Невербальные выразительные средства аратора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:26, реферат

Краткое описание

Невербальное общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.
Невербальное общение – наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.

Содержание

Введение 3
1. Мимика 4
2. Жестикуляция 5
3. Движения 9
4. Зоны 11
4.1. Зоны дистанций 11
4.2. Запретные зоны 12
5. Раздражители и реакции 12
5.1. Раздражители 12
5.2. Реакции 14
Заключение 16
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Жамков невербальные выразительные средства оратора.docx

— 44.46 Кб (Скачать файл)

Размеренный ритм. Если мы во время расслабленной (ритмичной)  прогулки вдруг ставим перед собой  ту или иную цель,  то  наша  походка  меняется.  Мы «приобретаем»  такт  и  начинаем  демонстрировать   определенное   поведение (манеру держаться). Такт позволяет как бы  осознать  ритм.  Это очевидно  в музыке, например, при игре на фортепьяно, и в танце.

Нарушение ритма  в  такт.  Если  мы  лишены  душевного  спокойствия  и нерешительны, то тогда наше поведение и не ритмично, и  не  подразделено  на такты.   Наступает   психический   сбой.   Речь    становится    растянутой, неопределенной  и  заикающейся,  движения  лихорадочно  неконтролируемы.  Мы становимся  жертвой  переоцененной  идеи,  с  которой  мы  никак  не   можем справиться.

4. Зоны

4.1. Зоны дистанций

Размеры   личной   пространственной   территории   человека   средне обеспеченного  социального уровня в принципе одинаковы  независимо  от  того, проживает  ли он в Америке, России, Англии или  Австралии. Ее можно  разделить на 4 четкие зоны дистанций (пространственные зоны).

1. Интимная зона (от 15 до  46 см)

Из всех зон эта самая  главная,  поскольку  именно  эту  зону  человек охраняет так, как  будто бы это его собственность. Разрешается  проникнуть  в эту  зону только тем лицам, кто находится  в тесном эмоциональном  контакте  с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и  родственники.

В этой  зоне  имеется  еще  подзона  радиусом  в 15  см,  в которую можно проникнуть только  посредством физического контакта.  Это сверх интимная зона.

2. Личная зона (от 46 до  1,2 метра)

Это расстояние, которое  обычно разделяет нас, когда  мы  находимся  на коктейль - вечеринках, официальных приемах, официальных  вечерах и  дружеских вечеринках.

3. Социальная зона (от 1,2 до  3,6 метров)

На таком  расстоянии  мы  держимся  от  посторонних  людей,  например, водопроводчика или  плотника, пришедшего  заняться  ремонтом  в  вашем  доме, почтальона, нового служащего на работе и от людей, которых не  очень  хорошо знаем.

4. Общественная зона (более  3,6 метра)

Когда мы адресуемся к большой  группе людей, то  удобнее  всего  стоять именно на этом расстоянии от аудитории.

4.2. Запретные  зоны

Самые интимные участки тела и пространства человека  являются  сферами “табу”. Доступ и прикосновение  к  ним  находятся  под  запретом.  Свободный доступ ко всем зонам имеют  влюбленные пары  и  родители  в  отношении  своих маленьких  детей. Большинство  запретных  зон  расположено  вблизи  признаков  половой принадлежности и чем  дальше  те  или  иные  части  тела  удалены  от половых органов, тем меньше их табуирование.

Например, матери  всегда  могут  поглаживать  дочерей  по  волосам,  а сыновья уже довольно  рано  начинают  противиться  этому.  Объяснение  можно найти в том, что  мальчишки  считают  “поглаживание  по  волосам”  девчачьим жестом. Они не хотят  испытывать  на  себе  это  заботливое  поведение,  это прихорашивание,  потому  что  не  хотят   выглядеть   как   девочки.   Такие прикосновения  ассоциируются с “наведением  красоты”, что в  детстве  мать  не раз и проделывала с детьми5.

Запретными участками  являются, например,  туалеты,  ванные  комнаты  и отчасти спальни. Кроме  того, табу может быть “наложено” на  любое  помещение и на любой  предмет. Например, рабочий кабинет, куда  никому  не  разрешается  входить, талисман, к которому никому нельзя прикасаться,  или  личные  вещи: курительная трубка, музыкальные  инструменты и т.д.

5. Раздражители  и реакции

5.1. Раздражители

Раздражители могут пробуждать в нас те или иные  пережитые  события  и чувства. Тот или  иной настрой определяет вид реакции.  Находясь  в  приятной компании, мы реагируем на раздражитель иначе, чем  если  бы  мы  оказались  в  напряженной обстановке. Наше чувство, возникающее в ответ  на  раздражитель, складывается из двух компонентов: настроения  и  движущей  силы.  Следствием движущей силы является то, что наше настроение проявляется в  том  или  ином движении. Из всего этого  мы  можем  заключить  следующее:  душевные  порывы тесно связаны с физическими движениями.

По своему содержанию физические движения соответствуют лежащему  в  их основе  чувству  и  имеющейся   двигательной   силе.   Физические   движения направлены к цели психических  переживаний.

В зависимости от силы чувства  или  от  двигательной  силы  физическое проявление этого может  быть  более  конкретным,  более  сильным  или  более продолжительным. Для выражения наших психических  структур мы  бессознательно используем аналогии и символы.

При  возникновении  определенного  чувства  соответствующие   нервные  центры  начинают  проявлять  активность,  вызывая   тем   самым   активность связанных с ними групп  мускулов.  Например,  на  яркий  солнечный  свет  мы спонтанно  реагируем сужением век и сведением  бровей. В этом случае мы  имеем  дело с непосредственной реакцией. Такое же поведение  мы  демонстрируем  как опосредованную реакцию в  том случае, если мы хотим рассмотреть  какой-нибудь предмет или если мы хотим припомнить что-то, происшедшее  много  лет  назад. Основополагающим для обеих ситуаций является желание  сконцентрироваться.  В первом случае – желание  разглядеть  что-либо  против  слепящего  солнечного света, во втором – вообще что-нибудь  увидеть.  При  второй,  опосредованной реакции  отсутствовал имевшийся в первом случае повод, но выражавшееся  таким  образом желание было идентичным первому.

Без  раздражителя  не  бывает  никаких  реакций.  Мы  лишь  различаем, поступают ли раздражители извне (от окружения) или изнутри (от  нас  самих). Наряду с группой поведенческих  раздражителей  нам  известна  также  обширная группа статистических.  Сюда  относятся  все  признаки  внешности.  Подобные признаки внешности  могут быть подлинными  или  искусственными.  К  подлинным признакам  относятся  органически   данные   признаки   живых   существ.   К искусственным признакам относятся все изменения, которые  предпринимаются  с целью  вуалирования  или введения   в   заблуждение   (косметика,   одежда, прическа).

5.2. Реакции

Под реакциями мы понимаем обратные действия, контрудар  или  ответ  на раздражитель, т.е. реакции  представляют собой вызванный раздражителем  образ действий. Они противостоят  спонтанным  действиям,  возможным  «невызванным» действиям живых существ, например рефлекторным или инстинктивным движениям.

Определенные физические или психофизические реакции,  в  том  числе  в форме  предпочитаемых  вегетативных  и  мимических  выразительных   явлений, сверхчувствительности,    психомоторных    особенностей,    часто     бывают врожденными.  Остальные  способы  реагирования  разучиваются.   Исследования психологии обучения  свидетельствуют  о  том,  что  в  результате  жизненных  процессов какой-либо определенный  раздражитель  постепенно  превращается  в пусковой элемент определенной реакции.

Мы  различаем  следующие  специфические   возможности   реагирования: спасаться  бегством,  бороться,  прятаться,   звать   на   помощь,   унимать нападающего,  подчиниться  или  соответственно  сдаться.  Параллельно  и   в  сочетании с ними, а также в  зависимости от личностных критериев  возникают  и другие реакции.

Примитивная реакция или  действие. Если раздражитель  как  бы  в  обход личности в целом  приводит к появлению реакции, то в таком  случае  мы  имеем  дело с неспецифичным  поведением.  Примитивные  реакции  могут  приводить  к «проявлению»  подсознательных  механизмов.  В   случае   взрывных   реакций, являющихся   одним   из   вариантов   примитивных   реакций,   эмоциональное  сверхнапряжение  достигается   за   счет   помрачения   сознания.   Разрядка внутренней напряженности при такой форме реакции может приводить  к  слепому бегству прочь, к  крушению  всего  вокруг  себя,  конвульсиям  и  сумеречным состояниям, часто с последующей амнезией, к одержимости той или  иной  идеей и т.д.

К  группе  примитивных  реакций  относятся   и   рефлекс   замирания, оцепенение от ужаса (также  потеря сознания). В этом случае мы имеем  дело  с пассивными реакциями.

Активной примитивной  реакцией является, к  примеру,  ураган  движений, когда  активная  самозащита  протекает  бесконтрольно.  Две  противоположные манеры  поведения  –  рефлекс  замирания  и  ураган  движений   –   являются выражением психики, не способной к оказанию  сильного  сопротивления.  Часто  одна  реакция  переходит  в  другую.  После   оцепенения   часто   возникает торопливая деятельность (плач, всхлипывания, бегство  прочь).  При  известных обстоятельствах  кратковременное   состояние   физической   слабости   может  способствовать возникновению примитивных  реакций.

Личностная  реакция.  В  этом  случае  раздражитель  перерабатывается интрапсихически. Реакция соответствует всей личности в целом и представляет собой специфичный для всей личности ответ.

Неадекватная реакция. Реакция  является  неадекватной  в  том  случае, если она не соответствует  причинности происходящего  или  даже  противоречит ей. Поведение  или реакция могут быть неадекватными  как по  качеству,  так  и  по количеству.

Ужас. При этом виде примитивной  реакции непроизвольно возникают  как  реакция на неожиданно возникающие  душевные  потрясения  психомоторные  чередования.

Такие реакции вызываются факторами внезапности(раздражителями) Паника.  Паника  возникает  тогда,  когда   в   коллективе   по   прошествии определенного  периода достигается готовность к  панике.  Накопившийся  страх  неожиданно  выплескивается  наружу  в  виде  паники  и  приводит  к   страху обдуманных действий.  

Заключение

Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют  на зрительный канал восприятия, акцентируют  внимание на содержании информации, поступающей  по слуховому каналу, повышают эмоциональность  и тем самым способствуют лучшему  усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности  и естественности на трибуне, перед  аудиторией. Вид человека, который  длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного  доклада опытный выступающий  меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или  иного места речи, помогает сосредоточить  на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность  «отдохнуть» и затем переходит  к другому положению речи. Не следует  расхаживать, двигаться в стороны  во время выступления.

Мастерство оратора проявляется  в усилении воздействия жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление  волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый  совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично  сливается с содержанием речи. В ораторском искусстве используются:

1) Ритмические жесты. Они  подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное  движение вправо при произнесении  фразы «Говорит, что воду цедит».

2)    Эмоциональные  передают оттенки чувств (сжатый  кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука).

3)    Указательные  рекомендуется использовать в  очень редких случаях, когда  есть предмет, наглядное пособие,  на которые можно указать.

4)    Изобразительные  наглядно представляют предмет,  показывают его (например, винтовую  лестницу).

5)    Символические  несут определенную информацию. К этой группе относятся жест  категоричности (сабельная отмашка  кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе  движение «там и здесь»), жест  разъединения (ладони раскрываются  в разные стороны), жест обобщения  (овальное движение двумя руками  одновременно), жест объединения  (пальцы или ладони рук соединяются).

О важности жестикуляции, говорит  тот факт, что в риториках, начиная  с античных времен, ей посвящались  специальные главы.

Основным показателем  чувств говорящего является выражение  лица. Мимика оратора стимулирует  эмоции аудитории, способна передать гамму  переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость ... Выражение лица должно соответствовать характеру  речи. У хорошего оратора, как замечал  А. Ф. Кони, «лицо говорит вместе с  языком». Лицо и весь внешний облик  выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или  безучастных.

 

 

Список литературы

  1. Егоров П.А., Руднев В.Н. Основы этики и эстетики. Учебн. пос. М., 2010.
  2. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 2002.
  3. Корникова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи. Учебн. пос. М., 1998.
  4. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебн. пос. М., 1994.
  5. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. М., 1988.
  6. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник. М., 2003.
  7. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003.
  8. Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. Учебн. пос. М., 1996.
  9. Монтефиоре С. Речи, которые изменили мир. М., 2009.
  10. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.
  11. Порубов Н.И. Риторика. Минск, 2004.
  12. Руднев В.Н. Культура и речевой этикет работника судебной системы. Учебно-метод. пос. М., 2009.
  13. Руднев В.Н. Риторика. Курс лекций. М., 2010.
  14. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебн. пос. М., 2011.
  15. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997.
  16. Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М., 2009.

Информация о работе Невербальные выразительные средства аратора