Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 20:21, доклад
Религиоведение необходимо отличать от:
Теологии (Теос – Бог, логос - наука) – Богословие
Атеизма (безбожие)
Теология занимается обоснованием и защитой взглядов определенной религии.
Атеизм ставит целью отрицание любых религиозных взглядов, доказательства их несостоятельности.
Религиоведение интересует не защита и не опровержение религии, а исследование как религиозных, так и антирелигиозных положений.
Сегодня Мекка по-прежнему имеет право называться столицей Саудовской Аравии. Мало кто знает про официальную столицу - Джидду, - которая находится в 73 км от Священного города, но слово Мекка на слуху у каждого! Современные технологии позволили упростить мутешествие паломников в этот Священный город: недавно говорили о строительстве скоростной железной дороге, а теперь обсуждают международный аэропорт в Мекке.
Второй святыней
ислама является могила
Приложение 2. Мусульманские праздники и посты.
Календарь мусульман не изобилует красными праздничными датами. Более того, Пророк Мухаммад запретил праздновать праздники других религий.
Исламские праздники
обычно называют на языке Корана –
арабском. Все мусульманские праздники отмечаются в соответствии
с «Хиджрой» - лунным календарем, поэтому
все праздничные даты ежегодно приходятся
на разные дни и даже времена года.
Великих праздников в Исламе два:
1. Праздник разговения - Йиду-ль-Фитр (ар.),
Ураза-байрам (перс.). Йиду-ль-Фитр наступает
в
первый день десятого лунного месяца Шавваль
(декабрь/январь) и продолжается до 3 дней.
Этот праздник знаменует завершение поста
в месяце Рамадан.
2. Праздник жертвоприношения - Йиду-ль-Адха
(ар.), Курбан-байрам (перс.). Праздник Йиду-ль-Адха
начинается в 10 день
двенадцатого лунного месяца Зу-ль-Хиджа
(март/апрель), в период совершения
паломничества в Мекку.
Оба праздника отмечаются
всей общиной. Согласно шариату их конкретные
даты определяются решением имамов локальной
общины, выносимым в соответствии с результатами
наблюдений.
Помимо основных праздников в мусульманском мире чтят определенные дни, такие как джума, день Арафат и ночь Предопределения
Также праздничным днем считается каждая пятница недели.
Первый день Хаджа, паломничество в Мекке - 9 Зу-ль-Хиджа (март/апрель)
Мухаррам - начало Нового года - 1 Мухаррама (апрель/май)
Дни Ашура - день траура по
Хусейну и его семье. Иногда
праздник называется по возгласу "Вах,
Хусейн! Вах, Хасан! - "Шахсей-вахсей"
- 1-10 Мухаррама (десятый день нового года)
Маулюд-ан-наби - день рождения пророка Мухаммада - 12 Рабигуль-ауаль (июнь/июль)
Ночь Рагаиб - женитьба родителей Пророка Мухаммада - 4-5 Раджаба (сентябрь/октябрь)
Мирадж - вознесение Пророка на небеса - 27 Ражаба
Лейлат аль-Бараа, Бароат - ночь очищения от грехов - 14-15 Шугбана (октябрь/ноябрь)
Ураза - начало священного поста - 1 Рамадана (декабрь/январь)
Лейлят аль-кадр - ночь
предопределения - ночь на 27
Рамадана
Йаум Арафа - день стояния на горе Арафат - 9 Зу-ль-Хиджры (март/апрель)
Праздники являются важнейшей составной частью жизни каждого мусульманина. Их содержание направлено на то, чтобы провозглашать и укреплять основные положения учения ислама: веру в единство и единственность Аллаха - Его вечность, справедливость и всемогущество; веру в предопределение; признание пророческой миссии иудейских и христианских пророков, и, прежде всего, Пророка Мухаммеда; веру в священность Корана; веру в воскресение мертвых в Судный день.
Порицание исламом чрезмерности в известной степени определило и небольшое число праздников, а также скромность их проведения. В традиции ислама каноническими считаются только два праздника: Ид аль-адха (Курбан-байрам) - Праздник жертвоприношения и Ид аль-фитр (Ураза-байрам) - Праздник окончания поста месяца рамадан. Остальные праздники не являются каноническими и отмечаются как памятные даты, посвященные событиям, связанным с жизнью Пророка Мухаммеда, священной историей и историей ислама. Еженедельным праздничным днем мусульман является пятница (араб. яум аль-джума - "день собраний"), когда все совершеннолетние мусульмане посещают мечеть чтобы совместно совершить полуденную молитву (зухр) и выслушать проповедь имама (хутба).
Даты мусульманских праздников и памятных событий определяются по новолуниям и имеют следующую календарную последовательность:
МУХАРРАМ
Новый год
Ашура
Месяц мухаррам имеет особое значение в жизни мусульман. Поскольку 1 мухаррама наступает Новый год по лунному календарю, этот месяц считается священным. В месяце мухаррам, когда Пророк Мухаммед еще не имел достаточное число последователей, ему пришлось совершить знаменитое переселение (ар. хиджра) из Мекки в Медину (Ясриб) вместе с семьей и близкими. Эта дата - 15(16) июля 622 года по григорианскому календарю - считается началом мусульманской эры и поэтому месяц мухаррам так почитается мусульманами.
Из всех дней месяца мухаррам выделяется десятый день - Ашура (арам. "десять"), который почитается особо: по преданию в этот день Пророк Мухаммед произнес памятные слова: "о люди, спешите делать добро в этот день, ибо этот день великий, благословенный. Аллах благословил в этот день Адама". В традиции иудаизма в десятый день месяца мухаррам (месяц тишрей по еврейскому календарю) еще задолго до появления ислама стал соблюдаться пост и отмечаться Йом-Кипур - День Искупления, когда совершается покаяние и приносится жертвоприношение за содеянные грехи.
В мусульманской традиции день Ашуры посвящается воспоминанию многих важных событий священной истории: сотворению небес, земли и моря; рождению Адама; выходу пророка Нуха (Ноя) из Ковчега; решению пророка Ибрахима (Авраама) принести в жертву своего сына Исмаила (в библейской традиции - Исаака); окончанию страданий пророка Айуба (Иова); спасению Мусы (Моисея) и началу его пророческого служения (Коран 28:6-37). Кроме того, 10 мухаррама считается днем совершения в грядущем Страшного Суда
Во времена династии Омейядов (661-750) в день Ашуры мусульмане одевались в новые и нарядные одежды, веселились и устраивали праздничное угощение.
Сначала отношение к месяцу мухаррам у всех мусульман было одинаковым, но в 61 году хиджры (10 октября 680 г. по григорианскому календарю) в битве при Кербеле (совр. Ирак) были убиты имам Хусейн - младший сын Али ибн Аби Талиба и внук Пророка Мухаммеда, его брат Аббас и их 70 сподвижников. По свидетельству источников, с ними "поступили так, как не поступали у всех народов с худшими из людей: их убивали жаждой и мечом, сжигали, прибивали их головы к кресту, пускали по их телам лошадей". После этих событий содержательная сторона дня Ашура у мусульман-шиитов приобрела другое значение.
В память о мученической смерти имама Хусейна и его сподвижников 10 мухаррама шииты соблюдают строгий пост и траур, а также устраивают особые театрализованные представления (та-зийа), воспроизводящие эпизоды битвы при Кербеле и гибели имама. На площадях и улицах сооружаются помосты, на которых разыгрываются эти представления - траур, поминки, оплакивание и т. д. Непременными атрибутами этих представлений являются пустые кувшины и меха для воды, символизирующие страдания от жажды, светящийся тенур - печь, куда по преданию, была спрятана голова Хусейна, саваны и куски черной траурной ткани, кинжалы, топоры, камни, цепи и стрелы.
По городам и селениям в дни траура проходят шествия скорбящих (десте), которые несут черные знамена (бераг); некоторые участники шествия бьют себя кулаками в грудь и наносят удары цепями и кинжалами. Шествия сопровождаются громким плачем и восклицанием: "Шах Хусейн, вах, Хусейн!" (отсюда произошло европейское название этого обычая - "шахсей-вахсей"). В знак скорби женщины много рыдают: считается, что слезы, пролитые в эти дни, являются благословенными и излечивают от различных болезней - поэтому их даже собирают в особые сосуды - слезницы. Во дворах мечетей или в специально отведенных для этого местах устраиваются собрания с чтением повествований о страданиях имама Хусейна и его сподвижников (роузехани).
Мусульмане в этот день посещают мечеть для участия в общей молитве, а особенно благочестивые люди дают благотворительные обеды, на которых много рассказывается об имаме Хусейне и его семье, о роде Алидов и Пророке Мухаммеде.
Траурные дни длятся 29 дней, но часто траур соблюдается и в следующем месяце - сафаре. Существует традиция обновлять в эти дни посуду и другую домашнюю утварь. В период мухаррама считается богоугодным купить мухр - прессованную маленькую таблетку, сделанную из священной земли (Кербелы или Мекки); на этих таблетках пишутся изречения из Корана и наносится красивый орнамент.
Впервые мусульмане-шииты открыто отметили Ашуру как траур по имаму Хусейну в 963 году в Багдаде. Центром траурных торжеств вскоре стал город Кербела, где имам Хусейн принял мученическую смерть и где по преданию погребено его тело. В день праздника туда съезжаются паломники-шииты со всего мира.
Мусульмане-сунниты тоже чтят память имама Хусейна, но траур и пост в день Ашуры для них не являются обязательными.
РАБИ АЛЬ-АВВАЛЬ. День рождения Пророка Мухаммеда - Маулид ан-наби (Мавлид)
День рождения Пророка Мухаммеда отмечается в 12-й день месяца Раби аль-авваль. В знаменитом труде Ибн Исхака (704-767 гг.) "Жизнеописание господина нашего Мухаммеда, посланника Аллаха" приводится следующий рассказ о рождении Пророка: "Утверждают - согласно рассказам людей, но Аллах лучше знает, - что Амина, дочь Вахба и мать посланника Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует! - рассказывала, что когда она носила посланника Аллаха, ей было явление и было сказано: "Ты понесла господина этой общины. Когда он явится на свет, скажи: "поручаю его покровительству Единого от зла всех завистников", потом назови его Мухаммедом". Когда она понесла его, она увидела, как из нее вышел сноп света, в котором ей стали видны дворцы Басры на сирийской земле. Прошло немного времени и Абдаллах ибн ал-Мутталиб, отец посланника Аллаха, скончался, а мать посланника Аллаха еще была тяжела им. Сказал Ибн Исхак: посланник Аллаха родился в понедельник по прошествии двенадцати ночей с начала месяца раби аль-авваль, первого в год Слона".
"Год Слона", упоминаемый в этом произведении, приходится примерно на 570 год, однако точная дата рождения Пророка Мухаммеда до сих пор не установлена и праздник Маулид ан наби приурочен ко дню его смерти. Это объясняется и тем, что в традиции ислама смерть рассматривается прежде всего как рождение для вечной жизни. (Поэтому дни рождения отмечаются мусульманами либо очень скромно, либо не отмечаются вообще, а даты смерти отмечаются более торжественно).
В первые века ислама этот праздник не отмечался, и был введен в обычай только в 604 г. хиджры (1207 г.), во время правления багдадского халифа ан-Насира из династии Аббасидов.
По случаю Маулида
в мечетях совершаются общие
молитвы, произносятся торжественные
проповеди и декламируются
РАДЖАБ. Ночь Даров - Лейлят ар-Рага-иб
Для мусульман месяц раджаб является священным
и имеет особое значение: он называется
"месяцем Аллаха", "глухим" (ал-асамм)
и "проливным" (ал-асабб), поскольку
считается, что гнев Аллаха в этот месяц
не слышен, а Его милость со щедростью
"проливается" на всех людей. В месяц
раджаб отмечаются многие события священной
истории: вхождение пророка Нуха (Ноя)
в ковчег (в 1-й день месяца), чудо перехода
Мусой (Моисеем) моря, день прощения Адама,
день рождения Ибрагима (Авраама) и день
рождения Исы (Иисуса). В различных мусульманских
странах (особенно в Египте, Ираке и Йем