Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:08, контрольная работа
Задание 7
1. Предпосылки возникновения буддизма.
2. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни (Будда) и его учение (четыре благородные истины, восьмеричный путь спасения).
3. Распространение буддизма и его разновидности (хинаяна, махаяна и др.).
Содержание
Задание 7
Список литературы.
1. Предпосылки возникновения буддизма
Для того чтобы понять истоки возникновения буддизма, особенности его вероучения и культа, необходимо вспомнить, какой была религиозная жизнь населения Индии того периода.
Буддизм зародился в Древней Индии на основе существовавших там религиозных учений, прежде всего брахманизма (древнеиндийской религии).
Древнеиндийское общество представляло собой жесткую социальную структуру, образованную четырьмя сословиями (кастами): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживающих все остальные сословия). Высшее сословие (первая каста) объединяло в себе жречество, которое отвечало за сохранение и передачу ведического знания, за состояние религии в обществе и надлежащее исполнение ритуалов. Брахманы считались посредниками между богами и людьми. Кшатрии (вторая каста) являлись воинским сословием, в него входили цари и военачальники. В своем правлении они пользовались помощью брахманов: опытных толкователей законов и традиций, советников и судей. К касте вайшьев (третья каста) принадлежали ремесленники, торговцы, ростовщики, мелкие земельные собственники. Четвертая каста включала в себя шудр (их предназначение — служить членам остальных трех каст) — низы древнеиндийского общества.
Как известно, в основе учения брахманов уже в первой половине I тысячелетия до н. э. лежали идеи о переселении души (реинкарнации) и о законе возмездия (карме), определявшем формы переселения. Законом кармы объяснялась и принадлежность к одной из четырех каст, поэтому прижизненный переход из одного сословия в другое был невозможен. Члены каждой касты жили по строгим предписаниям, обращаясь к брахманам по всем жизненно важным вопросам.
Откровенно кастовое учение, брахманизм не мог претендовать на решение многих вопросов, назревших в социальной жизни индийского общества и жизни каждого человека. Именно в таких условиях выходец из касты кшатриев Сиддхартха Гаутама и создал принципиально новое вероучение, отрицавшее духовное главенство брахманов.
В VI веке до н. э. начались интенсивные поиски новой религии, основанной на идеях брахманизма. Различные философы и мистики, скитаясь по долинам Ганга, проповедовали в качестве пути спасения ту или иную форму аскетизма. Именно среди таких аскетов-отшельников и зарождаются новые религии, не признававшие брахманских ритуалов и видевшие смысл существования только в сосредоточении на внутренней жизни человека. Представителей этих новых учений называли «шраманами» (саман — совершенствующий духовное усилие).
Одним из таких шраманов и был Сиддхартха Гаутама — исторический родоначальник буддизма, который поэтому может считаться не только основателем религии и мудрецом, но и одним из первых индийских философов.
2. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни (Будда) и его учение (четыре благородные истины, восьмеричный путь спасения)
Его имя было Сиддхарта, а фамильное прозвище Гаутама. Он родился около 563 г. до Р.Х. близ Гималаев, на границе Непала. Отец Сиддхарты был раджой полузависимого княжества. Мать Сиддхарты умерла через несколько дней после его рождения. Раджа, безумно любивший ее, перенес все свое чувство на сына. В тех редких случаях, когда царевич покидал свои сады и дворцы, по приказанию отца с его пути прогоняли всех нищих и больных. Люди должны были одеваться в лучшие одежды и с радостными лицами приветствовать Сиддхарту.
Легенда рассказывает, что однажды царевич неожиданно увидел дряхлого старика и, пораженный его видом, стал расспрашивать слугу о старости. Он был потрясен, когда узнал, что это общий удел всех людей. Гаутама пытался найти путь к освобождению от страданий. Однажды произошло самое значительное событие в жизни Гаутамы. Раздумья и муки, искания и самоотречения, весь его внутренний опыт, чрезвычайно изощривший и утончивший душу, — все это как бы собралось воедино и дало плод. Явилось долгожданное «просветление». Отныне он стал Буддой — Просветленным.
Наиболее полно суть буддийского вероучения выражена в первой, так называемой бенаресской проповеди Будды, которая обычно именуется провозглашением Четырех благородных истин.
Первая благородная истина — истина Страдания — гласит: «Все есть страдание», то есть в человеческой жизни присутствуют только страдания: «рождение — страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание, соединение с неприятным — страдание, разлука с приятным — страдание, неполучение чего-либо желаемого — страдание». Чаще всего они связаны с физической болью, но существует еще более тяжкое страдание — горе, печаль, отчаяние; а кроме того — неудачи, разочарования, крушения иллюзий, то есть неудовлетворенность этим миром, который не позволяет человеку в полной мере осуществить свои желания.
Вторая Благородная истина — истина Возникновения — объясняет причину страданий так: «Это жажда, приводящая к новым рождениям, сопровождаемая удовлетворением и страстями, находящая удовольствие здесь и там, а именно: жажда наслаждения, жажда существования, жажда гибели».
В своей проповеди Будда утверждал, что весь человеческий опыт «полыхает» желаниями жить и получать удовольствия от жизни — главная причина перерождений. Он говорил о жажде наслаждений (чувственные удовольствия: приятные запахи; звуки, вкус), жажде существования (стремление к процветанию) и жажде гибели (мысли вроде «я ни на что не способен», которые могут привести к самоубийству). Но всякое ли желание зло? Буддизм считает, что зло — это неумеренные или неправедные желания.
Третья благородная истина — истина Прекращения. Осознав страдание и его происхождение, Будда стал решать проблему, как можно положить конец страданию. Поскольку причина страдания лежит в самом человеке, значит, и избавление от нее подвластно воле человека: «Это полное бесследное уничтожение этой жажды, отказ [от нее]; отбрасывание, освобождение, оставление [ее]». Иначе говоря, нужно контролировать свои желания. Буддизм считает, что для этого надо постичь свою собственную природу, устранить неведение, и тогда колесо страдания сменится колесом освобождения: «Ибо сам человек совершает зло и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам и сам очищает себя» (Дхаммапада, XII, 9).
Четвертая благородная истина — истина Пути — указывает путь к прекращению страданий. Его еще называют Срединным путем. «Внемлите, братья, — говорил Будда в своей первой проповеди, — освобождение от смерти найдено; внемлите, монахи. Я наставляю вас. Я открою вам свое учение. Если последуете вы моему наставлению, то вскоре достигнете высшего завершения святого стремления...».
Путь, которому Будда следовал сам и учил ему других, он назвал «арья—аттхангика—мага», или «Благородным восьмеричным путем», и объяснил его так: «неделанье зла, достижение добра, очищение ума — вот учение просветленных» (Дхаммапада, XIV, 183). Символом этого пути в буддизме стало колесо с восемью спицами, где спицы — составные части благородного пути, ведущего к просветлению.
Восьмеричный путь указывает восемь состояний, достигнув которых, человек достигает высшей формы жизни. Будда разделил их на три категории: нравственность (шила), дисциплина ума, или медитация (самадхи), и мудрость (панья) — все они представляют три аспекта буддийской практики.
Нравственное поведение формируется:
• правильной речью;
• правильным поступком;
• правильным образом жизни.
Дисциплина ума (медитация):
• правильным приложением сил;
• правильным направлением мысли;
• правильным сосредоточением.
Мудрость:
• правильными взглядами;
• правильным намерением.
Будда говорил, что свое учение дает «из сострадания миру», а развить сострадание можно с помощью нравственного поведения. Поэтому всякий, кто желает практиковать Дхарму, должен начинать с практики шилы (это первый шаг, без которого идти вперед нельзя).
3. Распространение буддизма и его разновидности (хинаяна, махаяна и др.)
Универсальная «теория спасения» для всех людей, независимо от их социальной и сословной принадлежности, во многом помогла буддизму укрепиться в Индии и впоследствии за ее пределами, став мировой религией. Распространяясь на север, юг и восток от Индии, буддизм охватил огромные культурные регионы. Основная часть последователей буддизма проживает в странах Центральной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Таиланде, Лаосе, Мьянме (Бирме). В России буддизм исповедуют жители Тывы, Калмыкии, Бурятии; в последнее время буддистские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и в других городах. С конца XIX — начала XX века буддизм появился в Европе и США.
Судьба буддизма
в различных странах
В современном мире буддизм представлен множеством разновидностей, благодаря которым учение постоянно обогащается. Разным направлениям буддизма присущи различные варианты культа; кроме того, под влиянием местных традиций со временем появились и новые ритуалы. В процессе своего распространения буддизм вынужден был приспосабливаться к местным традициям и верованиям, поэтому как религия и как учение он представляет собой весьма сложное явление. Например, в Бирме существует бирманский вариант буддизма, в Таиланде — тайский, в Японии — японский и т. д. Каждому варианту буддизма присущи своя обрядовая специфика, свой свод канонической литературы, включающий местные комментарии и трактаты, свое отражение учения в иконографии и архитектуре.
В I в. н. э. буддизм разделился на два направления (ветви): хинаяну («узкий путь спасения») и махаяну («широкий путь спасения»). Это разделение было вызвано различиями в социальных и политических условиях жителей разных областей Индии, а также необходимостью приспособить буддизм к распространению за пределами этой страны.
Хинаяна теснее связана с ранним буддизмом. Она признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению. Основной упор в ней делается на личное спасение, которое считается достижимым лишь через уход от мира, т. е. принятие монашества. За пределами Индии хинаяна распространилась только там, куда проникли индийские поселенцы (Юго-Восточная Азия, Шри-Ланка).
Махаяна признает возможность спасения не только для монахов, но и для мирян, причем внимание акцентируется на необходимости спасать других, на активной проповеднической деятельности и вмешательстве в различные сферы общественной и государственной жизни. Преодолев аскетические крайности хинаяны, махаяна легче приспосабливалась к новым условиям и поэтому вышла далеко за пределы Индии (Средняя Азия, Дальний Восток), став основой для появления множества местных толкований и течений буддизма. Будда был окончательно превращен в божество, в честь которого стали сооружать храмы и совершать пышные обряды. Появилось поклонение «святым местам», расцвели магия, вера в чудеса и т. п.
Одной из разновидностей буддизма, утвердившейся в Тибете и Монголии, является ламаизм (от тибет. «лама» — высший, небесный). Он сформировался в XIV—XV вв. на базе махаяны, полностью восприняв ее вероучение. Что же касается отличий, то к ним относится, прежде всего, культ хубилганов (перерожденцев) — живых богов, воплощений Будды, к которым причислялись главным образом высшие ламы: например, глава тибетских ламаистов — далай-лама (от тибет. «далай» — великий).
Для ламаизма характерно
массовое распространение монашества.
В прошлом чуть ли не каждая тибетская
и монгольская семья стремилась
обзавестись собственным
4. Литературные источники буддизма: "Трипитака", "Сутры о мудрости и глупости" и другие
Письменных источников непосредственно от эпохи зарождения буддизма не сохранилось (возможно, и не было). Самый древний документ, известный науке, — надписи царя Ашоки (III в. до н. э., Индия) — относится ко времени, когда буддизм представлял собой уже сложившуюся религию. Буддийская литература складывалась многие века не только в Индии, но и в странах распространения буддизма. Учение и история буддизма изложены в огромном количестве древних книг, рукописей и преданий. Так, например, тибетские сборники канонических сочинений Ганджур (высказывания самого Будды) и Данджур (поздние комментарии к ним) содержат 4566 текстов.