Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
41 билет. Самосознание
Существенной особенностью сознания человека является самосознание. Осознавая предметы своей деятельности и свое отношение к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое «Я» из окружающего мира. Самосознание – одна из форм сознания, которае отличается единством процессов познания себя и построения отношения к самому себе. Особо большое значение в самопознании имеют оценка одного человека другим и его коллективная оценка. Самопознание идет всю жизнь человека путем анализа его собственной деятельностной активности и поведения – оценивается уровень собственных личных качеств, анализируются собственные желания, потребности, поступки, волеизъявления – соотношения самооценки с оценками данной личности другими людьми и осуществляется путем самонаблюдения. Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение, в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания.
Самосознание проявляется в: 1) самонаблюдении; 2) критическом отношении к себе; 3) самообладании; 4) ответственности перед обществом за свои поступки и действия. Наиболее типичные недостатки в самосознании человека — субъективизм, предвзятость, снисходительность, недостаточная самокритичность.
42 билет. Сознание и бессознательное
Сознание — одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная, преисполненная глубокого содержания. Сознание —это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, неактуально человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими. Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь. Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений — ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий. Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорит 3. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.
43 билет. Сознание
Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. В психологии различают несколько видов сознания человека: житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий; проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности; научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи; эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира; этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.
Вместе с развитием
цивилизации продолжает развиваться
и сознание человека, причем в настоящий
исторический момент это развитие ускоряется,
что вызвано ускоренными
44 билет. Социометрическая структура группы
Социометрическая структура группы - это система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы. Свое название структура получила в соответствии с основным методом ее диагностирования – социометрической и аутосоциометрической методиками.
Каждый индивид в группе
имеет свой социометрический
статус, который может быть определен
при анализе суммы предпочтений и отвержений,
получаемых от других членов. Социометрический
статус может быть более высоким или низким
в зависимости от того, какие чувства испытывают
другие члены группы по отношению к данному
субъекту - положительные или отрицательные.
Совокупность всех статусов, в свою очередь,
задает статусную иерархию в группе. Самыми
высокостатусными являются так называемые социометрические
звезды - члены группы, имеющие максимальное
количество положительных выборов при
небольшом количестве отрицательных выборов.
Это люди, к которым обращены симпатии
большинства или, по крайней мере, многих
членов группы. Далее идут высокостатусные,
среднестатусные и низкостатусн
45 билет. Социометрический статус члена группы
Каждый индивид в группе
имеет свой социометрический
статус, который может быть определен
при анализе суммы предпочтений и отвержений,
получаемых от других членов. Социометрический
статус может быть более высоким или низким
в зависимости от того, какие чувства испытывают
другие члены группы по отношению к данному
субъекту - положительные или отрицательные.
Совокупность всех статусов, в свою очередь,
задает статусную иерархию в группе. Самыми
высокостатусными являются так называемые социометрические
звезды - члены группы, имеющие максимальное
количество положительных выборов при
небольшом количестве отрицательных выборов.
Это люди, к которым обращены симпатии
большинства или, по крайней мере, многих
членов группы. Далее идут высокостатусные,
среднестатусные и низкостатусн
46 билет. Способности и их измерение. Способности и интеллект. Структура интеллекта
Известный советский психолог Б. М. Теплов выделил три особенности способностей: во-первых, это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; во-вторых, это лишь такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности; в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека, а является как бы благоприятной предпосылкой для их формирования.
Способности изучаются в основном в рамках диагностического подхода - их измеряют и тестируют. В личностном подходе изучаются проблемы развития способностей. Описал свойства способностей – Теплов.1. Способности – типично индивидные свойства – они безличны! 2. Они определяют успешность человека в какой-либо деятельности; Способности и их свойства: Классическое определение (до Теплова) - Способность – это готовность к овладению знаниями и умениями, овладению навыками. Т.е. способность - проявление и развитие задатков. Измерение способностей. Гальтон – основоположник дифференциальной психологии, создал метод опросов, анкетирования. Тесты – это оценка навыков, умений. Это оценка достижений в той или иной деятельности. Тест есть короткое испытание для установления наличия и степени выраженности определенного свойства. Тест касался не мышления, а психического развития в целом. Первые тесты, А. Бине (с учеником Симоном) 1904г. Бине ввел понятие умственного возраста для детей (количество заданий, которые в среднем успешно решаются детьми определенного возраста, классификация задач, каждому набору приписывается определенное число лет) – выявлялись вербальные, логические и конструктивные способности. Сперва было 30 задач, потом их число увеличилось. Структура интеллекта по Х. Айзенку: скорость интеллектуальных операций, настойчивость и склонность к проверке ошибок, на основе выраженности которых определяется уровень IQ. Структура интеллекта по Х. Гарднеру — модель интеллекта; cостоит из независимых друг от друга модулей: формально-лингвистический, пространственный, логико-математический, музыкальный, двигательный, межличностный, внутриличностный; Структура интеллекта по Р. Кеттелу — факторно-аналитическая теория, в которой выделяется два вида интеллекта: текучий (fluid), который существенно зависит от наследственности — и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям, и кристаллизованный (cristallized), в котором отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов интеллекта в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов, как например фактор визуализации, а также факторы — операции, которые соответствуют специальным факторам Спирмена. Структура интеллекта по Р. Стернбергу — классификация, в которой выделяется три вида мыслительных процессов: Вербальный интеллект - , который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное; Способность решать проблемы; Практический интеллект как умение добиваться поставленных целей. Структура интеллекта по Э.П. Торренсу — модель интеллекта; выделяются такие элементы, как : пространственные представления, индуктивные рассуждения, счетная способность, память, перцептивная быстрота, речевая беглость. Структура интеллекта по Ч. Спирмену — факторно-аналитическая теория генерального фактора, в которой интеллект рассматривается как некая умственная энергия, уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого характера.
47 билет. Способы и приёмы воздействия на людей
Все способы психологического влияния можно разделить на несколько групп, которые включают в себя различные приемы воздействия:
1. Эффект заражения. Он подразумевает под собой передачу психического и эмоционального состояния от одного человека к другому. Как правило, эффект заражения происходит неосознанно. Отсюда, кстати, всем известное выражение «заразился смехом». Если человеку какое-то время находиться среди людей, подверженных панике, то вскоре он и сам невольно начнет паниковать. То же самое относится к страху, злости и другим сильным чувствам. Передача психо-эмоциональной информации действует непосредственно на подсознание человека, который «заражается». 2. Внушение. Этот способ воздействия осуществляется посредством слов. Несущая информация должна быть максимально сжатой, но очень емкой по своей информативности. Здесь огромную роль еще играет сам человек, который пытается что-то внушить другим. Он должен иметь достаточно высокий авторитет среди внушаемых и обладать безграничной уверенностью в себе и в то, что говорит. Такой метод воздействия имеет несколько форм: гипноз, внушение в бодрствующем состоянии и внушение в период полной расслабленности, релаксации. Однако, существуют люди, которые очень слабо поддаются какому-либо внушению. В основном, это те, которые пережили в жизни какие-то сильные потрясения. 3. Убеждение. Такой вид влияния на людей направлен непосредственно на сознание человека с целью «донести» какую-то конкретную информацию до разума человека. Эффективность такого воздействия зависит от уровня интеллекта и образования того, кого убеждают. Убедить проще человека, обладающего логическим и высокоинтеллектуальным складом ума. Тяжелее всего применить этот метод будет на людях с низким уровнем интеллекта и трудным характером. Убеждение основано в основном на логическом содержании информации. 4. Подражание. Подражание, как правило, происходит на подсознательном уровне. Особенно сильно этот вид воздействия проявляется, когда объект подражания умнее, сильнее или имеет какие-то другие качества, который бы хотел иметь внушаемый человек. Он может копировать манеру разговора, привычки, одежду и даже походку. Такие люди порой сами не замечают, что кому-то подражают, так как делается это неосознанно.
48 билет. Темперамент и система его проявлений
Темперамент - Динамическая характеристика
психической деятельности индивида. Он
проявляется первым делом в его впечатлительности,
т. е. силе и устойчивости того воздействия,
которое впечатление оказывает на человека.
Темперамент сказывается и на эмоциональной
возбудимости, проявляясь в силе эмоционального
возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает
личность, в устойчивости, с которой оно
сохраняется. Гиппократ (кровь-сангвиник,
слизь-флегматик, желчь-холерик, чёрная
желчь-меланхолик).
Холерический
темперамент характеризуется сильной
впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический
- слабой впечатлительностью и большой
импульсивностью; меланхолический
- сильной впечатлительностью и малой
импульсивностью; флегматический
- слабой впечатлительностью и малой импульсивностью.
Темперамент находит себе особенно наглядное
выражение в силе, а также скорости, ритме
и темпе всех моторных проявлений человека
- его практических действиях, речи, выразительных
движениях. Темперамент -
это проявление в психике человека врожденного
типа нервной деятельности. Установлены три основные свойства
нервных процессов - сила, уравновешенность
и подвижность. Различные комбинации этих
свойств образуют следующие четыре типа
высшей нервной деятельности. Сильный, уравновешенный
(процесс возбуждения сбалансирован с
процессом торможения), подвижный (процессы
возбуждения и торможения легко сменяют
друг друга). Этому типу высшей нервной
деятельности соответствует сангвинический
темперамент. II. Сильный, неуравновешенный
(процесс возбуждения преобладает над
процессом торможения), подвижный. Этому
типу высшей нервной деятельности соответствует
холерический темперамент. III. Сильный,
уравновешенный, инертный (процессы возбуждения
и торможения мало подвижны). Этому типу
высшей нервной деятельности соответствует
флегматический темперамент. IV. Слабый
(нервная система не выдерживает большой
и длительной нагрузки), неуравновешенный,
инертный. Этому типу высшей нервной деятельности
соответствует меланхолический темперамент.
49 билет. Факторы экономической адаптации
Трудовая адаптация – двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой. На трудовую адаптацию нового работника оказывает влияние множество факторов, определяющих сроки, темпы и результаты этого процесса. Среди факторов трудовой адаптации выделяются две группы: субъективные и объективные факторы. Объективные факторы, это факторы, связанные с трудовым процессом, они в наименьшей степени зависят от нового работника. Сюда включаются: уровень организации труда, автоматизация и механизация производственных процессов, санитарно-гигиенические условия труда, размер коллектива, местоположение предприятия, отраслевая специфика и др. Субъективные факторы являются личностными факторами, и определяются особенностями конкретного человека. К субъективным факторам относятся: 1социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и др.); 2социально-психологические характеристики работника (уровень притязаний, готовность трудиться самоконтроль, коммуникабельность, чувство ответственности и др.); 3социологические характеристики (степень профессионального интереса, степень материальной и моральной заинтересованности в эффективности и качестве труда, наличие установки на накопление собственного человеческого капитала и др.)
50 билет. Феномены восприятия и методы их изучения. Понятие образа мира
Восприятие-процесс отражения целостных
сцен и событий при непосредственном влиянии
внешних объектов на нас. Феномены восприятия: 1. Сенсорное качество
и его количественная представленность
(интенсивность,
Методы исследования:1. Феноменологический метод. Чувственный образ рассматривается как непосредственная данность – феномен. 2. Метод интроспекции. Это самоанализ содержания образа сознания с акцентом на их динамику. Анализируется ясность, четкость, детальность, угасание образов. Взаимосвязь с другими актуальными объектами при разной стимуляции и условиях наблюдения. 3 Экспериментальный метод. Предполагает формулирование гипотезы, составление плана эксперимента, определение и контроль зависимых и независимых категорий, сбор экспериментальных данных, проверку гипотезы с использованием статистических процедур. 4. Измерительный метод. Относительная или абсолютная оценка параметра стимуляции. Анализ моторных компонентов перцептивной деятельности. Регистрируются движения, воспринимаемых органов, несущие оперативную информацию о процессе восприятия. 5. Генетический метод. Выявление этапов развития перцептивных способностей. Включает приёмы онтогенетического и формирующего исследования восприятия. 6. Анализ событий. Не ставит ограничение на время экспозиции, а также на подвижность наблюдателя в процессе восприятия.7. Клинический метод. Изучение восприятия, вызванного соматическими или психич. расстройствами. Оценивается уровень и функции сенсорных моторных систем, центров перцептивных механизмов. 8. Метод моделирования работы перцептивных пр-ссов. Строгое точное описание отдельных феноменов восприятия. Понятие образа мира. Впервые понятие «образ мира» ввёл Леонтьев Алексей Николаевич. При помощи данного понятия описывают процесс познания. В эти понятия входят не только те свойства, которые обнаруживаются индивидом в ходе воздействия на органы чувств, но и те свойства, которые являются продуктами исторического общественного процесса и фиксируются в языке, предметах культуры . Поэтому образ мира – это не картинка и не копия мира, не создаётся из образов, отдельных явлений и предметов, а самого начала развиваются и функционирует как целое. Образ мира человека является универсальной формой его организации, знаний, определяющих возможности познания и управления поведением. Образ мира – это фон, который предваряет любое чувственное впечатление и реализует его в качестве чувственного образа внешнего предмета посредством своего содержания.