Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа
Согласие и несогласие в философии рассматривается с точки зрения «золотого правила», фундаментального правила нравственности. Оно требует от человека в его отношениях с другими людьми руководствоваться такими нормами, которые можно было бы обернуть на самого себя, нормами, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими же руководствовались другие люди в их отношении к нему («Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе»). Обучая вежливому отказу, возражению, протесту, мы формируем одно из нравственных начал в духовных традициях русской культуры.
В настоящее время мы можем отметить многообразие источников и причин социальных несогласий. Это — религиозные, политические, этнические несогласия. Эти несогласия возникают в результате неудовлетворения важных потребностей, составляющих основу существования и развития личности: в творчестве, в безопасности, в благосостоянии, в овладении культурными ценностями и т.п. Любая форма неудовлетворённости личности способна привести к возникновению межличностных, внутригрупповых, межгрупповых и иных несогласий.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы обучения учащихся созданию и использованию жанров несогласия…………………………………………………………………...8
§1. Жанры несогласия (возражение, отказ, протест): опыт жанрологической характеристики……………………………………………………………….…….8
§2. Жанровые особенности возражения……………………………….………….15
Выводы……………………………………………………………………………...18
Глава II. Обучение учащихся жанрам несогласия в условиях общения………..21
§1.Готовность учащихся старших классов к созданию и использованию жанров несогласия в типичных речевых ситуациях………………………………………21
1.1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента……21
1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………...22
§2. Характеристика хода формирующего эксперимента (опытного обучения)..24
§3. Результаты обучения старшеклассников созданию высказываний в жанре возражения………………………………………………………………………….38
3.1. Характеристика критериев для оценки результатов выполнения итогового контрольного задания……………………………………………………..……….38
3.2. Результаты анализа итогового задания формирующего
эксперимента………………………………………………………………………..39
Выводы……………………………………………………………………………...40
Заключение………………………………………………………………………….43
Библиографический список……………………………………
Некоторые учащиеся ответили, что им не важно мнение их друзей, и не нужно спорить, так как «на вкус и цвет товарищей нет» (16%).
Ситуация №3 (Ваши родители желают, чтоб Вы продолжили семейную традицию и выбрали профессию, которая вам не по душе. Как Вы выразите отказ, не обидев родных?):
В ответе на этот вопрос почти все склонились к первому варианту, что говорит об некоторых умениях выражать несогласие. Но их, безусловно, нужно развивать.
Результаты анкетирования позволяют сделать выводы о том, что жанры несогласия частотны в коммуникативной практике учащихся, но не все участники общения способны правильно выражать несогласие, что доказывает необходимость обучения школьников создавать и использовать ЖН.
Данные выводы были учтены нами при организации опытного обучения.
§2. Характеристика хода формирующего эксперимента (опытного обучения)
В данном параграфе представлены характеристика и анализ работы по программе опытного обучения, предложены методическая модель занятий с их критическим разбором в аспекте гипотезы и цели исследования.
Представим ход экспериментальных занятий.
Общая цель занятий: сформировать у старшеклассников коммуникативно-речевые умения, связанные с созданием и уместным использованием высказываний (текстов, реплик) с интенцией несогласия; научить выражать возражение в соответствии с профессионально значимыми ситуациями общения.
Представим ход экспериментальных занятий.
Тема: «Я не согласен…» (Жанры несогласия в современной коммуникации).
Обучающие задачи:
- актуализировать
знания учащихся о жанрах
- определить специфические черты ситуации несогласия;
- выявить характерные особенности жанров несогласия (отказ, возражение, протест), позволяющие дифференцировать жанры;
- выяснить языковые и речевые средства выражения несогласия в соответствии с требованиями речевого этикета;
ХОД УРОКА
Обучающие задачи решались следующим образом.
На первом занятии в вводном слове преподавателя целесообразно обосновать причины изучения данной темы, ее актуальность.
После обоснования актуальности изучаемого материала в эвристической беседе, соединенной с анализом речевых образцов, ученикам предлагается выполнить задания и ответить на вопросы. Приведенные вопросы организуют репродуктивно-аналитическую деятельность, активизируют имеющиеся знания и позволяют проверить уровень ранее сформированных умений.
Первое задание
Ученикам предлагается ответить на вопросы. Логика системы вопросов соответствует этапам формирования коммуникативно-жанровых умений выражать несогласие:
1. Выделить в текстах высказывания, выражающие несогласие, отмечая синим цветом вежливые формы выражения несогласия, красным – те, в которых нарушены нормы вежливого общения. 2. Найти в выделенных фрагментах примеры отказа, возражения, протеста; соотнести их с предложенными формулировками ЖН. 3. Что общего в этих жанрах? Каково коммуникативное намерение говорящих при выражениии несогласия? Какие коммуникативные задачи решает говорящий? Какова функция высказываний с интенцией несогласия в текстах-образцах?
Образцы для анализа:
Текст 1.
Мама: Так, мы поехали с папой по делам. Ты сегодня не учишься, значит, сможешь навести дома порядок: пропылесосить и вымыть посуду. А потом можешь сходить погулять.
Сын: А можно сначала погулять, а потом навести порядок?
Мама: Я что, не ясно выражаюсь??? Сначала уборка, потом улица. Всё, мы поехали.
Текст 2.
Учитель: Что мы знаем об имени существительном?
Ученик: Существительное отвечает на вопросы кто? и что?
Учитель: Я вновь обращаюсь к вопросу: Что мы знаем об имени существительным (интонация нетерпения, раздражения, голос - громче обычного)?
Ученик:…
Учитель: Каковы морфологические признаки имени существительного?
Ученик: Существительные изменяются по падежам, числам, родам.
Учитель: Неверно! Измени слово "дом" в женский род! (С возмущением.)
Ученик: …
Текст 3.
Мама: Тебе необходимо стать адвокатом, в нашей семье – все юристы!!!
Дочь: Я уважаю семейные традиции, но я хочу стать дизайнером, и юриспруденция меня не привлекает!
Мама: Это не профессия, а ерунда!!! И зарплата низкая!
Дочь: Ты не права! И я тебе это докажу!!! Завтра же сдам документы в приёмную комиссию!!!
Мама: ????????
Дочь: Да! И вас не спрошу!!!
Текст 4.
Продавец: Покупайте шелковую одежду! Самый лучший шёлк во всём городе!!!
Покупатель: Покажите, пожалуйста, вон тот розовый платок.
Продавец: Смотрите, всё натуральное.
Покупатель: Извините, но это не настоящий шёлк! Вы же обманываете людей, так нельзя.
Продавец: Никого мы не обманываем! Всё натуральное. А вы, мужчина, идите своей дорогой. И не суйте нос не в своё дело.
При выполнении данного задания важно было подвести студентов к мысли о том, что все высказывания объединены общим коммуникативным намерением – выражение несогласия с чем-либо или кем-либо. После выполнения задания учащиеся приходят к выводу, что для выявления ЖН (возражения, отказа, протеста) важно учитывать причину несогласия, а также глагол, с помощью которого оно выражается.
В конце обсуждения преподаватель обобщает наблюдения и делает вывод, что отказ, опровержение, возражение, протест – речевые жанры несогласия. Оформляется схема:
Жанры несогласия
Отказ Опровержение
Для обеспечения формирования основных коммуникативно-речевых умений, связанных с нахождением, разграничением и использованием в речи ЖН, необходимо было ввести новую речеведческую информацию. В сообщающем слове учитель делает акцент на основных жанровых признаках (факторах), позволяющих дифференцировать ЖН от других жанров. Приведём фрагмент слова учителя:
В числе специфических жанровых признаков отказа, протеста и возражения ученые - лингвисты называют их реактивный характер. Появление ЖН запрограммировано предыдущими высказываниями (жанр-стимул), поэтому их относят к жанрам-реакциям. Место отказа предопределено определенными типами речевых жанров (например, просьба - отказ), возражение является реакцией не на тип жанра, а на любой его компонент, содержащий мнение, утверждение, предположение, протест возникает в ответ на речевые или неречевые действия, нарушающие общепринятые понятия, положения, нормы. В любом случае зависимость ЖН от предшествующих высказываний требует анализировать связку стимул-реакция. Следовательно, грамотное владение ЖН предполагает учитывать жанр и причины, вызывающие несогласие. Так, инициальный жанр угроза скорее всего вызовет возражение, проводящее к конфликтному развитию событий, жанр мольба – вежливое возражение.
Далее учитель предлагает вопрос для обсуждения, который позволяет выявить причины возникновения ЖН.
В ходе обсуждения учащиеся выявляют следующие причины:
В качестве дополнения к выводу учитель заостряет внимание на причине, которая не зависит от воли человека.
Приведём фрагмент сообщающего слова:
Однако не всегда причиной несогласия является негативное отношение к чему-либо: нередко мы отказываем потому, что не можем выполнить какую-либо просьбу или принять приглашение в силу сложившихся обстоятельств или убеждений. Приведём пример1:
Я спросил, нельзя ли видеть джентльменов.
- Они уехали.
- Но куда же, в каком направлении?
- Не могу сказать, сэр.
- Когда же они вернутся?
- Они сказали, через месяц.
Второе задание является логическим продолжением предыдущей работы. Используя тексты-образцы задания № 1, учащиеся определяют: 1) принадлежность ЖН к жанрам-стимулам или жанрам-реакциям, 2) причины и предмет несогласия. С целью систематизации специфических признаков отказа, возражения, протеста заполняется таблица.
Приводим примерный образец выполнения задания:
Примеры ЖН |
Тип и пример жанра - стимула |
Тип жанра - реакции (ЖН) |
Причины выражения несогласия |
Предмет несогласия |
Текст 1. Я что, не ясно выражаюсь??? Сначала уборка, потом улица! |
Просьба (предложение) |
Отказ |
Нежелание выполнить что-либо. |
Предложение. |
Последующая деятельность учащихся на занятии включает выполнение системы заданий, направленных на обнаружение и характеристику жанрообразующих признаков, свойственных всем жанрам, но имеющих специфику применительно к ЖН. Так, для создания классификации способов и средств выражения несогласия предлагается третье задание: в образцах необходимо выделить жанры несогласия, назвать их тип (отказ, возражение, протест), определить способ воздействия (прямой или косвенный) и выяснить средства выражения несогласия (вербальные, паралингвистические, пантомимические, смешанные).
Текст 1. 2
Адвокат: Свидетель, вы раннее ссоры между подсудимым и его отцом?
Прокурор: Я протестую, Ваша Честь! Это не имеет отношения к делу.
Судья: Протест отклонён. Адвокат, продолжайте допрос.
Текст 2.
Секретарь: Николай Анатольевич! Вы не могли бы дать мне четыре выходных без содержания?
Начальник: Извините, но у нас сейчас серьёзный заказ, и Ваша помощь нам необходима. Я могу выделить вам эти выходные только через два дня. Это Вас устроит?
Секретарь: Да, вполне. Я могу подождать пару дней. Спасибо.
Текст 3.3
Я испугался, увидя его завлечённого в военные рассуждения, и спешил его прервать.
- Дочь капитана Миронова, сказал я ему, - пишет ко мне письмо; она просит помощи; Швабрин принуждает выйти за него замуж.
- Неужто? О, этот Швабрин превеликий Schelm, и если попадётся ко мне в руки, то я велю его судить в двадцать четыре часа, и мы расстреляем его на парапете крепости. Но покамест надо бы взять терпение…
- Взять терпение!- вскричал я вне себя. – А он между тем женится на Марье Ивановне!..
- О! – возразил
генерал. – Это ещё не беда:
лучше ей быть покамест женою Ш
Текст 4.
Брат: Лена, ты не могла бы помочь мне решить это уравнение?
Сестра: Я тебе, что репетитор что ли? Сам решай!
В ходе обсуждения приходим к выводам, которые оформляются в виде таблицы.
№ |
Тип жанра (пример). |
Способ воздействия |
Средства реализации несогласия |
Средства, нарушающие вежливое общение |
1. |
Возражение. О!– возразил генерал. – Это ещё не беда: лучше ей быть покамест женою Швабрина; он теперь может оказать ей протекцию, а когда его расстреляем, тогда, Бог даст, сыщутся ей и женишки. Миленькие вдовушки в девках не сидят, то есть, хотел я сказать, что вдовушка скорее найдёт себе мужа, нежели девица. |
Косвенный: возражение в форме восклицания. |
Смешанные: вербальные и голосовые |
Высказывание соответствует нормам вежливого общения. |
2. |
Протест. Я протестую, Ваша Честь! Это не имеет отношения к делу. |
Прямой протест в строгой форме |
Вербальные. |
Всё в соответствии с правилами судебной речи. |
3. |
Отказ. Извините, но у нас сейчас серьёзный заказ, и Ваша помощь нам необходима. Я могу выделить вам эти выходные только через два дня. Это Вас устроит? |
Прямой отказ, сопровождаемый
языковой конструкцией со значением
извинения и объяснением |
Вербальные |
Высказывание соответствует нормам вежливого общения. |
4.
|
Отказ Я тебе, что репетитор что ли? Сам решай! |
Прямой отказ |
Смешан- ные: вербальные и ритмико-интонационные |
Интонация, не соответствующая нормам вежливого общения |