Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 21:05, шпаргалка
1. Классификация групп, изучаемых в социальной психологии.
1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии; Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры
2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии. Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы
Демократический стиль управления
характеризуется распределением полномочий,
инициативы и ответственности между
руководителем и заместителями,
руководителем и подчиненными. Руководитель
демократического стиля всегда выясняет
мнение коллектива по важным производственным
вопросам, принимает коллегиальные
решения. Регулярно и своевременно
проводится информирование членов коллектива
по важным для них вопросам. Общение
с подчиненными проходит в форме
просьб, пожеланий, рекомендаций, советов,
поощрений за качественную и оперативную
работу, доброжелательно и вежливо;
по необходимости применяются
Либеральный стиль управления
характеризуется отсутствием
36. Основные разновидности больших временных (стихийные) социальных групп.
Большие стихийные социальных группы – это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп. Такое образование не является «субъектом совместной деятельности». Среди стихийных групп чаще всего выделяют толпу, массу, публику.
Толпа – кратковременное образование, длительность существования зависит от значимости инцидента.
Масса собирается по поводу какой-либо акции. Масса определяется как более стабильное образование с нечёткими границами. В её действиях более продуманы конечные цели и тактика поведения. Масса достаточно разнородна: в ней могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы.
Публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким зрелищем. Элементы стихийности выражены слабее. Собираются ради общей и определенной цели. Она более управляема, но достаточно какого либо инцидента и публика станет неуправляемой. В замкнутых помещениях публику часто называют аудиторией.
37. Психология толпы.
Толпа – как правило образуется стихийно по поводу различных событий, случайная самозараждающееся неорганизованное скопление людей, которое имеет тенденцию к самопроизвольном росту, каждый человек в толпе находится на близком расстоянии от другого человека вступая в непосредственное взаимодействие. Толпа – кратковременное образование, длительность существования зависит от значимости инцидента. Цементирующим фактором выступают эмоционально устойчивые связи. Толпа действует эмоционально и единодушно. Эмоциональные связи в толпе имеют свою динамику, порождая различные типы толпы и различные типы социального поведения: от пассивного «глазения» на инцидент до открытой агрессии и паники. Приемущественную роль в толпе играют социально психологические механизмы как заражение и подражание. Все процессы происходящие в толпе раскручиваются по закону «циркуляционной реакции». Церкуляционная реакция обеспечивает эмоциональное кружение, т.е. постоянное самозарожение членами массы одной и той же эмоции по отношению к друг другу. В толпе могут возникнуть элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Основной характеристикой поведения толпы являются: стихийность, повышенный динамизм, резкий переход от одного состояния к другому. Виды толпы: конвенциональная, созидательная, агрессивная, пассивная, стяжательная, паническая;
38. Паника как
социально-психологическое
Паника (греч. panikon – безотчетный ужас) – это состояние массового страха при явной или мнимой угрозе.
Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения. Заражение, возникающее при панике нельзя недооценивать, в том числе и в современных обществах.
Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во-вторых, потому, что в ситуации паники весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись "внутри" системы паники , в той или иной степени поддается ей.
Виды паники:
1) по охвату людей:
а) массовая – охватывает большие массы людей (при пожарах, наводнениях и т. д.);
б) индивидуальная – паника отдельного человека (студента перед экзаменом, женщины перед родами);
2) по характеру:
а) аффективная паника – групповая реакция, регулируемая мгновенно охватившими людей сильными чувствами ужаса и страха. Начинается с индивидуальной паники отдельных истерических, высоко внушаемых личностей (паникеров), которые заражают паническими настроениями других людей. Характерно состояние острого психоза, истерии, не контролируемого поведения, туманное восприятие окружающего;
б) поведенческая паника (панические настроения) – это эмоционально продиктованные осмысленные решения и действия, которые не всегда адекватны угрозе или причине, побуждающих к ним. Развивается и затухает постепенно. Возникает не в толпе, а среди населения или его отдельных групп.
39. Факторы распространения паники слухов. Способы предотвращения их распространения.
Слухи – это достоверная или частично достоверная информация о значимом объекте, циркулирующая в виде устного сообщения.
Факторы, способствующие распространению слухов:
1) напряженная неблагоприятная, неопределенная обстановка в группе и окружающей ее среде (чрезвычайные обстоятельства, состояние боевых действий и др.);
2) отсутствие или недостаток официальной информации об обстановке;
3) недоверие к информации властей;
4) наличие лиц, заинтересованных в распространении слухов (о изменении курса валют и акций и т. д.);
5) общая усталость, изнурение;
6) подтверждение предыдущих слухов;
Факторы, способствующие развитию паники:
1) атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей;
2) опасности, которая в случае свершения грозит человеку смертью, увечьем или потерей имущества;
3) кратковременность ситуации для принятия решения, от которого многое зависит;
4) необходимости действовать без осознанного плана;
5) наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов;
6) большое количество людей, подверженных панике;
7) некоторые непредсказуемые физические, психические и социальные факторы (стечение обстоятельств).
Способы предотвращения паники:
1) на первом этапе – громкое и властное убеждение;
2) на втором – планирующие и регулирующие приказы неподверженных паническому состоянию личностей;
3) на третьем – применение сверхсильного раздражителя (предупредительного выстрела, громко переданного через мегафон приказ о прекращении паники с последующими указаниями действий).
40. Виды устойчивых социальных групп и их характеристики.
Большие устойчивые группы – долговременные группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества и занимающие определенные места в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества.
К таким группам относят социальные классы, различные этнические группы, половозрастные группы и т.д. Эти группы имеют наибольшее значение для понимания психологических характеристик исторического процесса.
Для этих групп характерны такие общие признаки, как нравы, обычаи, традиции, язык. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, которая воспроизводится на протяжении длительного исторического развития, передаваясь от поколения к поколению. На этой основе возникает такая важная характеристика большой группы как образ жизни, включающий особую систему потребностей, интересов, ценностей, социальных стереотипов, а также специфических форм общения, быта. Благодаря этому формируется так называемая групповая психология, которая выступает по отношению к отдельному индивиду как некая социальная реальность, выходящая за пределы его сознания и воздействующая на него вместе с остальными объективными условиями жизни.