и принципы научения. Павлов занимался исследованием секреции желудочного сока у собак. В ходе этих экспериментов он, среди прочего, вкладывал некоторое количество корма в пасть собаки и измерял, сколько слюны выделяется в результате. Случайно он обратил внимание на то, что после нескольких таких опытов собака начинает выделять слюну на определенные стимулы еще до того, как пища попадает ей в рот. Раздражители (стимулы), которые первоначально не приводили к данной реакции (нейтральные стимулы), затем могли вызывать слюноотделение из-за того, что ассоциировались с кормом, который автоматически заставлял собаку выделять слюну. Это наблюдение натолкнуло И.П. Павлова на идею проведения выдающихся исследований, в результате которых был открыт процесс, получивший название процесса выработки классического условного рефлекса, или процесса классического обусловливания.
25.Принципы классического обусловливания
Суть процесса классического обусловливания в том, что изначально нейтральный стимул начинает вызывать реакцию благодаря своей ассоциативной связи со стимулом, который автоматически (безусловно) порождает такую же или очень похожую реакцию. И.П. Павлов обратил внимание, что на формирование условного рефлекса оказывает временное отношение между БС и УС. Было установлено, что максимальное обусловливание обычно происходит тогда, когда начало предъявления УС предшествует по времени предъявлению БС (опережающее обусловливание). Одновременное предъявление стимулов (одновременное обусловливание) обычно менее эффективно, а запаздывающее обусловливание,когда БС предъявляется перед УС – наименее эффективно.
Рефлексы могут быть обусловлены прямо или косвенно. Например, глазной мигательный рефлекс в ответ на струю воздуха (БР) может быть связан со звуковым сигналом (УС). Возникнет условный рефлекс мигания на звуковой стимул. Затем к звуковому сигналу можно добавить световой стимул (без струи воздуха) и тогда световой стимул становится условны. Такое формирование условного рефлекса И.П. Павлов назвал обусловливанием второго порядка.
26. Феномены респондентного обусловливания.
Экспериментальная процедура, разработанная И.П. Павловым для изучения классического обусловливания, позволила ему исследовать целый ряд важных феноменов:
Генерализация. И.П.Павлов обнаружил, что условный рефлекс, который возник в ответ на один первоначально нейтральный стимул, будет ассоциироваться и с другими похожими стимулами.
Дифференцировка (различение) – «обратная сторона» генерализации. Она основана на способности отличать усл.стимулы от подобных, но незначительно отличающихся стимулов. Дифференцировка играет важную роль в адаптации: люди по разному реагируют на тигра и домашнюю кошку.
Угасание. Если условный стимул перестает хотя бы иногда сопровождаться последующим безусловным стимулом, то наступает постепенное ослабление обусловливания
Самопроизвольное восстановление. Самопроизвольное восстановление может приводить к внезапному новому появлению усл.рефлекса через некоторое время после исчезновения.
27. Респондентное обусловливание эмоц. реакций.
Дж. Уотсон внедрил метод усл.рефлексов в психол. исследования. УР вырабатывается тогда, когда р-ция связывается или ассоциируется со стимулом, кот. отличается от первоначально вызывавшего эту р-цию. Дж. Уотсон выбрал этот подход, потому что он обеспечивал объективные методы исследования и анализа поведения. Дж. Уотсон изучал стимулы, кот. вызывали у младенцев эмоц. ответные р-ции. Он выяснил, что младенцы демонстрируют 3 основные эмоц. р-ции: страх, гнев и любовь. Он также выявил типичные образцы поведения, соотв.каждому стимулу. Он полагал, что страх, гнев и любовь явл-ся единственными эмоц. р-ми, кот.возникают не в процессе научения. Др. чел. эмоц. р-ции состоят из этих 3 основных эмоций и формируются в процессе выработки УР.
Дж. Уотсон и Р. Райнер наглядно продемонстрировали правильность теории выработки эмоц.р-ции с помощью УР в ходе эксперимент. исследования, проведенного на мальчике, кот. приучили бояться белой крысы, хотя до начала эксперимента он такого страха не испытывал.
Дж. Уотсон считал, что необходимо изучать поведение организма в целом. Р-ции м.б. как простейшими, так и более сложными, для обозначения кот. он применял термин «акт». Дж. Уотсон разделил р-ции на явные и неявные. Явные р-ции – внешние, непосредственно наблюдаемые, а неявные – происходят внутри организма.
Т.о., Дж. Уотсон, считал, что путем анализа совокупностей пар «S-R» и разложения их на элементарные составляющие можно разработать опр. законы поведения.
28. Модификация схемы респондентного обусловливания
Толмен строил свои исследования поведения с учетом ориентации на достижение опр. цели. Любое поведение направлено на достижение некоторой цели, на освоение некоторых средств. Он считал, что инициирующее причинное поведение и окончательное результирующее поведение должны быть объективно наблюдаемыми и пригодными для описания в терминах операций. Он предположил, что причины поведения включают 5 основных независимых переменных: S окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст. Поведение – ф-ция всех этих переменных.
Толмен ввел набор ненаблюдаемых факторов, кот. назвал промежуточными переменными. Эти промежуточные переменные являются детерминантой поведения. Они представляют собой те внутренние процессы, кот. связывают стимулирующую ситуацию с наблюдаемой р-цией. Формула бихевиоризма S–R должна читаться как S–О–R. Промежуточными переменными является все, что связано с О, то есть с организмом, и формирует данную поведенческую реакцию на данный стимул. Он предложил следующую схему поведения: стимулирующий фактор (внешний S) - внутренний S поведения (внутренняя психич. р-ция на внешний S, вторичный неосознаваемый S, источник действия) - объект поведения - поведенческий акт. Эта последовательность является аналогичной физиологическим понятиям внешний стимул, рецептор, проводник и эффектор.
29. Теория оперантного обусловливания Б. Скиннера.
В отличие от принципа классического обусловливания (S-R), Торндайк и Скиннер разработали принцип оперантного обусловливания (R-S), согласно кот. поведение контролируется его рез-тами и последствиями. Основной путь воздействия на поведение – влияние на его рез-ты.
Скиннер делал акцент на поведении, не связанное с какими-либо известными стимулами. Он утверждал, что в основном на поведение воздействуют стимульные события, кот. наступят после него, т.е. его последствия. Такой тип поведения Скиннер определил как оперантное поведение.
Информация о работе Шпаргалка по "Психологии активности и поведения"