Экспериментальное исследование развития личностных качеств у дошкольников и влияния на их формирование подвижных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 07:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление наиболее эффективных способов развития лидерских качеств и разработка комплекса подвижных игр, направленного на развитие лидерских качеств у дошкольников.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
- дать определение понятию «лидерство» и рассмотреть основные аспекты данной проблемы в научной литературе;
- исследовать особенности личностного развития дошкольников;
- изучить психолого-педагогические условия развития лидерских качеств дошкольников;
- охарактеризовать значение и задачи использования подвижных игр;
- определить влияние подвижных игр на развитие лидерских качеств дошкольников;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития лидерских качеств у дошкольников……………………………………………………………………6
1.1. Понятие и типы лидерства в психологии…………………………………6
1.2. Особенности социально-личностного развития дошкольников………..
1.3. Психолого-педагогические условия развития лидерских качеств у дошкольников……………………………………………………………………
Выводы по главе…………………………………………………………………
Глава 2. Подвижные игры как условие формирования и реализации лидерских качеств дошкольников………………………………………………
2.1. Значение и задачи использования подвижных игр………………………
2.2. Возможности подвижных игр для развития лидерских качеств дошкольников…………………………………………………………………….
Выводы по главе…………………………………………………………………
Глава 3. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у дошкольников и влияния на их формирование подвижных игр…………….
3.1. Выявление лидеров в детском коллективе………………………………..
3.2. Разработка комплекса занятий по развитию лидерских качеств……….
3.3. Проверка эффективности занятий по развитию лидерских качеств…….
Заключение………………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

лидеры.docx

— 93.87 Кб (Скачать файл)

-самосознание ребенка  сочетается с самопознанием, собственной  индивидуальности, самоценности. Охотно помогая сверстникам дети не воспринимают чужие успехи как свое поражение;

-преобладает оценочное, объектное отношение к себе  и другим. Это порождает постоянное  самоутверждение, демонстрацию своих  достоинств, их аргументирование.

Все это может вызвать проблемные формы межличностных отношений (повышенная конфликтность, неуверенность в себе, застенчивость, агрессивность). Все базисные характеристики старшего дошкольника находятся и стадии содержательного развития.

Ребенок отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью. Задача педагогов способствовать возникновению реальной общественно - значимой и оцениваемой деятельности - учебной. В связи с этим стоит проблема Готовности ребенка к школе. К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6-7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы) - Развивается кризис 7 лет.

В работах Е.Е.Кравцовой, Н.И.Гуткиной, К.Н.Поливановой, Г.М.Ивановой и др. приводятся доказательства того, что кризис «помолодел» (6,5 лет), (см.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов -М., 2000). Ориентация па социальные нормы не порождает острых конфликтов с окружающими, поэтому негативные проявления кризиса 7 лет выражены слабо (нарочитость, кривляние, манерность, вертлявость, клоунада, шутовство). Суть этих изменений Л.С.Выготский определил как утрату детской непосредственности. Потеря непосредственности говорит о том, что между внутренней (переживаниями) И внешней (поступками) жизни ребенка вмешивается интеллектуальный момент - ребенок хочет изобразить, показать то, чего нет на самом деле.

В детском саду и семье ребенок может «по - взрослому» рассуждать о политике, аргументировать псевдонаучно свои нежелания сделать что - либо. У детей появляется интерес к своему внешнему виду, спорит по поводу одежды, начинают подражать взрослым, употребляя лак для ногтей, косметику. Все это говорит о том, что ребенок пытается взять на себя новые обязанности и занять позицию взрослого. Если у ребенка 7 лет при высоком уровне ориентации на социальные нормы недостаточно развиты способы их достижения, это приводит к уходу от деятельности, ребенок становится пассивным, самореализуется в фантазиях. Случается и намеренное нарушение общепринятых норм, но это направлено не против взрослого, а против нормы («Я не маленький»).

С понятием личности тесно связано понятие «социализация», в которой основными институтами являются: семья, детский сад, школа, неформальные объединения и производственные коллективы. Они представляют собой общность людей, где активно протекает процесс социализации человека.

Социализация – это процесс и результат усвоения активного воспроизведения индивидом социального опыта. На его основе идет социально-личностное развитие и значимость социального опыта ребенка в нравственном воспитании и развитии.

Основной целью социально-личностного развития ребенка остается адаптация к окружающей среде и стремление к определенному овладению её содержанием. На протяжении дошкольного периода развивается новый социализированный уровень психофизиологических функций в индивидной системе с новыми свойствами (произвольность, вербальность, опосредованность) и складываются сложные психические образования.

Основные компоненты социального развития дошкольника – это наличие социального опыта, социально-смысловая ориентация, культуро - творчество, функции разных видов деятельности, в которых психологическими механизмами будут: подражание, рефлексия, эмоциональная идентификация, рефлекторная, нормативная и индуктивная регуляция, оценка и самооценка.

Г. Спенсер считал, что человек становится социальным существом благодаря прохождению социальных институтов: домашних, политических, церковных. М. Мид и Ч.Х. Кули провели аналогию между социализацией и процессом освоения ролей. Они выделили три стадии социализации: имитация – механическое повторение наблюдаемых действий; игра – переход из роли в роль; групповое членство – освоение своей роли, но глазами группы.

Ж. Пиаже сформулировал концепцию когнитивного развития как ряд последовательных стадий детской социализации личности: до 2 лет – сенсомоторная; с 2 до 7 лет – преоперациональная; с 7до11 лет – конкретно-операциональная; после 12 лет – формально-операциональная.

По мнению отечественных психологов, период дошкольного детства является периодом активного влияния психологических механизмов на личность, одним из которых является механизм подражания.

Внешний мир личности воспринимается через себя. Ребенок не просто подражает взрослым людям, он старается приобщиться к делам взрослых людей; у него появляется чувство ответственности. Он постепенно входит в мир морали, поэтапно осваивает существующие ценности и нормы (В.А.Беликов, Р.Р.Ветчинкина).

Социальная детерминация внутреннего мира личности имеет сложную структуру. В ней главное – объективные условия, действующие через потребности и интересы личности, сформированные на психологическом и культурном уровнях. П.П. Блонский справедливо указывает, что «подражательность – одно из главных явлений социального единства». По подражанию, указывал И.П. Павлов, у ребенка формируется индивидуальное и общественное поведение.

Социальным опытом дети овладевают при помощи взрослых в процессе вхождения личности в социальную среду. На современном этапе детство представляет собой физиологическое, психологическое, педагогическое и сложное социокультурное явление. Понятие «социальной ситуации развития» Л.С. Выготский обозначил особым сочетанием внутренних процессов и внешних условий, которые являясь типичными для каждого возрастного этапа, обусловливают динамику психики на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования [1].

Включенность человека в противоречивые социальные общности приводит к необходимости социальной активной ориентировке личности в разных социальных ситуациях. Их характеризует: психическая активность – потребность индивида в познании окружающей действительности при взаимодействии с окружающим миром. Это потребность индивида в познание своего «Я».

На каждом возрастном этапе развития у дошкольника значение приобретают механизмы, позволяющие решать актуальные проблемы личностного развития. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности и пропуская их через сознание, чувства и переживания, ребёнок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру личности общества.

Познание осуществляются через механизм рефлексии в повседневной деятельности, направленной на осмысление своих действий и действий других людей. Условием для развития психической активности выступают в зависимости от возраста виды деятельности: «фактор места», отражающий социальные ожидания групповой социальной среды.

Социализация дошкольника определяет будущие свойства личности, состоящие в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, которые обозначают в системе мотивов ценность и индивидуальную активность выраженность личности.

В концепции социального развития личности ребенка Д.И. Фельдштейн отметил, что важнейшим критерием социализированости личности выступает степень ее независимости, а не степень ее приспособленчества и конформизма.

Он определяет социализацию как «сложный процесс социализации - индивидуализации, объективно задаваемой социальной действительностью, социальными задачами, требованиями общества», который «выступает процессом имманентного саморазвития психики и личности ребенка», спецификой морали.

И.С. Кон рассматривает социальное положение индивида как место в определенной социальной структуре, в основе которой – усвоенная, интегрированная роль человека, представляющая внутреннее определение индивидом социального положения, отношения к этому положению и вытекающим из него обязанностям. Период дошкольного детства, по мнению отечественных психологов, является периодом активного влияния психологических механизмов на личность, одним из которых является механизм подражания.

Д.Б. Эльконину принадлежит фундаментальная и развернутая концепция психического развития, ориентированная на становление когнитивных и мотивационных образующих психику. Он попытался связать между собой два основных вектора развития психики ребенка: вектор взаимоотношений с миром вещей (познание, овладение предметным миром) и вектор взаимодействия ребенка с миром людей, считая, что деятельность ребенка внутри векторов представляет единый процесс, где развивается личность

По психологическому содержанию вектор - это ведущая деятельность, присущая ребенку в данный момент. Но её наличие не отменяет другие субдоминантные виды деятельности. Дети чувствительны к жизни, впечатлительны, эмоционально отзывчивы. Они воспринимают объекты и свойства предметов, которые вызывают у них эмоциональный отклик и эмоциональное отношение.

В процессе развития этот единый процесс как бы раздваивается и на каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного периода они меняются местами. Смена доминирующего вектора на субдоминантный определяет начало нового возрастного этапа в компонентах психического развития ребенка.

Согласно А.В. Петровскому, социальная ситуация развития может быть стабильной и нестабильной. Ведущими феноменами социализации являются: усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации. Он выделил стадии социализации:

- адаптация к действующим  в этой общности нормам и  формам взаимодействия, деятельности, усвоении социального опыта, приспособление, подражание;

- индивидуализация - выделение  себя среди других, критическое  отношение к общественным нормам  поведения, удовлетворение потребности  в максимальной персонализации, желание найти свое место в обществе; интеграция личности в этой общности. Психологические механизмы теперь: имитация; идентификация; стыд; чувство вины.

Б.Д. Парыгин утверждает, что это процесс вхождения в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которые вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития. Личность предстает, как система социального поведения индивида. Он обозначает социально-психологические механизмы социализации как: подражание; внушение; социальная фасилитация; комфортность.

А.Б. Орлов считает, что ребенок, транслируя опыт взрослых в процесс обучения и воспитания, воспроизводит мир взрослых со всеми его неразрешимыми и обостряющимися проблемами. Согласно высказываниям Франкла, человек обретает смысл жизни, когда осознает определённые ценности и представил смысл, как жизненную задачу.

Социальная активность - это потребность человека выражается в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствие со своим мировоззрением, своими ценностными ориентациями. Она показывает отсутствие способности творить обстоятельства, полностью подчиняться им. Это зависимость человека от обстоятельств, от окружающих его людей.

Под негативной активностью в социуме понимается социально опасные личности, которые создают и изменяют обстоятельства, обладают механизмом рефлексии, действуя сознательно. Но они асоциальны, лишены чувства ответственности за людей, за себя. Психофизиологические задатки человека постепенно превращаются в социально значимые свойства личности. Главным остается - формирование нравственности, культуры поведения, что возможно за счёт освоения и внедрения в содержание нравственности культурно-логического компонента, компонента эмпатического взаимодействия и позитивной мотивационной направленности в жизнедеятельность дошкольника.

Эволюция учений о детском развитии всегда шла по пути осмысления влияния социума на развитие ребенка. Ранние теории рассматривали развитие детей в системе отношений «ребенок - предмет». На современном этапе детство понимается как период социокультурной подготовки человека к взрослой жизни полноправного члена общества.

1.3. Психолого-педагогические  условия развития лидерских качеств  у дошкольников

В современных условиях развития российского общества и становления рыночной экономики успех каждого человека зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать соответствующие решения и действовать согласно им. Развитие социальной активности, лидерской целеустремленности необходимо начинать уже в дошкольном детстве. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различным видам деятельности, самому себе. В связи с этим современная педагогическая практика должна опираться на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. Изучение механизмов проявления активности ребенка и процесса развития лидерского потенциала детей имеет исключительно важное значение для поиска эффективных путей и средств, способствующих становлению активности личности, ее самореализации в настоящем и будущем окружении.

Тема лидерства привлекала внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков. В тайну этого явления пытались проникнуть Конфуций, Аристотель, Платон, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Г. Лебон, Г. Тард, М. Вебер, Г. Лассуэлл, Г. Моска, В. Парето, З. Фрейд, Н. Михайловский и многие др. В современной западной обществоведческой литературе проблемы лидерства представлены очень широко, их изучают такие известные ученые, как Р. Бо-гардус, Ж. Блондель, Б. Басе, Д. Дженнингс, К. Левин, Р. Стогдилл, Р. Такер, С. Хук, А. Хер-манн и другие. В отечественной литературе

Пути формирования лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста данной проблеме посвящены исследования Г. К. Ашина, И. В. Волкова, И. Р. Колтуновой, Л. И. Кравченко, Р. Л. Кричевского, Е. С. Кузьмина, Б. П. Парыгина и др. [1, с. 135].

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Информация о работе Экспериментальное исследование развития личностных качеств у дошкольников и влияния на их формирование подвижных игр