Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 16:39, курсовая работа
Цель: Выявить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Объект исследования: мышления глухих детей.
Предмет исследования: Особенности интеллектуальной деятельности у детей 5-6 летнего возраста с нормальным развитем и с нарушениями слуха.
Задачи: 1.Изучить особенности наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
2.Провести констатирующий эксперимент, с целью выявления особенностей наглядно-образного мышления детей с нарушенным слухом, по сравнению с нормально развивающимся детьми.
3.Провести анализ результатов констатирующего эксперимента.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………2
1 ГЛАВА. Теоретические основы проблемы наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Особенности развития наглядно-образного мышления нормального детей дошкольного возраста ……………………………………………..5
Понятие мышления и его классификация ……………………................14
Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом …………………………….29
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенным слухом. …………………………………………………………36
2 ГЛАВА. Эмпирическое исследование наглядного мышления дошкольника.
2.1. Организация и методики эмпирического исследования ………………...41
2.2. Анализ полученных данных. ……………………………………………..43
2.3. Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом. ………….44
Выводы ………………………………………………………...47
Заключение …………………………………………………………47
Список литературы ………………………………………………………
Методика «Найди лишний предмет?»
Эта методика предназначена для детей от 5 до 6 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
рис.1. «Найди лишний предмет?»
10 баллов |
– ребёнок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее, чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. |
8-9 баллов |
– ребёнок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин |
6-7 баллов |
– ребёнок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин |
4-5 баллов |
– ребёнок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин. |
2-3 балла |
– ребёнок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин. |
0-1 балл |
– ребёнок за 3 мин не справился с заданием. |
Выводы об уровне
развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Методика «Чем залатать коврик? »
Рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Цель этой методики – определить, насколько ребёнок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 4. Перед его показом ребёнку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.
рис.2. «Чем залатать коврик? »
10 баллов |
– ребёнок справился с заданием меньше чем за 20 сек | ||
8-9 баллов |
- ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек. | ||
6-7 баллов |
| ||
4-5 баллов |
| ||
2-3 балла |
– время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек. | ||
0-1 балл |
– ребёнок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек. |
Выводы об уровне
развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Методика «Что необходимо добавить»?
Рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Ребёнок должен к карточкам подобрать недостающую картинку.
Развиваем логическое мышление у ребенка.
Разберем к примеру одну карточку:
На карточке мы видим три картинки. Капуста, на против капусты изображена коза. Ниже отсутствует картинка и на против изображена морковь. Т.е. можно предположить , что если коза и капуста, это значит коза любит кушать капусту (или она ест капусту). Морковь соответственно любит кушать кролик. Поэтому ребенок выбирает изображение кролика и кладет на пустое место в карточке. И т.д.
Спрашивайте вашего ребенка, задавайте ему вопросы.
Почему он так считает?
А кто (или что) ещё мог (могло) быть здесь изображен (изображено)?
Развивайте в ребенке
логическое мышление,
Карточки для развития логического мышления у вашего ребенка.
рис.3. «Что необходимо добавить»?
10 баллов |
– ребёнок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее, чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. |
8-9 баллов |
– ребёнок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин |
6-7 баллов |
– ребёнок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин |
4-5 баллов |
– ребёнок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин. |
2-3 балла |
– ребёнок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин. |
0-1 балл |
– ребёнок за 3 мин не справился с заданием. |
Выводы об уровне
развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Информация о работе Эмпирическое исследование наглядного мышления дошкольника