Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 14:55, шпаргалка
Методика развития речи детей – это прикладная наука, изучающая закономерности пед деятельности, направленные на формирование правильной речи и умение речевого общения у детей дош возраста. Предметом МРР явл процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного пед воздействия. Фундаментальная задача - разработать на научно-пед основе наиболее эффективные ср-ва, методы и приемы развития речи, вооружить ими воспеток д/с, чтобы наиболее успешно развивать у детей речевые умения и способности. Прикладные задачи МРР% 1. Чему учить (языковые знания, т.е. содержание). 2. Как учить (условия, методы, приемы, средства обучения развитию речи). 3. Почему так, а не иначе (теоретическое обоснование).
Методика
развития речи детей – это прикладная
наука, изучающая закономерности пед
деятельности, направленные на формирование
правильной речи и умение речевого
общения у детей дош возраста. Предметом
МРР явл процесс овладения детьми родной
речью и навыками речевого общения
в условиях целенаправленного пед воздействия.
Фундаментальная задача - разработать
на научно-пед основе наиболее эффективные
ср-ва, методы и приемы развития речи, вооружить
ими воспеток д/с, чтобы наиболее успешно
развивать у детей речевые умения и способности.
Прикладные задачи МРР% 1. Чему учить (языковые
знания, т.е. содержание). 2. Как учить
(условия, методы, приемы, средства обучения
развитию речи). 3. Почему так, а не иначе
(теоретическое обоснование).
2. Научные основы МРР и ее связь с другими науками.
1. Методологическая
основа (Лурия, Выготский, Рубенштейн)
– положение
Языковая
способность – совокупность речевых
навыков и умений, сформированных на основе
врожденных предпосылок. Речевой навык
– это речевое действие достижения степени
совершенства. Речевое умение – особая
способность человека, кот становится
возможной в результате развития речевых
навыков. Психологическая основа ТМРР
базируется на концепции развивающего
обучения (Выготский, Эльконин, гольперин,
Леонтьев). 4. Учение о языке, как знаковой
системе.
Ян Амос Коменский (1592-1672). Он большое внимание уделял правильному произношению, а после 3х до 6ти лет обогащению речи. Принцип последовательности лег а основу книг Мир в картинка, Открытая дверь языков.
Швейцарский
педагог Иоанн Генрих
Фридрих Фребель (1782-1852) ввел название детский сад (воспетки - садовницы). Он считал, что надо создать условия для развития и не мешать этому развитию.
Ж-Ж Руссо большое внимание уделял развитию голоса, для этого использовал пение, музыку, правильную речь окружающих.
Мария
Монтессори (1870-1952). Она была стороннице
свободного воспитания. Методика развития
речи вкл в себя 1. сенсорное восприятие
предметов и их признаков 2. распознание
предмета по названию. 3. запоминание названия
предметов. 3х ступенчатые занятия
1ая ступень – педагог показывает предмет
и описывает его. 2ая ступень – педагог
просит ребенка подать ему кубик (пассивный
словарь). 3ья ступень – активный словарь
(Маша, это что, это красный кубик). У Монтессори
распространены беседа в кругу,
игры в кругу. Большое внимание она уделяля
гимнастике дыхания, зубов, языка. Также
разработала метод Письмо и Чтение.
4. Развитие методики в России…
Мысли о необходимости обучению родному языку содержаться в работах С. Полоцкого (1629-1680), Кантемирова (1708-1744), Ломаносова (1711-1765).
Ломоносов осуществил реформу русского языка и выступал за национал общение и воспитание на родном языке.
Л. Н. Толстой (1828-1910гг)
Был ярким сторонником семейного воспитания. Обратил внимание на воспитание детей по средствам бесед и чтения. Главный труд для дош-ов – «Азбука».
К. Д. Ушинский (1824-1870гг)
Говорил, что обучение детей должно проходить на родном языке. Известные произведения: «Родное слово», «Детский мир».
В основу своей системы Ушинский положил принцип народности. Преподавание отечественного языка имеет 3 цели:
1. развитие дара слова, т.е. умение выражать свои мысли в устной и посменной речи.
2. усвоение форм языка.
3. усвоение грамматики или логики языка.
Основ. теории положения Ушинского:
Ушинский изменил метод первоначального обучения родному языку.
Е. Н. Водовозова (1844-1923гг)
Была ученицей
Ушинского и детской
5. Становление и развитие методики как отрасли педагогической науки…
Методика развития речи появилась в 20-30гг 20 века. Стали появляться всё больше и больше гос детских садов, в связи с тем, что женщина пошла работать. Именно в это время решили, что детский сад нужно внести в образовательную систему.
Первый съезд по дошкольному воспитанию был в 1919 году.
Основные тенденции освещённые на этом съезде:
Второй всероссийский съезд состоялся в 1921 году:
Третий всероссийский съезд состоялся в 1924 году:
В 1928г принимается решение о разработки программы для детского сада.
Н. К. Крупская (1869-1936гг)
Она считала
речь основой умственного
Е. И. Тихеева (1867-1944гг)
Была последовательницей Ушинского и Толстого. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания. Произведения: «Родная речь и пути её развития», «Несколько слов о развитии речи».
В 1920 году Тихеева
становиться профессором
Теоретические основы:
Тихеева определила основные задачи работы по развитию речи в детском саду:
Система работы по развитию речи Тихеевой состояла из 2-х разделов:
а) разговоры с детьми
б) поручение
в) беседы
г) чтение
д) заучивание стихотворений
Е. А. Флёрина (1889-1925гг)
Эстетическое воспитание рассматривается ею как средство развития творческих сил ребёнка, которое должно осуществляться на лучших образцах подлунного искусства: художественное слово, художественная картина, художественные игрушки.
В 40-е годы проводятся собственно-методические исследования положившие начало накопления экспериментальной базы исследования. Дальнейшее её развитие связанно с изучением проблем дидактики.
А. П. Усова
Процесс обучения родному языку рассматривала в связи с ознакомлением с окружающим, с усвоением знаний приобретаемых ребёнком в общении со взрослым.
Л. П. Пеньевская
Занималась содержанием обучения родному языку, обучение рассказов.
Е. Е. Радина
Обучение детей правильному произношению звуков.
Р. И. Жуковская
Чтение, рассказывание и заучивание наизусть литературных произведений.
В конце 50-х
годов активно исследуется и обсуждаются
проблемы речевого развития детей раннего
возраста. Связанно это с появлением учреждения
ясли-сад.
6. Основные направления исследований в области МРР на современном этапе.
Ф. А. Сохин (1929-1992) – руководитель НИИ дошкольного воспитания. Он доказал, что развитие детской речи имеет своё, самостоятельное значение и не должно рассматриваться лишь как аспект ознакомления с окружающим миром.
М. Конина (1913-1991гг)
Ученица Флёриной. Она уточнила задачи по формированию грамматической стороны речи. Работала в области художественного чтения и рассказывания детей.
В. И. Логинова ( 1932-1992гг)
Уточнила методику уточнения словаря на основе ознакомления детей с предметами их признаками и качествами.
А. Н. Бородич (1926-….)
Обобщила все знания по развитию речи.
Психолого-педагогические исследования развития речи выполнено в 3-х направлениях: