Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:52, курсовая работа
Предмет, история и задачи этнической психологии. Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Этническая психология. Цели и основные задачи этнопсихологии.
межкультурномобщении?
Упражнение «Таблички»
Ведущий просит встать всех участников в круг, закрыть глаза и дает краткую
инструкцию: «Сейчас вы по моей команде откроете глаза и должны будете МОЛЧА
объединиться в определенные группы. Пока глаза у вас закрыты, я надену на ваши головы
таблички, чтобы помочь вам выбрать признак, по которому вы сможете объединяться»
Ведущий надевает всем присутствующим таблички на головы с названиями
определенных национальностей, которые можно объединить в подгруппы. Например,
русский, украинец, белорус – славяне, чеченец, грузин, армянин – кавказцы и т.д.
Упражнение «Диалектика»
Участники рассаживаются в круг на стулья.
Инструкция: Сейчас я буду называть какую-либо определенную социальную группу
людей, например, это женщина. Сидящий справа от меня должен сказать почему именно
хорошо быть женщиной, следующий за ним участник должен сказать, почему наоборот,
быть женщиной плохо. Рядом с ним сидящий говорит, почему женщиной быть все-таки
хорошо. И так далее. Должны высказаться все участники тренинга.
Предполагаемые категории людей: Мужчина - женщина, преподаватель - студент,
русский - американец__________.
Упражнение «Паутина предрассудков»
Необходимыематериалы: моток тесьмы или веревки.
Задачи:
1. Показать участникам группы, как чувствует себя человек, являющийся
«объектом» негативных этнических стереотипов и предубеждений.
2. Привести участников группы к осознанию влияния стереотипов на чувства и
функциональные состояния «объектов стереотипизации»
3. Сформировать у членов группы мотивацию на оказание помощи и поддержки
человеку, чувствующемусебя униженным стереотипами и предрассудками.
4. Выработать в процессе группового обсуждения стратегии совладения с
негативными этническими стереотипами
10
1 часть. Выбираются три – четыре человека на роль объектов стереотипизации,
представителей определенных народов. Им ничего не объясняется в присутствии группы,
и они выходят за дверь. Там тренер сообщает участникам о «ролях», которые им
предстоит играть, а также кратко объясняет предстоящую процедуру. Не следует
раскрывать содержание полностью, целесообразно сказать лишь о том, что группа будет
адресовать им распространенные высказывания по поводу разных этнических групп.
Тренер просит участников «вжиться» в образ представителя определенной этнической
группы. Кроме того, тренер ориентирует всех на запоминание своих мыслей, чувств и
переживаний во время проведения упражнения. Это подчеркивается как важная
исследовательская задача, от которой зависит эффективность выполнения упражнения в
целом.
2 часть. Тренер возвращается в комнату, где находится основная часть группы,
предлагает сесть полукругом и ставит напротив этого полукруга стул. Объяснение: «
Сейчас на этот стул поочередно будутсадиться «представители» разных культуриз числа
участников, находящихся за дверью. Задача группы – вспомнить или придумать
негативные высказывания в отношении данного народа и адресовать их «представителю».
После каждого высказывания я буду обматывать сидящего на стуле участника веревкой.
Когда я скажу «Достаточно», вам следует начать говорить позитивные высказывания в
адрес этого народ, а я будуразматывать веревку»
3 часть. Вызывается «представитель» какого-либо народа. Тренер представляет его
группе, он садится на стул, а остальные начинают рассказывать о названной этнической
группе анекдоты или высказывать бытующие негативные стереотипы и предубеждения.
После каждого негативного высказывания тренер обматывает участника,
представляющего «народ» веревкой, как бы опутывая его «паутиной предрассудков» до
тех пор, пока тот не сможет пошевелиться.
При опутывании «представителя» народа веревкой необходимо внимательно следить
за его состоянием.
Распутав «представителя» народа, следует просьба участникам группы хорошо
запомнить свои впечатления для последующего обсуждения.
Далее подобная процедура повторяется со всем «представителями» народов,
входящими в комнатупо приглашению.
4 часть. Обсуждение.
1 этап. Вербализация переживаний, обмен чувствами и эмоциями.
Вся группа рассаживается, образуя круг. «Объекты» стереотипизации не должны
сидеть рядом. Организация работы на этом этапе во многом зависит от того, в каком
состоянии находятся «объекты» стереотипизации. Важно начать разговор с описания
своего состояния всеми «представителями» народов по очереди. Каждый человек,
исполнявший роль опутываемого должен максимально подробно и искренне рассказать о
своих чувствах, эмоциях, возникших во время упражнения. Можно предложить им
сначала ответить на вопросы:
1. Опишите свое состояние на разных этапах работы: перед началом
процедуры, в процессе опутывания веревкой, после окончания негативных
высказываний; во время позитивных высказываний, после окончания всей
процедуры.
2. Оцените свое состояние на указанных выше этапах по 20-ти балльной шкале, где
самая высокая степень отрицательных эмоций обозначается как «- 10», нейтральное
состояние «0», самая высокая степень положительных эмоций «+10».
Затем обсуждаются чувства и переживания всех участников, также процессы
идентификации с «объектами» стереотипизации и эмпатии по отношению к ним.
Сравниваются состояния всех участников. Этот этап обсуждения должен быть посвящен
выражению чувств и обмену ими. Необходимо добиться, чтобы все члены группы
отрефлексировали свои чувства. Если у группы возникают трудности с этим процессом,
11
можно предложить всем продолжить фразу: «Когда я смотрел, на опутанного веревкой Н,
я чувствовал…»
В процессе обсуждения важно следить за функциональными состояниями тех, кто
сидел на стуле. В конце обсуждения вновь следует попросить оценить их актуальное
состояние в баллах.
2. Выработка стратегий совладания с негативными этническими стереотипами.
Нацелить групповое обсуждение на формирование индивидуальных стратегий совладания
с негативными этническими стереотипами
«Сила неприязни» (На случай, если останется время)
Цель: понимание причин возникновения неприязни в межгрупповых отношениях,
понимание силы значимости воздействия на людей негативных оценок.
Процедура проведения. Группа делится на две подгруппы: «беженцы» («мигранты»)
и «местные жители». Каждой из подгрупп дается задание в течение трех минут придумать
пять типичных высказываний, которые выражали бы неприязнь по отношению к другой
подгруппе.
После этого каждая группа оценивает, насколько сильно проявляется неприязнь в
каждом высказывании – насколько сильно с их помощью можно обидеть человека из
другой подгруппы (оценки даются по 10-балльной шкале). Каждая из подгрупп
выписывает свои высказывания на отдельном листе так, чтобы другая подгруппа их не
видела.
Затем подгруппы садятся напротив друг друга и хором (или по одному человеку от
группы) произносят эти фразы. Каждая подгруппа говорит по очереди. Подгруппа, к
которой обращено высказывание, каждый раз сообщает насколько обидным, по их
мнению, было высказывание, присуждая балл неприязни. Результаты («сила» неприязни
«чужого» высказывания) записываются на доске и в таблицах.
Дальше участники подгрупп сообщают, как они ранее сами оценили, насколько
обидны их высказывания – это значение записывается в соответствующую графу. После
окончания и подсчета разности делается вывод о том, что со стороны обидчика неприязнь
обычно воспринимается не так сильно, как со стороны того, к кому она обращена.
Полученная разность представляет собой различия по оценке неприязни. Чем она выше,
тем ниже оценивают авторы высказываний негативизм своих высказываний.
Вопросы для обсужден6ия. Расскажите о ваших чувствах и заданных ролях? Какие у
вас возникли идеи, замечания? могут ли, по вашему мнению, негативные высказывания
послужить причиной конфликта? От чего может зависеть глубина и сила конфликта?
Каким образом опыт, полученный в этом упражнении, можно использовать для
улучшения отношений с другими людьми?
Упражнение «Добрые слова»
Тренер обращается к участнику: «Таня, ты говоришь добрые слова соседу слева.
Затем он повторяет эти слова с местоимением «я». А потом адресует свои собственные
слова своему соседу». Упражнение заканчивается, когда последний участник говорит
добрые слова человеку, начавшему цепочку.
Подведение итогов.
ЗАНЯТИЕ 3. (4 часа)
ォКультурный ассимиляторサ
Цель: повышение этнокультурной компетентности и этнокультурной сензитивности
– развитие способности понимания жизненных ситуаций с точки зрения представителей
чужого этноса, видения мира с позиции другой культуры.
Задачи:
12
1. Осознание неадекватности интерпретаций поведения людей из других
культурчерез призму своей культуры.
2. Освоение изоморфных атрибуций, т.е. способов интерпретации поведения
людей через призму их собственной культуры
3. Переживание своих эмоциональных реакций в обстоятельствах
межэтнического взаимодействия и их корректировка.
4. Моделирование позитивного межгруппового поведения
5. Снижение тревожности в ситуациях межкультурноговзаимодействия.
6. Формирование установок на толерантное поведение в инокультурнойсреде.
«Приветствие» 2 вариант
Участники тренинга встают (садятся) в круг, первый участник, бросая мяч второму
участнику говорит ему, чтобы тот передал третьему привет от него, но чтобы текст
приветствия он придумал сам. Это повышает напряжение игры.
«Поздороваемся»
Процедура проведения. Это упражнение нужно делать очень быстро. Сначала все
молча ходят по комнате, а потом по сигналу-хлопку ведущего нужно будет очень быстро
«поздороваться» друг с другом. Причем «поздороваться» таким способом, который будет
назван. Например, глазами… руками… плечами… ушами… носами… коленями. При
этом каждый раз следует находить нового партнера.
Вопросы для обсуждения. Со всеми участниками ты поздоровался? Как было
здороваться проще? Что чувствовали, когда здоровались руками, глазами, носами и т.д.? С
кем контакт было установить легче, а с кем – сложнее?
Знакомство с методом «Культурный ассимилятор»
Вступительное слово к данному упражнению: Для подготовки к межкультурному
взаимодействию широкое распространение во многих странах получили так называемые
культурные ассимиляторы. Цель при использовании данного метода – научить человека
видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать их видение мира.
Поэтому культурный ассимилятор называют также техникой повышения межкультурной
сензитивности. Первые культурные ассимиляторы были разработаны психологами
университета штата Иллинойс в начале 60-х годов. Они предназначались для
американских граждан, взаимодействующих с арабами, иранцами, греками, тайцами.
Создатели модели ставили своей целью за короткое время дать обучаемым как можно
больше информации о различиях между двумя культурами и остановились на
программированном пособии с обратной связью, позволяющем сделать его читателя
активным участникомпроцесса обучения.
Культурные ассимиляторы состоят из описаний ситуаций, в которых
взаимодействию персонажи из двух культур, и четырех интерпретаций их поведения –
каузальных атрибуций о наблюдаемом поведении. Информация подбирается так, чтобы
представить ситуации, в которых проявляются либо значительные, либо наиболее
значимые, ключевые различия между культурами.
Примеры потенциально конфликтных ситуаций могут быть взяты из
этнографической и исторической литературы, прессы, наблюдений самих разработчиков.
Процедура проведения. 1 этап. Тренер разделяет группу на подгруппы по 3-5
человек. Обучаемые получают задание проанализировать ситуации из культурных
ассимиляторов, предназначенных для подготовки к межкультурному взаимодействию
представителей родной для них культуры. Они должны найти правильные объяснения
поведения персонажей исходя из особенностей чужой для себя культуры. В данном случае
использовался культурный ассимилятор для участников русско-кавказского
взаимодействия. Для обучения русских.
13
После выполнения упражнения происходит обсуждение в круге.
2 этап. Далее предлагается сконструировать подгруппам несколько реальных
культурныхассимиляторов. Подгруппы получают задание сконструировать ситуации для
двух культурныхассимиляторов.
Итоги тренинга в целом.
Группа садится в круг. Тренер предлагает высказаться каждому в свободной форме,
но желательно ответить на вопросы, что дал тренинг каждому участнику, как повлиял на
мысли и чувства, поведение.
14
3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Подготовить конспекты следующих статей (материалы прилагаются в печатном виде
и на электронном носителе):
Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. «Этническая идентичность: понятие, формирование,
модели измерений»
ГриценкоВ.В., Смотрова Т.Н. Взаимосвязь ценностных ориентаций этнических мигрантов
и их склонности к девиантному поведению // Психологический журнал, 2005. Том
26. №6. С.53-68
Гриценко В.В., Шустова Н.Е. Социально-психологическая адаптация русских
переселенцев в российском обществе» //Психологический журнал, 2004, том 25,
№3, с.25-33.
Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Социально-психологические факторы этнической
толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных
регионах России // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5.- С. 31-54.
Левкович В.П., АндрущакИ.Б. «Этноцентризм как социально-психологический феномен»
Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурнойсреде и пути ее оптимизации //Введение в