Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 19:51, курсовая работа
Специалист М. Раттер (1987) отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это – неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи и социологи отмечают рост количества детей группы риска. Например, голландский исследователь М. де Винтер говорит о том, что с 1970-х до 1990-х гг. количество детей этой группы росло неуклонно и сейчас они составляют 20% от общего количества подростков и молодежи в возрасте до 18 лет (речь идет о подростках с нормальной психикой). Та же тенденция проявляется и в других развитых странах. Общество и, прежде всего, учителя и родители тратят колоссальные усилия на преодоление этих отклонений.
Введение 3
Общая характеристика работы 5
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей школьной тревожности у девиантных подростков мальчиков и девочек 7
1.1 Психологические особенности подросткового возраста 7
1.2 Психологическая природа тревожности 11
1.3 Гендерные особенности проявления тревожности у подростков 19
1.4 Типичные формы отклоняющего поведения подростков 22
Выводы 31
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей школьной тревожности у девиантных подростков мальчиков и девочек 33
2.1 Методология, методы и организация исследования 33
2.2 Изучение склонности к девиантному поведению подростков – мальчиков и подростков - девочек 37
2.3 Изучение тревожности у подростков-мальчиков и подростков - девочек. 41
2.4. Выявление особенностей школьной тревожности у девиантных подростков - мальчиков и девиантных подростков - девочек 49
Выводы 52
Заключение 54
Список использованных источников 56
Рисунок 2.2 – Процентное соотношение видов девиации в группе Б
Как видно из рисунка 2.2 и исходя из эмпирических данных (Приложение 3) доминирующим типам девиантного поведения в группе Б является волевой контроль эмоциональных реакций (51 Т балла) что составило 21% от общего числа баллов – результаты свидетельствует о некоторой слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о слабом контроле поведенческих проявлений эмоциональных реакций, и о не полной сформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений. Наименее представлена и развита в группе Б склонности к аддиктивному поведению (35 Т балла), что составило 15% от общего числа баллов - предрасположенность подростков к аддиктивному поведения результаты свидетельствуют либо о не выраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.
Далее мы сравним полученные результаты по группе А и Б и полученные результаты представим в виде диаграммы (рис. 2.3)
Рисунок 2.3 –Соотношение видов девиации в группе А и Б
Как видно из рисунка 2.3 и исходя из эмпирических данных (Приложение 3) видно различие между видами девиантного поведения в Группе А и в группе Б, у респондентов в группе А общая склонность к девиантому поведению выше чем у респондентов группы Б. Так же был проведен статистический анализ который подтвердил разницу между склонностью к девиантному поведению у подростков – мальчиков и подростков –девочек (Приложение 7).
Согласно второму этапу исследования была выявлена тревожность у подростков - мальчиков и подростков-девочек.
Далее мы выявили тревожность у подростков-мальчиков. Полученные результаты были занесены в сводную таблицу (Приложение 4), а полученные данные представлены в таблице 2.3
Таблица 2.3 – Выраженность тревожности в группе А
Уровни тревожности |
Ситуативная тревожность |
Личная тревожность |
Низкий |
2 |
2 |
Умеренный |
6 |
7 |
Высокий |
7 |
6 |
Исходя из полученных данных в группе А преобладающими уровнями ситуативной тревожности являются высокий уровень тревожности (7 человек), далее следует умеренный уровень (6 человек). Наименее представлен низкий уровень тревожности (2 человека). Что говорит о том, что у подростков-мальчиков в целом наличествует тревожность выражающаяся неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением.
В группе А, личностная тревожность выражена преобладающее средним уровнем тревожности (7 человек), характеризующаяся склонностью воспринимать угрозу в среднем диапазоне ситуаций, наиболее значимых, многие из этих ситуаций будут обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Далее по численности представлен высокий уровень (6человек), и практически не представлен низкий уровень (2 человека).
Далее мы по каждому виду представили процентное соотношение уровней тревожности и для удобства восприятия представили в виде диаграмм (рис. 2.4 и 2.5).
Рис. 2.4 Ситуативная тревожность в группе А
Исходя из представленных данных в диаграмме на рисунке 2.4 как и в таблице 2.3 доминирующими уровнями является высокий уровень 47% от общей численности респондентов мужского пола, средний уровень составил 40% и низкий уровень составил 13% от общей численности респондентов мужского пола.
Далее представим процентное соотношение уровней личностной тревожности в группе А:
Рис. 2.5Личная тревожность в группе А
Исходя из представленных данных в диаграмме на рисунке 2.5, как и в таблице 2.3, доминирующим является умеренный уровень, который составил 47% от общей численности респондентов мужского пола. Чуть менее представлен высокий уровень 40%, и практически не представлен низкий уровень который составил 13 % от общей численности респондентов мужского пола.
Далее мы сопоставим выраженность ситуативной и личностной тревожности в виде диаграммы (рис. 2.6):
Рис. 2.6 Личная и ситуативная тревожность по уровням в группе А
Как мы можем наблюдать из диаграммы представленной на рисунке 2.6 присутствует различие выраженности уровней ситуативной и личностной тревожности, далее для полного представления построим диаграмму общей выраженности уровня в группе А ситуативной и личностной тревожности (рис.2.7).
Рис. 2.7 Личная и ситуативная тревожность в группе А
Как мы можем наблюдать из диаграммы представленной на рисунке 2.6 присутствует незначительное различие выраженности уровней ситуативной и личностной тревожности, личностная и ситуативная тревожность выражена среднем уровнем. Таким образом присутствует незначительное различие выраженности ситуативной и личностной тревожности, и данные виды тревожности у респондентов мужского пола имеют свои особенности.
Далее мы исследовали проявление тревожности в группе подростков -девочек. Полученные результаты были занесены в сводную таблицу (Приложение 4), а полученные данные представлены в таблице 2.4
Таблица 2.4 – Выраженность тревожности в группе Б
Уровни тревожности |
Ситуативная тревожность |
Личная тревожность |
Низкий |
3 |
1 |
Умеренный |
6 |
5 |
Высокий |
6 |
9 |
Исходя из полученных данных в группе Б преобладающими уровнями ситуативной тревожности являются умеренный и высокий уровни тревожности (по 6 человек). Наименее представлен низкий уровень тревожности (3 человека). Что говорит о том, что у подростков-девочек в целом наличествует тревожность выражающаяся неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением.
В группе Б, личностная тревожность выражена преобладающее высоким уровнем тревожности (9 человек), характеризующаяся склонностью воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций, каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Далее по численности представлен средний уровень (5 человек), и практически не представлен низкий уровень (1 человек).
Далее мы по каждому виду представили процентное соотношение уровней тревожности и для удобства восприятия представили в виде диаграмм (рис. 2.4 и 2.5).
Рис. 2.8 Ситуативная тревожность в группе Б
Исходя из представленных данных в диаграмме на рисунке 2.8, как и в таблице 2.4, доминирующими уровнями являются высокий и средний уровень (40%), низкий уровень составил 20% от общей численности респондентов женского пола.
Далее представим процентное соотношение уровней личностной тревожности в группе Б
Рис. 2.9Личная тревожность в группе Б
Исходя из представленных данных в диаграмме на рисунке 2.9, как и в таблице 2.4, доминирующим является высокий уровень, который составил 60% от общей численности респондентов женского пола. Чуть менее представлен средний уровень 40%, и практически не представлен низкий уровень который составил 7% от общей численности респондентов женского пола.
Далее мы сопоставим выраженность ситуативной и личностной тревожности в виде диаграммы (рис. 2.10)
Рис. 2.10 Личная и ситуативная тревожность по уровням в группе Б
Как мы можем наблюдать из диаграммы представленной на рисунке 2.10 присутствует различие выраженности уровней ситуативной и личностной тревожности, далее для полного представления построим диаграмму общей выраженности уровня в группе Б ситуативной и личностной тревожности (рис.2.11).
Рис. 2.11 Личная и ситуативная тревожность в группе Б
Как мы можем наблюдать из диаграммы представленной на рисунке 2.11 присутствует различие выраженности уровней ситуативной и личностной тревожности, личностная тревожность выражена высоким уровнем и ситуативная среднем уровнем. Таким образом, присутствует различие выраженности ситуативной и личностной тревожности, и данные виды тревожности у респондентов женского пола имеют свои особенности.
Далее с помощью методики Филипса мы установили уровень школьной тревожности в группе подростков-мальчиков, полученные результаты занесены в сводную таблицу (Приложение 5).
Полученные данные соотношения представили в виде таблицы (табл. 2.5)
Табл. 2.5 Выраженности уровня тревожности в группе А
Виды тревожности |
Общая тревожность в школе |
Переживание социального стресса |
Фрустрация потребностей в достижении успеха |
Страх самовыражения |
Страх ситуации проверки знаний |
Страх не – соответствовать ожиданиям окружающих |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
Выраженность |
63% |
66% |
63% |
62% |
63% |
68% |
74% |
63% |
Уровень |
повышенной |
повышенной |
повышенной |
повышенной |
повышенной |
повышенной |
повышенной |
повышенной |
Исходя из полученных данных представленных в таблице 2.5 в группе подростков мальчиков по всем подвидам школьной тревожности выражен повышенный уровень, наибольшие показатели по шкале низкой сопротивляемости стресса 74% от обще возможной суммы по шкале, характеризующаяся повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Наименьшая степень выраженности шкалы фрустрации потребностей в достижении успеха, которая составила 62% от обще возможной суммы по шкале, характеризующаяся по данному значению некоторыми негативными эмоциональными переживаниями ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Далее мы представили полученные данные по группе подростков-девочек группы Б так же в виде сводной таблицы (Приложение 5), а обработанную информацию представим в виде таблицы (табл. 2.6)
Табл. 2.5 Выраженности уровня тревожности в группе Б
Виды тревожности |
Общая тревожность в школе |
Переживание социального стресса |
Фрустрация потребностей в достижении успеха |
Страх самовыражения |
Страх ситуации проверки знаний |
Страх не – соответствовать ожиданиям окружающих |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
Выраженность |
66% |
72% |
70% |
70% |
70% |
72% |
76% |
70% |
Уровень |
повышенной |
повышенной |
повышенной |
повышенной |
повышенной |
повышенной |
повышенной |
повышенной |
Исходя из полученных данных представленных в таблице 2.5 в группе подростков-девочек физиологической сопротивляемости стрессу составляет 76% общего значения по данной шкале, что в свою очередь является показателем высокого уровня тревожности в данной под шкале, характеризующейся повышающей вероятностью неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Наименьшая степень выраженность общей тревожности в школе 66% от общей возможной суммы по шкале, характеризующее по данному значению общее состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы, повышенный уровень, что говорит, что в целом у подростков девочек имеются свои особенности тревожности в школе.
Согласно следующему этапу плана исследования, мы установили наличие особенностей школьной тревожности девиантных подростков - мальчиков и девиантных подростков - девочек.
И первым шагом выявления особенностей личностной и ситуативной тревожности в группе А и группе Б (рис. 2.12)
Рис. 2.12 Соотношение ситуативной и личностной тревожности
Согласно данным, представленным в диаграмме рисунка 2.12, существует четко выраженное различие ситуативной и личностной тревожности респондентов мужского и женского пола. Так же существует качественная разница личностной тревожности, так у респондентов мужского пола наличествует высокий уровень, а у респондентов женского пола умеренный. Далее мы рассчитали с помощью Х2 Пирсона статистическую значимость различия (Приложение 6), и получили χ2Эмп = 47.539, данное значение превышает критическое значение, что говорит о статистической значимости различия ситуативной тревожности группы А и группы Б, и так же был произведен аналогичный расчет статистической значимости личностной тревожности (Приложение 8) и получили χ2Эмп = 35.896, что подтверждает статистическую значимость различия и подтверждает нашу гипотезу.
Далее для подтверждения гипотезы был проведен сравнительный анализ результатов по тесту Филипса (рис.2.13)
Рис. 2.13 Соотношение школьной тревожности по Филипсу
Согласно представленным данным в диаграмме рисунка 2.13 наблюдается некоторое различие в школьной тревожности, в сторону большой тревожности у подростков-девушек. Так же наличествует качественное отличие по шкале низкой физиологической сопротивляемости стрессу у респондентов мужского пола повышенный уровень, у респондентов женского пола высокий уровень тревожности. Далее мы рассчитали с помощью u-критерия Мана-Уитни, Uэмп(25.5),статистическую значимость различия школьной тревожности и статистической значимости не выявили (Приложение 9), UЭмп = 25.5 и находится в зоне не значимости.